Теоретический материал.
Речевая ситуация – это ситуация, провоцирующая речь, ситуация, на которую человек реагирует вербальными действиями. Речевая ситуация может быть реальной или воображаемой, запланированной или спонтанной. Участниками речевой ситуации оказываются адресант и адресат. Речевая ситуация связана с реализацией целей и мотивов коммуникации, с выбором средств языка и формы общения. В зависимости от задач коммуникации ученые (В.В.Виноградов, Р.Якобсон, Д.Розенталь и др.) выделяют следующие функции языка: общение (коммуникативная), сообщение (информативная), воздействие. Важнейшей также является номинативная функция, которая реализуется в том, что благодаря языку все в окружающем нас мире имеет свои названия. Эти функции являются базовыми, первичными. Ко вторичным функциям языка можно отнести: волюнтативную, эмотивную, экспрессивную, когнитивную, культурно-историческую, поэтическую и др.
Функционирование языка в разных речевых ситуациях привело к выбору определенных средств и форм общения и обусловило возникновение теории о функциональных стилях. Одной из первых стала «Теория трех стилей» М.Ломоносова, применяемая к словесности в общем. В ХХ веке возникло учение о функциональных стилях, благодаря которому были выделены: 1) разговорная речь и 2) книжные стили, к которым относятся: 1) официально-деловой, 2) научный, 3) публицистический, 4) художественный, имеющие устойчивые признаки, определенную сферу применения и систему подстилей. В связи с этим вопросом также актуальными являются такие понятия, как язык СМИ, язык печатных СМИ, язык газеты, язык радио, язык телевидения, язык рекламы, язык PR, язык кино, язык документа, язык юристов и др., обозначающие разные сферы применения языка. Возникают также дисциплины, изучающие проблемы языка на стыке наук, например, лингвокриминалистика, юристлингвистика. С функционированием стилей в разных ситуациях связаны такие понятия, как: авторский стиль, стиль прозы, стиль романтизма, стиль сентиментализма, телеграфный стиль и др. Немаловажным также является жанр текста – сочетание формы, композиции, стиля – избранный автором для произведения. Жанровая система, жестко соответствующая правилам в эпоху классицизма, существует в литературе, журналистике, живописи, музыке и других видах искусства. Смешение жанровых форм, размывание жанровых границ и появление новых жанров – естественный процесс во многих искусствах, в том числе и словесном.
Основные понятия: речевая ситуация, функция языка, стили зыка, функциональный стиль.
Вопросы для обсуждения:
1. Как складывается речевая ситуация? Бывает ли она вынужденной?
2. Связана ли функция языка с функциональным стилем и жанром текста?
3. Почему принято выделять подстили в рамках одного функционального стиля?
4. Что такое жанр текста?
Упражнения.
№ 1. Прочитайте примеры речевых ситуаций. Разбившись на пары, по ролям отработайте ситуацию. Какой функциональный стиль речи используется в данных речевых ситуациях?
а) вы, торопясь, быстро идете по улице и спрашиваете у незнакомого человека, который час; б) вы заблудились и интересуетесь у незнакомого человека, как пройти на нужную вам улицу; в) в общественном транспорте вы наступили незнакомцу, стоящему рядом, на ногу и приносите свои извинения; г) в свой первый рабочий день вы знакомитесь с коллегами; д) вы представляете коллективу нового сотрудника; е) вы пришли на собеседование для приема на работу; ж) вы проводите соцопрос на улице; з) вы сотрудник фирмы и просите вашего клиента заполнить анкету.
№ 2. Какие функции языка реализуются в следующих речевых ситуациях: а) профессор читает лекцию студентам; б) политик выступает на митинге; в) президент отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции; г) подруги разговаривают по телефону; д) преподаватель принимает зачет; е) писатель отвечает на вопросы читателей; ж) редактор журнала пишет письмо читателям; з) диссертант защищает научную работу; и) полководец произносит речь перед боем; к) адвокат произносит речь в суде; л) продавец-консультант рассказывает о товаре; м) руководитель предприятия пишет поздравительное письмо подчиненным; н) юрист консультирует доверителя; о) следователь ведет допрос подозреваемого; п) учитель проводит родительское собрание; р) руководитель проводит совещание; с) менеджер туристической фирмы рассказывает клиенту о предстоящей поездке; т) гид ведет экскурсию по городу; у) главный бухгалтер пишет отчет.
№ 3. Прочитайте отрывки стихотворений о языке. О каких функциях языка в них говорится? С помощью каких художественных средств поэты передают свою позицию?
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья… (К.Бальмонт)
Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света… (М.Дудин)
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем… (А.Ахматова)
Тот, кто вольно отчизну покинул,
волен выть на вершинах о ней,
но теперь я спустился в долину,
и теперь приближаться не смей.
Навсегда я готов затаиться
и без имени жить. Я готов,
чтоб с тобой и во снах не сходиться,
отказаться от всяческих снов;
обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня, – мой язык. (В.Набоков)
И тогда узнаешь вдруг,
Как звучит родное слово.
Ведь оно не смысл и звук,
А уто́к пережитого,
Колыбельная основа
Наших радостей и мук. (Д.Самойлов)
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко… (М.Лермонтов)
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (И.Бунин)
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной. (П. Вяземский)
Есть речи – значенье темно иль ничтожно,
Но им без волненья внимать невозможно… (М. Лермонтов)
№ 4. Прочитайте фрагмент рассказа В.М.Шукшина «Критики». Какие функциональные стили использует писатель? Чем вызвано смешение стилей в тексте составленного документа? Исправьте допущенные ошибки.
Дед притих. Отец Петьки стал рассказывать, как все было. Ермолай пригладил заскорузлой темной ладонью жидкие волосы на большой голове, кашлянул и стал писать, навалившись грудью на стол и наклонив голову влево. «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч, одна тысяча…» – Он с какого года рождения? – С девяностого. «…Одна тысяча девяностого года рождения, плотник в бывшем, сейчас сидит на пенсии. Особых примет нету. Вышеуказанный Тимофей двадцать пятого сентября сего года заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. И гости еще были…» – Как кинофильм назывался? – Не знаю. Мы включили, когда там уже шло,– пояснил отец.– Про колхоз. «…Заглавие фильма не помнят. Знают одно: про колхоз. Тимофей тоже стал смотреть телевизор. Потом он сказал: «Таких плотников не бывает». Все попросили Тимофея оправиться. Но он продолжал возбужденное состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, вранье, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие». И стал совать свои руки. Его еще раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43-45, яловый) и произвел удар по телевизору. Само собой, вышеб все на свете, то есть там, где обычно бывает видно. Старший сержант милиции Кибяков».
№ 5. Прочитайте статью из газеты. Разделите ее на абзацы. Каким стилем она написана? Создайте биографию: а) документальным стилем, б) художественным стилем, в) публицистическим стилем. Сформулируйте названия для разных вариантов статьи.
От Ленинграда до Праги
Вячеслав Иванович Храмов родился в 1926 г. в деревне Карповское Бокситогорского района. В неполные семнадцать лет его вместе с другими юношами направили на лесозаготовки для Ленинграда. А 17 февраля 1943 г. он принял присягу, став бойцом 389 полка, дислоцировавшегося в блокадном Ленинграде.Постоянно полуголодный расчищал вместе с другими солдатами завалы после бомбежек и артобстрелов, нес патрульную службу, копал братские могилы, в то же время продолжал заниматься боевой подготовкой. Особенно запомнилось, как вчетвером несли аэростат воздушного заграждения – не было сил удержать эту махину, готовую под порывами ветра взмыть на пятиметровую высоту, унося за собой четверку обессиленных бойцов. До сих пор помнит блокадную солдатскую баланду, где изредка попадался кусочек свеклы или турнепса. Целые роты были настолько истощены, что не могли двигаться. Так продолжалось до 27 января 1944 г., полного снятия блокады. Всеобщее ликование, объятия, слезы радости, а 28 января – салют, который молодой боец наблюдал, стоя на набережной. Рядом с крейсером «Аврора». Медаль «За оборону Ленинграда», полученная в 1944 г., - первая для В.И.Храмова и поэтому, наверное, особенно памятная. После Победы, которую боец встретил севернее Праги, его и других молодых солдат отправили на Дальний Восток, где он в конечном итоге прослужил 7 лет и 8 месяцев срочной службы. В.И.Храмов в боях за Родину был дважды ранен и один раз контужен. Награжден двумя орденами Великой отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией», многими юбилейными медалями, имеет десятки благодарностей Верховного Главнокомандующего. Вот только некоторые из них: за овладение городами Ратибор и Бискау – важными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев на левом берегу Одера; за овладение на территории Чехословакии городом Опава; за прорыв сильно укрепленной обороны противника и разгром группы немецкий войск на Одерском плацдарме и овладение в немецкой Силезии городами Нойштадт, Козель, Штейнау, Зюльц, Краппитц, Обер-глогэу, Фалькенберг. Многие годы получал ветеран благодарные письма от жителей освобожденных городов. Только в 1954 г. Вячеслав Храмов вернулся в родной город. Вся его рабочая биография связана с ремонтно-механическим цехом «Пикалевского глинозема». Был электросварщиком, потом бригадиром слесарей; заочно окончив техникум, работал мастером в инструменталке, начальником бюро нормирования в РМЦ. За мирный труд, высокие производственные показатели неоднократно поощрялся руководством предприятия – имеет нагрудный знак «Отличник социалистического соревнования РСФСР» и грамоты Министрества цветной металлургии. Сейчас Вячеславу Ивановичу Храмову семьдесят восемь. Но, несмотря на солидный возраст, память его никогда не подводит. Он помнит названия всех населенных пунктов, где когда-то проходил с боями, помнит и страшный год, прожитый в блокадном Ленинграде («Алюминевая Вертикаль», № 5, май 2005).
№ 6. Прочитайте отрывок. К какому функциональному стилю его можно отнести? Выделите в тексте шаблоны. Охарактеризуйте интонацию и тембр
голоса говорящего. «Переведите» отрывок в: а) разговорный стиль, б) публицистический стиль. Считаю своим долгом выразить вам от имени Союза писателей СССР, - говорил он голосом диктора, повествующего об авиационной катастрофе, - решительное возмущение безответственной и дерзкой выходкой всячески разрекламированного вами так называемого молодого литератора Акашина В.С., замахнувшегося в своем телевизионном выступлении на одно из самых высших духовных завоеваний нашего общества…. Для дачи объяснений предлагаю вам явиться в правление завтра в двенадцать ноль-ноль. При себе иметь писательский билет. (Ю.Поляков. «Козленок в молоке»).
№ 7. В каких функциональных стилях используются слова:
а) биография, б) биографический текст, в) досье;
а) прибыл, б) пришел, в) приволокся;
а) диссертационное исследование, б) нетленка, в) диссертация;
а) пожалеть, б) призреть, в) выразить сожаление;
а) пиит, б) поэт, в) рифмоплет.
№ 8. Для каких функциональных стилей характерно употребление вариантов названий газет и журналов: а) Советская Россия, Савраска, б) Вопли, Вопросы литературы, в) Литобоз, Литературное обозрение, г) Литеж, Литературный еженедельник.
№ 9. Прочитайте рекламное объявление. Какие стилистические требования предъявляются к рекламным объявлениям? Исправьте допущенные ошибки. Детский лагерь в Подмосковье «Каролина» приглашает на отдых девочек в возрасте 7-14 лет хорошо и весело провести детский отдых на весенние каникулы и принять участие в исключительной креативной программе и проявить все свои творческие способности и таланты.
№ 10. Прочитайте фрагмент. Объясните разницу стилей и выбор речевых средств. Найдите примеры разговорного стиля. – На полтинник вместо орленка, как подачку, трудовуху бросили. В переводе с номенклатурного на общечеловеческий это означало, что к пятидесятилетнему юбилею Николаю Николаевичу вместо ордена Ленина дали всего-навсего Трудового Красного Знамени (Ю.Поляков. «Козленок в молоке»).
№ 11. Напишите реферат на темы: а) Научный стиль и его особенности; б) Особенности разговорной речи; в) Роль метафоры в разговорно-бытовой речи; г) Особенности языка русского писателя; д) Роль художественной детали в прозе (на примере рассказов: а) Н.В.Гоголя, б) А.П.Чехова, в) В.М.Шукшина).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.