Методика обучения технике видов легкой атлетики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия

     Обучение движениям – целенаправленный педагогический процесс формирования необходимых знаний, двигательных умений и навыков.

     Техника физического упражнения – способ решения конкретной двигательной задачи, который характеризуется эффективностью, рациональностью и учитывает реальные условия выполнения движений.

     Двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

    Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

    При овладении техникой какого-либо двигательного действия сначала возникает умение его выполнять. Затем, по мере совершенствования действия, двигательное умение постепенно переходит в навык. В дальнейшем вырабатываются умения использовать приобретенный навык в различных условиях.

    Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях.

        

Типовая схема методики обучения

   

    При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме:

    Первая задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

    Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

    Вторая и последующие задачи: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

    Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

    Завершающая задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

    Средства: 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Последовательность овладения

Этап начального разучивания

    На этапе начального разучивания ведущую роль имеют методы, несущие объяснительную словесную и чувственную информацию о параметрах и условиях выполнения действия. Для формирования знаний у учащихся и эффективного управления процессами обучения применяют методы использования слова: дидактический рассказ, обсуждение, инструктирование, сопроводительное пояснение, указания, команды, словесные оценки, словесные отчеты, взаиморазъяснения, самопроговаривания, самоприказы. Методы собственно-наглядной демонстрации и ориентации обеспечивают уточнение направлений и амплитуд движений. Важны в этом смысле зрительные ориентиры, позволяющие организовать движения ученика в пространстве. Однако этот методический прием пригоден лишь при определенных и очень ограниченных условиях, поскольку очень немногие движения могут контролироваться зрением. Акустическая демонстрация и ориентация позволяют, в свою очередь, создавать необходимый образ движений во времени и таким образом корректировать его.

     Во время выполнения упражнения весьма существенное значение имеет направленность внимания обучающегося на двигательные ощущения и восприятия. Направленность внимания на собственные ощущения особенно необходима при первых попытках практически выполнить заданное упражнение, когда ученик стремится претворить представление о движениях в сами движения. Здесь для него очень важно «прочувствовать» свои движения, то есть уяснить и запомнить возникающие двигательные ощущения.

    Полезный эффект в обучении, предупреждении и устранении грубых искажений техники двигательных действий достигается с помощью использования в процессе обучения движениям различных специальных тренажеров.

        

Основные понятия

     Обучение движениям – целенаправленный педагогический процесс формирования необходимых знаний, двигательных умений и навыков.

     Техника физического упражнения – способ решения конкретной двигательной задачи, который характеризуется эффективностью, рациональностью и учитывает реальные условия выполнения движений.

     Двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

    Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

    При овладении техникой какого-либо двигательного действия сначала возникает умение его выполнять. Затем, по мере совершенствования действия, двигательное умение постепенно переходит в навык. В дальнейшем вырабатываются умения использовать приобретенный навык в различных условиях.

    Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях.

        

Методика обучения технике видов легкой атлетики

    Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено рациональной технической подготовкой спортсменов. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта.

    В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.

    Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

    Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.

    Прикладные задачи направлены на формирование необходимых представлений, знаний, двигательных умений и навыков.

    Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.

    Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

    По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного упражнения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.

    Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.

    Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях – финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.

    При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

    На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 172.