Квалификационный уровень – бакалавр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Направление подготовки 40.03.01. – юриспруденция

Квалификационный уровень – бакалавр

Срок обучения – 4 года

Форма обучения - заочная

Донецк-201 6

Министерство образования и науки ДНР

Донбасская юридическая академия

Международно-правовой факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Для направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавриат», очной и заочной форм обучения.

 

Автор (авторы) программы: и.о. доцента кафедры ТИГП    А.А. Лысов

 

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права от «__»_______ 2015 года протокол № __

 

И.о. заведующего кафедрой ТИГП                                         П.И. Павленко

«__»_______2015 года

 

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии международно-правового факультета от «__»_________2015 года протокол №__

 

Секретарь учебно-методической комиссии факультета Е. Д . Пшеничная «__»_______2015 года

 

Утверждена: и.о. проректора академии по учебно-методической работе и методическим инновациям                                             В.П. Бешенёв

«___»_____________2015 года

                                            

                                                    Донецк-201 6

Курс «История отечественного государства и права» изучается во всех учебных заведениях юридического профиля, которые осуществляют подготовку специалистов-юристов. Он предполагает овладение студентами основ юридических знаний, знакомство с определенной терминологией и историко-юридическими памятниками отечественной правовой. Основная задача курса состоит в формировании у студентов фундаментальных знаний по актуальным проблемам исторического развития отечественного государства и права, навыков самостоятельной работы с историко-правовыми источниками и умение использовать исторический опыт для решения современных задач.

Цель дисциплины: формирование знаний о возникновении и развитии отечественных государственных институтов и систем права, начиная с древних времен до современности.

Задачи дисциплины: демократическое воспитание студентов, курсантов, связанное, в частности, с выработкой у них глубокого уважения к отечественным историческим традициям развития государственности; изучение отечественного опыта развития государственности и законотворчества; применение накопленного отечественного опыта государственного строительства и законотворчества; формирование навыков работы с первоисточниками и опыта самостоятельной научно-исследовательской работы; развитие навыков применения исторического способа толкования норм отечественного законодательства.

Предмет дисциплины. Предметом ИОГП является процесс возникновения и развития отечественного государства и права; формирование отечественной государственной традиции; изучение государственно-правовых категорий и институтов, правового положения населения, источников права и правовой системы в исторической конкретности и хронологической последовательности.

Область применения примерной программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 40.03.01 «Юриспруденция».

Роль и место в учебном процессе. Дисциплина «История отечественного государства и права» относится к базовой части гуманитарного цикла.

Для освоения дисциплины студенты, курсанты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Основы правоведения», «История», «Обществоведение».

В процессе изучение теории государства и права устанавливаются междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: «Философия», «Политология», «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право».

 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладание культурой поведения, готовности к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);

– нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способность к анализу социально значимых проблем и процессов (ОК-9);

– способность к участию в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

– способность к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способность к обеспечению соблюдения законодательства субъектами права (ПК-3);

– способность к принятию решения и совершению юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способность к применению нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

– готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способность к уважению чести и достоинства личности, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ПК-9);

– способность к толкованию различных правовых актов (ПК-15);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

В результате изучения учебной дисциплины студент, курсант должен

знать: предмет, задачи и функции истории отечественного государства и права, периодизацию курса ИОГП, условия возникновения, развития, деятельности, упадка или трансформации государства, государственных институтов, органов власти и управления каждого исторического периода, особенности общественного устройства в зависимости от исторического периода, формирование и структуру всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), основные источники, отрасли права и этапы их кодификации, основные теоретические подходы к изучению курса истории отечественного государства и права.

уметь: анализировать и правильно толковать правовые нормы; сопоставлять типологические модели государственно-правового развития прошлого и настоящего; ориентироваться в тенденциях государственно-правового развития Донбасса на всех этапах его истории; выявлять причинно-следственные связи в государственно-правовых процессах, формулировать и отстаивать собственную точку зрения на те или иные проблемы курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Отдельные виды образовательных технологий, используемых при реализации рабочей программы дисциплины «Гражданское право», определяются в зависимости от конкретных форм обучения: обучение при непосредственном взаимодействии студентов с преподавателем; самостоятельная работа; прохождение учебной практики и тд.

 

1. Дифференциация образовательных методов:

· информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде, расширение доступа к образовательным ресурсам, под­готовка презентаций учебного материала для совместного обсуждения;

· дистанционные технологии – размещение в сети Интернет материалов для подготовки к лекциям и практическим занятиям, результатов работ в малых группах, презентаций, эссе, подготовленных студентами, увеличение контактного взаимодействия с преподавателем и объективного контроля и мониторинга знаний студентов путем применения средств электронной коммуникации;

· дифференциация лекционных и практических (семинарских) занятий

· проведение текущих консультаций и консультаций перед экзаменом (зачетом).

 

2. Работа в студенческой группе:

· работа в команде (малой группе) – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Используется при работе в аудитории или при проведении исследования на заданную темы вне аудитории;

· интеллектуальная разминка – активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснением степени усвоения учебного материала на уровне знания;

· дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навы­ки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию;

· разрешение проблем – учебные задания, которые требуют от студентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последователь­ное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы;

· творческие задания – учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;

· обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения;

· обучающая игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах;

· междисциплинарное обучение – использование знаний, умений и способностей в практической деятельности из разных областей, их груп­пировка и концентрация в контексте решаемой задачи;

· обсуждение результатов самостоятельной работы на практических занятиях .

 

3. Самостоятельная работа:

· проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

· контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

· индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

 

Устный опрос

Контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

· выяснения готовности группы к изучению нового материала;

· определения сформированности понятий;

· проверки домашних заданий;

· поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии;

· при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно используется коллективная работа группы, наиболее действенными приемами которой являются:

· обращение с вопросом ко всей группе;

· конструирование ответа;

· рецензирование ответа;

· оценка ответа и ее обоснование;

· постановка вопросов студенту самими учащимися;

· взаимопроверка;

· самопроверка.

Письменный контроль

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

 

Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым студентом. Перед началом изучения материала студенты знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.

 

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя.

 

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно.

С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

 

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что преподаватели все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

 

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи – на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

 

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения включают в учебный процесс на начальной стадии занятия или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не превышает 5 – 6 минут.

 

Формы контроля знаний студентов по дисциплине

Тип контроля Форма контроля Параметры  
Текущий (неделя) Контрольная работа

 на последней учебной неделе проводится итоговая контрольная работа (60 мин) по всему пройденному материалу.

  Курсовая работа

До 10 минут на защиту

Промежут. Зачет диференцир.

Одна учебная пара

Итоговый Экзамен

30 мин.на каждого студента

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

для студентов I-II курсов

факультета заочного образования

Название содержательных модулей и тем

Количество часов

юриспруденция

всего

в том числе

л пс л инд ср
1 2 3 4 5 6 7

Содержательный модуль 1.

Содержательный модуль 2.

Содержательный модуль 2.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

План семинарского занятия к теме №4

 

1. Государственный строй Великого княжества Литовского.

2. Общественный строй Великого княжества Литовского. Формирование сословной организации.

3. Общая характеристика права Великого княжества Литовского.

4. Государственный строй Речи Посполитой.

5. Общественный строй Речи Посполитой.

6. Общая характеристика права Речи Посполитой. Источники права.

Рекомендуемая литература:

 

1. Історія держави і права України: Підручник. – У 2-х т. / За ред. В.Я. Тація, А.Й. Рогожина, В.Д. Гончаренка. – К., 2003.

2. Музиченко П.П. Історія держави та права України: Навч. посібник / П.П. Музиченко. – К., 2006.

3. Хрестоматія з історії держави і права України: В 2 т. - Т.2. / За ред. В.Д. Гончаренка. – К., 2006.

4. Захарченко П.П. Суспільно-політичний лад і право на землях в складі Великого князівства Литовського // Історія України. – 2002.

5. Костомаров Н.И. Южная Русь в конце XVI вв. // Исторические произведения. Автобиографии. – К., 1990.

6. Музыченко П.П. К истории создания Литовских статутов // Проблемы правоведения. – К., 1998. - Вып. 50.

7. Статути Великого князівства Литовського: У 3-х т. – Одеса, 2003, 2004.

8. Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. – М., 1959.

9. Сурилов А.В. Общественно-политический строй и право Великого княжества Литовского. – Кишинёв, 1961.

10. Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в основе Великого княжества Литовского. – К, 1987.

11. Бардах Ю. История государства и права Польши. – М., 1980.

12. Міщенко О. Політично-правова система Польщі в період Шляхетської республіки до II Польської республіки. – Львів, 1995.

13. Шевченко О.О. Історія українського права. – К., 2001.

14. Яковенко Н. Здобутки i втрати Люблінської унії // Київська старовина. – 1993. – № 3.

 

План семинарского занятия к теме №7

 

1. Причины возникновения абсолютизма в России.

2. Государственный строй Российской империи.

3. Общественный строй Российской империи.

4. Общая характеристика права Российской империи. Источники права.

5. Кодификация права Российской империи. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи.

 

Рекомендуемая литература:

1. Российское законодательство X-XX вв. / Отв. ред. О.И. Чистяков. Т. 4. – М., 1986. Т.5. –М., 1987.

2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. – М., 2004.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М., 2005.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. – М., 2011.

5. История отечественного государства и права. Ч. 1. / Под ред. О. И. Чистякова. – М., 2010.

6. Музиченко П.П. Історія держави та права України: Навч. посібник / П.П. Музиченко. – К., 2006.

7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

8. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – Спб., 1997.

9. Воскресенский И.А. Законодательные акты Петра I. – М.-Л., 1945.

10. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII- начало XX вв.). Ч. 1. – М., 1999.

11. Ефремова Н.Н. Судопроизводство России в ХVIII – первой половине ХIХ в. – М., 1993.

12. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ в. – М., 1978.

13. Каменский А.Б. Россия в XVIII в. – М., 2006.

14. Мигунова Т.Л. Идеи "наказа" Екатерины II и особенности правосознания российского общества во второй половине XVIII века // История государства и права. 2008. № 8.

15. Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.). Учебное пособие. – Волгоград, 2004.

16. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. Монография. – М., 2009.

17. Смирнов С.Н. О правовом закреплении социальной структуры России в периоды сословно-представительной и абсолютной монархии // Закон и право. М., 2009. № 5.

18. Чибинев В.М. Государственное управление в России в условиях абсолютной монархии XVIII века // Мир юридической науки. – Спб., 2010. № 2.

19. Баженова Т.М. Свод законов Российской империи (К 175-летию издания) // Рос. юрид. журнал. 2008. № 3.

20. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1968.

21. Ефремова Н.Н. Судопроизводство России в ХVIII – первой половине ХIХ в. – М., 1993.

22. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ в. М., 1978.

23. Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право. 1989. № 6.

24. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М.Сперанским // Журнал российского права. –  М., 2001. № 5.

25. Михайлов В.И. Свод законов 1832 г. и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.: общая характеристика и ситуации правомерного вреда (обстоятельства, исключающие преступность деяния) // История государства и права. - 2010. № 24.

26. Наумов А.В. Зарождение российской науки уголовного права (вторая половина XVIII-первая половина XIX вв.) // Государство и право. 2006. № 1.

27. Пушкарев С.Г. Россия 1801 – 1917: власть и общество. –  М., 2001.

28. Развитие русского права в первой половине ХIХ века / Под ред. Е.А. Скрипилева. – М., 1994.

29. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.) // Правоведение. 1990. № 6.

30. Троицкий Н.А. Россия в ХIХ в.: Курс лекций. – М., 1997.

31. Шмавонян Г.А. Конституционные идеи М.М. Сперанского в его проекте государственных преобразований // Конституционно-правовые идеи в монархической России. – М., 2007.

 

План семинарского занятия к теме №13

 

1. Административно-территориальные изменения в УССР в 40-50-е годы ХХ в.

2. Деятельность органов власти и управления в УССР в послевоенные годы.

3. Кодификация права в УССР в 50-70-е годы ХХ в.

4. Конституция УССР 1978 г.

5. Государственно-правовые реформы в УССР в период «перестройки».

Рекомендуемая литература:

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. – М., 1997.

2. История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. Ч.2. – М., 2010.

3. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М., 2007.

4. Історія держави і права України: Підручник. – У 2-х т. / За ред. В.Я. Тація, А.Й. Рогожина, В.Д. Гончаренка. – К., 2003.

5. Музиченко П.П. Історія держави та права України: Навч. посібник / П.П. Музиченко. – К., 2006.

6. Хрестоматія з історії держави і права України: В 2 т. - Т.2. / За ред. В.Д. Гончаренка. – К., 2006.

7. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. – М., 1995.

8. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / Под ред. В.В. Журавлева. – М., 1990.

9. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991 гг. – Новосибирск, 2000.

10. Таранов А.П. Конституция общенародного государства. – Киев, 1990.

11. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. – М., 1992.

12. Кутафин О.Е. Высшие органы государственной власти страны 1988-1990 гг. – М., 1991.

13. Павлова О.А. Особенности советского гражданского права в период перестройки // Право, общество, власть, современность. – М., 2008.

14. Рабаданова И.Р. Историко-правовые предпосылки образования СНГ // История государства и права. 2007. № 14.

15. Султанов А.Х. К проблеме распада федеративного государства социалистического типа (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2010. № 7.

16. Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: От Горбачева до Ельцина. – М., 1994.

17. Дрожжин В.А. Нормативно-организационное обеспечение ликвидации Союза ССР // История государства и права. 2007. № 23.

18. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. – М., 1995.

 

План семинарского занятия к теме №14

 

1. Принятие Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики и Акта о провозглашении государственной самостоятельности ДНР 7 мая 2014 г.

2. Референдум в Донецкой народной республике 11 мая 2014 г.

3. Органы власти и управления в ДНР/ЛНР.

4. Объединение ЛНР и ДНР в конфедерацию Новороссия 24 мая 2014 г. Конфедеративный Союз Народных Республик.

5. Конституции ДНР/ЛНР.

6. Общая характеристика развития права в ДНР/ЛНР.

 

Рекомендуемая литература:

1. Конституция ДНР http://donbass.name/4056-konstituciya-doneckoy.html

2. Конституция ЛНР http://worldconstitutions.ru/?p=1096

3. Официальный сайт Правительства и Народного Совета ДНР http://dnr-online.ru/

4. Официальный сайт Народного Совета ДНР http://dnr-sovet.su/

5. Официальный сайт Министерства иностранных дел ДНР http://mid-dnr.su/ru/

6. Официальный сайт Верховного суда ДНР http://supcourt-dnr.ddns.net/

7. Официальный сайт Народного Совета ЛНР https://nslnr.su/

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Методология истории отечественного государства и права.

2. Греческая колонизация Северного Причерноморья и Приазовья.

3. Государственные реформы князей Владимира Великого, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

4. Норманнская теория происхождения Руси.

5. Договоры Руси с Византией как источник русского феодального права.

6. Княжеское законодательство как источник русского феодального права.

7. Государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.

8. Государственная деятельность Даниила Галицкого.

9. Правовой анализ отношений Галицко-Волинского княжества и Золотой Орды.

10. Новгородская и Псковская феодальные республики.

11. Кревская уния и ее последствия.

12. Магдебургское право в городах Великого княжества Литовского.

13. Люблинская уния и создание Речи Посполитой.

14. Берестейская церковная уния и создание униатской церкви.

15. Структура казацкого войска Запорожской Сечи.

16. Причины и предпосылки возникновения казачества.

17. Правовое положение реестрового казачества.

18. Государственная деятельность гетмана Б. Хмельницького.

19. Правовая характеристика Конституции гетмана Ф. Орлика 1710 г.).

20. Ликвидация гетманства и Запорожской Сечи.

21. Государственная деятельность Ивана III.

22. Политика опричнины Ивана Грозного.

23. «Смутное время» в русской истории.

24. Избрание новой династии Романовых.

25. Законодательство царя Алексея Михайловича.

26. Петр I – основатель Российской империи.

27. Реформы Петра I.

28. «Золотой век» Екатерины II.

29. Идеи конституционализма в работах декабристов.

30. Апогей самодержавия при Николае I.

31. Деятельность М.М. Сперанского по кодификации российского законодательства.

32. Суд присяжных в России в контексте мирового опыта.

33. Формирование и развитие адвокатуры в Российской империи в XIX в.

34. Конституция Российской империи 1906 г.

35. Полиция Российской империи.

36. Формирование Временного правительства.

37. Государственная деятельность А.Ф. Керенского.

38. Государственная деятельность М.С. Грушевского.

39. Универсалы Центральной Рады.

40. Партия большевиков и падение Временного правительства.

41. Артем (Сергеев) – один из создателей Донецко-Криворожской республики.

42. Создание советской Украины.

43. Сравнительная характеристика Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции УССР 1919 г.

44. Правовое оформление и последствия политики «военного коммунизма».

Образование СССР.

46. Первая советская Конституция в Украине: история разработки и принятия.

47. Деятельность органов государственной безопасности и внутренних дел УССР в 20-30-е годы XX в.

48. Административно-территориальное устройство УССР в 1922-1941 гг.

49. «Сталинская» конституция 1936 г.

50. Советизация Западной Украины.

51. Партизанское движение на территории УССР.

52. Государственно-политические взгляды и деятельность лидеров ОУН–УПА.

53. Правовое положение, деятельность «штрафных батальонов» в годы войны.

54. Деятельность нацистской администрации на оккупированной территории УССР.

55. Украинская ССР – одна из основателей ООН.

56. Государственная деятельность Н. Хрущева.

57. «Хартия мирного сосуществования» (Хельсинский договор по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.).

58. Причины и последствия государственного переворота (путча) в СССР в августе 1991 г.

59. Украина в системе международных отношений.

60. Избирательная система в Украине.

61. Особенности конституционных изменений после 2004-2005 гг.

62. Международное положение ДНР/ЛНР.

63. Новороссия: история и современность.

64. ДНР – правопреемница Донецко-криворожской советской республики.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Предмет, задачи та функции ИОГП.

2. Принципы и методы ИОГП.

3. Периодизация курса ИОГП.

4. Государственный и общественный строй скифского государства.

5. Государственный и общественный строй греческих городов-государств и Боспорского царства.

6. Право греческих городов-государств и Боспорского царства.

7. Теории происхождения Руси.

8. Государственный строй Древней (Киевской) Руси.

9. Общественный строй Древней (Киевской) Руси.

10. Судебная система Древней (Киевской) Руси.

11. Общая характеристика права Древней (Киевской) Руси. Источники права.

12. «Русская правда» и ее редакции.

13. Причины и последствия феодальной раздробленности Древней (Киевской) Руси.

14. Государственный строй Галицко-Волынского княжества.

15. Общественный строй Галицко-Волынского княжества.

16. Право Галицко-Волынского княжества.

17. Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

18. Общественный строй Владимиро-Суздальского княжества.

19. Право Владимиро-Суздальского княжества.

20. Государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик.

21. Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик.

22. Право Новгородской и Псковской феодальных республик.

23. Государственный строй Великого княжества Литовского.

24. Общественный строй Великого княжества Литовского. Формирование сословной организации.

25. Судебная система Великого княжества Литовского.

26. Общая характеристика права Великого княжества Литовского. Источники права.

27. Судебник князя Казимира IV 1468 г.

28. «Устава на волоки» 1557 г.

29. I-III Литовские статуты.

30. Создание Речи Посполитой.

31. Государственный строй Речи Посполитой.

32. Общественный строй Речи Посполитой.

33. Судебная система Речи Посполитой.

34. Общая характеристика права Речи Посполитой. Источники права.

35. «Генриховы артикулы» 1573 г. и их значение в становлении государственного строя.

36. Процесс формирования Запорожской Сечи.

37. Административно-военное устройство Запорожской Сечи.

38. Судебная система на Запорожской Сечи.

39. Характеристика права Запорожской Сечи.

40. Формирование казацкого государства в ходе национально-освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого (1648-1654 гг.).

41. Государственный и общественный строй Войска Запорожского.

42. Источники и суть «казацкого права».

43. Договоры Б. Хмельницкого с Московским государством 1654 г. и правовое положение Войска Запорожского.

44. Государственный строй казацко-гетманской державы во второй половине XVII – начале XVIII в. Период Руины.

45. Органы России для управления Украиной в XVIII в.

46. Судебная система в ХVІІ-ХVІІІ вв.

47. Кодификация права в XVIII вв.

48. Предпосылки образования Русского централизованного государства.

49. Государственный строй Русского централизованного государства.

50. Общественный строй Русского централизованного государства.

51. Система судебных органов Русского централизованного государства.

52. Источники права периода образования Русского централизованного государства.

53. Судебник 1497 г., общая характеристика.

54. Судебник 1550 г., общая характеристика.

55. Характеристика права Русского централизованного государства.

56. Формирование сословно-представительской монархии в России.

57. Характеристика центральных и местных органов власти в России в эпоху сословно-представительской монархии.

58. Общая характеристика права России в эпоху сословно-представительской монархии.

59. Соборное уложение 1649 г.

60. Характеристика права России в эпоху сословно-представительской монархии.

61. Причины возникновения абсолютизма в России.

62. Государственный строй Российской империи в эпоху абсолютизма.

63. Общественный строй Российской империи в эпоху абсолютизма.

64. Судебная система Российской империи в эпоху абсолютизма.

65. Общая характеристика права Российской империи в эпоху абсолютизма. Источники права.

66. Кодификация права Российской империи. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи.

67. Причины и общая характеристика реформ Александра II в 60-70-е годы ХІХ в.

68. Крестьянская реформа 1861 г.

69. Земская реформа 1864 г.

70. Судебная реформа 1864 г.

71. Городская реформа 1870 г.

72. Развитие права в Российской империи во второй половине XIX в.

73. Изменения в государственном строе Российской империи в начале ХХ в. Манифест 1905 г. Государственная Дума.

74. Развитие права в Российской империи в начале XX в.

75. Свержение самодержавия. Изменения в системе государственных органов

76. Законодательство Временного правительства.

77. Формирование органов государственной власти Центральной Рады.

78. I-IV Универсалы Центральной Рады.

79. Общая характеристика права УНР ЦР.

80. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Государственное строительство в центре и на местах.

81.Созыв Учредительного собрания. III Всероссийский съезд советов.

82. Конституция РСФСР 1918 г.

83. Создание основ гражданского, уголовного, трудового, земельного права.

84. Провозглашение Донецко-Криворожской Советской Республики.

85. Характеристика органов власти ДКР.

86. Создание советского правительства Украины. ІІ Всеукраинский съезд Советов.

87. Конституция УССР 1919 г.

88. Общая характеристика развития права в УССР.

89. Правовые основы вхождения УССР с состав СССР в 1922 г.

90. Конституция СССР 1924 г. и ее влияние на УССР.

91. Изменения в Конституции УССР 1925 г.

92. Конституция УССР 1929 г.

93. Конституция УССР 1937 г.

94. Кодификация советского права в 20-е годы ХХ в.

95. Организация и деятельность правоохранительных органов в УССР.

96. Кодификация законодательства УССР в 30-е годы ХХ в.

97. Присоединение Западной Украины к УССР в 1939 г. и советизация региона.

98. Изменения в системе советских органов власти в связи с началом Великой Отечественной войны.

99. Чрезвычайные органы власти и управления в УССР.

100. Оккупационный режим на территории УССР.

101. Попытка восстановления украинского национального государства. ОУН-УПА.

102. Основные направления развития законодательства УССР в годы Великой Отечественной войны.

103. Восстановление советской власти в УССР после освобождения.

104. Административно-территориальные изменения в УССР в 40-50-е годы ХХ в.

105. Деятельность органов власти и управления в УССР в послевоенные годы.

106. Реформа управления народным хозяйством в эпоху «хрущевской оттепели» (1956-1964 гг.). Совнархозы.

107. Реорганизация правоохранительных органов УССР в послевоенные десятилетия.

108. Кодификация права в УССР в 50-70-е годы ХХ в.

109. Конституция УССР 1978 г.

110. Политический кризис в СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете Украины в 1990 г.

111. Акт независимости Украины 1991 г.

112. Первые президентские выборы. Референдум о независимости Украины в 1991 г.

113. Конституционный процесс в Украине. Конституция Украины 1996 г.

114. Кодификация законодательства Украины (гражданское, уголовное, процессуальное, административное и другие отрасли права).

115. Конституционная реформа 2004 г.

116. Политический кризис в Украине в 2013-2014 гг. Война на Донбассе.

117. Принятие Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики и Акта о провозглашении государственной самостоятельности ДНР 7 мая 2014 г.

118. Органы власти и управления в ДНР/ЛНР.

119. ДНР – государство-преемник Донецко-Криворожской Республики.

120. Конституции ДНР/ЛНР. Общая характеристика развития права в ДНР/ЛНР.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

РЕКОМЕНДОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Базовые учебники

1. История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1-2. М., 2010.

2. Історія держави і права України: Підручник. – У 2-х т. / За ред. В.Я. Тація, А.Й. Рогожина, В.Д. Гончаренка. – К., 2003.

У чебники и учебные пособия

1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М., 2011.

2. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М, 2010.

3. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2007.

4. Пашенцев Д.А. История государства и права России. Курс лекций. М., 2010.

5. Музиченко П. П. Історія держави та права України: Навч. посібник. – К., 2006.

6. Історія держави та права України: навч. посібник / Під ред. А.С. Чайковського та ін. – К., 2003.

7. Атоян О.Н. История государства и права Украины (с древнейших времён до ХVII в.): Курс лекций. – Луганск, 2001.

8. Заруба В.М. Історія держави і права України: Навчальний посібник. – К., 2006.

9. История государства и права Украинской ССР: В 3-х тт. / Под ред. Б.М. Бабия. – К., 1987.

10. История государства и права СССР: В 2-х ч. / Под ред. О.И. Чистякова и др. – М., 1985.

Источники права

1. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. М., 2004.

3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

4. Історія держави та права України: Практикум / За ред. проф. А.Є. Шевченка. – Донецьк, 2012.

5. Хрестоматія з історії держави і права України: В 2 т. - Т.2. / За ред. В.Д. Гончаренка. – К., 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ:

1. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России ХVII – нач. ХIХ вв. – М., 1984.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – Спб., 1997.

4. Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность. – М., 2007.

5. Бабицкий Б.Е. Общественно-политический строй и право в период образования Русского централизованного государства (ХIV – XVI вв.). – Минск, 1957.

6. Беляев И.Д. История русского законодательства. – М., 1999.

7. Боев В.И. Уголовное законодательство военного времени в период Великой отечественной войны. Лекция. – М., 2007.

8. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х тт. – М., 1990, 1994.

9. Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы советской власти. – М., 1990.

10. Великая Октябрьская социалистическая революция и вопросы истории государства и права / Под ред. Ю.П. Титова. – М., 1989.

11. Вернадский Г.В. Древняя Русь. – Тверь, Москва, 1990.

12. Верстюк В.Ф. Українська Центральна Рада. – К., 1997.

13. Верт Н. История советского государства. – М., 1994.

14. Вопросы права и законности в первые годы Советской власти / Под ред. Ю.П. Титова. – М., 1984.

15. Воскресенский И.А. Законодательные акты Петра I. – М.-Л., 1945.

16. Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений. – М., 2009

17. Гальперин Г.Б. Форма правления Русского централизованного государства XV- XVI веках. – Ленинград, 1964.

18. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. – СПб., 1991.

19. Голобуцький В.О. Запорізьке козацтво. – К., 1994.

20. Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917). Механизм функционирования. – М., 1996.

21. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского Веча до Федерального Собрания (сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации). – М., 1995.

22. Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Учебн.пособие. – Л., 1990.

23. Дубровина А.Б. Государственный строй Киевской Руси // Советское государство и право. – 1982. – № 6. – С.61-69.

24. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд Древней России: Опыты по истории русского гражданского права. – СПб., 2004.

25. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII- начало XX вв.). Ч. 1. – М., 1999.

26. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1968.

27. Ефремова Н.Н. Судопроизводство России в ХVIII – первой половине ХIХ в. – М., 1993.

28. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ в. – М., 1978.

29. Захарченко П.П. Київська Русь: державний устрій, суспільний лад і риси права // Історія України. – 2002. – № 7.

30. Захарченко П.П. Суспільно-політичний лад і право на землях в складі Великого князівства Литовського // Історія України. – 2002. – №33-34.

31. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России / Под ред. В.И. Фадеева. – М., 1996.

32. Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. – М., 2001.

33. Ісаєвич Я. Галицько-Волинська держава. – Львів, 1999.

34. Каменский А.Б. Россия в XVIII в. – М., 2006.

35. Карр Э. История советской России: В 2 кн. Т. 1 и 2. Большевистская революция. 1917 – 1925. – М., 1990.

36. Ключевской В.О. Состав представительства на земских соборах древней Руси. Соч. в 8 тт. Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905). – М., 1959.

37. Кондратюк В.О. Державність України в 1917-1920 рр. – Львів, 1992.

38. Конституція України: Прийнята на V сесії Верховної Ради України
28 червня 1996. – К., 1996.

39. Копиленко О.Л. Держава і право України. 1917-1920. Центральна рада. Гетьманство. Директорія. – К., 1997.

40. Кореневская Е.И. Становление высших органов советского управления. Правовые основы организационной деятельности Советского правительства в 1917 – 1922 гг. – М., 1975.

41. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. – М., 1995.

42. Коротких М.Г. Судебная реформа 1864 г. в России (сущность и социально-правовой механизм формирования). – Воронеж, 1994.

43. Кри'якевич І.П. Галицько-Волинське князівство. – К., 1984.

44. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории советских конституций. –М., 1989.

45. Куликов В.В. Земские учреждения и правительственный контроль (вторая половина XIX – начало ХХ в.). – М., 2001.

46. Кульчицький В.С. Кодекс українського права 1743 р. // Право України. – 1994. – №9.

47. Кульчицький В. С. Конституційне оформлення СРСР // Проблеми правознаства. – 1973. – Вип.24.

48. Лукашевич О.А., Манжул К.В. Конституція Пилипа Орлика – історико-правова пам'ятка XVIII ст. – X., 1996.

49. Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России. 2-е изд. – М., 2003.

50. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. – М., 1998.

51. Месяц В. Д. История кодификации права на Украине в первой половине ХVIII в. – М., 1964.

52. Міщенко О. Політично-правова система Польщі в період Шляхетської республіки до II Польської республіки. – Львів, 1995.

53. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX – XIV вв. – М., 2003.

54. Музыченко П. П. К истории создания Литовских статутов // Проблемы правоведения. – К., 1998. - Вып. 50.

55. Музиченко П.П. Методологічні принципи та методи пізнання історико-правових явищ // Юридична освіта і правова держава: Збірник наукових праць. – Одеса, 1997.

56. Немытина М.В. Суд в России (вторая половина XIX в. – нач. XX в.). – Саратов, 1999.

57. Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. – М., 2002.

58. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в советской России 1920 – 1922 гг. – М., 1989.

59. Перша Конституція України гетьмана Пилипа Орлика 1710 року. –
К., 1994.

60. Петров А.В. Вечевой Новгород. – СПб, 1999.

61. Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России, 1917 – 1920 гг. – М.,1987.

62. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси: Очерки по истории
Х-ХІІ ст. – М., 1993.

63. Проценко Ю.Л. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). – Волгоград, 2005.

64. Проценко Ю.Л. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.). Лекция. – Волгоград, 2001.

65. Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. Лекция. – Волгоград, 2000.

66. Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.). Учебное пособие. – Волгоград, 2004.

67. Проценко Ю.Л. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV- начало XVI в.). Учебное пособие. – Волгоград, 2002.

68. Проценко Ю.Л. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI – середина XVII вв.). Учебное пособие. – Волгоград, 2003.

69. Развитие русского права в ХV – первой половине ХVII вв. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1986.

70. Развитие русского права второй половины ХVII – ХVIII вв. / Под ред. Скрипилева Е.А. – М., 1992.

71. Рогов В.А. Уголовные наказания и репрессии в России середины ХV–середины ХVII вв. – М.,1992.

72. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII - XIII вв.). М., 1993.

73. Свердлов М.Б. Русская правда. – СПб., 1992.

74. Сергеевич В. Древности русского права: в 3 т. – М., 2006.

75. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: историко-правовое исследование. Монография. – М., 2009.

76. Смолій В.А. Становлення української феодальної державності // Укр. істор. журн. – 1990. – №10.

77. Статути Великого князівства Литовського: У 3-х т.– Одеса, 2003, 2004.

78. Титкова С.С. Сословно-представительная монархия в России. – М., 1987.

79. Тихомиров М.Н., Епифанов П.Р. Соборное уложение 1649. – М., 1961.

80. Ткач А.П. Історія кодифікації дореволюційного права в Україні. – К., 1968.

81. Троицкий Н.А. Россия в ХIХ в.: Курс лекций. – М., 1997.

82. Трофимович В. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945). – Львів, 1995.

83. Туманова А.С. Самодержавие и общественные организации в России. 1905-1917 годы. – Тамбов, 2002.

84. Усенко И.Б. Первая кодификация законодательства Советской Украины. – К., 1989.

85. Цатурова М.К. Русское семейное право ХVI – ХVIII вв. – М., 1991.

86. Чекунов Н.А. Судебная реформа 1922 г. – СПб., 2004.

87. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. – М., 1978.

88. Чистяков Н.Ф. Верховный Суд СССР. – М., 1984.

89. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 – 1922). – М., 1966.

90. Шевченко О.О. Історія українського права. – К., 2001.

91. Шевчук В. Козацька держава. – К., 1995.

92. Юшков С.В. Русская правда. Происхождение, источники, ее значение / Под ред. О.И. Чистякова. – М., 2002.

93. Юшков С.В. Судебник 1497 г. (к внешней истории памятника) / В кн.: С.В. Юшков. Труды выдающихся юристов. – М., 1989.

 




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Самостоятельная работа студента (курсанта). В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Повышение внимания к самостоятельной работе студентов обусловлено изменениями в организации учебного процесса в вузах, которые предполагают достижение главной цели – повышения качества подготовки специалистов. В настоящее время организация СРС рассматривается в рамках всей системы управления качеством обучения студентов вследствие очевидных причин: внедрение в процесс обучения теорий развивающих творчество и инициативу личности на основе самостоятельной деятельности; изменение форм и методов обучения; внедрение информационных технологий.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. СРС является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих предпосылках:

– самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

– самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. СРС включает все виды ее, предусматривающие:

– подготовку к текущим занятиям;

– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

– выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);         

• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);

• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

Задачи самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать справочную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2. Изучить основные понятия.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Решить предложенные задачи.

5. Выполнить контрольные работы.

Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:

1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала по дисциплине;

2. Выполнение письменных контрольных работ;

3. Подготовка и сдача зачетов, итогового экзамена, написание курсовой письменной работы.

Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

• индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;

• конспектирование первоисточников;

• получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

• подготовка к экзамену.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

– для овладения знаниями:

• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

• составление плана текста;

• конспектирование текста;

• выписки из текста;

• работа со словарями и справочниками;

• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet.

– для закрепления и систематизации знаний:

• работа с конспектом лекции (обработка текста);

• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);

• составление плана и тезисов ответа;

• составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

• ответы на контрольные вопросы;

• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

• работа с компьютерными программами;

• подготовка к сдаче экзамена;

• подготовка к написанию курсовой письменной работы.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы­шения профессионального уровня.

Подготовка реферата. Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от курсовой работы, которая представляет собой собственное научное исследование студента.

Преподаватель предлагает студентам список тем в пределах курса для свободного выбора. Темы рефератов указаны в учебно-методических материалах учебной дисциплины.

Объем реферата должен составлять не более 5 страниц печатного текста с учётом списка источников и приложений.

Написание реферата предполагает:

– оптимизацию методов обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

– совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

– модернизацию системы обучения, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Задачами по выполнению написанию реферата являются:

– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубление и расширение теоретических знаний;

– формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

– развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развитие исследовательских умений.

Реферат более прост в исполнении, нежели курсовая или дипломная работы.

 

Текст реферата должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленить на более простые. Общие требования к языку: краткость, точность, ясность, доступность.

Кроме целевых различий, о которых упоминалось выше, они имеют много общего на стадии исполнения и оформления.

Структура работы над основной частью реферата:

– получение задания;

– выбор темы;

– ознакомление с соответствующим заданию текстом конспекта лекций, учебника, рекомендуемой литературы, осмысление его внешней структуры и содержательной части;

– выделение главных ключевых слов и ключевых предложений (используйте закладки, выписки, заметки);

– отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов; Составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала;

– написание текста реферата. Основная часть содержит изложение и анализ наиболее общих положений, касающихся данной темы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования темы. В заключении подводится итог работы, делаются выводы. Заключение должно быть лаконичным, четким, доказательным, убедительным. Список нормативно-правовых и иных официальных актов и источников должен содержать сведения об источниках, использованных при написании реферата, и соответствовать правилам составления библиографического описания.

Работа с учебником и научной литературой. В настоящее время используется два вида учебников: обычные и программированные.

Базовые учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых студент не сможет начать новую тему. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студенты могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и экзаменационные билеты.

Кроме базовых учебников, студенты самостоятельно могут использовать программированные учебники.

Программированный учебник – это книга, в которой кроме учебного материала содержатся указания о том, как учить. Материал программированного учебника разбивается на части (кадры), каждая из которых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, и указания о выполнении определённых действий, дополнительные разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки.

Программированный учебник выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т. д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему кадру; при неверном действии программируемый учебник обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. Программируемый учебник не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд.

Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Важно отметить сложные и не понятные места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.

Научная литература является главным источником исследовательского труда. Она отбирается для чтения и изучения по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; по рекомендации научного руководителя или из имеющихся «под рукой» источников, например, из периодической печати.

Для реферата или контрольной работы литературу рекомендует преподаватель. При достаточной самостоятельности и инициативе студент может сам осуществлять подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Как правило, теоретические тексты более сложны, менее сложны — методические, описательные. Следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза, составить представление о развитии научных тенденций.

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Если такой источник законспектировать, то им можно пользоваться для ориентировки в ходе всего исследования.

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования.

Конспектирование – это процесс образования нового знания на основе изучаемого. Оно соответствует особенностям читающего и задачам его деятельности. Конспектирование – способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет понятия, категории, законы, принципы, идеи выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики его структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Конспектирование бывает выборочное и сквозное, репродуктивное и продуктивное. Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д.

Работа над конспектами лекций. Лекция – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки преподавателем. Высшая система образования требует от студентов не просто внимания, но и самостоятельного оформления конспекта лекций. Чтобы грамотно вести конспект, а затем с максимальной пользой его использовать, необходимо знать о видах читаемых лекций. Различают лекции учебные и публичные.

Учебная лекция – одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.

1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании.

2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, – это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.

3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает знания на более высокий, методологический, уровень.

4. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.

Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

1. Конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Заголовки выделены, один вопрос отделен от другого, абзацы соблюдены, термины подчеркнуты.

2. Необходимо при прослушивании лекции обращать внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты, и помечать это при конспектировании.

3. Записывать каждое слово лектора не обязательно, можно потерять основную нить изложения и начать писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Вначале надо понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. Хорошо создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов (если их много, надо сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Тема 1. Предмет и метод истории отечественного государства и права. Древние государственные образования на территории Причерноморья и Приазовья.  

1. Что изучает история отечественного государства и права?

2. История отечественного государства и права – это юридическая или историческая наука?

3. Какая методология данного учебного курса?

4. Какие источники положены в основу изучения учебной дисциплины?

5. Для чего изучается ИОГП студентами юридических вузов?

6. Дайте периодизацию ИОГП, учитывая разные подходы учених к этой проблеме.

7. На каких принципах базируется ИОГП?

8. Охарактеризуйте черты государственного устройства Скифского царства.

9. Дайте сравнительную характеристику социально-классовой структуры Скифского и Боспорского царства.

10. Назовите и охарактеризуйте источники права скифов?

11. Назовите особенности судебной системы Хазарского каганата.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ

СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ

Самостоятельная работа

Объём выполненой работы Количество баллов Критерии оценки 80 – 100% 5 – отлично Отличное выполнение заданий самостоятельной работы. Термины (понятия), схемы, таблицы представлены в полном объеме без ошибок. Представлены результаты аналитической и сравнительной работы. Наличие примеров. 60 – 80% 4 – хорошо Самостоятельная работа выполнена хорошо. Термины (понятия) представлены в полном объеме без ошибок. Схемы и таблицы оформлены надлежащим образом без ошибок. Некоторые ошибки в анализе материала. Отсутствие примеров. 30 – 60% 3 – удовлетворительно Самостоятельная работа имеет недостатки. Термины представлены с незначительными ошибками или в неполном объеме. Схемы и таблицы оформлены надлежащим образом без ошибок. Аналитическая работа и сравнительный анализ отсутствуют. Меньше 30% 2 – неудовлетворительно Самостоятельная работа не соответствует минимальным критериям. Терминология отсутствует или содержит грубые ошибками и неточности. Схемы, таблицы имеют ошибки или наблюдается небрежность в оформлении таблиц. Аналитическая работа и сравнительный анализ отсутствуют.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Конспект лекций по истории отечественного государства и права.

2. Методические рекомендации для проведения семинарских занятий.

3. Средства диагностики по истории отечественного государства и права и самостоятельной работе по истории отечественного государства и права.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Направление подготовки 40.03.01. – юриспруденция

Квалификационный уровень – бакалавр

Срок обучения – 4 года

Форма обучения - заочная

Донецк-201 6

Министерство образования и науки ДНР

Донбасская юридическая академия

Международно-правовой факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Для направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавриат», очной и заочной форм обучения.

 

Автор (авторы) программы: и.о. доцента кафедры ТИГП    А.А. Лысов

 

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права от «__»_______ 2015 года протокол № __

 

И.о. заведующего кафедрой ТИГП                                         П.И. Павленко

«__»_______2015 года

 

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии международно-правового факультета от «__»_________2015 года протокол №__

 

Секретарь учебно-методической комиссии факультета Е. Д . Пшеничная «__»_______2015 года

 

Утверждена: и.о. проректора академии по учебно-методической работе и методическим инновациям                                             В.П. Бешенёв

«___»_____________2015 года

                                            

                                                    Донецк-201 6

Курс «История отечественного государства и права» изучается во всех учебных заведениях юридического профиля, которые осуществляют подготовку специалистов-юристов. Он предполагает овладение студентами основ юридических знаний, знакомство с определенной терминологией и историко-юридическими памятниками отечественной правовой. Основная задача курса состоит в формировании у студентов фундаментальных знаний по актуальным проблемам исторического развития отечественного государства и права, навыков самостоятельной работы с историко-правовыми источниками и умение использовать исторический опыт для решения современных задач.

Цель дисциплины: формирование знаний о возникновении и развитии отечественных государственных институтов и систем права, начиная с древних времен до современности.

Задачи дисциплины: демократическое воспитание студентов, курсантов, связанное, в частности, с выработкой у них глубокого уважения к отечественным историческим традициям развития государственности; изучение отечественного опыта развития государственности и законотворчества; применение накопленного отечественного опыта государственного строительства и законотворчества; формирование навыков работы с первоисточниками и опыта самостоятельной научно-исследовательской работы; развитие навыков применения исторического способа толкования норм отечественного законодательства.

Предмет дисциплины. Предметом ИОГП является процесс возникновения и развития отечественного государства и права; формирование отечественной государственной традиции; изучение государственно-правовых категорий и институтов, правового положения населения, источников права и правовой системы в исторической конкретности и хронологической последовательности.

Область применения примерной программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 40.03.01 «Юриспруденция».

Роль и место в учебном процессе. Дисциплина «История отечественного государства и права» относится к базовой части гуманитарного цикла.

Для освоения дисциплины студенты, курсанты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Основы правоведения», «История», «Обществоведение».

В процессе изучение теории государства и права устанавливаются междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: «Философия», «Политология», «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право».

 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладание культурой поведения, готовности к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);

– нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способность к анализу социально значимых проблем и процессов (ОК-9);

– способность к участию в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

– способность к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способность к обеспечению соблюдения законодательства субъектами права (ПК-3);

– способность к принятию решения и совершению юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способность к применению нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

– готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способность к уважению чести и достоинства личности, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ПК-9);

– способность к толкованию различных правовых актов (ПК-15);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

В результате изучения учебной дисциплины студент, курсант должен

знать: предмет, задачи и функции истории отечественного государства и права, периодизацию курса ИОГП, условия возникновения, развития, деятельности, упадка или трансформации государства, государственных институтов, органов власти и управления каждого исторического периода, особенности общественного устройства в зависимости от исторического периода, формирование и структуру всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), основные источники, отрасли права и этапы их кодификации, основные теоретические подходы к изучению курса истории отечественного государства и права.

уметь: анализировать и правильно толковать правовые нормы; сопоставлять типологические модели государственно-правового развития прошлого и настоящего; ориентироваться в тенденциях государственно-правового развития Донбасса на всех этапах его истории; выявлять причинно-следственные связи в государственно-правовых процессах, формулировать и отстаивать собственную точку зрения на те или иные проблемы курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 207.