МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой Директор института
_________________________________ ______________________________
_________________________________ ______________________________
___________ _____________________ __________ ___________________
(Г.Н.Бадагьянц) (И.О. Фамилия)
«____» ______________ 20___ г. «____» ______________ 20___ г.
М.П.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (вид практики) |
44.03.01 « Педагогическое образование» (код и направление подготовки / специальность) Физическая культура (наименование профиля подготовки / специализации) Бакалавриат (уровень высшего образования) Заочная (форма обучения |
Севастополь
2018г.
Программа ознакомительной практики составлена на основе ФГОС по направлению подготовки/специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) профиль «Физическая культура», ), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 № 1426 учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура»
Программа ознакомительной практики рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры «Физвоспитание и спорт»
«_____» __________ 20___ г., протокол № ____.
Руководитель образовательной программы _____________ Н.В. Котова
(подпись) (И.О. Фамилия)
Программа составлена: | Н.Т. Строшкова | |
Старшим преподавателем, к.п.н. | _____________ | _______________________ |
(подпись) | (И.О. Фамилия) | |
Рецензент (ведущий специалист – представитель работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности): | ||
_______________________________ | _____________ | _________________________ |
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения | 4 |
1.1. Вид практики, форма и способ ее проведения | 4 |
1.2. Цель и задачи практики | 4 |
1.3. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы | 5 |
1.4. Планируемые результаты обучения при прохождении практики в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы | 5 |
1.5. Место проведения практики | 8 |
2. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо академических или астрономических часах | 8 |
3. Содержание практики | 9 |
3.1. Содержание практики в соответствии с планируемыми результатами | 9 |
3.2. Календарный план-график проведения практики | 11 |
4. Контроль результатов освоения программы практики и итоговая аттестация студента | 12 |
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике | 12 |
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы для прохождения практики | 13 |
6.1. Основная литература | 13 |
6.2. Дополнительная литература | 14 |
7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», используемых при проведении практики | 14 |
8. Методические указания для обучающихся, определяющие порядок прохождения и содержание практики | 14 |
9.Информационно-технологическое обеспечение | 17 |
9.1. Информационные технологии практики | 17 |
10. Материально-техническое обеспечение практики | 17 |
11. Образовательные технологии (при реализации практики на базе СевГУ) | 17 |
Приложение 1 | 18 |
Приложение 2 | 21 |
Приложение 3 | 22 |
Приложение 4 | 23 |
Приложение 5 | 24 |
Приложение 6 | 25 |
Приложение 7 | 26 |
Приложение 8 | 27 |
Приложение 9 | 28 |
Приложение 10 | 29 |
Приложение 11 | 31 |
Приложение 12 | 37 |
Приложение 13 | 38 |
Общие сведения
Цель и задачи практики.
Основной целью учебной практики по профилю подготовки «Физическая культура», является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, учебных практик, путем анализа деятельности педагога, осуществляющего педагогический процесс на занятиях.
В соответствии с результатами обучения задачами учебной практики являются:
1. Закрепить, углубить и практически обогатить теоретические знания, сформировать умения их практического применения в решении конкретных педагогических задач.
2. Сформировать основные профессионально-педагогические умения и навыки в организации педагогической деятельности в качестве учителя ,преподавателя физической культуры и классного руководителя.
3. Изучить опыт организации, постановку и планирование физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работы в общеобразовательной школе.
4. Выработать творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности.
При прохождении практики обучающийся знакомится со спецификой работы образовательного учреждения, в частности с особенностями работы учителя, преподавателя. В течение всего периода прохождения практики обучающиеся знакомятся с особенностями образовательных учреждений, методикой проведения занятий, с коллективом организаций и с контингентом обучающихся, с документацией учреждений, овладевают умением изучать и использовать опыт работы учителей школы.
1.3. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы
Педагогическая практика реализуется в вариативной части профессиональной образовательной программы 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю подготовки Физическая культура (уровень бакалавриата) заочной формы обучения.
Прохождение учебной практики базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Подвижные игры», «Теория и методика обучения физической культуре», «Теория и методика физической культуры», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика легкой атлетики», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуры школьников», «Теория и методика спортивных игр», «Научные основы учебно-профессиональной деятельности» и т.д.
1.4. Планируемые результаты обучения при прохождении практики в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы
Учебная практика 3 курс
Код компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС) | Перечень планируемых результатов обучения |
ОПК-1 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | знать: - основы профессиональной деятельности; - особенности педагогической профессии, и ее ценность в обществе; уметь: - демонстрировать профессиональный имидж педагога; - проявлять педагогические способности в практической деятельности в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы; владеть: - навыками стремления к дальнейшему приобретения опыта профессиональной деятельности; - практическими умениями в области обучения и воспитания на уровне специалиста-практиканта |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | знать: - основы педагогики и психологии; - особенности педагогической коммуникации с различными возрастно-половыми и социальными группами; - основы педагогической деятельности в сфере физической культуры; - основы управления учебно-воспитательным процессом в системе общего и дополнительного образования. уметь: - осуществлять педагогически оправданное взаимодействие с обучающимися; - подбирать адекватные методы, формы и средства обучения; - осуществлять педагогический контроль за ходом учебно-воспитательного процесса. владеть: - навыками педагогически оправданного общения в различными категориями обучающихся; - навыками построения учебно-воспитательного процесса в различными категориями обучающихся. |
ОПК - 6 | Способен к самоорганизации и самообразованию | знать: - основы практической самоорганизации рабочего времени педагога; - основы разработки долгосрочной программы саморазвития и самообразования педагога уметь: - осваивать методы самообразования, приемы сбора, систематизации и обобщения информации, использования знаний в жизни, в практической деятельности; владеть: - технологией организации и перепроектирования собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества. |
ПК-2 | Обладает способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | знать: - педагогику физической культуры; - теорию и методику физического воспитания; - современные технологии обучения и воспитания; - современные методы диагностики состояния обучающихся; - современные оздоровительные технологии; уметь: - использовать современные методы обучения и воспитания в учебном процессе; - использовать современные методы диагностики, контроля и коррекции состояния обучающихся; - адаптировать методы обучения и воспитания к современным требованиям учебно-воспитательного процесса; в ладеть: - навыками разработки технологий обучения и воспитания в современных социально-экономических условиях. |
ПК-6 | Обладает готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса | знать: - особенности педагогической коммуникации; - основы управления образовательными учреждениями; - основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей и государственными и общественными организациями, осуществляющими воспитательные функции; - основы разрешения конфликтных ситуаций; уметь: - осуществлять педагогически оправданное взаимодействие между участниками образовательного процесса; - эффективно разрешать конфликтные ситуации; - использовать средства и методы обучения и воспитания для осуществления эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса; - осуществлять управление учебно-воспитательным процессом в учреждениях общего и дополнительного образования; Владеть: - навыками управления педагогическим процессом; - навыками осуществления взаимодействия между субъектами и объектами образовательного процесса. |
ПК-11 | Обладает готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | знать: - основные способы проведения исследований, способы проверки научных теорий; - основные виды аналитического исследования; формы представления результатов исследований; уметь: - уметь осуществлять исследовательскую, опытно- экспериментальную работу в сфере образования; владеть: - навыками исследовательской деятельности и анализа информации; - навыками использования научно-практической информации в соответствии с тематикой исследования; навыками организации самостоятельной работы; |
ПК-12 | Обладает способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | знать: - современные научные достижения в избранной профессиональной деятельности; - основы планирования научно-исследовательской работы; - методы педагогических исследований; - современные информационные технологии; - основы использование методов математической статистики в педагогических исследованиях; - способы представления результатов научных исследований. уметь: - планировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся; - осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими научно-исследовательской работы; - анализировать результаты научных исследований совместно с обучающимися; - консультировать обучающихся по проведению научных исследований; - использовать результаты научных исследований обучающихся в учебно-воспитательном процессе. владеть: - навыками руководства научно-исследовательской деятельностью различных категорий обучающихся; - навыками использования результатов научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. |
Место проведения практики
Проведение практики в профильной организации осуществляется в соответствии с договором между Университетом и профильной организацией. Учебная практика проводится на базе сторонней организаций под руководством преподавателей кафедры физвоспитания и спорта.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с утвержденным учебным планом и календарным учебным графиком. В исключительных случаях (по согласованию с заведующим выпускающей кафедрой) возможен выбор профильной организации для прохождения практики самим обучающимся.
2. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо академических или астрономических часах
Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц (4 недели) на третьем курсе в 5 семестре и 3 зачетные единицы (2 недели) в 6 семестре.
Разделы (этапы) практики | Трудоемкость | Форма текущего контроля | |||
Зач. ед. | Часов** | Кол-во недель | |||
Всего | Практической работы | ||||
Заочной формы обучения
Руководитель практики – ________________
п/п | Дата мероприятия | Содержание мероприятия |
1. | 08.10.2018 | Установочная конференция |
2. | 09.10.2018-02.11.2018 | Ознакомление с материально-технической базой образовательного учреждения. Знакомство с обучающимися. Просмотр и проведение занятий по физической культуре, тренировок или занятий ЛФК, проводимых педагогами, тренерами. Разработка тематического плана занятий на период практики. Составление планов-конспектов занятий. Подготовка отчетной документации |
3. | 03.11.2018 | Итоговая конференция. Защита практики |
4. Контроль результатов освоения программы практики и итоговая аттестация студента
В процессе выполнения заданий учебной практики (по профилю специальности), предусмотренных программой «Учебная практика» в контакте с педагогом образовательного учреждения.
По окончании учебной практики (по профилю специальности) студент проходит итоговую аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Итоговый контроль и оценка результатов освоения программы практики осуществляют руководитель практики и руководитель практики базовой организации.
Оценка «Отлично»:
- наличие всех документов, предусмотренных в формах текущего контроля в виде документации (образцы представлены в Приложениях);
- регулярное посещение практики (100% посещение);
- четкое выполнение предъявляемых требований;
- грамотное проведение учебных занятий;
- умение при прохождении практики вести отчётную документацию;
- качество отчетной документации и своевременная сдача отчета методисту;
- своевременная подготовка утвержденного конспекта (плана) занятия;
- самостоятельно сформулированы и решены задачи образовательная, воспитательная и развивающая;
- творчески выполненная с фотографиями и видеофрагментами мультимедийная презентация (не менее 8-12 слайдов).
- доступный к пониманию, грамотно составленный и структурированный доклад, отражающий суть прохождения практики, полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «Хорошо»:
- наличие всех документов, но имеющие небольшие недочёты, предусмотренных в формах текущего контроля в виде документации (образцы представлены в Приложениях);
- четкое выполнение предъявляемых требований;
- грамотное проведение учебно-тренировочных занятий с небольшими замечаниями;
- умение при прохождении практики вести отчётную документацию;
- самостоятельно сформулированы и решены задачи образовательная, воспитательная и развивающая;
- своевременно замечены и исправлены ошибки во время выполнения задания.
- мультимедийная презентация (не менее 5-7 слайдов), полные и развернутые ответы с небольшими замечаниями на дополнительные вопросы.
Оценка «Удовлетворительно»:
- наличие не всех документов, имеющие небольшие недочёты, предусмотренных в формах текущего контроля в виде документации (образцы представлены в Приложениях);
- не регулярное посещение практики (не менее 60% посещений, т. е., приехал на базу практики не в указанный срок);
выполнение предъявляемых требований; проведение учебно-тренировочных занятий с замечаниями;
- средний уровень владения профессионально-педагогическими умениями;
- слабый уровень теоретической и практической подготовленности;
- отчетная документация с небольшими замечаниями;
- не своевременно подготовлен и утверждён конспект (план) занятия;
- выполненная с фотографиями и видеофрагментами мультимедийная презентация (не менее 5слайдов) с замечаниями.
- составленный и не структурированный доклад, отражающий суть прохождения практики;
- не полные и не развернутые ответы с небольшими замечаниями на дополнительные вопросы;
- не своевременная сдача отчета руководителю;
Информационные технологии
В процессе организации педагогической практики используются: технические средства (компьютерная техника, smart-доски и средства связи и др.)
Инструментами ИТ выступают различные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения, компьютерные учебники (уроки), программы-тренажеры, тестовые оболочки, информационно-справочные (энциклопедии), демонстрационные (слайд – или видеофильмы) и (Microsoft Word для просмотра, чтения и редактирования ученой литературы и документов, Браузер Internet Explorer для доступа в интернет, WinDjView для просмотра и чтения документов и учебной литературы, Adobe Reader X для просмотра и чтения документов и учебной литературы, Excel, Adobe Reader).
Образовательные технологии (при реализации учебной практики на базе СевГУ)
Освоение учебной практики предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в форме подвижных ролевых игр, психологических игр, викторин и мастер-классов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес учебных занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 10% аудиторных занятий (определяется учебных планом ОПОП).
В рамках ознакомительной практики предусмотрены встречи с руководителями и работниками физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых связана с организацией и реализацией программ оздоровительного, реабилитационного и спортивного характера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример оформления титульного листа отчета о практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт ___________________
Кафедра ____________________
№ | Дата поступления на кафедру | Подпись отв. за регистрацию | Подпись преподавателя |
ОТЧЕТ
о __________________ (__________________) практике
(вид практики) (тип практики)
в __________________________________________________________________
(наименование организации)
Выполнил ________________________
(Фамилия И.О. обучающегося)
_________________________________
(шифр группы)
Направление / специальность _______
_________________________________
(код, наименование)
Руководитель практики от Университета _________________________________
(должность)
_________________________________
(Фамилия И.О. руководителя)
Севастополь
20___ г.
Пример оформления сводного отчета о практике
ОТЧЕТ
кафедры _________________________________________________________ о результатах
(наименование кафедры)
проведения __________________________________________________________ практики
(вид практики, тип практики)
обучающихся_________ курса института _________________________________________,
(наименование института)
направления подготовки / специальности __________________________________________
(код и наименование направления подготовки/специальности)
группа (-ы) _______________________________________ в ______/_______ учебном году.
1. Календарный период практики с _____________________ по _______________________
2. Работа кафедры по организации практики.
2.1. Выбор организаций, на базе которых обучающиеся проходили практику _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Дата проведения выпускающей кафедрой установочной конференции по практике «____» ________________________ 20_____ г.
2.3. Дата проведения выпускающей кафедрой заключительной конференции по практике «____» ________________________ 20_____ г.
3. Результаты промежуточной аттестации по итогам практики:
№ п/п | Направление подготовки / специальность; профиль / специализация | Количество обучающихся, направленных на практику | Оценка | Неявки | |||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | «неуд.» | ||||
3.1. Причины неявок _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.2. Фамилии обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по итогам практики, ____________________________________________________________________
3.3. Фамилии обучающихся, не проходивших практику, _______________________
_____________________________________________________________________________
4. Сведения об организациях, на базе которых обучающиеся проходили практику
4.1. Общее количество ___________________________________________________
4.2. Краткая характеристика _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дополнительные сведения ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Выводы и предложения ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол заседания кафедры от «_____» ___________________ 20 ____ г. №__________
Заведующий кафедрой
___________________ ____________ / И.О. Фамилия/
(наименование кафедры) (подпись)
___________________
(дата)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Четверть | Раздел программы | Кол-во часов | Тема урока | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КОНСПЕКТ УРОКА
по ___________________для учащихся _______класса
Тип урока________________________________________
Задачи урока:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
Место проведения________________________________________________________
Инвентарь ______________________________________________________________
Части урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Оценка за конспект:___________________________________
Оценка за проведение__________________________________
Замечания и предложения по учебно-тренировочному занятию:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подпись педагога / ___________/___________________/
Подпись методиста /__________ /_____________/
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
П/п
Разделы предметных областей
Количество часов в год
Этап начальной подготовки
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тренировочного занятия
по _________________________________
(вид спорта)
Задачи:
1. _______________________________________________
2. _______________________________________________
3. _______________________________________________
Группа___________________________________________
Дата проведения_________ время проведения__________
Место проведения_________________________________
Инвентарь: _______________________________________
Части ТЗ | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
Оценка за конспект:___________________________________
Оценка за проведение__________________________________
Замечания и предложения по учебно-тренировочному занятию:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подпись педагога / ___________/___________________/
Подпись методиста /__________ /_____________/
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ТИПОВОЙ ОТЧЕТ
о проведении соревнований
Наименование соревнований | |
Время проведения | |
Место проведения | |
Участвующие организации | |
Общее количество участников (д/м) | |
Команды, занявшие призовые места | |
Участники, занявшие призовые места (при большом количе- стве дается приложение) | |
Установленные рекорды | |
Показано разрядных результатов (если соревнования по ГТО, то указываются значки: золотой, серебряный, бронзовый) | 1 разряд ________ чел., II разряд _______ чел., III разряд __________ чел., |
В состав судейской коллегии, обслуживающей соревнова- ния входило | судей I категории______ чел., судей II категории ________ чел., судей III категории__________ чел. Всего__________________ чел. |
Оценка работы судейской коллеги | |
Лучшие судьи | |
Характеристика оборудования и инвентаря | |
Медицинский контроль и врачебная помощь (отметить случаи заболеваний или травматизма участников соревнований. Какие меры были приняты для устранения отмеченных недостатков и характер медицинской помощи при заболеваниях и травмах) | |
Общие замечания, выводы и предложения (отметить коли- чество поданных протестов, жалоб, характер и результаты их разбора. Указать случаи недисциплинированности участников, характер нарушений и принятые меры со стороны организаторов соревнований и судейской коллегии) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Прикрепленные классы ____________________________________
в каких классах проводили занятия
Учитель ФК__________________________________________
Ф.И.О.
Класс______
Классного руководителя________________________________
Ф.И.О.
Классы | Количество просмотренных занятий (Ф.И.О. педагога) |
Тема мероприятия ___________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Ведомость посещения
Дата | Виды деятельности | Подпись учителя ФК или методиста |
В хронологическом порядке день за днем фиксируется вся выполненная работа в течении дня. (время присутствия в школе, в каких классах проводили уроки в качестве помощника учителя ФК, работа на подгруппе, проведение урока в целом). Занимались изучением методической литературы (указать какой), Выполнение целевых заданий по педагогической практике (указать каких) и т.д. |
Ведомость посещения
Дата | Виды деятельности | Подпись |
Анализ проделанной работы, рекомендации по улучшению физкультурной педагогической деятельности в школе.
Подпись студента _________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
АНАЛИЗ УРОКА
1. Определение и конкретная формулировка учебно-воспитательных задач: (ознакомление, разучивание, повторение). Соответствуют ли они программным требованиям, условиям проведения занятия, физической подготовленности учащихся.
2. Подготовка мест занятий, санитарно-гигиеническое состояние спортзала, спортивная форма учащихся (однородность, опрятность и.т.д.)
3. Своевременное начало и окончание урока, четкость перестроений в ходе занятий, подведение итогов.
4. Распределение времени по частям урока. Последовательность подготовки организма учащихся к выполнению основной работы. Соответствие подобранных физических упражнений и действий для решения основной задачи урока.
5. Плотность занятий (объяснение, показ, выполнение заданий, простой, методические указания).
6. Дозирование физической нагрузки (число повторений, темп, продолжительность выполнения упражнения).
7. Реализация дидактических принципов обучения (доступности, индивидуализации, возрастной адекватности и пр.).
8. Проявление деятельности привлечения на уроке активистов, помощников из числа учащихся.
9. Осуществление помощи и (страховки).
10. Использование наглядных пособий и технических средств обучения.
11. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся. Понимание назначения данного упражнения и его влияния на организм. Знание правил его выполнения и дозировка нагрузки.
12. Элемент эстетического воспитания (точность, выразительность движения, правильная, красивая осанка).
13. Характер выполнения учащимися заданий (качественно, осмысленно, добровольно, активно и т.п.)
14. Поведение учащихся. Взаимоотношения с учителем.
15. Выбор учителем места на уроке. Характер ведения урока: умеренно, живо, вяло, неуверенно. Проявление требовательности к учащимся. Педагогический такт.
16. Уровень усвоения учебного материала урока.
17. Применяемые методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
18. Какие методы обучения применяются: игровой, соревновательный, рассказ, показ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Вид деятельности
Время
ЧСС
ПУЛЬСОГРАММА
уд./мин.
мин.
По физиологической кривой определяется средний пульс (за период) за урок и зона интенсивности работы.
менее 130 работа выполняется без усилий
130-150 зона умеренной интенсивности
150-180 зона большой интенсивности
свыше 180 зона максимальной интенсивности.
Для определения среднего пульса, складываются все показатели, а это число делится на количество проб.
Вывод:
ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ
урока №_______ по физической культуре для учащихся _______ класса
Дата проведения: ______________________________
Время проведения: ______________________________
Место проведения: ______________________________
Ф.И.исследуемого: ______________________________
Преподаватель: ______________________________
Оборудование: ______________________________
Задачи урока: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Содержание | Время окончания | Объяснение | Время выполнения | Вспомогательные действия | Отдых | Простой | Примечания |
Всего: |
ХРОНОГРАММА
мин.
1 - Общая плотность 2 - Моторная плотность 3 - Отдых 4 - Объяснение 5 - Простой |
показатели
ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ (40 мин – простой) / 40 ´ 100% = | МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ Время выполнения / 40´ 100% = |
Судить о качестве урока по М.П. нельзя, т.к. на М.П. влияют конкретные задачи. Например: при работе на выносливость (где низкая интенсивность) М.П. - высокая (может достигать 100 %), а при скоростной работе (высокая интенсивность) М.П. - низкая.
МП до 40 % - плохо до 50 % - слабо до 60 % - удовлетворительно
стремится к 80 %
Вывод:
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Образец характеристики из школы
ХАРАКТЕРИСТИКА
на студента-практиканта (указать курс, отделение) факультета физвоспитания и спорта Севастопольского государственного университета______________________________________________ (Ф.И.О.)
В содержании характеристики должны быть отражены следующие пункты, которые составляются в произвольной форме.
1. Название практики, ее сроки и в каком учреждении (допускается сокращенное название) проходил практику.
2. Дать оценку отношения студента к практике, его уровню теоретических знаний (планирование учебного процесса, знание терминологии), владения техникой показа общеразвивающих упражнений и программного вида спорта, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность и т.п.
3. Дать оценку уровню владения педагогическими компетенциями (организаторские, коммуникативные умения, и навыки), способен ли качественно проводить урок физической культуры (успевает выдать программный материал, ориентируется во времени и т.п.), умеет управлять группой обучающихся (правильно выбирает место, рассредоточивает внимание на всех и т.п.), наблюдались ли попытки к реализации творческого подхода, осуществляет ли методические указания во время выполнения заданий, применяет ли индивидуальный и дифференцированный подходы, отношение занимающихся к студенту-практиканту.
4. Дать характеристику качеству выполненной работы. Во время ли выполнял задания педагогической практики, прислушивался ли к мнению учителя, легко ли исправлял ошибки и недочеты.
5. Указать в каких, если принимал участие в организации спортивно-массовых мероприятий или сопровождал учащихся на соревнования, как проявил себя (организаторские компетенции, инициативность и активность в организации.
6. Как организовал классный час или воспитательное мероприятие (указать тему, что было достигнуто, участие детей, их удовлетворенность)
7. Дать рекомендации, студенту практиканту над чем нужно работать и какие стороны педагогической деятельности необходимо совершенствовать.
Оценка за практику ______________________________
Педагог________________________________________
Директор________________________________________
Место печати
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Образец характеристики из ДЮСШ
ХАРАКТЕРИСТИКА
на студента-практиканта (указать курс, отделение) факультета физвоспитания и спорта Севастопольского государственного университета______________________________________________ (Ф.И.О.)
В содержании характеристики должны быть отражены следующие пункты, которые составляются в произвольной форме.
1. Название практики, ее сроки и в каком учреждении (допускается сокращенное название) проходил практику.
2. Дать оценку отношения студента к практике, его уровню теоретических знаний, владения технической избранного вида спорта, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность и т.п. Например, за период педагогической практики показал (а) себя.
3. Дать оценку уровню владения педагогическими компетенциями (умениями и навыками), способен ли планировать и проводить УТЗ, умеет организовывать воспитанников и управлять всей группой, наблюдались ли попытки к реализации творческого подхода, к построению и проведению тренировок, качество проведения тренировочных занятий, отношение занимающихся к студенту-практиканту.
4. Указать, если проводил или участвовал в организации спортивно-массовых мероприятий как проявил себя (организаторские навыки и умения, инициативность и активность в организации и проведении различных массовых и спортивных мероприятиях по плану организации, участие в пропаганде и агитации спорта).
5. Дать рекомендации, студенту практиканту над чем нужно работать и какие стороны педагогической деятельности необходимо совершенствовать.
Оценка за практику ______________________________
Тренер________________________________________
Директор________________________________________
Место печати
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой Директор института
_________________________________ ______________________________
_________________________________ ______________________________
___________ _____________________ __________ ___________________
(Г.Н.Бадагьянц) (И.О. Фамилия)
«____» ______________ 20___ г. «____» ______________ 20___ г.
М.П.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (вид практики) |
44.03.01 « Педагогическое образование» (код и направление подготовки / специальность) Физическая культура (наименование профиля подготовки / специализации) Бакалавриат (уровень высшего образования) Заочная (форма обучения |
Севастополь
2018г.
Программа ознакомительной практики составлена на основе ФГОС по направлению подготовки/специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) профиль «Физическая культура», ), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 № 1426 учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура»
Программа ознакомительной практики рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры «Физвоспитание и спорт»
«_____» __________ 20___ г., протокол № ____.
Руководитель образовательной программы _____________ Н.В. Котова
(подпись) (И.О. Фамилия)
Программа составлена: | Н.Т. Строшкова | |
Старшим преподавателем, к.п.н. | _____________ | _______________________ |
(подпись) | (И.О. Фамилия) | |
Рецензент (ведущий специалист – представитель работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности): | ||
_______________________________ | _____________ | _________________________ |
(должность, ученая степень, ученое звание) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения | 4 |
1.1. Вид практики, форма и способ ее проведения | 4 |
1.2. Цель и задачи практики | 4 |
1.3. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы | 5 |
1.4. Планируемые результаты обучения при прохождении практики в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы | 5 |
1.5. Место проведения практики | 8 |
2. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо академических или астрономических часах | 8 |
3. Содержание практики | 9 |
3.1. Содержание практики в соответствии с планируемыми результатами | 9 |
3.2. Календарный план-график проведения практики | 11 |
4. Контроль результатов освоения программы практики и итоговая аттестация студента | 12 |
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике | 12 |
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы для прохождения практики | 13 |
6.1. Основная литература | 13 |
6.2. Дополнительная литература | 14 |
7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», используемых при проведении практики | 14 |
8. Методические указания для обучающихся, определяющие порядок прохождения и содержание практики | 14 |
9.Информационно-технологическое обеспечение | 17 |
9.1. Информационные технологии практики | 17 |
10. Материально-техническое обеспечение практики | 17 |
11. Образовательные технологии (при реализации практики на базе СевГУ) | 17 |
Приложение 1 | 18 |
Приложение 2 | 21 |
Приложение 3 | 22 |
Приложение 4 | 23 |
Приложение 5 | 24 |
Приложение 6 | 25 |
Приложение 7 | 26 |
Приложение 8 | 27 |
Приложение 9 | 28 |
Приложение 10 | 29 |
Приложение 11 | 31 |
Приложение 12 | 37 |
Приложение 13 | 38 |
Общие сведения
Вид практики, форма и способ ее проведения
Учебная практика является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы «Физическая культура». моделирование будущей профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной школы. При прохождении практики студенты опираются на теоретические, научно-методические знания, полученные в период обучения по направлению, формирование профессионально необходимых бакалавру физической культуры качеств в условиях самостоятельной педагогической деятельности. Практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника и формирование общекультурных компетенций.
Учебная практика проводится дискретным способом.
Дискретная практика организуется по видам практик путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики; по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Учебная практика представляет собой педагогическую практику. В процессе практики происходит ознакомление обучающегося с педагогической деятельностью и приобретение им компетенций в сфере профессиональной деятельности:
Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», проходят учебную практику в средних общеобразовательных учреждениях, в учреждениях высшего образования.
Практика предоставляет возможность развития анализа основных направлений функционирования образовательного учреждения, подготовки и проведения физкультурно-оздоровительных занятий учителем, преподавателем.
Практика является деятельностью студента, познающего компетенции, присущие педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях.
Цель и задачи практики.
Основной целью учебной практики по профилю подготовки «Физическая культура», является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, учебных практик, путем анализа деятельности педагога, осуществляющего педагогический процесс на занятиях.
В соответствии с результатами обучения задачами учебной практики являются:
1. Закрепить, углубить и практически обогатить теоретические знания, сформировать умения их практического применения в решении конкретных педагогических задач.
2. Сформировать основные профессионально-педагогические умения и навыки в организации педагогической деятельности в качестве учителя ,преподавателя физической культуры и классного руководителя.
3. Изучить опыт организации, постановку и планирование физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работы в общеобразовательной школе.
4. Выработать творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности.
При прохождении практики обучающийся знакомится со спецификой работы образовательного учреждения, в частности с особенностями работы учителя, преподавателя. В течение всего периода прохождения практики обучающиеся знакомятся с особенностями образовательных учреждений, методикой проведения занятий, с коллективом организаций и с контингентом обучающихся, с документацией учреждений, овладевают умением изучать и использовать опыт работы учителей школы.
1.3. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы
Педагогическая практика реализуется в вариативной части профессиональной образовательной программы 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю подготовки Физическая культура (уровень бакалавриата) заочной формы обучения.
Прохождение учебной практики базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Подвижные игры», «Теория и методика обучения физической культуре», «Теория и методика физической культуры», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика легкой атлетики», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуры школьников», «Теория и методика спортивных игр», «Научные основы учебно-профессиональной деятельности» и т.д.
1.4. Планируемые результаты обучения при прохождении практики в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы
Учебная практика 3 курс
Код компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС) | Перечень планируемых результатов обучения |
ОПК-1 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | знать: - основы профессиональной деятельности; - особенности педагогической профессии, и ее ценность в обществе; уметь: - демонстрировать профессиональный имидж педагога; - проявлять педагогические способности в практической деятельности в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы; владеть: - навыками стремления к дальнейшему приобретения опыта профессиональной деятельности; - практическими умениями в области обучения и воспитания на уровне специалиста-практиканта |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | знать: - основы педагогики и психологии; - особенности педагогической коммуникации с различными возрастно-половыми и социальными группами; - основы педагогической деятельности в сфере физической культуры; - основы управления учебно-воспитательным процессом в системе общего и дополнительного образования. уметь: - осуществлять педагогически оправданное взаимодействие с обучающимися; - подбирать адекватные методы, формы и средства обучения; - осуществлять педагогический контроль за ходом учебно-воспитательного процесса. владеть: - навыками педагогически оправданного общения в различными категориями обучающихся; - навыками построения учебно-воспитательного процесса в различными категориями обучающихся. |
ОПК - 6 | Способен к самоорганизации и самообразованию | знать: - основы практической самоорганизации рабочего времени педагога; - основы разработки долгосрочной программы саморазвития и самообразования педагога уметь: - осваивать методы самообразования, приемы сбора, систематизации и обобщения информации, использования знаний в жизни, в практической деятельности; владеть: - технологией организации и перепроектирования собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества. |
ПК-2 | Обладает способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | знать: - педагогику физической культуры; - теорию и методику физического воспитания; - современные технологии обучения и воспитания; - современные методы диагностики состояния обучающихся; - современные оздоровительные технологии; уметь: - использовать современные методы обучения и воспитания в учебном процессе; - использовать современные методы диагностики, контроля и коррекции состояния обучающихся; - адаптировать методы обучения и воспитания к современным требованиям учебно-воспитательного процесса; в ладеть: - навыками разработки технологий обучения и воспитания в современных социально-экономических условиях. |
ПК-6 | Обладает готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса | знать: - особенности педагогической коммуникации; - основы управления образовательными учреждениями; - основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей и государственными и общественными организациями, осуществляющими воспитательные функции; - основы разрешения конфликтных ситуаций; уметь: - осуществлять педагогически оправданное взаимодействие между участниками образовательного процесса; - эффективно разрешать конфликтные ситуации; - использовать средства и методы обучения и воспитания для осуществления эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса; - осуществлять управление учебно-воспитательным процессом в учреждениях общего и дополнительного образования; Владеть: - навыками управления педагогическим процессом; - навыками осуществления взаимодействия между субъектами и объектами образовательного процесса. |
ПК-11 | Обладает готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | знать: - основные способы проведения исследований, способы проверки научных теорий; - основные виды аналитического исследования; формы представления результатов исследований; уметь: - уметь осуществлять исследовательскую, опытно- экспериментальную работу в сфере образования; владеть: - навыками исследовательской деятельности и анализа информации; - навыками использования научно-практической информации в соответствии с тематикой исследования; навыками организации самостоятельной работы; |
ПК-12 | Обладает способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | знать: - современные научные достижения в избранной профессиональной деятельности; - основы планирования научно-исследовательской работы; - методы педагогических исследований; - современные информационные технологии; - основы использование методов математической статистики в педагогических исследованиях; - способы представления результатов научных исследований. уметь: - планировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся; - осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими научно-исследовательской работы; - анализировать результаты научных исследований совместно с обучающимися; - консультировать обучающихся по проведению научных исследований; - использовать результаты научных исследований обучающихся в учебно-воспитательном процессе. владеть: - навыками руководства научно-исследовательской деятельностью различных категорий обучающихся; - навыками использования результатов научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. |
Место проведения практики
Проведение практики в профильной организации осуществляется в соответствии с договором между Университетом и профильной организацией. Учебная практика проводится на базе сторонней организаций под руководством преподавателей кафедры физвоспитания и спорта.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с утвержденным учебным планом и календарным учебным графиком. В исключительных случаях (по согласованию с заведующим выпускающей кафедрой) возможен выбор профильной организации для прохождения практики самим обучающимся.
2. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо академических или астрономических часах
Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц (4 недели) на третьем курсе в 5 семестре и 3 зачетные единицы (2 недели) в 6 семестре.
Разделы (этапы) практики | Трудоемкость | Форма текущего контроля | |||
Зач. ед. | Часов** | Кол-во недель | |||
Всего | Практической работы | ||||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 339.