№ 19. Назовите отличительные признаки следующих жанров: а) указ; б) декрет; в) постановление.
№ 20. В какую историческую эпоху использовались названия жанров текстов: а) устав; б) уложение; в) кодекс.
№ 21. Что общего в содержании текстов: а) рапорт; б) служебная записка?
№ 22. В каких из перечисленных жанров первостепенной является: а) функция сообщения; б) функция воздействия: - манифест; - указ; - закон; - нота; - ультиматум; - постановление; - кодекс; - жалоба; - иск.
№ 23. Назовите речевые ситуации, связанные в разным названием документов, в которых используются слова: - акт, - декларация; - прошение; - программа. Перечислите жанры, близкие названным по содержанию.
№ 24. Какие исторические события или документы стали основой для политических лозунгов: - Наш ответ Чемберлену! – Война до победного конца! – Мир – народам! Землю – крестьянам! Заводы – рабочим! Пролетарии всех стран – соединяйтесь! Дойдем до Берлина! Спасибо деду за Победу! Можно ли считать политический лозунг документом? Найдите примеры политических лозунгов разных эпох. Что общего и что различного у политического лозунга и рекламного слогана?
№ 29. Прочитайте фрагмент повести В.М.Шукшина «До третьих петухов». Сформулируйте текст деловой бумаги, которая нужна главному герою. Какие виды справок называются в тексте? Какие документы названы в тексте? Составьте предложения со словосочетаниями в официально-деловом стиле, названными в тексте. Найдите элементы разговорного стиля. Укажите штампы и фразеологизмы.
- Надо справку, - зло сказал Иван. К ним еще подошли черти... Образовался такой кружок, в центре которого стоял злой Иван.
- Продолжайте, - крикнул Изящный музыкантам и девице. - Ваня, какую справку надо? О чем?
- Что я - умный. Черти переглянулись... Быстро и непонятно переговорили между собой.
- Шизо, - сказал один. - Или авантюрист.
- Не похоже, - возразил другой. - Куда-нибудь оформляется. Всего
одну справку надо?
- Одну.
- А какую справку, Ваня? Они разные бывают... Бывает - характеристика, аттестат... Есть «о наличии», есть «об отсутствии», есть «в том, что», есть «так как», есть «ввиду того, что», а есть «вместе с тем, что» - разные, понимаешь? Какую именно тебе сказали принести?
- Что я умный.
- Не понимаю... Диплом, что ли?
- Справку.
- Но их сотни справок! Есть «в связи с тем, что», есть «несмотря на то, что», есть...
- Понесу ведь по кочкам, - сказал Иван с угрозой. - Тошно будет. Или спою «Отче наш».
- Спокойно, Ваня, спокойно, - занервничал Изящный черт. - Зачем подымать волну? Мы можем сделать любую справку, надо только понять - какую? Мы тебе сделаем...
- Мне липовая справка не нужна, - твердо сказал Иван, - мне нужна такая, какие выдает Мудрец (В.Шукшин. «До третьих петухов»).
№ 30. По толковым словарям посмотрите значения слова «грамота». Можно ли считать грамоту разновидностью документа? Какие жанровые разновидности грамоты можно назвать?
№ 31. К какому жанру можно отнести следующий текст: Господину Кириллу Сварщикову (СССР) присуждается поощрительная премия Международного конкурса имени Аполлинера за лучшее анималистическое четверостишие. Генеральный президент Всефранцузского общества защиты животных (Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»). Как реализуются в данном тексте разные функции языка? Какие из них являются первостепенными?
№ 32. Напишите реферат на тему: а) «Правила составления договора»; б) «Жанровые разновидности служебных записок»; в) «Художественные особенности речи дипломатов».
Тема 9. Рекламные и PR-тексты.
Теоретический материал.
Рекламная и PR-деятельность связана с оповещением, с целью создания известности, популярности, о товаре или услуге, которое проводится при помощи различных средств, важнейшим из которых является создание текста. Рекламные и PR-тексты отличаются своей коммуникативной направленностью и создаются для информирования и воздействия на адресата, которым в данном случае могут являться потребители, партнеры, а в случае PR-деятельности и сотрудники компании. Тексты рекламного сообщения включают в себя, в отличие от текстов документов или объявлений, вербальные и невербальные знаковые средства. Из основных жанров рекламных текстов можно назвать слоган, рекламную листовку и статью, рекламный буклет, каталог, презентация и др. Информационная насыщенность и объем текстов определяют выбираемый формат работы.
Тексты, созданные при решении PR-задач, делятся на внешние и внутренние и связаны с адресованностью разной аудитории. Так, можно назвать такие форматы работы с текстом, как пресс-релиз, факт-лист (фактическая справка) и бэкграундер (информационное письмо), входящие в необходимый минимум документов для прессы. Такие жанры, как история компании, интервью, биография, аналитический отчет заняли свое место в жанровой структуре внешних PR-текстов, среди которых также можно выделить и этикетные письма. Деловые и служебные письма, речи руководителя составляют жанровое ядро внешних PR-текстов.
Общие понятия: информативный текст, реклама, PR.
Вопросы для обсуждения:
1. Что общего в рекламной и PR-деятельностью?
2. Что общего и что различного в рекламных и PR-текстах?
3. Каковы критерии жанрового разграничения рекламных и PR-текстов?
Упражнения.
№ 1. Объясните разницу между пресс-релизом и информационным письмом. Разбейте текст на логические части. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Составьте на основе текстов письма-приглашения. Какие еще жанры писем возможно составить на основе данных текстов?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 343.