Пол | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий |
Юноши | 33 – 26 | 25 – 17 | 16 – 8 | 7 – 0 |
Девушки | 33 – 30 | 29 – 33 | 22 – 17 | 16 - 0 |
В нашем исследовании средний балл эмпатии составил – 22,2. ниже данного значения у 29 чел.
Развитие эмаптии в подростковом возрасте будет позитивным при соответствующем возрасту отношении со стороны взрослых.
6.Исследование эмоций.
Проводилось в течение одной учебной недели середины 3 учебной четверти. Обработка общих результатов подтвердила эмоциональную нестабильность подросткового возраста. Выявлена следующая картина:
- в начале учебного дня преобладает выбор цвета:
у мальчиков – зеленый –24 % у девочек – оранжевый – 24,5%
синий – 20 % желтый – 24 %
фиолетовый – 19 % зеленый – 19 %
черный – 8 % фиолетовый – 11 %
белый - 10 %
- В завершении учебного дня нет четкой выраженной иерархии в выборе цвета. Выборы самые разнообразные: есть все цвета, среди которых чуть выделяются три – синий, оранжевый, черный.
- В начале учебной недели преобладают выборы цветов
фиолетовый – 23 %
Зеленый - 20 %
Желтый - 17 %
Белый - 12 %
В завершении учебной недели преобладают : красный, зеленый, синий.
Беседы с ребятами по предпочтению цвета показали, что на настроение и соответственно выбор цвета влияет:
1) Успел ли всё подготовить к занятиям
2) Не поссорился ли с друзьями
3) Были ли конфликты в семье
4) Какой первый урок, какой – последний
Пестрота выбора цвета говорит об эмоциональной нестабильности, ситуативности настроения подростков.
Выводы.
По данным результатам исследования приходим к следующим выводам:
· Успешная адаптация невозможна без психологической устойчивости. Низкие показатели адаптированности подростков подтверждают общие теоретические положения о взаимозависимости психологической устойчивости и адаптированности.
· Понижают психологическую устойчивость подростков, а значит, и адаптированность такие личностные качества, как:
агрессивность,
готовность к агрессивному поведению,
фрустрированность, подверженность к стрессу,
высокий уровень тревожности, ригидности (неспособности к перестройке поведения в создавшейся трудной ситуации),
неразвитость эмпатии,
низкий уровень принятия себя и принятия других,
эмоциональный дискомфорт,
низкий уровень интернальности.
· В сочетании низкий уровень принятия себя, эмоционального дискомфорта, агрессии усиливают дезадаптацию.
· Подтверждено мнение Анцифировой Л.И., которая считает, что успешность адаптации зависит от интернальности, в нашем исследовании мы получили, что низкая интернальность обуславливает и низкую адаптированность.
· Мешают повышению психологической устойчивости, а значит и адаптированности, высокая тревожность, агрессивность, замкнутость.
По тому факту, что нет четких связей отдельных качеств с показателями адаптированности , мы делаем вывод, что психологическая устойчивость, а значит и адаптированность повышаются в развитии и при повышении всех её составляющих: самооценки, эмоциональной устойчивости, интернальности, волевых качеств, доверия и принятия других. В процессе адаптации прослеживается компенсаторная функция составляющих психологической устойчивости как фактора адаптации: при слабости одной из них усиливается какая-то другая. Каждый подросток индивидуален в своих адаптационных возможностях, но для повышения их необходима психологическая помощь – целенаправленная, систематическая.
Не ставилось целью, но выяснилось, что успешность адаптации, психологическая устойчивость, адаптивность выше у подростков из благополучных полных семей.
Рекомендации
В соответствие с задачами школы, одой из которых является выпускник – ориентирующийся в жизненном пространстве, способный к самоопределению, адаптирующийся в быстро меняющемся мире очень важным является введение социально-психологической службы в образовательном учреждении, в частности, в данную школу, в которой в настоящее время такой службы не существует.
В подростковом возрасте важна психологическая помощь со стороны, и подростки готовы к ее принятию в силу развивающейся потребности в познании себя. У них повышен интерес к самому себе и оценке своих личностных качеств, хороший уровень суггестивности. Необходима целенаправленная психологическая помощь с целью развития эмпатии, навыков общения, становления оптимальной самооценки.
Предлагается психологический курс занятий, рассчитанный на данных учащихся, которые перейдут в 9 класс, состоящий из трех блоков.
Цель: создание условий для успешной СПА и личностного роста подростков с учетом индивидуальных особенностей.
I «Мир эмоций» :
1. Что значит «Я – подросток»?
2. Как узнать эмоцию?
3. Эмоциональный словарь
4. Управление эмоциями
5. Запретные чувства
6. Страх
7. Побеждаем тревоги
8. Злость и агрессия
9. Обида. Как её простить?
10. Зачем нужна эмпатия?
11. Развиваем эмпатию.
12. Эмпатия в действии.
II«Наедине с собой»:
1. Чем уверенность в себе отличается от самоувереностью? Что я знаю о себе?
2. Мои имена
3. Как меня видят другие?
4. Мои достоинства и недостатки.
5. Как превратить недостатки в достоинства?
6. Мои ценности.
7. Время взрослеть.
8. Моя семья.
9. Что такое уверенность в себе?
10.Тренируем уверенность в себе.
11.Умение сказать «нет».
III «Общаться, как ?» :
1. Какая бывает информация?
2. Невербальная информация.
3. Как лучше подать и понять информацию?
4. Барьеры на пути информации.
5. Стереотипы в общении.
6. Конфликт. Его причины.
7. Различные стратегии поведения в конфликте.
8. Доверие в общении.
9. Умею ли я слушать?
10.«Трудные люди»
11.Бесконфликтное общение с «трудными людьми».
IV Итоговое занятие.
В ряде исследований отмечается, что самооценка в подростковый период меняется от ситуативной, неустойчивой, подверженной внешним воздействиям до устойчивой.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Такие люди часто выступают причиной конфликта. Неадекватная самооценка – причина неблагоприятных межличностных отношений. Отсюда – дискомфорт эмоциональной сферы подростка. Поскольку самооценка складывается под влиянием окружающих людей важно помочь подростку «вырасти в собственных глазах», поднять его значимость и в восприятии его окружающими.
Здесь к работе в первую очередь подключаются классные руководители как организаторы внеурочного общения ребят. Рекомендуется:
- Использовать технологию КТД (коллективного творческого дела), где подвижны роли лидерства.
- Выставки достижений ребят, и не только учебных
- Чаще использовать поощрение как средство повышения мотивации к деятельности.
Одной из успешных форм является проведение групповых тренинговых занятий, где реализуется потребность в активных формах обучения, принадлежности к группе, самореализации собственного «Я». Основой разработки программы занятий можно использовать - Тренинг личностного роста с подростками Лидерс А.Г. // журнал практического психолога №1,1998 //
При работе с высоко тревожными детьми и низкой самооценкой необходимо учесть следующее:
1. Не ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.
2. Оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение школьника.
3. Использовать косвенные меры, например, предложить авторитетным сверстникам поддержать робкого товарища.
4. Принимать ребенка без всяких условий. Не забывать говорить, что уверены в его возможностях, что цените его как человека.
5.Постоянно оказывать детям поддержку.
6. Предъявлять требования соответственно возможностям и стремлениям ребенка.
7. Быть терпеливым, тактичным, искренним и правдивым с подростком.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке, 1987г.
2. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебой деятельности, 1986г.
3. Адаптация человека, сб. статей, 1972г.
4. Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам, (сб. науч. тр.) г.Пермь,1990г.
5. Битянова М.Р., Клюева Т.Н. Из третьего - в пятый класс .-«Психологическая газета», №1, 2003.-стр. 14-18
6. Вейнер Э.Н. Образовательная среда как фактор риска психического здоровья школьника. Практическая психология и логопедия №1,2/2003г.
7. Волков Б.С. Психология подростка, ПОР, 2002г.
8. Гамезо М.В. возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.
9. Иванова М.В., Кузнецова М.П. адаптационный период в школе: Смысл, значение, опыт. – Журнал «Вопросы психологии», 34, 2003.
10. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний (вступительная статья) // Психические состояния /Сост.и общая ред. Л.В.Куликова. – СПб.:Питер.2000.с.11-42.
11. Лусканова Н.Г., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М.: Социальное здоровье России, 1983.
12. Михайлова Н.В. школьная дезадаптация. Депрессии. – журнал «Школа здоровья» №3, 2001, стр.52-56.
13. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2002.
14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, РОУ, 1992г.
15. Прихожан А. Этот волнующий пубертат, ж. Семья и школа №4/1997г.,с.7-9
16. Психологические исследования в школе, 2002г.
17. Психологические методы обретения здоровья, 2001г.
18. Психологические особенности самосознания подростка, 1980г.
19. Психологические особенности формирования личности школьника, 1983
20. Психология здоровья, изд-во С-Пб университета, 2000г., под ред. Доктора психологических наук, проф. Г.С.Никифорова
21. Психология зрелости, хрестоматия, 2003 г.
22. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека (сб. трудов)
23. Ремшмидт, Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.:Владос, 1996.
25. Руководство практического психолога, под ред И.В.Дубровиной, М.,1995г.
26. Слоним Абрам Донович Среда и поведение
27. Смирнов А. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья, ж. ОБЖ №11 2000г., с.55
28. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М. 2003.
29. Станкин М.И. Управление аффектом, Ж.Специалист №9/20000г.
30. Фридман Л.М. Формирование социальной адаптации школьной молодежи. Прикладная психология №6/2001г. с.18-23
Дата: 2019-12-10, просмотров: 196.