Тема 7. Официально-деловой стиль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретический материал.

Официально-деловой стиль (ОДС) относится к книжным стилям речи и функционирует в сфере правовых и административных отношений. Различные варианты адресованности текста определили подстили ОДС: дипломатический законодательный, административно-управленческий. К периферии официально-делового стиля относятся рекламные и PR-тексты информативного характера, язык патентов. Основной функцией ОДС является информирование адресата, возможны устные и письменные формы речи, в первую очередь предписывающего характера, определившие сложную систему жанров текстов ОДС.

Основными чертами ОДС являются: официальные отношения между адресантом и адресатом, безличная форма общения, ограниченный круг тем, стандартизированная форма изложения, чему способствуют различные формы унификации текстов – текст-аналог (типовой текст), текст-образец, текст-трафарет. Тексты в ОДС, не обладающие эмоциональностью, не пишутся, а составляются при помощи шаблонов, штампов, речевых формул (в порядке обмена опытом; в связи с наступлением зимних холодов; в связи с прекращением сроков поставок, в целях дальнейшего сотрудничества; мы, нижеподписавшиеся и др.), которые меняются в зависимости от речевой ситуации и соответствуют стандартам. Тексты, составленные в ОДС, не допускающие вариантов толкований, отличаются строгостью композиции, систематизацией представленной информации, стандартизированностью изложения и состоят из реквизитов (отдельных элементов текста), совокупность которых называется формуляром.

В ОДС активно используется канцелярско-деловая лексика, не имеющая аналогов в других функциональных стилях (юридическое лицо, истец, лицевой счет, виза, досье, надлежащий, препровождается и др.), термины (импорт, контракт, надбавка, рассрочка и др.), аббревиатуры и сложносокращенные слова (МИД, Росагроэспорт, Сбербанк, УВД, ОРД, л/с и др.), сложные глагольные формы (оказать помощь, оказать содействие, проявить заботу, осуществлять уход и др.), отыменные предлоги (в виду того, что; в связи с тем, что; в части; в силу; по линии и др.), отглагольные существительные, в том числе с префиксом не (неисполнение, нахождение, невыполнение, несоблюдение и др.), цепочки имен существительных (в целях гласности работы органов власти, для применения мер общественного порядка и др.), утверждение через отрицание (ученый совет не возражает; коллегия адвокатов не отвергает и др.). Имена существительные, обозначающие должности и звания, используются в ОДС в форме мужского рода (свидетель Иванова, капитан полиции Сидорова и др.). Имена существительные также определяют социальную роль адресанта и адресата и называют их по признаку, связанному с совершенным действием или правовыми отношениями (истец, супруг, квартиросъемщик, наниматель, работодатель). Страдательный залог используется в текстах ОДС при необходимости подчеркнуть факт свершения действия (предложение одобрено; оплата гарантируется; определенное количество путевок продано и др.). Действительный залог указывает на адресата как субъект юридической ответственности (руководитель отдела не обеспечил соблюдение правил техники безопасности; завод сорвал сроки поставки и др.).

К ОДС относятся служебные документы, различающиеся по своему назначению: деловые письма, личные, директивные (распорядительные), информационно-справочные, административно-организационные, финансовые, учетные документы. С ОДС связано понятие «документный текст». Особенности ОДС связаны с повторяемостью речевых ситуаций, юридической значимостью текстов, регламентированностью служебных отношений, тематической организации деловой речи, ограниченной лексической сочетаемостью слов.

Основные понятия: канцелярский стиль, лексика официально-делового стиля, признаки официально-делового стиля, документ, документный текст, жанры документа.

Вопросы для обсуждения:

1. История официально-делового стиля.

2. Формы бытования и сфера применения официально-делового стиля.

3. Подстили официально-делового стиля.

4. Языковые особенности официально-делового стиля.

5. Документ и документный текст.

6. Способы унификации текстов в официально-деловом стиле.

7. Композиционные особенности документных текстов.

8. Формы выражения авторской позиции в официально-деловом стиле.

Упражнения.

№ 1. Прочитайте примеры речевых ситуаций. Разбившись на пары, по ролям отработайте ситуации, используя официально-деловой стиль: а) соискатель проходит собеседование при устройстве на работу; б) сотрудник отдела социальной защиты населения звонит по телефону, чтобы поздравить ветерана Великой Отечественной войны с Днем Победы; в) новый классный руководитель проводит первое родительское собрание; г) новый начальник отдела знакомится с подчиненными; д) сотрудник телефонного узла звонит сообщить, что телефон не оплачен; е) редактор издательства обсуждает с автором правку рукописи; ж) начальник сообщает подчиненному о невозможности предоставления отпуска; ж) консультант в торговом центре предлагает покупателю приобрести новый товар.

 

№ 2. Прочитайте определения термина «документ», представленные в словарях. Одинаково ли словари толкуют значение слова? Посмотрите определение слова «документ», представленное в словарях В.Даля и Д.Ушакова. Сравните варианты толкований.

Документ (от лат. documentum - свидетельство), 1) различные виды актов, имеющих юридическое значение, напр. учредительные документы акционерных обществ и других товариществ, завещание в установленной законом форме, диплом о высшем образовании; 2) документ, удостоверяющий личность (см. Удостоверение), а также определенные права (напр., пенсионное удостоверение, водительские права); 3) письменное свидетельство о каких-либо исторических событиях, фактах; 4) материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т. д. (Большой Энциклопедический словарь).

Документ [документ] м. 1) Деловая бумага, служащая подтверждением какого-л. факта или права на что-л. 2) Удостоверение, подтверждающее личность предъявителя или содержащее определенные сведения о его трудовой, общественной и т.п. деятельности. 3) Постановление, решение и т.п. 4) То, что является свидетельством каких-л. событий, фактов истории и т.п. (обычно о произведениях искусства, литературы). (Т.Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка).

 

№ 3. Прочитайте предложения. В каком значении употребляется в них слово «документ»? Дайте определения разным значениям слова «документ» и подберите к нему однокоренные слова.

       В школе Пете Марфушину выдали проездной документ. Наконец, документ был готов. Чтобы следовать дальше, Якову надо было выправить документ. Исторические документы хранятся в архивах. «А документик-то фальшивый», - сиплым голосом произнес нотариус. На почте Варваре не выдали посылку – для ее получения нужны были документы. Маша шла, не замечая никого вокруг, вдруг строгий голос заставил ее очнуться: «Предъявите ваши документы!». Документом, удостоверяющим личность, является паспорт. На работе Анна Петровна отвечала за хранение документов. Исторические летописи – это документы эпохи. Судья встал и торжественно огласил оправдательный документ. «Пригодится», - сказал секретарь и, открыв папку с надписью «Дело № 306», сложил в нее документ. «Как вы без документов? Забыли?» - удивился администратор.

 

№ 4. Какие формы сокращений возможны в текстах, написанных в официально-деловом стиле? Укажите ошибки в сокращениях.

Моск. область; гор. Санкт-Петерб.; прос-т Буденного; у-ца Бийская; гражд. Иванов; госп-н Иванов; т-щ Иванов; направить в бухг. завода; главбух Иванов; оплатить ком-ку; предс. ком-и; зам дир-ра; отд. связи Кировского района; г-д Пермь; канд. ф. наук; исп. об-ти; ст. сп-т; доц.; главврач.

 

№ 5. Дайте сокращенную запись следующих словосочетаний. Составьте с данными словами и словосочетаниями фрагмент текста в официально-деловом стиле.

Волгоградская область; город Москва; почтовый ящик № 43, абонентский ящик № 34; станция Григорово, отделение связи Первомайского района; озеро Байкал; кандидат технических наук; кандидат физических наук; кандидат филологических наук; кандидат философских наук; заместитель декана; заведующий кафедрой; член-корреспондент Академии наук; исполняющий обязанности главного бухгалтера; генеральный директор; главный врач; техническое задание; специальный заказ; код подразделения; государственный стандарт; смотри на странице 32; так далее; корреспондентский счет; тому подобное; десять миллионов рублей; 1919-1920 годы; научно-исследовательский институт; свободно конвертируемая валюта; налог на добавленную стоимость; расчетный счет.

№ 6. Напишите текст объявлений, развернув сокращения. Найдите примеры объявлений, в которых используются сокращения. Можно ли считать объявление документом?

а) Ж. 40 л, без в/п., ищет м.ч. пр. нар. без в/п с выс. з/п с проп. М. и обл. для совм. пров. досуга.

б) Ищу р., ч/п д. без в/п, б/жив. От 24 до 35 л. Для совм. аренды комн. Кв. благ, в о/с. Имеются в/у: быт/тех, Т/В. Д. находится в 3-х мин. От ст. м. Бабушкинская, в 15 мин. от Пр-та Мира.

а) Ищу сотр. без в/п и в/о. Возр: 20-40. Иметь: мед. кн. Ст. м: Курская. З/п: договорная. Тел: 84999999999.

 

№ 7. Найдите в тексте элементы официально-делового стиля. Найдите в тексте сокращения. Для чего они употребляются? Найдите слова и словосочетания, которые можно сократить. «Переведите» текст в: а) разговорный; б) художественный; в) публицистический функциональный стиль.

 

Иванову И.В. 105275 Москва, 10 ул. Соколиной горы, д. 19, кв. 98.

 

Об оплате счетов за депозитарные услуги

       Стромынское отделение № 5898 Сбербанка России г. Москвы направляет на Ваш адрес счет за депозитарное обслуживание за июль месяц 2006 г. Сообщаем Вам, что указанную на счете сумму необходимо оплатить в течение трех дней после его получения по квитанции ф. 31. Напоминаем Вам, что оплата производится в любом филиале Сбербанка России.

Начальник сектора депозитарных операций С.М.Сидоров

№ 8. В каких словосочетаниях допущены ошибки, связанные с ограниченной сочетаемостью слов: предоставить в пользование, вступать в силу, выслать на рассмотрение, оказывать содействие, выдать кредит, направить на рассмотрение, оказывать помощь, давать предложения, пострадать в событиях, передать в управление, осуществлять контроль, предоставить кредит, владеть правом, передать для управления, пострадать при событиях, предоставить кредит, вносить предложения, обладать правом, входить в силу, пострадать в результате событий.

 

№ 9. Расшифруйте аббревиатуры. К каким группам они относятся? Приведите примеры аббревиатур: ВДНХ, эсэр, СССР, Совинформбюро, кадеты, ГРУ, ТАСС, ОРД, РСДРП, МУР, ВКПб, КПСС, ГАИ, ГИБДД, Главмосстрой, ГУМ, Атоммаш, НТВ, Ленсовет, ЗИС, ГАЗ, Массолит, ВАЗ, Моссовет, КамАЗ, Иновещание, Проектгрупп, Агитплакат, Авиапром, МЧС, ЧМЗ, Генштаб, ДОСААФ, ГТО, Гостелерадио, ОБЕРИУт, Совмин, РЖД, МИД, Росагроэкспорт, Госстрой, спецназ, Мосэнерго, Ленком.

 

№ 10. Расшифруйте сокращения. К каким группам они относятся? Составьте предложения с сокращениями. Составьте предложения с развернутыми сокращениями: кг.; в /о; гг.; а/я; км.; м.; г-н.; л.; б/н; зав.; б/у; л/с; соч.; лит.; л/д. 

 

№ 11. Составьте текст распорядительных документов, используя существительные в нужной глагольной форме: назначение, представление, ликвидация, утверждение, создание, увольнение, поощрение, реорганизация.

№ 12. Укажите словосочетания и слова, которые используются в официально-деловом стиле. Предложите синонимы к указанным словосочетаниям и словам. Составьте предложения с указанными словосочетаниями и словами: воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, принять к исполнению, принять к сведению, поставить на вид, страховой полис, быстро, предписывать, предлагать, проводить исследование, прямые обязанности, непосредственные обязанности, выступить с предложением, дипломная работа, ответчик, истец, соглашение, указанные сроки, ходатайство, объяснение, заявление.

№ 13. Ответив на поставленные вопросы, составьте текст объявлений, чтобы он соответствовал официально-деловому стилю.

- Можно ли сшить в ателье пальто из материала клиента? – Можно ли курить в автобусе? - Можно ли в метро заниматься коммерцией? - Можно ли фотографировать во время спектакля? - Может ли нотариус заверить документ, если нет паспорта? – Можно ли гулять по газонам? - Возможен ли обмен документа, если нет новой фотографии? – Можно ли приносить в ресторан свою еду? - Можно ли пропускать занятия в университете без уважительной причины? – Можно ли кричать в музее? – Можно ли бегать по эскалатору? – Можно ли ездить без билета в трамвае?

№ 14. Прочитайте вопросы для анкеты. Организуйте их в логическом порядке. Определите информационный повод для написания анкеты.

Образование. Место учебы в настоящее время. Дата рождения. ФИО. Приемлемые для вас часы работы. Контактные телефоны. Гражданство. Адрес постоянной прописки. Предыдущее место работы. Причины, по которым вы решили устроиться на работу в нашу организацию.

 

№ 15. Прочитайте текст доверенности на получение заработной платы, написанный К.И.Чуковским. Какие критерии официально-делового стиля нарушены в данном тексте? Какую роль в тексте играют вводные слова? В толковых словарях найдите значение слов «потратить» и «растратить», сопоставьте значения, объясните употребление глагола «растратить» в данном тексте.

       Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

№ 16. Прочитайте биографические статьи. Определите информационный повод для их создания. Сформулируйте вопросы, охватывающие большую часть информации, представленной в статьях: а) для анкеты; б) для интервью в газету; в) для соцопроса.

Юрию Грибову – 80

22 июня 1941 года он праздновал свое 16-летие. В армию пошел добровольцем. Когда его спрашивают, где воевал, он отвечает: «Я воевал мало, только успел Берлин взять». Молодой лейтенант, командир пулеметной роты Юрий Грибов стал свидетелем заключительных операций Великой Отечественной – форсирования Одера, взятия Берлина, встречи советских и американский войск на Эльбе. После войны, став газетным журналистом, работал в газете ВВС «Сталинский сокол» и в газете группы войск в Румынии «Советский воин». Его перо отличалось глубоким проникновением в суть проблемы, необыкновенно живым языком, мастерским умением подмечать важные детали, которые придают его рассказам о наших современниках достоверность и теплоту. В течение девяти лет возглавлял писательскую газету «Литературная Россия». Работал заместителем главного редактора «Известий» и главным редактором популярного еженедельника «Неделя». Избирался секретарем правления Союза писателей СССР.

Союз журналистов вручил кавалеру пяти орденов полковнику в отставке Юрию Тарасовичу Грибову премию «Золотое перо» 2004 года. «Литературная газета» поздравляет давнего друга и автора с замечательной датой, желает бодрости, доброго здоровья, новых литературных свершений («Литературная газета», 22-28 июня 2005).

Рязанский Валерий Владимирович. Член Президиума генерального совета партии «Единая Россия». Заместитель Руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Координатор Межрегионального координационного Совета партии «Единая Россия» по Центральному Федеральному округу Российской Федерации.

Родился 4 декабря 1950 г. в Истринском районе Московской области в семье рабочего-железнодорожника. В 1974 г. окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности инженер-электромеханик по авиационному приборостроению. В 1974-76 гг. работал инженером в Научно-исследовательском институте приборостроения. С 1976 по 1987 гг. работал в МАИ в должностях старшего инженера, ведущего инженера, директора студенческого городка и главного инженера института. С 1987 г. – главный инженер туристского гостиничного комплекса «Измайлово». В мае 1990 г. был избран генеральным директором ЗАО «Туристские гостиничные комплексы «Измайлово». Дважды в 199г. и в 2003 г. избирался депутатом Государственной Думы РФ по Перовскому одномандатному округу № 198 Москвы. За время работы в Государственной Думе РФ стал соавтором 57 проектов Федеральных законов, 17 из которых опубликованы и вступили в законную силу. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «850-летия Москвы» и орденом Почета. Женат. Имеет двоих детей и двоих внуков (Информационная листовка).

№ 17. Какие способы унификации текстов вам известны? Создайте текст- трафарет для: а) справки; б) пропуска; в) удостоверения.

№ 18. Какие из названий фирм и организаций вам кажутся более, а какие – менее удачными. Какими видами деятельности занимается организация? Какие названия относятся к официально-деловому стилю?

Доктор Столетов; Московский метрополитен им. В.И.Ленина; Спрут; 36,6; Тет-а-тет; Электронный рай; Таблетка; Эльдорадо; Красный куб; Скорая помощь; Ромашка; У Ашота; Лубянка; Красный глаз; Комус; Япоша; Счастливый папа; Переплетные птицы; Управление УВД на Московском метрополитене им. В.Ленина; Под крестом; Якитория; Диваны ТУТ; КухниСтрой; Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова; Кружка; Подружка; Трамвайное депо им. П.Русакова; Детский мир; Литера; ЧайКоффский; Читай город; Буду мама; Яшма-золото; Отдел социальной защиты населена района «Перово» г. Москвы; Перекресток; Махровый рай; станция метро «Сокольники».

 

№ 19. Какие виды речевой игры представлены в торговых названиях? Найдите примеры удачных и неудачных названий.

Доктор Айболит; Клевое место; Мир ванн; Мягкое место; Дочки-сыночки; АзБуковник; банк Рулев; Алтын; ТехноСила; Седьмой Континент; Для душа и души, Раздолбай Сервис; Куриный рай; Подушкин; Жирный сушиед; Дверной пивик; БЫСТРОсъЕШКА; Канцеляркин; Подкованная блоха.

 

№ 20. Объясните, соответствуют ли данные рекламные имена необходимым критериям: краткость, звучность, образность, ассоциативность с родом деятельности, этичность, узнаваемость в ряду подобных: юридическая консультация Лошарики; служба такси Круиз; ресторан восточной кухни ШиреХари; магазины товаров для дома Домовой и Домушник; пивной ресторан БирМания; детские клубы Лошарики, Апельсинка и Я и мама; магазин алкогольной продукции Хорошие привычки; салоны красоты Носорог, Игуана и Индустрия соблазна; туристическое агентство Скатертью дорога; магазины мясных продуктов Мясная улыбка, Мясо, Мяско-Мясушко и Мяснов; досуговый центр Мумия; Дом паркета; Дом моды; Дом фарфора; магазин изделий из пробки Мир пробки. Приведите примеры удачных и неудачных рекламных имен компаний, занимающихся одним видом деятельности.

№ 21. Какие подстили официально-делового стиля вам известны? В каких формах речи возможна их реализация? Для каких подстилей характерны следующие формы речи: а) предписание; б) ходатайство; в) информирование? Какие виды информации функционируют в разных подстилях официально-делового стиля?

№ 22. В каких документных текстах возможно употребление следующих слов и словосочетаний: воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, принять к исполнению, принять к сведению, поставить на вид, страховой полис, незамедлительно, предписывать, предлагать, проводить исследование, прямые обязанности, непосредственные обязанности, квалификационная работа, ответчик, истец, соглашение, указанные сроки, ходатайство, объяснение, заявление. Составьте со словосочетаниями предложения.

№ 23. Из ряда синонимов выберите слова, характерные для официально-делового стиля.

- квартира, помещение, цех, кров, обитель, апартаменты, дом; 

- персона, человек, лицо, индивид, персонаж;

- мать, отец, мам, матушка, родитель, папа, батяня;

- военнослужащий, солдат, служивый, вояка;

- выволочка, выговор, нагоняй, взыскание;

- приехать, нагрянуть, прибыть.

 

№ 24. Прочитайте фрагмент рассказа В.М.Шукшина «Мужик Дерябин». Какие тексты составил герой? Как они связаны между собой: а) по смыслу; б) композиционно? Какую задачу ставит перед собой автор текстов? Подчеркните канцеляризмы и речевые формулы официально-делового стиля. Исправьте допущенные ошибки.

          «Красно-Холмскому райисполкому. Довожу до вашего введения факт, который мы все проморгали. Был у нас поп Николай (по-старому отец Николай), в народе его звали Николашка, как никакого авторитета не имел, но дом его стоял в этом переулке. Когда попа изъяли как элемента, переулок забыли переименовать, и наш переулок в настоящее время называется в честь попа. Я имею в виду - Николашкин, как раньше. Наш сельсовет на это дело смотрит сквозь пальцы, но жителям нам стыдно, а особенно у кого дети с высшим образованием и вынуждены писать на конвертах «переулок Николашкин». Этот Николашка давно уж, наверно, сгнил где-нибудь, а переулок, видите ли, Николашкин. С какой стати! Нас в этом переулке 8 дворов, и всем нам очень стыдно. Диву даешься, что мы 50 лет восхваляем попа. Неужели же у нас нет заслуженных людей, в честь которых можно назвать переулок? Да из тех же восьми дворов, я уверен, найдутся такие, в честь которых не стыдно будет назвать переулок. Он, переулок-то, маленький! А есть ветераны труда, которые вносили пожизненно вклад в колхозное дело, начиная с коллективизации. Активист».

          Дерябин переписал написанное, остался доволен, даже подивился, как у него все складно и убедительно вышло. Он отложил это. И принялся писать другое: «В Красно-Холмский райисполком. Мы, пионеры, которые проживаем в переулке Николашкином, с возмущением узнали, что Николашкин был поп. Вот тебе раз! - сказали мы между собой. Мы, с одной стороны, изучаем, что попы приносили вред трудящимся, а с другой стороны - мы вынуждены жить в переулке Николашкином. Нам всем очень стыдно - мы же носим красные галстуки! Неужели в этом же переулке нет никаких заслуженных людей? Взять того же дядю Афанасия Дерябина: он ветеран труда, занимался коллективизацией и много лет был бригадиром тракторной бригады. Его дом крайний, с него начинается весь переулок. Мы, пионеры, предлагаем переиначить наш переулок, назвать - Дерябинский. Мы хочем брать пример с дяди Дерябина, как он трудился, нам полезно жить в Дерябинском переулке, так как это нас настраивает на будущее, а не назад. Прислушайтесь к нашему мнению, дяди!» Дерябин перечитал и этот документ - все правильно (В.Шукшин. «Мужик Дерябин»).

 

№ 25. Прочитайте фрагмент повести А.Гайдара «Тимур и его команда». Какие задачи ставят перед собой составители ультиматума? Найдите в тексте составленного документа элементы официально-делового стиля. О каком историческом письме идет речь? Ознакомьтесь с текстом письма запорожцев к турецкому султану. Можно ли его назвать историческим документом? Найдите устаревшие обороты речи.

Как составляются ультиматумы, этого еще никто не знал, и Тимур спросил об этом у дяди. Тот объяснил ему, что каждая страна пишет ультиматум на свой манер, но в конце для вежливости полагается приписать: «Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении». Затем ультиматум через аккредитованного посла вручается правителю враждебной державы. Но это дело ни Тимуру, ни его команде не понравилось Во-первых, никакого почтения хулигану Квакину они передавать не хотели; во-вторых, ни постоянного посла, ни даже посланника при этой шайке у них не было. И, посоветовавшись, они решили отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами….

«Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину…» Это мне, – громко объяснил Квакин. – С полным титулом, по всей форме, «…и его, – продолжал он читать, – гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой…» Это тебе, – с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. – Эк они завернули: «гнуснопрославленный»! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, «…а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум». Это что такое, я не знаю, – насмешливо объявил Квакин. – Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле. – Это такое международное слово. Бить будут, – объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка. – А, так бы и писали! – сказал Квакин. – Читаю дальше. Пункт первый: «Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак – красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем…» – Ты посмотри, как, собаки, ругаются! – смутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. – А какой дальше слог, какие запятые! Да! «…приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий». – То есть в каком смысле свободу? – опять переспросил Квакин. – Мы их, кажется, пока никуда не запирали. – Это такое международное слово. Бить будут, – опять объяснил бритоголовый Алешка.

 

№ 26. Прочитайте фрагмент автобиографии А.Твардовского. Можно ли считать данный текст документальным? Какие отступления от документального стиля есть в данном тексте? Отредактируйте текст, чтобы он соответствовал нормам официально-делового стиля.

Родился я в Смоленщине, в 1910 году, на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта … вся в мелких болотцах…, – и вся заросшая лозняком, ельником, березкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле…

По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбы и жалела меня.

Летом 1924 года я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т.п. Изредка заметки печатались. Это делало меня, рядового сельского комсомольца, в глазах моих сверстников и вообще окрестных жителей лицом значительным. Ко мне обращались с жалобами, с предложениями написать о том-то и том-то, «протянуть» такого-то в газете... собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М.В. Исаковскому, работавшему там в редакции газеты «Рабочий путь». Принял он меня приветливо, отобрал часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского».

№ 27. Прочитайте текст. Можно ли отнести его к официально-деловому стилю? Какую цель ставил перед собой автор текста? Изложите документ художественным стилем.

Гражданка Канарейкина Татьяна Николаевна, потеряв женскую гордость и скромность, украшающую советскую девушку, бегает за летчиком
аморального поведения, а с этой целью угнала мой мотоцикл марки «Восход».

 


Тема 8. Жанры документов.

Теоретический материал.

       Жанровые разновидности текстов документов зависят от многих факторов. Из основных можно назвать следующие: принадлежность текста к определенной форме речи (устной или письменной), вид речевой деятельности (информирование, ходатайство, предписание), стилевую разновидность официально-делового стиля (подстили: дипломатический, законодательный, административно-управленческий). Видовые и жанровые группы документов связаны и со сферой речевой деятельности (политической, судебной, административной, правовой, дипломатической, рекламной, PR и др.), а также первичностью или вторичностью текста. Немаловажным фактором выделения жанра является частотность употребления текста. Необходимо разделять понятия «документ» и «документный текст», под которым подразумевается «письменно-речевой объект, составляющий знаковую основу документа» [Кушнерук С.П. Документная лингвистика. М., 2012], отражающие требования, предъявляемые к официально-деловому стилю.

       Из основных жанров текстов, созданных в официально-деловом стиле, можно назвать следующие: закон, нормативный акт, инструкция, приговор, постановление, приказ, решение, договор, контракт, соглашение, декларация, ультиматум, жалоба, заявление, служебная записка, петиция, автобиография, резюме, отчет, план, меморандум, рапорт, доверенность, завещание и др.

       Очевидно, что название жанра может отражать разные речевые ситуации (постановление об аресте, постановление правительства; обвинительное заключение, заключение в протоколе; торговый договор, трудовой договор, договор купли-продажи; брачный контракт, контракт на поставки  и др.), объясняющие принадлежность текста к разным подстилям официально-делового стиля. Складывавшаяся на протяжении столетий жанровая система текстов, созданных в официально-деловом стиле, сохранила первичные названия жанров (завещетальная грамота, завещание; доверительная грамота, доверенность). Жанровая специфика текста также связана с его объемом, регламентированностью, способом унификации.

Основные понятия: язык деловых бумаг, документ, разновидность документа, название документа, способы унификации текста.

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии различения жанров текстов, созданных в официально-деловом стиле.

2. Сфера употребления жанров документов.

3. Соотнесение жанров документов и подстилей официально-делового стиля.

Упражнения.

№ 1. В текстах каких жанров возможно употребление данных речевых конструкций:

- Акционерное общество открытого типа "Аэропорт Внуково", именуемое ___________ в дальнейшем Заказчик, в лице генерального директора В.В. Баранова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и фирма "Сети и системы", именуемая в дальнейшем….; 

- Исполнитель, в лице директора М.В. Петрова, действующего на основе Устава, с другой стороны, заключили между собой договор о нижеследующем...; 

- Между закрытым акционерным обществом "Оптовый рынок Самара", далее именуемым Арендодатель, и ТОО "Арес", далее именуемым Арендатор, заключается договор об аренде;

- Глава I. Общие положения. Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

№ 2. Напишите:

- Заявление о дополнительном выходном дне; - Объяснительную записку по поводу утери пропуска; - Справку, разрешающую посещать бассейн; - Служебную записку с просьбой выделить автобус для поездки сотрудников в музей. Объясните, в каких речевых ситуациях используются разные жанры служебной переписки.

№ 3. Составьте вопросы для анкеты:

- анкета постоянного посетителя салона красоты; - вечер встречи выпускников школы (задача – составить базу данных); - анкетирование проводит повар в столовой, чтобы выявить вкусовые пристрастия сотрудников; - анкета родителей и ребенка при записи в детский сад.

№ 4. Прочитайте определения, данные термину «протокол» в разных толковых словаря. Подберите контекст к каждому из значений. Найдите определения термина, предложенные другими словарями.

 

№ 5. Прочитайте текст стихотворения В.С. Высоцкого. Какие основания были у поэта, чтобы назвать произведение «Милицейский протокол»? Какие жанровые особенности протокола сохранил поэт? Проанализируйте другие варианты названий: «Антиалкогольная», «Протокол», «Объяснение в милиции», «Разговор в вытрезвителе», «Объяснительная записка в милиции», «Объяснительная записка в милицейском протоколе». Какие черты официально-делового стиля присутствуют в тексте? Какие еще функциональные стили представлены в стихотворении? Составьте текст протокола, используя представленную в тексте информацию.

Считай по-нашему, мы выпили не много./ Не вру, ей-бога! Скажи, Серёга! / И если б водку гнать не из опилок - / То что б нам было с пяти бутылок!../ Вторую пили близ прилавка, в закуточке, - / Но это были ещё цветочки! /Потом - в скверу, где детские грибочки, / Потом не помню - дошёл до точки. / Я пил из горлышка, с устатку и не евши, / Но как стекло был - остекленевший. / А уж когда коляска подкатила, / Тогда в нас было - семьсот на рыло. / Мы, правда, третьего насильно затащили, / Но тут - промашка, переборщили. / А что очки товарищу разбили - / Так то портвейном усугубили. / Товарищ первый нам сказал, что вы уймитесь, / Что - не буяньте, что - разойдитесь! / На "разойдись" я сразу ж согласился, / И разошёлся. И расходился. / Но если я кого ругал - карайте строго! / Но это вряд ли - скажи, Серёга! / А что упал - так то от помутненья, / Орал не с горя - от отупенья. / Теперь дозвольте пару слов без протокола. / Чему нас учит семья и школа? - / Что жизнь сама таких накажет строго! / Тут мы согласны - скажи, Серёга! / Вот он проснётся утром - протрезвеет, скажет: / "Пусть жизнь осудит, пусть жизнь накажет!" / Так отпустите - вам же легче будет: / Чего возиться, раз жизнь осудит! / Вы не глядите, что Серёжа всё кивает, - / Он соображает, всё понимает! / А что молчит - так это от волненья, / От осознанья и просветленья. / Не запирайте, люди, - плачут дома детки! / Ему же в Химки, а мне в Медведки! / Да всё равно автобусы не ходют, / Метро закрыто, в такси не содют. / Приятно всё-таки, что нас тут уважают. / Гляди, подвозят, гляди, сажают! / Разбудит утром не петух, прокукарекав, - / Сержант поднимет - как человеков. / Нас чуть не с музыкой проводят, как проспимся.  /Я рупьзаначил - опохмелимся! / И всё же, брат, трудна

у нас дорога. / Эх, бедолага! Ну, спи, Серёга... (1971)

 

№ 6. Прочитайте «Протокол празднования Лицейской годовщины 19 октября 1936 года», составленный А.С.Пушкиным. Какие особенности и композиционные черты жанра сохранил поэт? Найдите примеры устаревших слов и подберите современные аналоги. По данному образцу составьте протокол заседания: а) встречи выпускников школы; б) заседания совета директоров предприятия; в) проведения экзамена. Какие жанровые разновидности протокола вы знаете?

19 Октября 1836.

Праздновали дватцатипятилетие Лицея (на Екатерининскомъ канале, въбывшемъ Библейскомъ доме, возле Михайловскаго Дворца, на квартире Яковлева): П. Юдинъ, П. Мясоедовъ, П. Гревеницъ, М. Яковлевъ, М. Мартыновъ, Модестъ Корфъ, А. Пушкинъ, Алексей Илличевский, С. Комовский
Ф. Стевенъ, К. Данзасъ.

Собрались выше упомянутыя Господа лицейскиявъ доме у Яковлева и пировали следующимъ образомъ:

1. Обедали вкусно и шумно.

2. Выпили три здравия (по заморскому toasts).

a) за дватцати пятилетие Лицея;

b) за благоденствие Лицея;

c) за здоровье отсутствующихъ.

3. Читали письма писанныя некогда отсутствующимъ братомъ Кюхельбекеромъкъ одному изъ товарищей.

4. Читали старинныя протоколы, песни, и проч. Бумаги, хранящияся въ Архиве Лицейскомъ у старосты Яковлева.

5. Поминали Лицейскую старину.

6. Пели национальныя песни.

7. Пушкинъ начиналъ читать стихи на 25-ти летие Лицея, но всехъ стиховъ не припомнилъ и кроме того отозвался, что онъ ихъ не докончилъ; но обещалъ докончить, списать и приобщить въ оригинале къ сегоднишнему протоколу

Примечание: Собрались все къ половине 5-го часа, разошлись въ половине десятаго.

 

№ 7. Что такое выписка из протокола? По каким правилам она составляется? Сколько в выписке из протокола композиционных частей? Составьте выписку из протокола: а) заседания студенческого совета; б) совещания, посвященного планированию корпоративного праздника.

№ 8. Прочитайте текст документа. Какие композиционные части выписки представлены? Какие речевые формулы используются в современном русском языке?

Выписка из протокола заседания Совета Народных Комиссаров Терской области
16 января 1919 г.

Слушали: Об отпуске 45 млн рублей казакам-переселенцам.
Постановили: Решение этого вопроса отложить до ближайшего заседания Совнаркома и заключение СНК передать на усмотрение Терского народного Совета.

№ 9. Прочитайте Статью 185 ГК РФ. Что такое доверенность? В каких случаях доверенность составляется в нотариальной форме?




Статья 185. Доверенность

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

2. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Комментарий к статье 185

Доверенность - это письменное уполномочие. В иной форме, кроме письменной, доверенность существовать не может.

№ 10. Напишите текст доверенности: а) на получение стипендии; б) на получение заработной платы; в) на управление транспортным средством. Какие глагольные формы необходимо употреблять в тексте доверенности? Подберите к ним синонимы из других функциональных стилей.

 

№ 11. Назовите отличия в жанрах биографических текстов: биография, художественная биография, автобиография, биографическая статья, резюме, досье и др. Какие из перечисленных текстов можно назвать документальными жанрами и почему? Прочитайте текст автобиографии В.М. Шукшина. Какие требования, предъявляемые к автобиографии, сохраняет автор? Чем вызвано нарушение хронологии событий? Объясните смысл словосочетания «выйти в люди».

Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители — крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) — колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован. 

В 1943 г. я окончил сельскую семилетку, некоторое время учился в Бийском автотехникуме, бросил. Работал в колхозе, потом, в 1946 г., ушел из деревни. Работал в Калуге, на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, такелажником, учеником маляра, грузчиком. «Выйти в люди» все никак не удавалось.

 

№ 12. Прочитайте автобиографию М.А.Шолохова, написанную в апреле 1949 года. Какие задачи ставил перед собой автор? Какие факты биографии отражены в документе? Какие факты биографии М.А.Шолохова не отражены в данном документе? Составьте по данному тексту: а) вопросы для листка по учету кадров; б) резюме.

Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл. Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами.

Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел.

В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был. За границей был дважды, в 1930 и 1935 г., в связи с изданием моих книг в разных странах. Был в Германии, Франции, Англии, Швеции и Дании. В 1922 г. был осужден, будучи продкомиссаром, за превышение власти: 1 год условно. Женат с 1924 г. По своей линии близких родственников не имею. По линии жены: мать жены – домохозяйка, сестра и брат – служащие, о старшем брате жены точных сведений не имею, по слухам – он священнослужитель на Украине. Отец жены умер в 1939 г. Писатель М.Шолохов (полковник запаса).

 

№ 13. В текстах каких жанров употребляются следующие языковые формулы: - настоящие правила; - настоящий договор; - доверяю получить; - действующие расценки; - надлежащие меры; - данное обращение; - в установленном порядке; - настоящим сообщаем; - напоминаем о том, что; - выдана в том, что; - принятое решение; - утвердить на заседании; - в соответствии с договоренностью; - в порядке оказания помощи.

 

№ 14. Подберите глаголы к существительным: - контроль; - счет; - сделка; - право; - цена; - платеж; - качество; - работа; - договор; - приказ; - правила; - инструкция; - справка; - соглашение. Составьте с полученными словосочетаниями документные тексты разных жанров.

 

№ 15. Прочитайте стихотворение А.Галича «Красный треугольник. Найдите элементы официально-делового стиля. Какая речевая ситуация представлена поэтом? Найдите в тексте элементы разговорного стиля и «переведите» их в официально-деловой. Составьте на основе данного текста: а) объяснительную записку; б) протокол собрания; в) донесение; г) указание; д) приказ; е) жалобу. Какие еще жанровые разновидности документов можно составить на основе стихотворения А.Галича?

Ой, ну, что ж тут говорить, что ж тут спрашивать,/ Вот стою я перед вами, словно голенький... / Я с племянницей гулял - тёть-Пашиной, / И в «Пекин» её водил, и в Сокольники. / Поясок ей покупал - поролоновый, / И в палату с ей ходил - Грановитую... / А жена моя -тврщ-Парамонова - / В это время находилась - за границею... / Приезжает, ей привет — анонимочка, / Фотоснимок, а на нём - я и Ниночка! / Утром встал я, ан, нет моей кысочки,
Ни вещичек её нет, ни записочки... / Нет как нет.../ Ну, прямо, нет как нет! / Я к ней, в ВЦСПС -  в ноги падаю, / Говорю, что всё во мне переломано, / Мол, прости, что я гулял с этой... падлою, / Извини меня, тврщ-Парамонова. / А она, как закричит - вся стала чёрная: / «Я на слёзы на твои - ноль внимания!
Ты мне лазаря не пой, я - учёёёная, / Ты -  людям всё расскажи, на собрании!»И кричит она, кричит, а голос слабенький, / А холуи уж тут как тут - каплют капельки, / И Тамарка Шестопал, и Ванька Дёргалов, / И какой-то «референт», ну, что из органов... / Тут как тут... / Ну, прямо, тут как тут! / Ладно, в воскресенье прихожу на собрание, / Дело, помню как сейчас, было первого.
Я, конечно, бюллетень взял заранее, / И бумажку из диспансера нервного... / А Парамонова, гляжу, вся в новом шарфике, / А как увидела меня, вся стала -  красная, / У них первый был вопрос - «Свободу Африке!», / А потом уж про меня, в части «Разное»... / Как про Гану - все в буфет за сардельками, / Я бы тоже взял кило, да плохо с деньгами... / А как вызвали меня, так сник от робости,
А из зала мне кричат: «Давай подробности!» / Всё, как есть... / Ну, прямо, всё, как есть! / Ой, ну что ж тут говорить? что ж тут спрашивать? / Вот стою я перед вами - словно голенький! / Я ж с племянницей гулял, теть-Пашиной, / И в «Пекин» её водил... и в Сокольники... / И - в моральном, говорю, моём облике - / Есть растленное влияние Запада! / Но... живём-то, говорю, не на облаке, / Это ж просто, говорю, соль — без запаха... / И на жалость я их брал, и испытывал, / И бумажку (что от психов) зачитывал, / Но поздравили меня с «воскресением» - /
Закатили строгача с занесением! / Ой, ёй, ёй.../ Ну, прямо — ой, ёй, ёй... / Вот тогда, я взял букет покрасивее, / Стал к подъезду номер семь (для начальников),
А Парамонова, как вышла -  вся стала синяя, / Села в «Волгу» без меня, и отчалила! / Я тогда прямым путём в раздевалку, и / Тёте Паше говорю: «Буду вечером...», / А она мне говорит: «С аморалкою- / Нам, товарищ дорогой, делать нечего! / И племянница моя, Нина Саввовна, / Она думает теперь - тоже самое,
Она всю свою морковь нынче продала, / И домой, по месту жительства - отбыла.» / Вот те на... / Ну, прямо, вот те на!.../Ну, тогда я прям в райком шлю записочку - / Мол, прошу принять по личному делу я... / А у Грошевой сидит - моя кысочка, / Как увидела меня, вся стала - белая. / И сидим мы с нею так вот прямо - рядышком, / И с улыбкой говорит тврщ-Грошева: / «Схлопотал он строгача, ну и ладушки, / Помиритесь вы теперь по-хорошему». / ...и пошли мы с ней вдвоём, как по облаку, / И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку, / Она скушала «дюрсо», а я «перцовую» - / За советскую семью... образцовую!/  Вот и все....

№ 16. Сравните разные варианты текстов Клятвы пионеров СССР. В чем состоят различия? С какими историческими событиями связаны изменения в текстах? Можно ли считать клятву документом? Каковы отличительные особенности жанра?

1. Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться (1922).

2. Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров (1923).

3. Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

4. Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза (1986).

 

№ 17. Прочитайте тексты. Определите род профессиональной деятельности приносящего клятву/присягу. Найдите клише и шаблоны, характерные для жанра, с их помощью составьте текст клятвы или присяги.

1. Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката.

2.  Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

3.  Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

4.  Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности. Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну. Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок. Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации. Служа Закону - служу народу!

 

№ 18. Сравните тексты Воинской присяги. Какие реалии времени отражают тексты. В какое время они были созданы?

1. Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.

2.  Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.








Дата: 2018-11-18, просмотров: 582.