К теме 1. Предмет и метод истории отечественного государства и права. Древние государственные образования на территории Причерноморья и Приазовья.
1. Дайте определение терминов: предмет курса, метод, государство, право, источник права, периодизация.
2. Найдите и запишите разные виды периодизации курса ИОГП
3. Сделайте сравнительную таблицу системы права Скифского государства и Боспорского царства.
К теме 2. Государство и право Древней (Киевской) Руси.
1. Дайте определение терминов: Киевская Русь, племенной союз, дружина, боярский совет, вече, обычное право, «Русская Правда», съезд князей.
2. Подготовьте сравнительную таблицу трех редакций «Русской правды».
К теме № 3. Государство и право Древней (Киевской) Руси в период феодальной раздробленности.
1. Подготовьте сравнительную таблицю государственного устройства Галицко-Волынского княжества и Новгородской феодальной республики.
К тем е № 4. Государство и право юго-восточных земель Руси в литовско-польский период.
1. Подготовьте анализ видов преступлений и наказаний в Великом княжестве Литовском.
2. Дайте определение терминов: Речь Посполитая, уния, сейм, сенат, маршалок, референдарий, Генриховы артикулы.
3. Подготовьте сравнительный анализ государственно-правового развития юго-западных (украинских) земель до Люблинской унии и после нее.
К теме № 5. Государство и право казацкого периода.
1. Дайте определение терминов: казак, гетман, универсал, Запорожская Сечь, реестровое казачество, Малороссийская коллегия.
2. Раскройте структуру, функции и компетенцию органов и представителей власти на Сечи.
3. Подготовьте сравнительный анализ правового положения запорожского и реестрового казачества.
К теме № 6. Государство и право Русского (Московского) государства.
1. Подготовьте сравнительную таблицу Судебника 1497 г. и Судебника 1550 г.
К теме № 7. Государство и право Российской империи в период абсолютной монархии.
1. Подготовьте сравнительный анализ Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи.
К теме № 8. Государство и право Российской империи периода перехода к буржуазной монархии.
1. Охарактеризуйте основные правовые положения крестьянской реформы 1861 г.
2. Охарактеризуйте Манифест 1905 г.
Модуль 2. Государственно-правовое положение Донбасса в новейшее время.
К теме № 9. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики.
1. Охарактеризуйте органы власти и управления Временного правительства.
2. Подготовьте сравнительную таблицу I-IV универсалов Центральной Рады.
К теме № 10. Государство и право в период социалистической революции и создание Советского государства.
1. Подготовьте сравнительную таблицу Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции УССР 1919 г.
2. Охарактеризуйте органы власти и управления Донецко-Криворожской советской республики.
К теме № 11. Государство и право Советской Украины в 1922-1941 гг.
1. Подготовьте сравнительную таблицу Конституции УССР 1929 г. и 1937 г.
К теме № 12. Государство и право Советской Украины в годы Великой отечественной войны.
1. Охарактеризуйте деятельность советских чрезвычайных органов власти и управления.
2. Охарактеризуйте нацистский оккупационный режим на территории УССР.
К теме № 13. Государство и право УССР в 1945-80-е годы ХХ в.
1. Охарактеризуйте гражданский кодекс УССР 1963 г. и уголовный кодекс УССР 1960 г.
К теме № 14. Государство и право Донбасса в составе Украины.
1. Дайте определение терминов: государственный суверенитет, конституционный процесс, Конституционный Суд, местное самоуправление, пропорциональная избирательная система.
2. Подготовьте правовой анализ Конституции Украины 1996 г.
К теме № 15. Государственно-правовое строительство в ДНР/ЛНР.
1. Подготовьте сравнительную таблицу Конституции ДНР и Конституции ЛНР.
РЕКОМЕНДОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Базовые учебники
1. История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1-2. М., 2010.
2. Історія держави і права України: Підручник. – У 2-х т. / За ред. В.Я. Тація, А.Й. Рогожина, В.Д. Гончаренка. – К., 2003.
У чебники и учебные пособия
1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М., 2011.
2. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М, 2010.
3. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2007.
4. Пашенцев Д.А. История государства и права России. Курс лекций. М., 2010.
5. Музиченко П. П. Історія держави та права України: Навч. посібник. – К., 2006.
6. Історія держави та права України: навч. посібник / Під ред. А.С. Чайковського та ін. – К., 2003.
7. Атоян О.Н. История государства и права Украины (с древнейших времён до ХVII в.): Курс лекций. – Луганск, 2001.
8. Заруба В.М. Історія держави і права України: Навчальний посібник. – К., 2006.
9. История государства и права Украинской ССР: В 3-х тт. / Под ред. Б.М. Бабия. – К., 1987.
10. История государства и права СССР: В 2-х ч. / Под ред. О.И. Чистякова и др. – М., 1985.
Источники права
1. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.
2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. М., 2004.
3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.
4. Історія держави та права України: Практикум / За ред. проф. А.Є. Шевченка. – Донецьк, 2012.
5. Хрестоматія з історії держави і права України: В 2 т. - Т.2. / За ред. В.Д. Гончаренка. – К., 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ:
1. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России ХVII – нач. ХIХ вв. – М., 1984.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – Спб., 1997.
4. Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность. – М., 2007.
5. Бабицкий Б.Е. Общественно-политический строй и право в период образования Русского централизованного государства (ХIV – XVI вв.). – Минск, 1957.
6. Беляев И.Д. История русского законодательства. – М., 1999.
7. Боев В.И. Уголовное законодательство военного времени в период Великой отечественной войны. Лекция. – М., 2007.
8. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х тт. – М., 1990, 1994.
9. Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы советской власти. – М., 1990.
10. Великая Октябрьская социалистическая революция и вопросы истории государства и права / Под ред. Ю.П. Титова. – М., 1989.
11. Вернадский Г.В. Древняя Русь. – Тверь, Москва, 1990.
12. Верстюк В.Ф. Українська Центральна Рада. – К., 1997.
13. Верт Н. История советского государства. – М., 1994.
14. Вопросы права и законности в первые годы Советской власти / Под ред. Ю.П. Титова. – М., 1984.
15. Воскресенский И.А. Законодательные акты Петра I. – М.-Л., 1945.
16. Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений. – М., 2009
17. Гальперин Г.Б. Форма правления Русского централизованного государства XV- XVI веках. – Ленинград, 1964.
18. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. – СПб., 1991.
19. Голобуцький В.О. Запорізьке козацтво. – К., 1994.
20. Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917). Механизм функционирования. – М., 1996.
21. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского Веча до Федерального Собрания (сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации). – М., 1995.
22. Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Учебн.пособие. – Л., 1990.
23. Дубровина А.Б. Государственный строй Киевской Руси // Советское государство и право. – 1982. – № 6. – С.61-69.
24. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд Древней России: Опыты по истории русского гражданского права. – СПб., 2004.
25. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII- начало XX вв.). Ч. 1. – М., 1999.
26. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1968.
27. Ефремова Н.Н. Судопроизводство России в ХVIII – первой половине ХIХ в. – М., 1993.
28. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ в. – М., 1978.
29. Захарченко П.П. Київська Русь: державний устрій, суспільний лад і риси права // Історія України. – 2002. – № 7.
30. Захарченко П.П. Суспільно-політичний лад і право на землях в складі Великого князівства Литовського // Історія України. – 2002. – №33-34.
31. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России / Под ред. В.И. Фадеева. – М., 1996.
32. Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. – М., 2001.
33. Ісаєвич Я. Галицько-Волинська держава. – Львів, 1999.
34. Каменский А.Б. Россия в XVIII в. – М., 2006.
35. Карр Э. История советской России: В 2 кн. Т. 1 и 2. Большевистская революция. 1917 – 1925. – М., 1990.
36. Ключевской В.О. Состав представительства на земских соборах древней Руси. Соч. в 8 тт. Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905). – М., 1959.
37. Кондратюк В.О. Державність України в 1917-1920 рр. – Львів, 1992.
38. Конституція України: Прийнята на V сесії Верховної Ради України
28 червня 1996. – К., 1996.
39. Копиленко О.Л. Держава і право України. 1917-1920. Центральна рада. Гетьманство. Директорія. – К., 1997.
40. Кореневская Е.И. Становление высших органов советского управления. Правовые основы организационной деятельности Советского правительства в 1917 – 1922 гг. – М., 1975.
41. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. – М., 1995.
42. Коротких М.Г. Судебная реформа 1864 г. в России (сущность и социально-правовой механизм формирования). – Воронеж, 1994.
43. Кри'якевич І.П. Галицько-Волинське князівство. – К., 1984.
44. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории советских конституций. –М., 1989.
45. Куликов В.В. Земские учреждения и правительственный контроль (вторая половина XIX – начало ХХ в.). – М., 2001.
46. Кульчицький В.С. Кодекс українського права 1743 р. // Право України. – 1994. – №9.
47. Кульчицький В. С. Конституційне оформлення СРСР // Проблеми правознаства. – 1973. – Вип.24.
48. Лукашевич О.А., Манжул К.В. Конституція Пилипа Орлика – історико-правова пам'ятка XVIII ст. – X., 1996.
49. Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России. 2-е изд. – М., 2003.
50. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. – М., 1998.
51. Месяц В. Д. История кодификации права на Украине в первой половине ХVIII в. – М., 1964.
52. Міщенко О. Політично-правова система Польщі в період Шляхетської республіки до II Польської республіки. – Львів, 1995.
53. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX – XIV вв. – М., 2003.
54. Музыченко П. П. К истории создания Литовских статутов // Проблемы правоведения. – К., 1998. - Вып. 50.
55. Музиченко П.П. Методологічні принципи та методи пізнання історико-правових явищ // Юридична освіта і правова держава: Збірник наукових праць. – Одеса, 1997.
56. Немытина М.В. Суд в России (вторая половина XIX в. – нач. XX в.). – Саратов, 1999.
57. Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. – М., 2002.
58. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в советской России 1920 – 1922 гг. – М., 1989.
59. Перша Конституція України гетьмана Пилипа Орлика 1710 року. –
К., 1994.
60. Петров А.В. Вечевой Новгород. – СПб, 1999.
61. Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России, 1917 – 1920 гг. – М.,1987.
62. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси: Очерки по истории
Х-ХІІ ст. – М., 1993.
63. Проценко Ю.Л. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). – Волгоград, 2005.
64. Проценко Ю.Л. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.). Лекция. – Волгоград, 2001.
65. Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. Лекция. – Волгоград, 2000.
66. Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.). Учебное пособие. – Волгоград, 2004.
67. Проценко Ю.Л. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV- начало XVI в.). Учебное пособие. – Волгоград, 2002.
68. Проценко Ю.Л. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI – середина XVII вв.). Учебное пособие. – Волгоград, 2003.
69. Развитие русского права в ХV – первой половине ХVII вв. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1986.
70. Развитие русского права второй половины ХVII – ХVIII вв. / Под ред. Скрипилева Е.А. – М., 1992.
71. Рогов В.А. Уголовные наказания и репрессии в России середины ХV–середины ХVII вв. – М.,1992.
72. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII - XIII вв.). М., 1993.
73. Свердлов М.Б. Русская правда. – СПб., 1992.
74. Сергеевич В. Древности русского права: в 3 т. – М., 2006.
75. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: историко-правовое исследование. Монография. – М., 2009.
76. Смолій В.А. Становлення української феодальної державності // Укр. істор. журн. – 1990. – №10.
77. Статути Великого князівства Литовського: У 3-х т.– Одеса, 2003, 2004.
78. Титкова С.С. Сословно-представительная монархия в России. – М., 1987.
79. Тихомиров М.Н., Епифанов П.Р. Соборное уложение 1649. – М., 1961.
80. Ткач А.П. Історія кодифікації дореволюційного права в Україні. – К., 1968.
81. Троицкий Н.А. Россия в ХIХ в.: Курс лекций. – М., 1997.
82. Трофимович В. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945). – Львів, 1995.
83. Туманова А.С. Самодержавие и общественные организации в России. 1905-1917 годы. – Тамбов, 2002.
84. Усенко И.Б. Первая кодификация законодательства Советской Украины. – К., 1989.
85. Цатурова М.К. Русское семейное право ХVI – ХVIII вв. – М., 1991.
86. Чекунов Н.А. Судебная реформа 1922 г. – СПб., 2004.
87. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. – М., 1978.
88. Чистяков Н.Ф. Верховный Суд СССР. – М., 1984.
89. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 – 1922). – М., 1966.
90. Шевченко О.О. Історія українського права. – К., 2001.
91. Шевчук В. Козацька держава. – К., 1995.
92. Юшков С.В. Русская правда. Происхождение, источники, ее значение / Под ред. О.И. Чистякова. – М., 2002.
93. Юшков С.В. Судебник 1497 г. (к внешней истории памятника) / В кн.: С.В. Юшков. Труды выдающихся юристов. – М., 1989.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Самостоятельная работа студента (курсанта). В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.
Самостоятельная работа студентов (СРС) – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Повышение внимания к самостоятельной работе студентов обусловлено изменениями в организации учебного процесса в вузах, которые предполагают достижение главной цели – повышения качества подготовки специалистов. В настоящее время организация СРС рассматривается в рамках всей системы управления качеством обучения студентов вследствие очевидных причин: внедрение в процесс обучения теорий развивающих творчество и инициативу личности на основе самостоятельной деятельности; изменение форм и методов обучения; внедрение информационных технологий.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. СРС является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих предпосылках:
– самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
– самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. СРС включает все виды ее, предусматривающие:
– подготовку к текущим занятиям;
– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
– выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;
– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);
• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Задачи самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:
1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;
2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;
3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.
Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:
– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
– углубления и расширения теоретических знаний;
– формирования умений использовать справочную литературу;
– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– развития исследовательских умений.
Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:
1. Изучить рекомендуемые литературные источники.
2. Изучить основные понятия.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Решить предложенные задачи.
5. Выполнить контрольные работы.
Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:
1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала по дисциплине;
2. Выполнение письменных контрольных работ;
3. Подготовка и сдача зачетов, итогового экзамена, написание курсовой письменной работы.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
• индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;
• конспектирование первоисточников;
• получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;
• подготовка к экзамену.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
– для овладения знаниями:
• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
• составление плана текста;
• конспектирование текста;
• выписки из текста;
• работа со словарями и справочниками;
• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet.
– для закрепления и систематизации знаний:
• работа с конспектом лекции (обработка текста);
• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);
• составление плана и тезисов ответа;
• составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;
• ответы на контрольные вопросы;
• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
• работа с компьютерными программами;
• подготовка к сдаче экзамена;
• подготовка к написанию курсовой письменной работы.
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня.
Подготовка реферата. Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от курсовой работы, которая представляет собой собственное научное исследование студента.
Преподаватель предлагает студентам список тем в пределах курса для свободного выбора. Темы рефератов указаны в учебно-методических материалах учебной дисциплины.
Объем реферата должен составлять не более 5 страниц печатного текста с учётом списка источников и приложений.
Написание реферата предполагает:
– оптимизацию методов обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;
– совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
– модернизацию системы обучения, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.
Задачами по выполнению написанию реферата являются:
– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
– углубление и расширение теоретических знаний;
– формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
– развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– развитие исследовательских умений.
Реферат более прост в исполнении, нежели курсовая или дипломная работы.
Текст реферата должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленить на более простые. Общие требования к языку: краткость, точность, ясность, доступность.
Кроме целевых различий, о которых упоминалось выше, они имеют много общего на стадии исполнения и оформления.
Структура работы над основной частью реферата:
– получение задания;
– выбор темы;
– ознакомление с соответствующим заданию текстом конспекта лекций, учебника, рекомендуемой литературы, осмысление его внешней структуры и содержательной части;
– выделение главных ключевых слов и ключевых предложений (используйте закладки, выписки, заметки);
– отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов; Составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала;
– написание текста реферата. Основная часть содержит изложение и анализ наиболее общих положений, касающихся данной темы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования темы. В заключении подводится итог работы, делаются выводы. Заключение должно быть лаконичным, четким, доказательным, убедительным. Список нормативно-правовых и иных официальных актов и источников должен содержать сведения об источниках, использованных при написании реферата, и соответствовать правилам составления библиографического описания.
Работа с учебником и научной литературой. В настоящее время используется два вида учебников: обычные и программированные.
Базовые учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых студент не сможет начать новую тему. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студенты могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и экзаменационные билеты.
Кроме базовых учебников, студенты самостоятельно могут использовать программированные учебники.
Программированный учебник – это книга, в которой кроме учебного материала содержатся указания о том, как учить. Материал программированного учебника разбивается на части (кадры), каждая из которых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, и указания о выполнении определённых действий, дополнительные разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки.
Программированный учебник выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т. д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему кадру; при неверном действии программируемый учебник обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. Программируемый учебник не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд.
Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.
При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Важно отметить сложные и не понятные места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.
Научная литература является главным источником исследовательского труда. Она отбирается для чтения и изучения по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; по рекомендации научного руководителя или из имеющихся «под рукой» источников, например, из периодической печати.
Для реферата или контрольной работы литературу рекомендует преподаватель. При достаточной самостоятельности и инициативе студент может сам осуществлять подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.
При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Как правило, теоретические тексты более сложны, менее сложны — методические, описательные. Следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза, составить представление о развитии научных тенденций.
Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Если такой источник законспектировать, то им можно пользоваться для ориентировки в ходе всего исследования.
Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования.
Конспектирование – это процесс образования нового знания на основе изучаемого. Оно соответствует особенностям читающего и задачам его деятельности. Конспектирование – способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет понятия, категории, законы, принципы, идеи выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики его структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.
Конспектирование бывает выборочное и сквозное, репродуктивное и продуктивное. Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.
Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д.
Работа над конспектами лекций. Лекция – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки преподавателем. Высшая система образования требует от студентов не просто внимания, но и самостоятельного оформления конспекта лекций. Чтобы грамотно вести конспект, а затем с максимальной пользой его использовать, необходимо знать о видах читаемых лекций. Различают лекции учебные и публичные.
Учебная лекция – одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.
1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании.
2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, – это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.
3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает знания на более высокий, методологический, уровень.
4. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.
Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
1. Конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Заголовки выделены, один вопрос отделен от другого, абзацы соблюдены, термины подчеркнуты.
2. Необходимо при прослушивании лекции обращать внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты, и помечать это при конспектировании.
3. Записывать каждое слово лектора не обязательно, можно потерять основную нить изложения и начать писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Вначале надо понять ее, а затем записать, используя сокращения.
4. Хорошо создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов (если их много, надо сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Тема 1. Предмет и метод истории отечественного государства и права. Древние государственные образования на территории Причерноморья и Приазовья.
1. Что изучает история отечественного государства и права?
2. История отечественного государства и права – это юридическая или историческая наука?
3. Какая методология данного учебного курса?
4. Какие источники положены в основу изучения учебной дисциплины?
5. Для чего изучается ИОГП студентами юридических вузов?
6. Дайте периодизацию ИОГП, учитывая разные подходы учених к этой проблеме.
7. На каких принципах базируется ИОГП?
8. Охарактеризуйте черты государственного устройства Скифского царства.
9. Дайте сравнительную характеристику социально-классовой структуры Скифского и Боспорского царства.
10. Назовите и охарактеризуйте источники права скифов?
11. Назовите особенности судебной системы Хазарского каганата.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 316.