Система страхования экспортных кредитов в зарубежных странах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспортные кредитные агентства (ЭКА) традиционно рассматривались как государственный инструмент поддержки национального экспорта, а также как инструмент усиления позиций национальных экономик на зарубежных рынках. В статье автор описывает сложившуюся современную международную экспортно-кредитную систему, ее актуальные аспекты, возможности и инструменты.

С момента создания в 1919 г. первого экспортного кредитного института (ECGD - в Великобритании) сложилось отношение к ЭКА как страховщику последней инстанции, которого имеет смысл привлекать для покрытия политических и коммерческих рисков, не принимаемых в страхование частным рынком.

Международная торговля и международные инвестиции в реальный сектор влекут за собой определенные риски и нуждаются в финансировании и сопутствующих финансовых услугах. Если в торговом финансировании частный сектор представлен различными группами игроков (коммерческими банками, поставщиками, покупателями, частными страховыми компаниями, перестраховщиками, небанковскими финансовыми институтами, а также рынками капитала), то основными проводниками публичной поддержки выступают экспортные кредитные агентства и международные банки развития.

В традиционной системе экспортного финансирования коммерческие банки играют центральную роль, не только предоставляя канал для проведения платежей от импортера к экспортеру, но также предоставляя кредитование, часто обеспеченное лишь правами на финансируемый товар. В рамках этой деятельности банки несут определенные риски, при этом официальные ЭКА привлекаются тогда, когда риск неплатежа несоразмерно высок для частного финансового сектора.

Экспортный кредит вовлекает два типа рисков - коммерческие и политические.

Коммерческие риски включают: риск дефолта или неплатежеспособности должника, а также неправомочный отказ покупателя принять товар или риск одностороннего расторжения коммерческого контракта.

Политические риски включают: экспроприацию; конфискацию; национализацию; мораторий или ограничение валютных операций, введенное по политическим или экономическим мотивам в стране импортера; колебания обменного курса, происходящие в результате законодательных действий властей; эмбарго; войну, революцию, гражданские волнения.

Государственный сектор имеет ряд преимуществ по сравнению с частным, это касается и доступа к определенного рода информации, в том числе при урегулировании суверенных долгов через Парижский клуб, и возможности предоставления покрытия на длительные сроки и при поддержке больших стратегических проектов. В том числе и поэтому необходимость поддержки ЭКА наиболее остро ощущается при экспорте в развивающиеся страны, при экспорте инвестиционных товаров и при средних и длинных сроках финансирования проектов.

Большинство ЭКА оказывают поддержку в виде страхования или предоставления гарантий. Только небольшая группа ЭКА имеет возможность прямого финансирования, когда экспортный кредит предоставляется государственным банком или банком, получившим от государства соответствующий мандат.

Существуют несколько основных юридически-организационных форм ЭКА. Так, в Великобритании и Швейцарии ЭКА представлены государственными департаментами правительств. В некоторых развивающихся странах государственная поддержка экспорта предоставляется в виде специальных экспортно-кредитных программ через центральные банки либо министерства финансов или промышленности.

Однако наиболее распространенная форма - это предоставление услуги через автономные организации, принадлежащие государству. Некоторые агентства предоставляют исключительно страхование или финансирование, в то время как другие объединяют и то и другое под одной крышей. Многие азиатские страны содержат по две отдельные организации для проведения страхования и финансирования (например, Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Малайзия и Таиланд).

В некоторых странах государства имеют эксклюзивные соглашения с частными компаниями. В качестве примера можно привести Coface во Франции, Euler Germes в Германии и Atradius (бывший Gerling-NGM) в Нидерландах.

За свою долгую историю цели и задачи ЭКА как института государственной поддержки никогда не были строго определены и менялись в зависимости от макроэкономических и общественно-социальных тенденций. В последние двадцать лет литература, касающаяся теоретической аргументации и обоснования эмпирических результатов деятельности ЭКА, практически исчезла. Наиболее высоким академический интерес к деятельности ЭКА был в 80-е годы XX в.

Показательно, что исследование, опубликованное в 1989 г. World Bank Research Observer, перечисляет следующие аргументы в пользу деятельности ЭКА:

- несостоятельность финансовых рынков. Причинами могут являться: недостаточность информации об экспортных рисках; ограниченность и сегментированность доступа к кредитованию наиболее рискованных или небольших заемщиков; слабая структура кредитов;

- риск, возникающий из-за неопределенности, разрозненности и неинтегрированности частных страховых рынков: это именно те факторы, которые вбивают клин между качеством риска и соответствующей ему "разумной" премией;

- риск недобросовестности и неблагоприятный отбор: эти два понятия являются неотъемлемой составляющей риска и могут привести к росту премии свыше того порога, когда экспортеры готовы или хотят покупать страховку;

- промышленная политика - этот постулат проистекает из идеи стратегической торговли, например экономия, обусловленная ростом масштаба производства на недостаточно конкурентных рынках;

- занятость населения и платежный баланс: безработица и дефицит торгового баланса тоже указывались среди факторов, обосновывающих государственные экспортно-кредитные программы;

- стремление соответствовать аналогичным программам других стран для поддержки конкурентной борьбы на мировой торговой арене, когда экспортные субсидии объединяют с другими инструментами, такими как помощь в развитии.

Оказание поддержки в тех случаях, когда частный рынок не способен это сделать, подразумевало некий альтруизм, при этом оправдание следовало из концепции общественной полезности такой деятельности. При этом считалось, что расходы на предоставление государственных субсидий будут компенсированы некой социальной выгодой или полезностью. Производство экспортных товаров ассоциировалось с высокими технологиями и высоким качеством товара. Выгода при этом проистекала из поддержки занятости, инновационных секторов экономики, генерации экспортной выручки, и, таким образом, обосновывалось использование денег налогоплательщиков как основного источника государственных финансов.

В 70-е и 80-е годы XX в. главной задачей экспортных кредитов индустриально развитых стран было создание стимула для поддержки занятости и поддержания платежного баланса, особенно в странах, страдающих от потери конкурентности своей продукции и высокой инфляции. Однако по некоторым оценкам на самом деле влияние экспортно-кредитной политики на макроэкономику было довольно противоречивым, и с течением времени многие страны стали достигать стабилизации за счет других инструментов, таких как сбалансированная фискальная политика. Более того, были введены дополнительные ограничения на предоставление связанной помощи.

В середине 80-х годов прошлого столетия на базе идей, вытекающих из теории стратегической торговли, а также основывающихся на положительном опыте развивающихся азиатских стран, государственная экспортно-кредитная поддержка была направлена на стимулирование стабильного роста экспортно ориентированных отраслей и создание национальных лидеров-экспортеров. Модель работы ЭКА была изменена так, чтобы помогать экспортерам в преодолении рыночных барьеров и выходе на монополистические или олигополистические рынки. В последние 10 - 15 лет, совпавших со стремительным ростом экономик ряда развивающихся стран, официальная экспортно-кредитная поддержка была востребована как инструмент завоевания новых рынков.

До этого момента экспортный кредит рассматривался строго как связанный кредит, отвечающий следующей схеме: национальный производитель (высокий процент национального компонента) - национальный экспортер (компания, зарегистрированная в стране ЭКА) - национальный перевозчик для доставки товара (например, в случае с США).

В некоторых случаях эта логика была неприменима. Например, для экономик с высокой степенью интеграции в международную систему производства и торговли ограничения по поводу национального компонента становились абсолютно неприменимы. Правила постепенно смягчались и, вероятно, потребуют дальнейшего пересмотра. Однако чем сложнее оценить влияние экспортных кредитных программ на поддержание роста национальных экономик, тем сложнее оправдать использование бюджетных денег для предоставления субсидий.

В свете тенденции развития глобальной экономики в последние десятилетия к бизнес-модели ЭКА был предъявлен ряд требований, которые нашли свое воплощение в ряде изменений. В результате последнее десятилетие ознаменовалось успешным движением от негативных денежных потоков, генерируемых ЭКА, и серьезных убытков такой деятельности к росту операционной прибыли и успехам в действиях, направленных на возмещение долгов.

Реальность требовала расширения традиционной роли и исторической бизнес-модели. Глобализация торговли и интеграция финансовых рынков, изменение структуры организации промышленного производства (выразилось в делокализации) и все возрастающая роль частного сектора в условиях рыночной дерегуляции привели к возникновению достаточного числа альтернатив классическому экспортному кредиту с поддержкой ЭКА и к ограниченному его применению.

Как ни странно, именно в период академического забвения мир ЭКА пережил серьезную трансформацию. За кризисом 1990-х последовали значительные реформы в мире ЭКА, к сожалению, слабо замеченные вне этого мира.

Международное регулирование

Эволюция отношения к роли ЭКА получила свое отражение и в международном регулировании.

Как известно, основополагающим международным документом в этой области является Международное соглашение об экспортных кредитах (Guidelines for Officially Supported Export Credits), более известное как Консенсус (Consensus), принятое 22 странами - членами ОЭСР в 1978 г. Основной целью Консенсуса является поддержка конкуренции между экспортерами стран ОЭСР, опирающейся на цену и качество экспортируемых товаров и услуг, а не на более благоприятные условия государственной поддержки. Этот документ регламентирует кредиты со сроком погашения, превышающим два года.

Официальные кредиты могут быть предоставлены в разных формах: в виде гарантии, страхования экспортных кредитов (покрытие), финансовой поддержки (прямой кредит), прямого кредита и рефинансирования, субсидии процентных ставок или комбинации вышеперечисленного. Консенсус также применим к связанной помощи (tied aid). Его действие не распространяется на товары сельского хозяйства и военного назначения.

ОЭСР (OECD) с новыми нормами регулирования ввела более строгие и консервативные финансовые принципы - предписывая, например, придерживаться в работе принципа безубыточности и стремиться к экономически и социально целесообразным и убедительным сделкам. Это, в частности, предполагает придерживаться минимального размера премии, соблюдать экологические стандарты, предотвращать коррупцию.

Минимальный размер обязательного аванса в рамках экспортного контракта установлен на уровне 15% от его стоимости. Разрешено финансирование/страхование самой страховой премии в размере 100%. По желанию сторон премия может быть включена в стоимость контракта, при этом специально определена. Покрытие локальных затрат не должно превышать 30% стоимости контракта: последнее условие было введено на испытательный период, срок действия которого продлен до 31 декабря 2010 г.

Максимально возможный срок погашения экспортных кредитов зависит от категории страны-импортера, к первой категории относятся страны, входящие в Graduation list Мирового банка, все остальные страны относятся ко второй категории. Так, максимальный срок погашения для стран первой категории составляет 5 лет (в исключительных случаях - 8,5 года), для стран второй категории этот срок составляет 10 лет.

 

 

Примеры зарубежного опыта страхования экспортных кредитов

 

Основной задачей экспортно-импортных банков и специализированных агентств на этапе их создания являлась поддержка стратегически важных отраслей национальной экономики, осуществляемая в первую очередь через эффективное перераспределение бюджетных средств на их финансирование и развитие. При этом решалась также задача создания благоприятной конкурентной среды для национальных производителей, занимающихся внешнеторговыми операциями.

Страхование экспортных кредитов за рубежом осуществляется в основном государственными организациями: Департаментом гарантии экспортных кредитов (ДГЭК) в Великобритании, компанией страхования высшей торговли (КОФАСЕ) во Франции, подразделением по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового института в Италии, действующим от имени государства, частной компанией Гермес в Германии, Экспортно-импортным банком США. Необходима такая специализация и в Российской Федерации. Впервые на российском рынке страхование экспортных кредитов предложила страховая компания «Ингосстрах». Эта компания уже имела несколько десятков договоров о генеральных полисах страхования экспортных кредитов с крупнейшими российскими экспортерами. Для практической реализации экспортного страхования «Ингосстрах» разработал международную программу с общим лимитом на первый год в 500 млн.долл.США. Программа базируется на перестраховании части рисков ведущими страховыми и перестраховочными компаниями в мире: Герлинг-концерн, Ллойд, СКОР и др. Реализация данной программы невозможна без широкого сотрудничества с различными зарубежными компаниями, которые представляют информацию, помогают в течение короткого периода (обычно 10-12 дней) проверить платежеспособность потенциального партнера и определить кредитный лимит. Страховщик проводит такое исследование независимо от того, заключит в дальнейшем экспортер договор страхования или нет. Таким образом, страховая компания оказывает важнейшую услугу экспортеру по оценке платежеспособности потенциального партнера.

Что касается зависимости выбора основных источников финансирования экспортно-импортных банков и специализированных агентств от структуры владения, то частные европейские агентства Coface и Euler Hermes получают бюджетные ассигнования исключительно на осуществляемое ими страхование экспортных кредитов. Объемы выделяемых бюджетных средств определяются в соответствии со специальными нормативными актами. Основную же часть их собственных средств составляют средства акционеров и банковские кредиты. Объем сторонних займов у итальянского концерна SACE незначителен, что обусловлено изначальным наполнением капитала за счет государственных источников финансирования. По аналогичной схеме действует и канадская компания EDC, не получающая средств из госбюджета под обеспечение страховых операций, но на этапе создания получившая значительный объем средств в качестве уставного капитала.

В некоторой степени схожа политика формирования ресурсной базы у испанской корпорации по страхованию экспортных кредитов CESCE и Ex-Im Bank (США). Данные структуры в процессе своей деятельности переносят риски непосредственно на государственный бюджет. Однако для испанской модели характерно отнесение практически всего объема застрахованных рисков на счет государства, а Ex-Im Bank, напротив, привлекает государственные средства в свой капитал.

Большинство крупных европейских и североамериканских организаций напрямую страхуют экспортные кредиты, а также привлекают средства извне для финансирования своей деятельности. Единственным исключением является CESCE, которая наделена правом выступать лишь в роли посредника между государственным институтом экспортного страхования (Instituto de Credito Oficial) и собственно страхователем.

Если говорить о выборе основных направлений деятельности в зависимости от структуры владения компанией, то государственные североамериканские агентства предлагают своим клиентам исключительно услуги по страхованию экспортных кредитов и выдаче гарантий. К числу клиентов Ex-Im Bank примерно в равных долях относятся представители как малого и среднего, так и крупного бизнеса. Основным объектом в страховании крупного бизнеса выступают риски по авиастроительным контрактам. Львиную долю операций канадской EDC затрагивает покрытие рисков крупного бизнеса, на малый и средний бизнес приходится около четверти от общего объема страхового портфеля.

Европейские агентства с государственной и смешанной формами собственности предлагают страховое покрытие не только по внешним контрактам, но и по защите внутреннего товарооборота. Но в то же время их клиентами являются национальные производители в отличие от частных Coface и Euler Hermes, которые предлагают свои услуги экспортерам из разных стран.

Испанская компания CESCE страхует в основном небольшие контракты, клиентов из крупного бизнеса у нее немного. Итальянский гигант SACE, напротив, предлагает широкий спектр видов страховых покрытий для крупного бизнеса. В 2006 г. SACE направил наибольший объем средств на страховое покрытие нефтегазовой, нефтехимической, металлургической отраслей, аэронавтики и кораблестроения.

В частности, показательным выглядит пример развития рынка страхования экспортных кредитов в Скандинавии.

За последнюю декаду объемы экспортно-импортных операций в Скандинавском регионе падают. Как следствие, возникают убытки в связи с невозвратами ранее выданных кредитов. Многие компании банкротятся, что еще более усугубляет положение дел на рынке, и на будущее рисуется отнюдь не радужная перспектива, в том числе и для банковского сектора, вся деятельность и доходность которого напрямую зависят от успешности его клиентуры.

Шведский Центральный банк опубликовал данные, на основании которых ожидаются колоссальные убытки в связи с невозвратами кредитов в странах Северного региона. В своем отчете по стабильности финансового положения, опубликованном в июне этого года, Центральный банк прогнозировал, что в этом и следующем годах убытки шведских банков составят около 21,23 млрд долл. США. Аналитики утверждают, что опасения, связанные с рецессионными процессами в Балтийском регионе, которым подвержены шведские банки, сказываются на стоимости их акций. Так, акции Swedbank упали в стоимости на 7,9%, такая же тенденция наблюдается и в отношении акций его основных конкурентов - SEB, Nordea и Handelsbanken, которые пусть не так драматично, но также упали в цене.

Но шведский Riksbank, напротив, уверен, что компании смогут преодолеть трудности. "У банков достаточно капитала, который позволит пережить гораздо более серьезные трудности, чем эти, и по сравнению с другими международными финансовыми институтами они фактически перекапитализированы", - говорится в кратком отчете банка. Аналитики банка также утверждают: есть свидетельства того, что некоторые секторы финансового рынка стали функционировать лучше, и стресс-тесты, проведенные в банках, указывают на то, что они могут пережить и более трудные времена и что коэффициенты достаточности капитала удовлетворяют требованиям регуляторов.

Вместе с тем, какими бы сильными ни были местные экономики северных стран, они все равно не смогут избежать последствий кризисных явлений, принесенных в регион с другого берега. Это достаточно хорошо видно на примере сокращения объемов экспорта.

В течение первой половины 2009 г. экспорт из Швеции сократился на четверть с рекордным падением на 21,4% в объеме по сравнению с первым кварталом 2008 г. В то же время шведский импорт сократился на 18,2%. Поставки машинного и транспортного оборудования, представляющие собой половину шведского экспорта, сократились на 29%.

Как сообщили представители Nordea Bank в своем интервью одному из известных международных изданий, Дания была первой страной, которая испытала на себе последствия кризиса с двух сторон как в части импорта, так и в части экспорта.

По разным оценкам, наиболее серьезно пострадали от кризиса Дания и Финляндия. Швеция находится на третьем месте, Норвегия была затронута меньше всего, в основном благодаря тому, что относится к нефтедобывающим странам.

Большинство местных норвежских банков рапортуют о снижении объемов торговли. Наравне с большими компаниями мелкие и средние предприятия (МСБ) пытаются экспортировать за рубеж, а импортеры сидят на накопленных запасах в ожидании спроса на закупки, который не может быть настолько же интенсивным, как ранее - до кризиса.

Нет сомнения, что будь то продукты торгового финансирования, будь то рынки капиталов, прошлогодний кризис развитых отраслей промышленности привел к тому, что банки стали возвращаться к основам основ ведения бизнеса. С учетом данного факта можно заключить, что продукты торгового финансирования сейчас вновь становятся востребованными большинством компаний. По мнению Handelsbanken (Швеция), клиенты со временем будут возвращаться к традиционным классическим инструментам с тем, чтобы обезопасить свои операции. Испытав кризис ликвидности, клиенты стали обращаться к локальным банкам с целью получения финансирования вместо того, чтобы получить экспортные кредитные линии. "Развитие на торговом рынке в цепочке экспортно-импортных операций остановилось", - считает представитель Nordea Bank, тем не менее он прогнозирует рост таких операций в будущем. По мнению многих специалистов, на сегодняшний день раны от кризиса настолько глубоки, что понадобится длительное время на восстановление. Сейчас требуются более прозрачные и понятные продукты, которые придадут рынку некоторую уверенность. В декабре прошлого года Nordea принял стратегию, которая получила название "Золотая середина". Банк мог продолжать вести бизнес так же, как и в прошлом, не обращая внимания на кризисные явления, что небезопасно. Существовал и иной путь - вообще закрыть торговое финансирование как направление бизнеса. Nordea выбрал для себя альтернативный вариант: придерживаться золотой середины, ведя успешный бизнес с существующими на данный момент клиентами. В соответствии с принятой концепцией Nordea не будет ориентирован на привлечение новых клиентов. Если даже привлечение клиентов будет иметь место, то только путем жесткого отбора, поскольку на сегодняшний день основной целью банка является предоставление имеющейся свободной ликвидности уже существующим клиентам.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 182.