Перенос навыков при обучении движениям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    При обучении сложным по координации движений двигательным действиям, совмещающим в себе множество самостоятельных навыков, особо важно учитывать эффект положительного переноса навыков. Например, в прыжках с шестом мы наблюдаем следующие элементарные навыки: бег, взмах, отталкивание, динамическое и статическое равновесие и ряд других. Положительный перенос навыка наблюдается, когда структуры действий или движений (особенно в основной их части) имеют сходства наряду с различиями. Физиологически положительный перенос навыков объясняется тем, что при обучении возникающая в центральной нервной системе функциональная система не строит новые координации, а использует уже готовые. Насколько «готовые» координации соответствуют необходимой структуре действия, настолько «положителен» и будет этот перенос.

    Учитывая вышеизложенные закономерности, следует строить последовательность обучения движениям так, чтобы освоение одних создавало бы благоприятные предпосылки к овладению другими. Для этого действия первоначально классифицируют по сходству структур, а затем – по степени сложности. Важно знать при разработке системы подводящих упражнений в данном аспекте, что упражнения должны быть относительно законченными действиями и воспроизводить, по возможности, некоторые фазы изучаемого материала.

    Однако вместе с положительным эффектом переноса навыка в практике обучения движениям встречается и отрицательный эффект. Подобный эффект наблюдается при некорректном подборе упражнений для разучивания. Избежать отрицательного переноса навыков также возможно, если исключить одновременное изучение «конкурирующих» двигательных навыков. Способствует этому и правило: «если один навык влияет на другой, а обратного влияния не происходит, то сначала формируется тот навык, который нарушается под влиянием другого».

 

Этапы, методы и приемы обучения действиям

    Процесс обучения действиям условно разграничивают на три относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапа.

    Первый этап – начального разучивания. Целью его является создание общего представления о двигательном действии, умении воспроизводить технику действий в общей «грубой» форме на уровне умения.

    Второй этап – углубленного разучивания. Цель – довести первоначальное «грубое» владение техникой до относительно совершенного действия. На данном этапе углубляется понимание движений изучаемого действия; уточняется техника двигательного действия по ее кинематическим и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся; усовершенствуется ритм действия; создаются предпосылки вариативного выполнения действия.

    Третий этап – закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель – обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения. Обучающиеся закрепляют навык владения техникой действия; обучаются различным вариантам техники действия; применяют изученное действие в различных условиях и ситуациях; при необходимости частично перестраивают технику действия.

Этап начального разучивания

    На этапе начального разучивания ведущую роль имеют методы, несущие объяснительную словесную и чувственную информацию о параметрах и условиях выполнения действия. Для формирования знаний у учащихся и эффективного управления процессами обучения применяют методы использования слова: дидактический рассказ, обсуждение, инструктирование, сопроводительное пояснение, указания, команды, словесные оценки, словесные отчеты, взаиморазъяснения, самопроговаривания, самоприказы. Методы собственно-наглядной демонстрации и ориентации обеспечивают уточнение направлений и амплитуд движений. Важны в этом смысле зрительные ориентиры, позволяющие организовать движения ученика в пространстве. Однако этот методический прием пригоден лишь при определенных и очень ограниченных условиях, поскольку очень немногие движения могут контролироваться зрением. Акустическая демонстрация и ориентация позволяют, в свою очередь, создавать необходимый образ движений во времени и таким образом корректировать его.

     Во время выполнения упражнения весьма существенное значение имеет направленность внимания обучающегося на двигательные ощущения и восприятия. Направленность внимания на собственные ощущения особенно необходима при первых попытках практически выполнить заданное упражнение, когда ученик стремится претворить представление о движениях в сами движения. Здесь для него очень важно «прочувствовать» свои движения, то есть уяснить и запомнить возникающие двигательные ощущения.

    Полезный эффект в обучении, предупреждении и устранении грубых искажений техники двигательных действий достигается с помощью использования в процессе обучения движениям различных специальных тренажеров.

        

Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.