Хронометрирование и пульсометрия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика хронометрирования

Хронометрирование, как способ педагогического наблюдения, может выполняться

в нескольких вариантах: определение затрат времени на отдельные виды заданий, анализ распределения времени на уроке, определение плотности урока и т.д. В данной программе представлены рекомендации по определению плотности урока, т.к. эта формула наблюдения является наиболее информативной и обобщенной по сравнению с перечисленными выше.

Плотность урока это относительная величина, которая всегда выражается в процентах. Цель определения плотности – анализ затрат времени на различные элементы учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры и на этом основании судить о качестве его. В связи с реализацией цели определения все действия занимающихся подразделяются: 1). Умственные действия (УД). К ним относятся слушание педагога, наблюдения, осмысливание, оценивание, обсуждение, продумывание и др. 2). Двигательные действия (ДД). К ним относятся выполнение физических упражнений, перестроения, перемещения, уборка и установка снарядов, выдача и сбор инвентаря, подготовка мест занятий, взаимопомощь и др. 3). Отдых (О). 4). Простой (П) – бездеятельность в связи с недостатками организации урока.

Затраты времени на умственные, двигательные действия и отдых (целесообразный) следует определять как педагогически целесообразные затраты (ПЦЗВ). Затраты времени в связи с простоем являются педагогически целесообразными затратами. Следует различать общую плотность (ОП) и моторную плотность (МП). Для определения каждой из них следует пользоваться простыми формулами.

      ПЦЗВ ОП = --------х 100%       ОВУ  
     

 

ОП – общая плотность

ОВУ – общее время урока (в мин.)

ПЦЗВ – педагогически целесообразные затраты времени (в мин.)

ПЦЗВ = ДД + УД + О  

 


ДД – затраты времени на двигательные действия

УД – затраты действия на умственные действия

О – отдых

      ДД МП = -------х 100%       ОВУ  

 

 

МП – моторная плотность

ДД – затраты времени на двигательные действия

ОВУ – общее время урока

Допустимые величины общей плотности 98 – 100%, а моторной плотности 30 –

80%. Колебание величины моторной плотности определяется типом урока (изучение нового, повторения комплексного, контрольного) и проходимым разделом школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, спортигры и т.д.).

Общая плотность является обобщенным показателем рационального использования времени на все виды деятельности занимающихся.

 

Организация наблюдения.

Работа по определению плотности урока организуется в три этапа. На первом этапе подготавливается протокол наблюдения (см. схему), изучается конспект урока (тип, задачи, содержание), выбирается ученик (объект исследования).

На втором этапе производится запись действий ученика и время окончания каждого из них по скользящему секундомеру, который включается и выключается по звонку. При записи времени в протокол его можно дифференцировать на необходимые затраты (в графу «+») и нецелесообразные (в графу « - »).

На третьем этапе анализируется протокол о вычислении затрат времени на отдельные виды работ. Затем подсчитывается сумма времени на выполнении двигательных действий, умственные действия и отдых. Подсчитанные по каждому виду работ затраты времени складываются и получается сумма времени, затраченного педагогически оправданно. Полученные суммы подставляются в приведенные выше формулы и высчитывается общая и моторная плотность урока. На основании вычисленных показателей делается анализ урока.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРОТОКОЛ ПУЛЬСОМЕТРИИ
урока №
_______ по физической культуре для учащихся _______ класса

Дата проведения:           ______________________________

Время проведения:          ______________________________

Место проведения:         ______________________________

Ф.И.исследуемого:          ______________________________

Преподаватель:              ______________________________

Оборудование:                 ______________________________

Задачи урока:

1.

2.

3.



Вид деятельности

Время

ЧСС

10 ² 1 ¢ I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                                         II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                         III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                                        

 

ПУЛЬСОГРАММА

уд./мин.

мин.

По физиологической кривой определяется средний пульс (за пе­риод) за урок и зона интенсивности работы.

менее 130    работа выполняется без усилий

130-150        зона умеренной интенсивности

150-180        зона большой интенсивности

свыше 180   зона максимальной интенсивности.

 

Для определения среднего пульса, складываются все показатели, а это число делится на количество проб.

Вывод:  


 

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ
урока №
_______ по физической культуре для учащихся _______ класса

Дата проведения:           ______________________________

Время проведения:          ______________________________

Место проведения:         ______________________________

Ф.И.исследуемого:          ______________________________

Преподаватель:              ______________________________

Оборудование:                 ______________________________

Задачи урока: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Содержание Время окончания Объяснение Время выполнения Вспомогательные действия Отдых Простой Примечания
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
  Всего:              

 







ХРОНОГРАММА

мин.

1 - Общая плотность 2 - Моторная плотность 3 - Отдых 4 - Объяснение 5 - Простой

показатели

ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ (40 мин – простой) / 40 ´ 100% = МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ Время выполнения / 40´ 100% =

Судить о качестве урока по М.П. нельзя, т.к. на М.П. влияют конкретные задачи. Например: при работе на выносливость (где низкая интенсивность) М.П. - высокая (может достигать 100 %), а при скоростной работе (высокая интенсивность) М.П. - низкая.

МП до 40 % - плохо до 50 % - слабо до 60 % - удовлетворительно

стремится к 80 %

Вывод:  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

 

Образец характеристики из школы

ХАРАКТЕРИСТИКА

на студента-практиканта (указать курс, отделение) факультета физвоспитания  и спорта Севастопольского государственного университета______________________________________________ (Ф.И.О.)

 

В содержании характеристики должны быть отражены следующие пункты, которые составляются в произвольной форме.

1. Название практики, ее сроки и в каком учреждении (допускается сокращенное название) проходил практику.

 2. Дать оценку отношения студента к практике, его уровню теоретических знаний (планирование учебного процесса, знание терминологии), владения техникой показа общеразвивающих упражнений и программного вида спорта, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность и т.п.

3. Дать оценку уровню владения педагогическими компетенциями (организаторские, коммуникативные умения, и навыки), способен ли качественно проводить урок физической культуры (успевает выдать программный материал, ориентируется во времени и т.п.), умеет управлять группой обучающихся (правильно выбирает место, рассредоточивает внимание на всех и т.п.), наблюдались ли попытки к реализации творческого подхода, осуществляет ли методические указания во время выполнения заданий, применяет ли индивидуальный и дифференцированный подходы, отношение занимающихся к студенту-практиканту.

4. Дать характеристику качеству выполненной работы. Во время ли выполнял задания педагогической практики, прислушивался ли к мнению учителя, легко ли исправлял ошибки и недочеты.

5. Указать в каких, если принимал участие в организации спортивно-массовых мероприятий или сопровождал учащихся на соревнования, как проявил себя (организаторские компетенции, инициативность и активность в организации.

6. Как организовал классный час или воспитательное мероприятие (указать тему, что было достигнуто, участие детей, их удовлетворенность)

7. Дать рекомендации, студенту практиканту над чем нужно работать и какие стороны педагогической деятельности необходимо совершенствовать.

 

Оценка за практику ______________________________

 

Педагог________________________________________

 

Директор________________________________________

 

 

Место печати

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

 

Образец характеристики из ДЮСШ

ХАРАКТЕРИСТИКА

на студента-практиканта (указать курс, отделение) факультета физвоспитания  и спорта Севастопольского государственного университета______________________________________________ (Ф.И.О.)

 

В содержании характеристики должны быть отражены следующие пункты, которые составляются в произвольной форме.

1. Название практики, ее сроки и в каком учреждении (допускается сокращенное название) проходил практику.

2. Дать оценку отношения студента к практике, его уровню теоретических знаний, владения технической избранного вида спорта, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность и т.п. Например, за период педагогической практики показал (а) себя.

3. Дать оценку уровню владения педагогическими компетенциями (умениями и навыками), способен ли планировать и проводить УТЗ, умеет организовывать воспитанников и управлять всей группой, наблюдались ли попытки к реализации творческого подхода, к построению и проведению тренировок, качество проведения тренировочных занятий, отношение занимающихся к студенту-практиканту.

4. Указать, если проводил или участвовал в организации спортивно-массовых мероприятий как проявил себя (организаторские навыки и умения, инициативность и активность в организации и проведении различных массовых и спортивных мероприятиях по плану организации, участие в пропаганде и агитации спорта).

5. Дать рекомендации, студенту практиканту над чем нужно работать и какие стороны педагогической деятельности необходимо совершенствовать.

Оценка за практику ______________________________

 

Тренер________________________________________

 

Директор________________________________________

 

 

Место печати

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 759.