Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/
Понятие «адаптация» обозначает «приспособление». Первоначально данное понятие, заимствованное из биологических наук, обозначало приспособление живого организма к среде обитания. В настоящее время философское осмысление процессов приспособления позволяет считать адаптацию всеобщим свойством живой материи, в том числе и человека. Дальнейшее развитие наук привело к тому, что это понятие стали широко использовать в психологии и социологии, обозначая двумя терминами «адаптация» (adaptation) и «приспособление» (adjustment). Причем, первый означает приспособление в широком смысле, второй – в более узком – «приспосабливать, приспособиться» и, по существу, выражает ситуативное приспособление. Термин «adjustment» более широко используется учеными на Западе, которые понимают его, как пассивное приспособление личности к окружающей среде.
Адаптация – составная часть приспособительных реакций психобиологической системы на изменение условий среды существования.
При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменения среды.
Компенсация же направлена на сохранение функции системы в случае нарушения деятельности функционального элемента. То есть адаптация направлена на изменение функций и структуры, а компенсация – на сохранение функций и структуры. (Воложин, Субботин, 1988) это два полюса реакций организма на возмущение среды, два полюса одного континуума.
Основой адаптации как приспособления является изменчивость психосоматических признаков в результате воздействия на них внешних сил.
Когда ребенок пребывает в младенчестве, он подчинен законам природы своего тела и психики, своего естества, в нем заложено и стремление к здоровью. По мере взросления ему приходится учиться «игнорировать» или «нарушать» эти законы, сдерживать удовлетворение потребностей, запросов тела и психики, что в свою очередь ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма. Это условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенсаторных процессов «норме адаптации».
«Норма адаптации» - это пределы изменения структуры (или элемента ) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование системы. ( Воложин, Субботин, 1987). Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, однако форма психической адаптации формируется благодаря научению, т.е. является приобретенным фактором.
Нет единства в интерпретации понятия «социальная адаптация».
В.С.Олейников понимает под адаптацией личности процесс овладения опытом социальной жизни, что близко к понятию «социализация личности».
Д.А.Андреева считает, что социальная адаптация – это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные, в «свои условия», в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Б.Рубин и Ю.Колесникова под адаптацией понимают процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности.
Данные определения адаптации сводятся к пониманию её, как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения.
С точки зрения О.И.Зотовой и И.К.Кряжевой процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям.
Характеризуя социальную адаптацию как процесс, исследователи выделяют следующие компоненты: «адаптивная среда», «адаптирующий элемент» (личность, или группа лиц), «адаптивная ситуация», «адаптивная потребность».
Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социально- экономическими условиями общества, в каждом конкретном случае подразделяет на предметную (вещественную) и личностную, где под предметной средой понимаются виды деятельности, которые должны освоить личность и общество, а под личностной – состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат. Адаптирующийся элемент – личность – представляет собой, по утверждению А.Л. Леонтьева, «относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», взаимодействующих со средой адаптации на различных уровнях и различными элементами. Понятие «личность» широко исследовано психологами, поэтому мы используем основные, установленные ими научные положения о направленности, знаниях, умениях, привычках, индивидуальных особенностях психических процессов, свойствах темперамента. Адаптирующийся элемент также может представлять собой группу лиц или коллектив.
Адаптивная ситуация возникает только в результате взаимодействия среды адаптации и адаптирующегося элемента. Это взаимодействие порождается перемещением элемента в новую среду или изменением положения и взаимоотношений элемента в прежней среде. Адаптивная ситуация является началом, толчком процесса адаптации. Адаптивная среда и адаптивная ситуация как компоненты адаптации не заменяют друг друга, а тесно взаимодействуют между собой и опосредованы личностью.
Исследователи, выделяющие в процессе социальной адаптации «адаптивную ситуацию» и «адаптивную потребность», несомненно, правы, но выделение лишь этих компонентов ведет к отрыву от личности, испытывающей адаптивную потребность. Необходимо в качестве компонента адаптации рассматривать личность, основным признаком который является наличие у нее адаптивной потребности.
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая характеризует процессы, свойственные личности. Проявляется адаптивная потребность в мотивах, побуждающих личность к деятельности и становящихся формой ее проявления. Удовлетворение адаптивной потребности заключается в присвоение человеком определенной формы деятельности.
Динамика становления адаптивной потребности представляется следующим образом:
- возникновение рассогласования между личностью и социальной средой;
- переживание индивидом этого рассогласования в форме психического напряжения, беспокойства, когнитивного диссонанса, стресса и т.п.;
- осознание личностью этого рассогласования, его причин, содержания, форм проявления;
- оценка личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установка на адаптацию;
- конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации.
Следует иметь в виду, что рассогласование между личностью и средой может наступить: а) в результате изменений как предметной, так и личностной среды адаптации; б) на различных подструктурах личности: мотивы, направленность, знания, умения, навыки и т.д. Степень рассогласования усиливает или уменьшает адаптивную потребность.
В самой адаптивной потребности можно выделить отдельные элементы:
а) потребность в получении информации о среде;
б) потребность в усвоении необходимых умений и навыков;
в) потребность в установлении положительных связей и отношений.
Дальнейший анализ понятия «социальная адаптация» требует рассмотрения ее видов.
По психологическому содержанию выделяются этапы адаптации:
- предадаптация (приспособление к будущим воображаемым ситуациям, становление психологической установки на адаптацию);
- дезадаптация (отвыкание от привычных условий жизни);
- реадаптация (отвыкание от одних «новых», но уже ставших в какой-то мере привычных условий жизни к другим – «прежним»);
- деадаптация (не-адаптированность, неспособность приспособиться к новым условиям социальной среды).
Необходимо отметить, что личность оказывается субъектом не одного, а целого ряда адаптивных процессов. Различные виды адаптации требуют от личности неодинаковых затрат времени и нервно-психической энергии, они по-разному актуализируют и реализуют социальный и познавательный опыт. Поэтому при анализе конкретного вида адаптации следует рассматривать его не изолированно, а во взаимодействии с другими адаптационными процессами. По характеру взаимодействия субъекта и адаптивной среды выделяются различные уровни, темп и скорость адаптации. Результат адаптации проявляется как качественно новый этап, представляющий собой тот или иной уровень адаптированности:
- уподобление (полная адаптация, высокая активность, психологическая переориентация, высокое мастерство, широкий подход);
- приноравливание (средняя активность, сужение круга интересов до узкоспециальных принятие только основных ценностей);
- уравновешивание (низкая активность, пассивность в копировании чужого опыта, приспособление с целью добиться покровительства);
- псевдоадаптация (неадаптация – внешний прием образа жизни, подавление своего неудовольствия, отрицательное отношение к какой-либо сфере жизнедеятельности).
Выделение уровней адаптации неизбежно связано с необходимостью определения критериев адаптированности личности. Их можно разделить на три группы:
а) относящиеся к субъекту (самооценка, удовлетворенность, ориентированность);
б) относящиеся к субъекту и опосредованные деятельностью, то есть существующие и вне его (производительность, работоспособность, поведение в коллективе);
в) не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты адаптации (профессиональный рост, изменение социального статуса, оценка коллективом либо обществом в качестве полноправного члена).
Критерии адаптированности раскрывают картину адаптационных процессов, происходящих «внутри» личности и скрытых от глаз наблюдателя.
Наиболее перспективным направлением в изучении процесса социальной адаптации является изучение факторов адаптации. Это позволяет создать механизм интенсивного психологического воздействия на адаптацию. Под факторами адаптации исследователи понимают «совокупность условий или обстоятельств, определяющих темп, уровень, устойчивость и результат адаптации. Мы считаем, что факторы – это и причины, и движущие силы явления. Факторы адаптации можно разделить на две большие группы, положив в основу деления два основных компонента процесса адаптации:
а) факторы, относящиеся к адаптирующемуся элементу (уровень предшествующей подготовки, психофизиологические особенности, система мотивов, характерологические черты); б) факторы, относящиеся к среде адаптации (социально-экономические, социально-психологические, производственные, организационные, личностные факторы, обусловленные видами деятельности).
Подвижность среды требует и большей мобильности от человека, следовательно, в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало. Процесс социальной адаптации детерминирован постоянными изменениями среды адаптации, которые связаны с социальным и научно-техническим прогрессом общества.
Личностная адаптация
Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношения активности и адаптированности для всей целостной картины преодоления жизненных трудностей, решения встающих проблем. И для внутренних адаптивных изменений и для внешней активности (преобразования в окружающей среде) необходима энергия. С различной степенью осознанности индивид вынужден разделять имеющийся энергетический ресурс. Такое разделение может быть сбалансированным или с доминированием одного из направлений расходования энергии – на преобразование среды или приспособления к ней. Динамика адаптивных реакций при длительном напряжении включает 4 основные стадии (Шафранская, 1983):
1. – деструктивной реактивности, которая характеризуется рассогласованием функций и процессов из-за гипер-, гипо-эффектов физиологических, когнитивных, регуляторных параметров.
2. – стабилизации, которая характеризуется устойчивой структурой взаимосвязанных показателей, обеспечивающих оптимально адекватные энергозатраты организма, а также устойчивостью выполняемой деятельности и однообразием модальности эмоционального состояния.
3. – функциональной агрессии, происходит перестройка взаимосвязей показателей при возрастании одних и снижении других, увеличении числа стереотипных форм поведения и нарастании отрицательного эмоционального состояния.
4. – актуализации резервов, возможна вследствие повышения мотивационных и волевых компонентов деятельности, которые приводят к коррекции ранее сформированных свойств личности или выработке новых.
Первые три стадии – преходящие, они проходят спонтанно, с изменениями психического состояния, четвертая – «необратимая», т.к. затрагивает структуру свойств личности, опосредствуя взаимодействие психических процессов и свойств личности. В зависимости оп психологической специфики ситуации, её продолжительности и индивидуально-типических особенностей субъекта меняется длительность выделенных стадий и их сменяемость.
Изменения во время адаптивных перестроек в наибольшей степени зависят от степени адекватности личностной мобилизации. Уровень мобилизации во многом определяет протекание адаптационных процессов и успешность преодоления трудностей.
Решающее значение имеет общий уровень личностной мобилизации.
Феномены адаптации
Характеристика | Мобилизация | ||
недостаточная | адекватная | избыточная | |
Отношение к ситуации; доминирующий мотив | Эмоциональное неприятие цели до адекватной когнитивной оценки | Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели | Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным, часто приятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно |
Характер адаптации | Адаптация не полна без достаточной активности | Адаптация укрепляет активностью | Адаптация ослабляется излишней активностью |
Поведение | Пассивное (капитуляция) | Активное организованное | Активно дезорганизованное |
Продуктивность: - ориентировочной активности - волевой активности | Отсутствует Отсутствует | Есть Есть | Есть Отсутствует |
Энергетическая характеристика физиологических процессов | Сниженное расходование энергии или трата её на торможение | Адекватное устойчивое расходование энергии | Избыточное расходование энергии |
Преобладающая фаза стресса | Фаза истощения | Фаза резистентности | Фаза мобилизации (фаза тревоги) |
Главная характеристика состояния | Апатия | Активация | Высокое напряжение |
Настроение | Снижение настроения, уныние | Ровное настроение, бодрость | Неровное настроение, беспокойство |
Вероятный исход | Гипотимия, депрессивный синдром | Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией | Астения |
При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной деятельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), гипостения. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от гиперстенических состояний к гипостеническим. (Александровский, 1992).
В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрессовых изменений в психике и невротических и предневротических расстройств достаточно известна. Кухтомский Н.А. (1989) сравнивал особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных неврозами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у больных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Автор предположил, что несоразмерность несоразмерность когнитивного и эмоционального компонентов является одной из причин того, что мотивация избегания неудач – ведущая при неврозах – не приводит к реальному избежанию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здоровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, т.к. эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели, несмотря на неудачи.
Большое значение имеет акцент на внешнюю активность (экстраактивность) или адаптивность. Экстраактивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюса одной шкалы. Речь не идет об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязвимым для воздействия среды, неизбежно ослабляет адаптивные механизмы. Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, поскольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и в другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчивости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации.
Адаптация необходима для психологической устойчивости, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной психологической устойчивости.
Трудности могут ускорять личностное развитие и раскрытие личностных потенциалов, но могут и тормозить. Ощущение кризиса не всегда приводит к выраженному стрессу, поскольку личность обладает определенной психологической устойчивостью.
Психологический (душевный) комфорт является важным компонентом субъективного благополучия в целом. Наиболее ярко психологический комфорт отражается в доминирующем у личности настроении. Не каждому выпадает такой счастливый дар судьбы – устойчивое настроение и неиссякаемый оптимизм, неуемное ощущение благополучия. Поэтому люди находили и сохраняли различные средства создания нужного настроения, поддержания внутренней гармонии. Долгие века для наших предков таким средством была молитва. Молитва позволяла начинать работу степенно и обстоятельно, но главное, вселяла уверенность в успех, надежду на божью помощь и помощь добрых людей. И в наши дни проблема психической регуляции, гармонизации внутреннего мира личности остается актуальной и в практическом и теоретическом плане.
Способность сохранять душевное равновесие, восстанавливать гармонию внутреннего мира при столкновении с трудностями является важнейшей составляющей жизнеспособности. Эта способность позволяет поддерживать настроение ровным. Сохранение гармоничного настроения в значительной степени зависит от особенностей реакции на жизненные трудности и от способностей справляться с ними.
Л.И. Анцыфирова (1994) считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: преобладающие стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуациям). Анцыфирова считает, что выбор стратегии и успешность совладания с трудными жизненными ситуациями в наибольшей степени зависят от такого качества личности, как интернальность, т.е. от склонности человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.
Частой ошибкой восприятия жизненных трудностей является то, что люди не отличают неудачу о катастрофы, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и надежд. Преодолению этого недостатка может помочь рассмотрение всех уроков, которым человека научила эта неудача, воспоминания о достижениях, к которым привели уроки предыдущих неудач.
Для сохранения ровного настроения субъекту важно отделить то, что можно было предусмотреть и предотвратить, от того, что от его усилий не зависело. Одно можно изменить, другое следует лишь учитывать.
К ресурсам эмоциональной сферы относится осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, вызывающих эти чувства, овладение социально приемлимыми формами проявления чувств, снятия эмоционального напряжения, контроль динамики переживания – устранение застреваний, неполного отреагирования, зацикленности. Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она нередко оказывается основной мишенью стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики. Психологическая коррекция без выхода за пределы одной среды психики, пусть даже наиболее «страдающей», не может быть эффективной. Узловое значение в этом имеет коррекция отношений личности в направлении, обеспечивающем сохранение психического здоровья и полноценного развития личности. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Особенно в большей степени преодоления стресса затрудняют проявления враждебности.(агрессии)
Е.С.Кузьмин (1997) обращает внимание на то, что эффективная саморегуляция может быть найдена на путях развития позитивных аттитюдов в реальном поведении и поступках человека. Ресурсы поведенческой (деятельностной) сферы гармонизации настроения заключаются в перестройке поведения, в изменении стратегий, планов, целей и задач, режимов деятельности. Значение этого способа преодоления обусловлено тем, что активность защитных механизмов, смягчающих эмоциональную дисгармонию, или когнитивная переработка ситуации не всегда могут быть наиболее эффективными способами борьбы со стрессом.
Бегство или борьба – два основных варианта реагирования на ситуацию, бросающую вызов силам человека. Выделяют и 3 основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. В целостной психической организации человека они могут рассматриваться как своеобразные ступени, следующие одна за другой и характеризующиеся динамическим взаимодействием между собой (Йолов,1990). В биологическом аспекте рассмотрения может быть выделено несколько моделей поведения. Наступательное поведение:
А) активное – экспансия, захват пространства, средств, ресурсов, подавление противоборствующей стороны
Б) пассивное – демонстрация силы, угрозы, проявление агрессивности в поведении, внешнем облике.
Оборонительное поведение:
А) активное – избегание борьбы, уход с территории
Б) пассивное – подчинение противоборствующей стороне, принятие навязываемой роли.
Для активного преодоления характерно возбуждение, стремление контролировать ситуацию. Для пассивного – деактивация, переживание беспомощности и утрата контроля за ситуацией. Многочисленными наблюдениями и экспериментами показано, что оборонительное поведение, особенно пассивное, является менее эффективной стратегией преодоления как в плане успешности поведения, деятельности, так и в аспекте разнообразных социально-психологических последствий, сохранение нервно-психического и соматического здоровья. М Фридманом и Р. Розенмоном описано два типа поведения, различающихся степенью риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств.
1. тип А (особенности личности и стиль поведения увеличивают риск)
- честолюбие - враждебность
- потребность в одобрении - стремление все успеть
- импульсивность - неспособность откладывать
- нетерпеливость - активность
- эмоциональность -гневливость
- раздражительность
главные свойства – высокая мотивация достижений, стремление соревноваться, дух борьбы с широкими проявлениями.
2. Тип В характеризует более позитивные представления о себе, удовлетворенность жизнью, спокойствие, неторопливость. Люди этого типа чередуют работу и отдых, им свойственны меньшая эмоциональная напряженность, и некоторые другие противоположные качества типу А.
Поведение типа А увеличивает вероятность расстройств ССС в 2 раза. Люди типа А не всегда способны воспринимать игровой аспект, двигательные упражнения - они легко превращают их в новый источник соревнования и стресса. Тип А можно обнаружить у половины населения. Статистические данные говорят о неоднозначности связи типа поведения с жизнеспособностью. У людей типа А больше шансов выжить после второго инфаркта. Высказывается предположение, что люди типа А решительнее меняют свое поведение после первого инфаркта. (Rosengren, Tibblin, Wilholmsen, 1991).
Кремер (1991) изучал связь между уровнем психологического стресса и социальной поддержкой. Оказалось, что он зависит от качества семейной поддержки, и в чуть меньшей степени от помощи других людей. Распад социальных связей влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. (Ананьев, 1980). Макаренко А.С. писал, что чувство защищенности в коллективе повышает сопротивляемость человека по отношению к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах.
В роли действия, корригирующего настроение, особенно в ситуации, когда активные формы защиты (нападения или убегания) блокированы, может выступать переедание. Увеличение количества потребляемой пищи способствует более интенсивной выработке эндорфинов – сильных антистрессовых гормонов.
Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптивных процессов, расширяет спектр способов выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности и разрешения таких ситуаций. Все это ведет к укреплению психологической устойчивости. Кроме того, многие трудные ситуации позволяют пережить разнообразные чувства, найти новое понимание себя, других людей, многих явлений жизни.
Анализ результатов комплексного изучения способностей учащихся к адаптации в процессе учебной деятельности (институт психологии АНСССР, 1991) показал, что адаптивные способности являются проявлением взаимодействия сложных многоуровневых структур. Развитие способностей к адаптации в условиях конкретной деятельности, в частности, учебной, определяется комплексом индивидуальных свойств учащихся, обеспечивающих необходимый уровень его пригодности к избранному виду деятельности, причем развитие каждого свойства в процессе конкретной деятельности подчиняется общему принципу функционирования системы, задачам ее развития в целом.
Очень многие расстройства в здоровье человека – это болезни образа жизни, но прежде всего образа мыслей, стиля чувствований и переживаний, отношения к жизни.
Повышение уровня настроения ведет обычно к его большей устойчивости, исчезновению колебаний. Стабильность низкого уровня настроения характерна для депрессии.
К жизненным обстоятельствам, увеличивающим риск депрессивного состояния относят:
- детство, прошедшее в неблагополучной семье
- отсутствие удовлетворяющих человека межличностных отношений
- потеря близких людей, работы
- общественное отвержение
- утеря идеалов, разрушение веры
Сохранение гармоничного настроения в значительной степени зависит от особенностей реакции на жизненные трудности и от способностей справляться с ними. В зависимости от того, ресурсы какой психической сферы наиболее актуализированы для преодоления жизненных трудностей, можно выделить следующие основные стратегии преодоления: когнитивную, эмоциональную, поведенческую (деятельностную).
Психологическая уравновешенность – такое душевное состояние человека, которое обеспечивает ему хорошее настроение и высокую работоспособность, адекватное реагирование на действие различных стрессоров. Борьба со стрессом – способ поддержания психологической уравновешенности.
Разные люди отвечают на стресс по-разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, чтобы обеспечить психологическую уравновешенность, т.е. поддерживать стресс на оптимальном уровне.
Некоторые из них: - борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только Вы сами отвечаете за свое душевное и физическое благополучие
- будьте оптимистом. Источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий
- регулярно занимайтесь физкультурой и спортом
- ставьте посильные задачи учитесь радоваться жизни, получайте удовлетворение от самой работы
- питайтесь правильно
- высыпайтесь!
- Большое значение в сохранении психологической уравновешенности имеет режим дня. Спланированный режим исключает неожиданности и способствует устойчивости и оптимистичности в поведении человека
Некоторые кризисы, в частности возрастные, всегда таят в себе субъективную опасность невозможности реализации тех или иных жизненных планов, что так или иначе отражается на психическом стабильности людей.
Одним из критических периодов становления зрелой личности является пубертатный кризис, связанный по мнению Эриксона с формированием чувства идентичности подростка. Основной вопрос этого периода - «Кто я есть на самом деле?» Ответ на этот вопрос связан с осознанием своего подлинного Я, отличием своего Я от других, разотождествлением себя с разными масками.
По мнению Эриксона, к завершению периода юности человек, как правило, прочно осознает свою личную идентичность. Невозможность самоидентифицироваться проявляется в социально-психологической дезадаптации: тревожности, растерянности, проблемах, связанных с выбором. Эриксон выделяет 4 основные пути:
- уход от близких взаимоотношений (самоизоляция)
- размывание времени (неспособность к планированию будущего, боязнь взросления и перемен)
- размывание способности к продуктивной деятельности (невозможность эффективного использования своего потенциала, сосредоточиться на работе или учебе, уход в какую-то одну работу и пренебрежение всем остальным)
- негативная идентичность (презрение, враждебность по отношению к роли, которая поощряется семьёй или значимым окружением подростка, принятие прямо противоположной роли).
Э.Н.Вейнер выделяет как фактор риска психического здоровья образовательную среду. Именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из факторов риска здоровья учащихся. Нарушения здоровья у учащихся связываются со школьной дезадаптацией. К факторам воздействия на психику относятся :
- информационная перегрузка
- несовершенная организация учебного процесса
- слабый учет в обучении индивидуально-типологических свойств подростков
- недостаточная двигательная активность
- авторитарно-репродуктивная система обучения
- низкий уровень культуры школьников, валеологической компетентности учителей и педагогов.
Ф.С.Голубцов выделяет три вида социально-психологической дезадаптированности:
1. устойчивая ситуативная дезадаптированность (пытается приспособиться к новой трудной ситуации, но не может)
2. временная дезадаптированность (преодолима с помощью социальных и парапсихологических мероприятий)
3. общая устойчивая дезадаптированность (в связи с длительной фрустрацией личности сопровождается не только определенной степенью тревожности, но и агрессивностью, ригидностью)
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многих исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормы психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфическую ситуацию, например, у них нарушения в поведении в школе, а дома они ведут себя в норме, или наоборот.
На протяжении школьного возраста учащиеся неоднократно переживают периоды, которые принято называть критическими или переходными. По словам Выготского Л.С., сущность их коренится «в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка», в переоценке ценностей личности. Наступление этих периодов закономерно, в виду чего расцениваются как нормативные. Наряду с нормативными, возможны критические ситуации, не предусмотренные онтогенетическими закономерностями. Они обусловлены неблагоприятными условиями обучения и воспитания, искажающими социальную ситуацию развития ребенка таким образом, что затрудняется или становится невозможной реализация стремлений, потребностей, ценностей формирующейся личности. Специальный интерес при этом представляет анализ того, насколько адекватно школьник переживает и осознает в эти критические моменты особенности своей личности и своих состояний, ибо от точности такого отражения во многом зависит успешность его овладения новыми требованиями, адаптация к ним.
Психическая адаптация состоит из биологического, психологического и социального аспектов. Биологическая составляющая определяется морфофункциональным состоянием различных отделов головного мозга, состоянием биохимических компонентов. Психологическая составляющая включает в себя с одной стороны, способность индивидуума перестроить свою деятельность с соответствующими требованиями окружающей среды, а с другой – умение приспособить окружающую среду к своим потребностям, изменить ситуацию в нужном направлении. Важнейшее условие успешной адаптации – оптимальное соотношение обеих сторон активной деятельности индивида. Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, определяющей социальные нормы, цели, к которым индивидуум стремится, и способы, к которым он прибегает для их достижения. В процессе адаптации важную роль играют потребности, притязания, самооценка.
Притязание – уверенность человека в том, что он имеет право на удовлетворение потребностей. Потребности – это то, чем человек хотел бы обладать, чего бы он хотел добиться, достичь. Самооценка – оценка личностью самого себя. При этом очень важно согласование самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта. При их противоречии возникает конфликт, который может вызвать нарушение, сбой адаптационных механизмов и вызвать дезадаптацию.
Дезадаптация.
Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейников рассматривают школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, владение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайних случаях невозможен. /12/
Н.Л.Сомова выделяет несколько видов дезадаптации:
1. интеллектуальная – нарушение или отставание в развитии мышления ребенка.
2. поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. соматическая – отклонения в здоровье учащихся.
5. эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги, переживания по поводу проблем в школе.
Признаками возникшей дезадаптации являются:
- усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- его нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Однако более серьёзные проблемы школьника могут отражаться в следующем:
1) депрессии, резко сниженном фоне настроения;
2) ярко выраженной раздражительности, грубости, агрессивности;
3) уходе в себя, избежании контакта с людьми;
4) постоянных конфликтах со сверстниками4
5) одиночестве, отсутствии друзей;
6) неугомонности, неумении сосредоточиться;
7) тревоге, эмоциональном напряжении
Овчарова Р.В. отмечает, что главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы» или семьи, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия, то он бессознательно стремится к отчуждению, непринятию норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я»./6/
Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются школьниками через отношение к ним учителя, сверстников, а причины часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье. При рассмотрении механизма дезадаптации учитывается, что школьник может включиться в процесс обучения при условии, если внешние социальные требования соответствуют зоне его ближайшего развития. Однако большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками. При этом формируется психологическая защита, возникающая в случае угрозы структуре «Я» ребенка, которая может искажать получаемую информацию, закреплять неэффективные ролевые позиции и ограничивать сферы его деятельности.
Таким образом, ситуацию дезадаптации можно считать типичной для современной школы. Она складывается как устойчивый паттерн взаимодействия в системе «учитель – родитель – ребенок», когда все участники конфликта испытывают фрустрирующие чувства и не могут самостоятельно изменить ситуацию. Важным условием в её формировании и поддержании является и зависимость школьника от взрослых, определяющих как доступные ребенку средства включения в деятельность, так и стиль взаимоотношений с другими. Именно зависимость учащихся от взрослых (родителей и учителей) при отсутствии адекватного взаимопонимания делает их беззащитными и бессильными, а при наличии конфликтных ситуаций побуждает их к агрессивным или асоциальным реакциям. В результате обобщения ряда наблюдений и данных экспериментально психологических исследований О.А.Матвеева и Е.А.Львова выделяют группы детей с высоким, средним, низким уровнями адаптации (включения в учебный процесс). По данным П.А. Костылевой, Л.И.Переслени учащиеся с высоким уровнем адаптации составляют в настоящее время самую малочисленную группу ( от 20 до 25 %). Они нормально овладевают учебной деятельностью, в полном объеме усваивают программу, имеют хорошие показатели мотивации и работоспособности, положительно относятся к школе, легко устанавливают контакт с учителями и сверстниками, проявляют большой интерес к самостоятельной работе, охотно и добросовестно выполняют общественные поручения, занимают в классе благоприятное статусное положение. Учащиеся этой категории легко включаются в учебный процесс и поощряются учителями и родителями. Учащиеся со средним уровнем адаптации составляют 25-30%. Такие дети положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, они понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивают основное содержание учебной программы, но при этом нуждаются в контроле взрослых. Такой ребенок бывает сосредоточен и внимателен только когда занят чем-то интересным (готовится к урокам и выполняет задания почти всегда), общественные поручения выполнят добросовестно, дружит со многими одноклассниками. По данным П.А. Костылевой в эту группу попадают учащиеся, трудности которых могут быть обусловлены особенностями их нервной системы и соматической ослабленности, что приводит к повышению истощаемости, хотя при психологическом обследовании некоторых из них показывают хорошие результаты. Они характеризуются низкой устойчивостью учебной деятельности и требуют дозирования нагрузок. В настоящее время учащиеся с низким уровнем адаптации составляют самую многочисленную группу (50-60%). У таких школьников наблюдаются: неустойчивость внимания, низкая продуктивность деятельности, фрагментарное восприятие учебного материала. Они отрицательно или безразлично относятся к школе, испытывают большие трудности при общении со сверстниками, требуют постоянного контроля и помощи со стороны взрослых. Обычно в эту группу попадают самые «слабые» дети, гиперактивные учащиеся. Как правило, учителя не справляются с такими учащимися, предъявляя претензии к родителям
Глава 3
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.