Содержательный модуль 1. Подходы к развитию творческого мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

 

направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

 

профиль: Педагог дополнительного образования

 

Образовательный уровень: бакалавр

 

ПРИНЯТО

Советом факультета

Протокол № 1 от 01 сентября 2017 г.

 

 

Донецк – 2017 год


Рабочая программа учебной дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» для обучающихся направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Педагог дополнительного образования)

 

 

«01» сентября 2017 года 21 с.

 

 

Разработчик:

Доцент Марченко Г.В.

 

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры дополнительного образования

 

Протокол № 1 от «01» сентября 2017 года

 

 

Заведующий кафедрой дополнительного образования______(Марченко Г.В.)

 

«01» сентября 2017 года

 

 

ÓДОНПИ, 2017 год


Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения

очно-заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 5

Область знаний 44.00.00 Образование и педагогические науки

Обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла

Б1.В.ОД3.17

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль:

Педагог дополнительного образования



Семестр

 Общее количество часов – 180

7-8

7-8

Лекции

Недельных часов для очной формы обучения:

аудиторных – 3

самостоятельной работы студента – 3

квалификационный уровень:

бакалавр

36 ч.

16 ч.

Практические

52 ч.

20 ч.

Самостоятельная работа

92 ч.

144 ч.

Индивидуальные задания:

Вид контроля:

Зачет, экзамен

Зачет, экзамен

           

 

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Активные методы обучения и воспитания» является обязательной дисциплиной профессионального цикла и относится к вариативной части учебного плана направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Педагог дополнительного образования).

Дисциплина реализуется на четвертом курсе бакалавриата в 7 и 8 семестрах. Освоение дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» необходимо для последующего изучения дисциплин вариативной части учебного плана, реализации основных функций педагога в процессе прохождения производственной и преддипломной практики.

Изучение дисциплины базируется на курсах «Педагогика», «Психология» и др.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов системы теоретических знаний, практических навыков и умений эффективной организации педагогической поддержки обучения и воспитания детей, развитие у них дидактическими средствами необходимых личностных качеств, представлений, отношений, умений; формирование специальной методической компетентности будущего специалиста в области педагогического образования.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

1. Мотивировать педагогов к использованию интеллектуального потенциала учащихся.

2. Способствовать освоению ключевых компетенций для разработки стратегии интенсивного приобретения знаний.

3. Способствовать приобретению умений и навыков в создании моделей образования, направленных на полноценное развитие каждого ребенка с использованием активных методов обучения и воспитания.

4. Стимулировать инновационную активность в педагогической среде, что положительно сказывается на развитии образования.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

- способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и других языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

2) общепрофессиональными (ОПК):

- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4);

- владение основами этики и речевой культуры (ОПК-5);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

- способностью использовать свободное владение профессионально-профильными знаниями в области компьютерных технологий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе, находящихся за пределами направленности (профиля) подготовки (ОПК-7);

3) профессиональными и профессионально-прикладными компетенциями (ПК):

- готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1; ППК-1);

- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2; ППК-2);

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3; ППК-3);

- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4; ППК-4);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6; ППК-5);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7; ППК-6);

- в проектной деятельности – способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- теоретические основы интерактивной педагогики;

- специфику использования активных форм и методов обучения детей разного возраста;

- разновидности активных методов обучения и воспитания детей разных возрастов;

- актуальные для процесса обучения и воспитания активные методы;

- сущность, содержание и организационные особенности использования в образовательно-воспитательных целях активных методов обучения и воспитания;

- специфику использования активных методов;

уметь:

- формулировать образовательные задачи работы с детьми, определять пути и средства их реализации;

- выбирать наиболее рациональные формы и методы активного обучения в зависимости от конкретной педагогической ситуации;

- разрабатывать занятия в рамках активного игрового обучения;

- разрабатывать авторские методические материалы (задания, упражнения, игры) в контексте активных методов обучения и воспитания;

- проектировать процесс взаимодействия с детьми разных возрастных категорий, обеспечивающий социализацию и индивидуализацию их личности;

- проектировать воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и социальным, возрастным, психофизическим и индивидуальным особенностям;

владеть:

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- методами активного обучения и воспитания;

- материалом, для выявления потребностей в обучении и воспитании;

- навыками планирования групповой работы;

- методикой разработки новых программ обучения и воспитания с использованием активных методов.

 

 

Содержание учебного материала

Семестр

Семестр

Тема 6. Игровые методы.

Ролевые игры. Имитационные игры. Деловые игры. Организационно-деятельностные игры. Роль игротехника в группе. Оперативное и системное политическое информирование студентов. Интеллектуальная (педагогическая) разминка. Диалог с обучающимися во время занятий. Проблемное обучение. Проблемная лекция. Интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологий обучения. Имитационные упражнения. Разыгрывание ролей. Педвикторина. «Педбой»

Тема 7. Неигровые методы.

Метод конкретных ситуаций (Анализ конкретных ситуаций). Семинар-дискуссия (групповая дискуссия).Тренинги. Методы на базе электронной образовательной среды. Индивидуальный практикум. Дискуссия. Диспут. Экспресс-опрос. Коллоквиум.

Тема 6. Игровые методы.

Вопросы к обсуждению:

Ролевые игры. Имитационные игры. Деловые игры. Организационно-деятельностные игры. Роль игротехника в группе. Оперативное и системное политическое информирование студентов. Интеллектуальная (педагогическая) разминка. Диалог с обучающимися во время занятий. Проблемное обучение. Проблемная лекция. Интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологий обучения. Имитационные упражнения. Разыгрывание ролей. Педвикторина. «Педбой»

Тема 7. Неигровые методы.

Вопросы к обсуждению:

Метод конкретных ситуаций (Анализ конкретных ситуаций). Семинар-дискуссия (групповая дискуссия).Тренинги. Методы на базе электронной образовательной среды. Индивидуальный практикум. Дискуссия. Диспут. Экспресс-опрос. Коллоквиум.

Тематика курсовых работ

Профиль: Педагог дополнительного образования

1. Становление активных методов обучения как педагогического феномена.

2. История изучения активных методов обучения.

3. Приемы активизации интеллектуальной активности личности.

4. Активные методы и развитие креативности личности.

5. Использование активных методов в дополнительном образовании.

6. Активные методы в интеллектуальном развитии и воспитании личности в организациях дополнительного образования.

7. Активные методы в работе руководителя кружка художественной направленности.

8. Активные методы в работе руководителя кружка спортивной направленности.

9. Активные методы в работе руководителя кружка хореографической направленности.

10. Активные методы в работе руководителя кружка интеллектуальной направленности.

11. Активные методы в работе руководителя кружка музыкальной направленности.

12. Активные методы в работе руководителя кружка театральной направленности.

13. Активные методы в работе руководителя кружка биологической направленности.

14. Интеллектуальное развитие ребенка средствами активных методов в условиях дополнительного образования.

15. Активные методы в эстетическом развитии личности в системе дополнительного образования.

16. Активные методы в нравственном развитии личности в системе дополнительного образования.

17. Активные методы в трудовом воспитании личности в системе дополнительного образования.

18. Активные методы в физическом воспитании личности в системе дополнительного образования.

19. Интеллектуальное развитие личности игровыми средствами.

20. Нравственное развитие личности игровыми средствами.

21. Эстетическое развитие личности игровыми средствами.

22. Экологическое образование личности игровыми средствами.

23. Проектные технологии в интеллектуальном развитии личности.

24. Проектные технологии в нравственном воспитании личности.

25. Проектные технологии в экологическом образовании личности.

26. Проектные технологии в эстетическом воспитании личности.

27. Проектные технологии в трудовом воспитании личности.

28. Метод кейсов как средство активизации интеллектуальной активности личности.

29. Экскурсия как средство активизации познавательной активности личности.

30. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации интеллектуальной деятельности личности.

 

 


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. Учебник / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000.

3. Буйлова Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Л.Н. Буйлова. – М., 2002.

4. Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Вачков И. В. Психология тренинговой работы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007.

6. Герасимов Б. Н. Игровое моделирование управленческих процессов / Н.Б. Герасомов. – Самара, 2006.

7. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Гогоберидзе, О. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.

9. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.

10. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004.


Дополнительная

1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе / И.Г. Абрамова. – СПб.: Образование, 1992.

2. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехники / О.С. Анисимов. – Новгород, 1989.

3. Бельчиков М. М. Д еловые игры / Под ред. М. М. Бельчикова, М. М. Бирштейн. – Рига, 1989.

4. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. – СПб., 1996.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М., 1991.

6. Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И.В. Вачков. – М., 1996.

7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991.

8. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983.

9. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т.П. Войтенко. – Калуга: Адель, 1997.

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1997.

11. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

12. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! / Б. Зельцерман, Н. Рогалева. – Рига, 1997.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной психотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб, 2000.

15. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО / Д. Зицер, Н. Зицер. – СПб.: Просвещение, 2009. – 287 с.

16. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского // В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994.

17. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.

18. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителей / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.

19. Князев А. М., Одинцова И. В. Акмеологические технологии активно-игрового обучения / А.М. Князев, И.В. Одинцова. – М., 2007. – 215 с.

20. Князев А. М., Одинцова И. В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения: Учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 208 с.

21. Князев А. М., Одинцова И. В. Системные деловые игры в образовании / А.М. Князев, И.В. Одинцова. – М., 2006. – 230 с.

22. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов. – Екатеринбург, 1997.

23. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.,2002.

24. Колонина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге / Т.Ю. Колонина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. – 189 с.

25. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликова А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликова. – Мозаика-Синтез, 2011.

26. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е.В. Коротаева. – М., 1997.

27. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. – М., 2003.

28. Кроль В. М. Психология и педагогика. Учебное пособие / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2004 – С. 262-267.

29. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

30. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей / . – М., 1989.

31. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б. В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: ВЛАДОС, 2001.

32. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Левина. – М., 2006 – 315 с.

33. Макаров Ю. В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа / Ю.В. Макаров, В.В. Исаков. – СПб, 1996.

34. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

35. Ментс Мори Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / Мори Ван Ментс. – СПб, 2002.

36. Методический ларец: Практическое руководство по активным методам в образовании взрослых / Авт-сост. С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова. – Петрозаводск, 2002.

37. Микляева Н. В. Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада: программа взаимодействия семьи и детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Микляева. – Мозаика-Синтез, 2011.

38. Миллер С. Психология игры / С. Миллер. – М., 1999.

39. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический проект, 2004.

40. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Академия, 2008.

41. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

42. Петрова Л. И. Организация образовательного процесса в школе / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с.

43. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др. / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. – 131 с.

44. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник / В.Я. Платов. – М.: Профиздат, 1991.

45. Подласый И. П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.

46. Сластенин В. А. Педагогика / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. / Под ред. В. А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – 607 с.

47. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Д. Смирнов. – М., 2003 – 216 с.

48. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 1991.

49. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. / К. Фопель. – М., 2005. – 115 с.

50. Харламов И. В. / Педагогика: Учебное пособие / И.В. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2006. – 519 с.

51. Хохлова Д. А., Соколова И. Ю., Таранова Т. Н. Методика преподавания педагогики / Д.А. Хохлова, И.Ю. Соколова, Т.Н. Таранова. – Ставрополь: СГУ, 2005 – 520 с.

52. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. – 222 c.

53. Шмаков С. А. Ее величество игра / С.А. Шмаков. – М., 1992.

54. Ширяева В. А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2008. – 176 с.

55. Щуркова Н. Е. Игровые методики / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

56. Эльконин Д.В. Психология игры / Д.В. Эльконин. – М., 1998.

 

Интернет - источники:

1. Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)view.pl?mid=1126873196

2. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» – http://dovosp.ru»

3. Новые педагогические технологии (курс)/distant/newpteh/intro2.htm

4. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

5. Педагогическая библиотека. Книги и статьи. Литература по педагогике и ее прикладным отраслям htpp://www.pedlib/ru.

6. Развивающие педагогические технологии ffec/psych/ps13.html

7. Современное дошкольное образование: теория и практика – http://sdo-journal.ru

8. Структура педагогических технологий kartuzov/site/4_3/2.htm

9. Факультет технологий интерактивного обучения - http://moi-amour.ru

10. Федеральный Институт Развития Образования - firo.ru

11. http://festival.1september.ru

12. http://mirznanii.com

13. http: //allbest.ru/

14. http://summercamp.ru/

15. http://el-mikheeva.ru/avtor/igrovyie-metodyi-obucheniya-doshkolnikov

16. paidagogos.com/?p=98

17. ru.wikipedia.org/wiki/Технология_обучения

18. scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/

 

 


Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Методические указания.

2. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий.

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Специфика мышления человека.

2. Потребность в креативном мышлении.

3. Креативность мышления как явление.

4. Типология креативного мышления.

5. Аспекты креативности .

6. Парадигмы в мышлении.

7. Интеграционное мышление.

8. Структура и типология интуиции.

9. Интенциональный опыт.

10. Признаки проявления интуиции.

11. Ментальные модели и латеральное мышление.

12. Сочетание двух типов мышления.

13. Последовательность поступления информации.

14. Дихотомия мышления.

15. Методы реализации латерального мышления.

16. Система ментальных моделей.

17. Ментальные возможности.

18. Проблема как система.

19. Бессознательная компетентность в идентификации проблем.

20. Интеллект и эмоции в решении проблем.

21. Навыки эмоционального интеллекта.

22. Система активных форм обучения.

23. Цель реализации активных методов.

24. Достоинства активных методов обучения.

25. Правила и принципы интерактивного обучения. Условия его реализации.

26. Игра как инструмент обучения.

27. Ориентация игровых методов обучения.

28. Ролевые игры.

29. Имитационные игры.

30. Деловые игры.

31. Организационно-деятельностные игры.

32. Роль игротехника в группе.

33. Метод конкретных ситуаций.

34. Тренинги.

35. Методы на базе электронной образовательной среды.

36. К истории развития метода деловых игр.

37. Классификация деловых игр.

38. Методология игрового процесса.

39. Проведение деловой игры.

40. Преимущества деловых игр.

41. Конструирование игры.

42. Анализ решений – становление метода. Суть метода кейс-стади.

43. Применение метода. Классификация кейсов.

44. Сопоставление метода кейс-стади. Источники кейсов.

45. Структура кейса и этапы разработки.

46. Этапы реализации метода в группе. Критерии отбора кейсов.

47. Целевая направленность тренинга. Тренинг как явление.

48. Достоинства и недостатки тренинга.

49. Содержание тренинга.

50. Классификация тренингов. Тренер в процессе тренинга.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

 

направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

 

профиль: Педагог дополнительного образования

 

Образовательный уровень: бакалавр

 

ПРИНЯТО

Советом факультета

Протокол № 1 от 01 сентября 2017 г.

 

 

Донецк – 2017 год


Рабочая программа учебной дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» для обучающихся направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Педагог дополнительного образования)

 

 

«01» сентября 2017 года 21 с.

 

 

Разработчик:

Доцент Марченко Г.В.

 

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании кафедры дополнительного образования

 

Протокол № 1 от «01» сентября 2017 года

 

 

Заведующий кафедрой дополнительного образования______(Марченко Г.В.)

 

«01» сентября 2017 года

 

 

ÓДОНПИ, 2017 год


Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения

очно-заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 5

Область знаний 44.00.00 Образование и педагогические науки

Обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла

Б1.В.ОД3.17

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль:

Педагог дополнительного образования



Семестр

 Общее количество часов – 180

7-8

7-8

Лекции

Недельных часов для очной формы обучения:

аудиторных – 3

самостоятельной работы студента – 3

квалификационный уровень:

бакалавр

36 ч.

16 ч.

Практические

52 ч.

20 ч.

Самостоятельная работа

92 ч.

144 ч.

Индивидуальные задания:

Вид контроля:

Зачет, экзамен

Зачет, экзамен

           

 

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Активные методы обучения и воспитания» является обязательной дисциплиной профессионального цикла и относится к вариативной части учебного плана направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Педагог дополнительного образования).

Дисциплина реализуется на четвертом курсе бакалавриата в 7 и 8 семестрах. Освоение дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» необходимо для последующего изучения дисциплин вариативной части учебного плана, реализации основных функций педагога в процессе прохождения производственной и преддипломной практики.

Изучение дисциплины базируется на курсах «Педагогика», «Психология» и др.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов системы теоретических знаний, практических навыков и умений эффективной организации педагогической поддержки обучения и воспитания детей, развитие у них дидактическими средствами необходимых личностных качеств, представлений, отношений, умений; формирование специальной методической компетентности будущего специалиста в области педагогического образования.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

1. Мотивировать педагогов к использованию интеллектуального потенциала учащихся.

2. Способствовать освоению ключевых компетенций для разработки стратегии интенсивного приобретения знаний.

3. Способствовать приобретению умений и навыков в создании моделей образования, направленных на полноценное развитие каждого ребенка с использованием активных методов обучения и воспитания.

4. Стимулировать инновационную активность в педагогической среде, что положительно сказывается на развитии образования.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

- способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и других языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

2) общепрофессиональными (ОПК):

- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4);

- владение основами этики и речевой культуры (ОПК-5);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

- способностью использовать свободное владение профессионально-профильными знаниями в области компьютерных технологий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе, находящихся за пределами направленности (профиля) подготовки (ОПК-7);

3) профессиональными и профессионально-прикладными компетенциями (ПК):

- готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1; ППК-1);

- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2; ППК-2);

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3; ППК-3);

- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4; ППК-4);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6; ППК-5);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7; ППК-6);

- в проектной деятельности – способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- теоретические основы интерактивной педагогики;

- специфику использования активных форм и методов обучения детей разного возраста;

- разновидности активных методов обучения и воспитания детей разных возрастов;

- актуальные для процесса обучения и воспитания активные методы;

- сущность, содержание и организационные особенности использования в образовательно-воспитательных целях активных методов обучения и воспитания;

- специфику использования активных методов;

уметь:

- формулировать образовательные задачи работы с детьми, определять пути и средства их реализации;

- выбирать наиболее рациональные формы и методы активного обучения в зависимости от конкретной педагогической ситуации;

- разрабатывать занятия в рамках активного игрового обучения;

- разрабатывать авторские методические материалы (задания, упражнения, игры) в контексте активных методов обучения и воспитания;

- проектировать процесс взаимодействия с детьми разных возрастных категорий, обеспечивающий социализацию и индивидуализацию их личности;

- проектировать воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и социальным, возрастным, психофизическим и индивидуальным особенностям;

владеть:

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- методами активного обучения и воспитания;

- материалом, для выявления потребностей в обучении и воспитании;

- навыками планирования групповой работы;

- методикой разработки новых программ обучения и воспитания с использованием активных методов.

 

 

Содержание учебного материала

Семестр

Содержательный модуль 1. Подходы к развитию творческого мышления

Дата: 2018-11-18, просмотров: 420.