Процедуры несостоятельности, направленные на восстановление платежеспособности и связанные с ограничением полномочий распоряжения активами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реформы французского законодательства о несостоятельности в 1985 году определили следующие цели: во-первых, спасение предприятий, во-вторых сохранение рабочих мест, и только после этого - удовлетворение требований кредиторов. Поэтому в названии центрального французского закона о несостоятельности есть слова об оздоровлении предприятий.

В отличие от предыдущего регулирования (1967 года) кредиторы не имеют возможности существенно влияния на разработку и принятие плана восстановления платежеспособности. Эти полномочия кредиторов были переданы суду. До изменений 1994 года было затруднительно сразу начать ликвидационные процедуры даже при явной бесперспективности предприятия.

Начало процедуры оздоровления предприятий связывается с фактом прекращения платежей. С этого момента могут заявлять о начале процедуры кредиторы и должны заявлять руководители несостоятельного лица (не позднее, чем в пятнадцатидневный срок с момента прекращения платежей). Суд вправе принять решение о начале процедуры по собственной инициативе или на основе информации представителей трудового коллектива, администрации предприятия, прокурора.

Процедура несостоятельности открывается введением периода наблюдения. Принимая решение об открытии процедуры наблюдения, суд назначает специального судью и двух уполномоченных - администратора и представителя кредиторов. Администратор должен наблюдать за действиями по управлению, помогать должнику управлять или осуществлять управление самостоятельно. Объем полномочий администратора устанавливается судом, при этом функции администратора в любой момент могут быть изменены. В отличие от предыдущих правил (1967 года) должник может продолжать управлять и распоряжаться имуществом, а также осуществлять и предпринимать действия, не связанные с функциями администратора.

Судебное решение об открытии процедуры несостоятельности автоматически запрещает выплаты по любым обязательствам, возникшим ранее этого судебного решения, приостанавливает или запрещает любой иск со стороны всех кредиторов, права требования которых возникли до указанного решения.

В течение периода наблюдения администратор должен подготовить отчет об экономическом и социальном положении предприятия и предложить суду план оздоровления предприятия. В нем должны быть проанализированы социальные аспекты и предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности.

Предприятие продолжает деятельность в течение периода наблюдения. При наличии оснований суд может до окончания периода наблюдения принять решение о прекращении деятельности предприятия и его ликвидации.

В судебном заседании заслушивается отчет администратора с участием должника, представителя кредиторов, представителей работников предприятия и принимается решение о продолжении деятельности предприятия или его ликвидации". В судебном решении указываются лица, на которых возлагается выполнение плана восстановления платежеспособности. В плане должны быть названы меры по поддержанию и финансированию предприятия, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.

На основании отчета суд может принять решение об уступке прав на предприятие (полной или частичной). Предметом уступки может быть только целостный технологический комплекс. Цессионарий до полной уплаты всей цены не имеет права продавать или сдавать в аренду уступаемое имущество. Цена определяется в соответствии с рыночной стоимостью комплекса (не как стоимость активов, а как стоимость бизнеса).

К предприятиям с численностью работников до 50 человек и годовым оборотом менее 20 000 000 франков применяется упрощенная процедура оздоровления.

Самый высокий приоритет у требований по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми отношениями, по судебным издержкам, по залогу инструмента и оборудования работников (Декрет 85-1388 ст. 60). Затем погашаются требования из обязательств, регулярно возникающих вследствие продолжения деятельности предприятия (имеются в виду займы кредитно-финансового учреждения, которые санкционируются специально назначенным судьей). После этого погашаются требования обеспеченных кредиторов.

Оставшееся имущество уменьшается на сумму пособий руководителю предприятия и после этого распределяется между необеспеченными кредиторами соразмерно их требованиям. Следует отметить, что при формировании активов для распределения кредиторам запрещается использовать право зачета взаимных требований. Опоздавшие кредиторы теряют право на участие в распределении.

Самый высокий приоритет у требований по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми отношениями, по судебным издержкам, по залогу инструмента и оборудования работников (Декрет 85-1388 ст. 60). Затем погашаются требования из обязательств, регулярно возникающих вследствие продолжения деятельности предприятия (имеются в виду займы кредитно-финансового учреждения, которые санкционируются специально назначенным судьей). После этого погашаются требования обеспеченных кредиторов.

Оставшееся имущество уменьшается на сумму пособий руководителю предприятия и после этого распределяется между необеспеченными кредиторами соразмерно их требованиям. Следует отметить, что при формировании активов для распределения кредиторам запрещается использовать право зачета взаимных требований. Опоздавшие кредиторы теряют право на участие в распределении.


 

1.5 Формирование традиций английского законодательства о несостоятельности

 

В отличие от правовой системы государств романо-германской группы, где основным источником права, как мы видели ранее, является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент. Характерные черты этого права совсем иные, нежели права всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота — немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. Наконец, общее право в силу своего происхождения связано с королевской властью. Оно получало импульс для своего развития тогда, когда порядок в стране находился под угрозой или когда какие-либо иные важные обстоятельства требовали или оправдывали вмешательство королевской власти; в этих случаях оно как бы приобретало черты публичного права, так как споры частного характера интересовали суды общего права лишь в той степени, в какой они затрагивали интересы государства. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Семья «общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа: «Право там, где есть его зашита». Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями «права справедливости», оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право — общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими — по месту, где они заседали, начиная с XIII в.

В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Поэтому считается, что английское «общее право» образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами. Характерные черты право понимания в этой правовой семье выражаются формулой: «Средство судебной защиты важнее права», так как основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.

В качестве базовых для английского конкурсного процесса находятся два предмета — охрана самой личности должника, впервые ставшего банкротом по неосторожности, либо в силу стечения форс-мажорных обстоятельств и охрана личного кредита. Два вышеуказанных начала развивались в английском законодательстве постепенно и выразились в различных формах конкурсного производства, которые и до настоящего времени еще не слились окончательно в одну систему. В правовом аспекте законодательства замечается резкая позиционность по отношению к французскому праву. Для истории французского конкурсного процесса характерно постепенное обособление понятий о торговой и неторговой несостоятельности и в результате этого развития — две системы производства, противоположные одна другой в самых существенных пунктах, именно: торговый конкурсный процесс, как охранение торгового кредита, и исполнительное производство при судебных взысканиях по гражданским делам.

В английском законодательстве имеет место обратное явление. Потребность защиты личного кредита особой формой охранительного производства была первоначально в торговом мире, и на этой почве в Англии развился так называемый банкротский процесс, подробности которого были постепенно определены законами о торговой несостоятельности (bankruptcy laws). Для охранения личности должников в случае неоплатности (insolvency) некоторое время существовали отдельные формы, на практике примыкавшие к производству в исполнительной инстанции. Но историческое направление английского законодательства состояло в постепенном сближении этих форм с процессом о торговой несостоятельности, и в результате этого движения, уже на наших днях, производство о неоплатных должниках практически полностью соединилось с торговым конкурсом. Данное направление было весьма естественно, потому что в том и другом производстве основные начала были одни и те же: личность несостоятельного должника торгового звания также требовала охранения, как и права кредиторов неоплатного должника неторгового звания.

Промышленный подъем и, как следствие, создание множества новых компаний потребовали создания и особых правил ликвидации. Данный процесс до сих пор стоит отдельно от обыкновенного производства по банкротским делам (и не только в англо- саксонском праве, но и по ныне действующему российскому законодательству).

Необходимо иметь в виду, что дореволюционное законодательство и практика проводили четкую грань между понятиями несостоятельности и банкротства. Эта традиция имеет корни в заимствовании основных понятий французского торгового права. Во Франции еще в конце XVII в. проводилось различие между понятиями «faillite» (несостоятельность) и «banqueroute» (банкротство).

В период раннего средневековья в Англии, как и в Германии, и во Франции, господствовала личная расправа по долговым обязательствам. Должники также закладывали себя и свою семью в обеспечение долга и в случае неуплаты платежа в установленный срок передавались в кабалу заимодавцам. Впоследствии кабала заменяется тюремным заключением. Взыскатель мог арестовать должника и содержать в тюрьме до тех пор, пока он не уплачивал всего долга. При неоплатности должника тюремное заключение могло тянуться целую жизнь (только по долгам, сделанным женой уже во время замужества, личному задержанию подвергался муж, покрывая собой жену). Английское право придерживалось личных взысканий. Определенные ограничения стали вводиться лишь при развитии определенного уровня производственных отношений. Прежде всего, для облегчения «несчастных» должников, время от времени парламент стал издавать нормативные акты, освобождавшие заключенных в долговой тюрьме при известных условиях и с обязательством уплатить все долги по освобождению из мест заключения. Это были только временные меры, напоминающие собой долговые законы римской республики.

По исследованиям английских историков права, в «старое время» не встречается никаких упоминаний о банкротах в Англии. Первый опубликованный статут, описывающий состав данного правонарушения, был направлен именно против иностранцев, в первую очередь против ломбардских купцов, которые, оставив после себя долги в Англии, внезапно покидали пределы королевства, не расплатившись со своими кредиторами. В связи с этим в статуте было определено, что если член торгового товарищества возьмет на себя обязательства с ведома последнего, то товарищество должно отвечать за него перед кредиторами.

В царствование Генриха VIII был издан закон о банкротах, который касался прав и обязанностей английских подданных. Актом 1542 г. было поручено высшим сановникам королевского совета и судьям королевских судов разбирать "жалобы на таких должников, которые, прибрав к рукам чужое имущество на больше суммы, внезапно скрывались из места своего жительства или прятались от взыскателей у себя дома, не радея о платеже долгов кредиторам и предпочитая жить за чужой счет в свое удовольствие, против всякого разума, справедливости и доброй совести». Они должны были предпринимать меры для их задержания, в дальнейшем распоряжаться продажей принадлежащих должникам земель и движимого имущества, а также участвовать в разделе вырученных сумм между кредиторами соразмерно претензий каждого из них.

Непосредственное разбирательство жалоб высшими сановниками королевства на практике оказалось весьма неэффективным и продолжительным по времени. Число банкротов из числа лиц, состоящих в торговом сословии постоянно возрастало, и правительство вынуждено было издать новый закон о несостоятельности лиц занимающихся торговлей. В период правления Елизаветы лорду-канцлеру было поручено выбирать "умных, честных и скромных людей" и поручать им осуществлять разбор банкротных дел, с правом заключать банкротов в тюрьму и распределять их имущество между кредиторами. За невыполнение указаний комиссаров (commissioners) и сокрытие имущества, в правление Анны, банкрота могли приговорить даже к смертной казни.

Первые законы о банкротах предусматривали только случаи уклонения должника от взысканий, т.е. тогда когда должник бежал за границу, или иным образом скрывался от кредиторов. В дальнейшем внимание законодателя было обращено и на изменения в состоянии имущества должника, а точнее на такие его действия, которые разоряют его хозяйство и лишают кредиторов того общего имущественного обеспечения, зная о котором они вверили должнику свои капиталы. В начале 17 века (1604 г.) законодатель впервые установил, что должник признается банкротом, если с намерением уклониться от платежа долгов или воспрепятствовать их взысканию, переведет или уступит кому-либо свои земли или другое имущество или допустит, чтобы они были подвергнуты секвестру по чьему-либо взысканию. В 1623 г. личные основания для возбуждения конкурсного производства были детализированы: по просьбе кредиторов должник объявляется несостоятельным, если будет арестован за долги, пробудет в тюрьме два месяца, не уплатив долга, или же бежит из тюрьмы. В тоже время было определено, что необходимо признавать банкротом и того, кто будет без достаточных на то оснований ходатайствовать перед судом о понуждении кредиторов к отсрочке выплаты или уменьшении размеров долгов.

Действия должника, признаваемые актами банкротства, по уставу только создавали правовые основания для кредиторов ходатайствовать об открытии процесса о несостоятельности; инициатива же самого должника по этому вопросу не допускалась. Так, например, пребывание должника в долговой тюрьме создавало для кредиторов правовое основание просить о признании должника несостоятельным, если оно продолжалось в течение месяца. Добровольная уступка должником своего имущества в пользу всех кредиторов составляла акт банкротства, если в течение 6 месяцев со времени ее кто-либо из кредиторов подавал просьбу о назначении приказных людей для конкурсного производства. Заявление должника о несостоятельности, направленное в канцелярию лорда- канцлера, составляло акт банкротства, если впоследствии, по ходатайству кого-либо из кредиторов, в течение двух месяцев выдавался приказ о конкурсном производстве.

Возбуждение дела о несостоятельности осуществлялось только по ходатайству кредитора, поданному на имя лорда-канцлера. В свою очередь лорд-канцлер поручал ведение дела комиссарам, которые входили в особый список. Они рассматривали основания, по которым кредитор обратился с ходатайством, определяли, являются ли эти основания законными и достаточными для признания должника несостоятельным, и, если находили их таковыми, то открывали конкурсное производство, назначали временных попечителей, публиковали объявление о вызове кредиторов и разборе их ходатайств, составляли из кредиторов общее собрание для выбора постоянных попечителей, на которых возлагался розыск имущества банкрота, при поддержке общего собрания кредиторов, также они составляли примерный расчет требований, подлежащих удовлетворению. Данный расчет утверждался комиссаром, после чего разрешалась выдача дивидендов из конкурсной массы. Если после погашения долгов оставался какой-либо остаток, то он возвращался должнику.

Здесь же рассматривали дела об освобождении несостоятельного, не уплатившего полной суммы своих долгов, от всякой дальнейшей ответственности. В отличие от производства в исполнительной инстанции по гражданским делам, в банкротном процессе появилось положение, что с согласия определенного большинства кредиторов все будущие приобретения неоплатного должника могут быть недоступны в дальнейшем для производства взыскания со стороны заимодавцев, хотя бы последние и не получили по конкурсу полного удовлетворения своих денежных требований. Для принятия решения несостоятельный должен был представить лорду - канцлеру письменное свидетельство кредиторов о его добросовестности и невиновности, подписанное установленным большинством. Банкрот не имел права на освобождение, если он растратил имущество картежной или биржевой игрой, уничтожил торговые книги или внес в них данные о несуществующих долгах, скрыл имущество или допустил «подставных» кредиторов.

После окончательного допроса несостоятельного должника допускались мировые сделки: по решению большинства- 9/10 по числу кредиторов и сумме претензий. В противоположность исполнительному производству, в котором кредитор не подчинялся решению большинства, они считались в данном случае обязательными для всех кредиторов. В случае заключения между участниками процесса мировой сделки, приказные люди сдавали свое поручение, и конкурсное производство прекращалось.

Однако необходимо отметить, что производство по приказам вело к значительным издержкам, проволочкам и злоупотреблениям. Поэтому после вступления в силу банкротского устава 1825 г. в столице был создан особый банкротский суд, впоследствии аналогичные судебные инстанции были созданы и во всех графствах. Так как выявленные при конкурсных производствах злоупотребления и проволочки допускались , в основном, по вине попечителей, выбираемых кредиторами, то впоследствии стали назначать официальных попечителей, которые должны были действовать вместе с выборными.

Ходатайство об освобождении из-под стражи могло быть подано только после фактического задержания должника. Однако более поздними законодательными актами, должникам предоставлялось право даже и до момента фактического ареста просить об освобождения от личного задержания, с условием передачи в пользу кредиторов всего принадлежащего им имущества.

С целью рассмотрения данной категории дел в первой инстанции был учрежден особый суд с местом постоянно действующего органа в Лондоне. Судьи и комиссары этого суда совершали первоначально лишь периодические объезды по графствам и выслушивали на месте просьбы должников, однако впоследствии подобная деятельность была признана неэффективной, а дела, оставшиеся нерассмотренными были переданы в графствах окружным судам.

По решению суда временному попечителю передавалось все имущество должника, за исключением одежды и других, необходимых в хозяйстве вещей, стоимостью не более чем 20 фунтов, а также и то его имущество, которое он приобрел бы во время ликвидации. Должник обязан был представить суду подробную сверку имеющихся долгов и опись активного имущества. На составление этих документов ему выдавалось пособие из уже сформированной конкурсной массы. Кроме того, он имел право получать из массы содержание. За сокрытие имущества, которое потенциально могло составить конкурсную массу должник мог быть подвергнут дополнительному наказанию в виде лишения свободы на срок до 3-х лет.

Решение по конкурсному процессу по делам неоплатных должников не освобождало их от ответственности по долгам за то имущество, которое было бы приобретено должником впоследствии. Это весьма примечательная черта. Законодатель, охраняя личность должника от покушений на его свободу, не изменил своего взгляда на кредит: обеспечение требований кредиторов не ограничивается лишь настоящим имуществом обязанного лица, а простирается и на произведения его труда и промысла. Если должник не имеет средств к платежу, он должен их заработать. Кредиторы имеют право обратить взыскание на будущие приобретения должника. При самой уступке имущества делалась оговорка, что уступается не только настоящее, но и то имущество, которое он (должник), возможно, приобретёт в будущем.

Даже с учетом всех изменений устав 1825 г. вскоре устарел и в 1849 г. был заменен новым уставом. По этому акту органами конкурсного процесса были определены - банкротский суд в Лондоне и окружные суды в графствах. Жалобы на их решения могли быть поданы вице-канцлеру, который вместе с подчиненными ему чиновниками составлял апелляционный суд по банкротским делам, подчиненный апелляционному надзору со стороны канцелярии лорда-канцлера. В случае если лорд-канцлер находил в деле (выражаясь современным юридическим языком) какие- либо особые сложности, или дело имело особую общественную значимость, то в этом случае он мог направить апелляцию (жалобу) для рассмотрения по существу в палату лордов.

Все конкурсное производство было обложено значительными пошлинами, которые, поступая в банк на особый счет, направлялись в первую очередь на содержание судебного персонала. Осуществление надзорных функций за производством было поручено особому чиновнику, который должен был составить в дополнение к уставу общую регламентирующую инструкцию, а также следить за правильным поступлением пошлинных сборов и отправлять их в банк на хранение.

Для управления конкурсными массами при судах состояли официальные попечители. Существовали также и попечители, которые избирались непосредственно из числа кредиторов, только они могли принимать в свое распоряжение имущество несостоятельного, а денежные средства, облигации, векселя и т.п., обязаны были отсылать на хранение в банк. Существовало правило, что пока частные попечители еще не выбраны кредиторами, официальный попечитель один управляет конкурсной массой и с разрешения суда может продавать имущество и товары, которые относились к категории скоропортящихся. За исполнение возложенных на них обязанностей они получали вознаграждение из конкурсной массы в размере определяемом судом. Каждый официальный попечитель был обязан представлять парламенту ежегодную ведомость о вверенных ему массах.

Несостоятельными могли быть объявлены только лица, занимающиеся торговлей или промыслами. В устав был внесен подробный список этих занятий, определяющих банкротную подсудность.

В Устав 1849 г. уже были внесены все вышеуказанные правила, однако, совершенная уступка непосредственно имуществом, направленная на удовлетворение законных требований кредиторов могла быть признана актом банкротства лишь в том случае, если в течение трех месяцев после её совершения была подана кем-либо из кредиторов просьба об объявлении должника несостоятельным.

Каждый кредитор имел право заявить суду о своем требовании в отношении должника с клятвенным собственноручным удостоверением того, что даже по письменному напоминанию должник не оплатил долг, каждый кредитор мог просить, чтобы суд выдал ему условный приказ о платеже для вручения должнику. В течение 7 дней после вручения такого рода приказа должник обязан был явиться в суд для опровержения или представления доказательств неосновательности иска, либо должен был произвести платеж, либо обеспечить материальное удовлетворение ходатайства кредитора. В случае невыполнения указанных условий кредитор имел право ходатайствовать перед судом об объявления его несостоятельным.

Предварительное производство открывалось подачей прошения об объявлении несостоятельности в тот суд, в округе которого должник имел жительство или вел торговлю в последние шесть месяцев. Просьба (а если использовать юридическую терминологию современного процесса -ходатайство) могла быть подана не только кредитором, но и самим должником.

Следует отметить, что попечителю передавалось все имущество, состоящее во владении несостоятельного, даже чужое, если оно находилось с согласия и позволения собственника в его владении и распоряжении. По канонам торгового мира он считался собственником всего вышеперечисленного имущества, в том числе и паев в компаниях, облигаций, рент, капиталов, находящихся на хранении у банкиров, и вообще у любых третьих лиц.

Отчуждения и уступки требования, совершенные должником в период, когда долги его были неоплатны, могли быть признаны ничтожными по решению суда, равно как и платежи, передачи, взыскания.

Следующим законодательным актом, регулирующим процедуру банкротства, стал конкурсный устав 1869 года. Данный закон ввел правило - процедура конкурсного производства осуществлялась без всякого контроля со стороны попечителей. Новый закон справедливо получил название «voluntarism», т.к. теперь при проведении процедуры, практически все зависело лишь от порядочности и уровня компетентности попечителя, или как мы бы сейчас сказали арбитражного управляющего.

В 1914 году английским парламентом был принят закон о банкротстве - Bankruptcy Act, в 1976г. - Закон о несостоятельности Insolvency Act. Двойственность применения английского законодательства того периода зависела от формы образования юридического лица. Следует отметить, что и в XX веке ограничивалась правоспособность должников «не освобожденных от конкурса».

Общие положения о несостоятельности регулируются в настоящее время в Англии законом о неплатежеспособности 1986 года (в дальнейшем - закон 1986 года). Эти правовые акты регулируют признание несостоятельными почти всех субъектов хозяйственной деятельности, за некоторым исключением.

Так, в Англии, по закону 1986 года могут быть признаны несостоятельными физические лица и компании, за исключением страховых компаний, которые создаются, осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и ликвидируются в соответствии с законом о страховых компаниях 1982 года, а также банков и иных банковских институтов, правовое положение которых регламентируется законом о банках 1979 года. Исключение составляют страховые и банковские корпорации, а также строительные и кредитные учреждения и союзы, подчиняющиеся специальному законодательству.

Дела о признании несостоятельными рассматривают специальные суды. Если состояние финансов компании неизбежно приводит к неплатежеспособности, то директор обязан подать заявление о банкротстве компании, принять все меры к уменьшению кредиторской задолженности, иначе он может быть дисквалифицирован по Закону о Дисквалификации директоров компаний от 1986 г.

Ходатайство от кредиторов принимается судом в следующих случаях:

- когда имеется непогашенная (в течение 3 недель) кредиторская задолженность не менее 750 фунтов стерлингов;

- предыдущее решение суда по делу, не связанному с банкротством, не исполнено, либо исполнение такого решения приводит к неплатежеспособности компании.

Следует отметить, что суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если нарушены общественные интересы или того требуют интересы кредиторов, или компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной. Также, одним из участников процесса в деле является прокурор.

В случае установления факта неплатежеспособности должника -юридического лица могут применяться реорганизационные процедуры, такие как добровольное урегулирование долгов (вид мировой сделки),администрирование доходов компании, управление доходами компании. Другим вариантом является ликвидация должника. К физическим лицам применяется процедура добровольного урегулирования долгов или конкурсное производство.

При процедуре добровольного урегулирования долгов куратор созывает собрание кредиторов и учредителей компании и предлагает собранию план урегулирования долгов на утверждение. При утверждении плана куратор приобретает статус "супервайзера" (superviser),осуществляющего надзор за соблюдением утвержденного плана. Следует отметить, что в Англии собрание кредиторов созывается не после вынесения судом решения о признании должника несостоятельным, как в ФРГ и Франции, а после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству.

Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в российском законодательстве. Назначаемый собранием кредиторов администратор осуществляет контроль за деятельностью компании и ее доходами.

К должникам могут применяться следующие меры: реорганизация (перестройка финансово-хозяйственной деятельности, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего; ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему; меры, предусмотренные специальными нормативными актами - по отношению к должникам. С завершением конкурсного производства должник освобождается от своих долгов, за некоторым исключением (взыскания по алиментам, требования о возмещении вреда и т.п.) Освобождение от долгов в процессе конкурсного производства имеет значение лишь для физических лиц. Юридические же лица прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод о том, что правовой инструментарий различных национальных систем регулирования процедур несостоятельности достаточно широк, однако каждой из них свойственны различные концептуальные подходы, различия в которых заключаются в следующем:

Французская концепция законодательства о несостоятельности базируется на принципах сохранение рабочих мест и самого предприятия и только лишь после решения данной задачи следует удовлетворение требований кредиторов. Показателен также тот факт, что основной закон, регулирующий банкротство во Франции называется законом о финансовом оздоровлении предприятий. Французское законодательство является чрезвычайно жестким по отношению к кредиторам. Так, в частности, по обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты после возбуждения процедуры. Следует отметить, что французская система законодательства вызывает значительные нарекания со стороны юристов и практических работников судов многих стран. Так представитель британской стороны Марк Хоуман на российско-британском семинаре судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве) состоявшемся в декабре 2000 г. в Академии государственной службы при президенте РФ (г. Москва), охарактеризовал существующую ситуацию следующим образом : «...во Франции, где Закон ставит сохранение рабочих мест ...выше удовлетворения требований кредиторов, система вызывает множество нареканий в удовлетворении требований кредиторов процент спасения бизнеса остаётся низким и большинство дел заканчивается ликвидацией».

В Германской концепции законодательства о несостоятельности, в отличие от французской, основной приоритет делается на защиту требований кредиторов. Судьба предприятия, признанного банкротом, решается, при наличии достаточных оснований в пользу ликвидации, не вводится мораторий на обязательства должника с момента возбуждения процедуры, что не позволяет ему использовать процедуру для приостановления текущих платежей. Отсутствуют какие- либо понятия о реабилитационных процедурах. Основная задача управляющего - сделать предприятие привлекательным для инвестиций. Для решения проблемы высвобождающихся работников существуют государственные службы, которые и занимаются проблемой трудоустройства.

В Англии концепция законодательства о несостоятельности дополнена таким понятием, как «режим управления с целью реабилитации должника». Установлена минимальная сумма кредиторской задолженности, и срок её не возвращения, после наступления которого может быть возбуждена процедура о несостоятельности.

Кроме того, решения судов, не рассматривающих дела о несостоятельности, имеют большое значение для принятия решения по делам о несостоятельности. В качестве обязательного элемента досудебной подготовки введено требование о необходимости направления письменного запроса должнику.

В то же время следует отметить, что законодательство о несостоятельности во всех национальных правовых системах имеет следующие общие черты. Эти выводы, хотя непосредственно и не следуют из исторического материала, который мы исследовали, все же достаточно важны для обще-концептуального уяснения института банкротства (несостоятельности):

· При открытии конкурсного производства должник лишается или существенно ограничивается в праве управления и распоряжения своим имуществом;

· Все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

· Срок исполнения всех обязательств считается наступившим. (Кроме законодательства Франции, по которому обязательства, срок исполнения которых наступает после открытия конкурсного производства, удовлетворяются по наступлении этого срока);

· Открытие конкурсного производства имеет "ретроактивное" значение, а именно - могут быть опротестованы и признаны недействительными сделки, совершенные должником во время установленного законом срока до открытия конкурсного производства;

· Проводится учет имущества должника и определение состава конкурсной массы. В разных странах по-разному определяется, какое имущество должно входить в состав конкурсной массы. Так, законодательством Германии и Англии предусмотрено, что в конкурсную массу включается имущество должника, принадлежащее ему на момент открытия конкурсного производства. Но во всех странах по общему правилу в конкурсную массу не включается имущество, на которое не может быть обращено взыскание по нормам гражданского процессуального законодательства;

· Конкурсный управляющий вступает во владение имуществом и охраняет его. Одновременно проводится розыск имущества должника, находящегося у третьих лиц. В ФРГ на такое имущество налагается "гласный арест", то есть любое лицо, владеющее каким-либо имуществом должника, обязано сообщить об этом конкурсному управляющему и не передавать имущество должнику;

· 7. Составляются счета долгов. Имеются различия в том, какие требования кредиторов могут быть включены в счет долгов. В Англии не могут быть включены в список требования без точной денежной оценки (например, требование о возмещении вреда, размер которого еще не определен. Требования должны поступить в течение определенного срока, быть проверены и учтены лицом, проводящим конкурсное производство;

· Кредиторы подразделяются на "очереди", удовлетворение требований кредиторов каждой очереди происходит после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей отрасли. Открытым остается вопрос о вынесении требований залоговых кредиторов за рамки конкурсного производства (погашение их требований вне очереди);

· Административные расходы на процедуру имеют приоритетное удовлетворение.

Вопрос о возможности и необходимости использования зарубежного опыта правовых государств, бесспорно, нужно решать положительно. Однако конкретное применение этого опыта возможно только при условии активного учета и использования отечественного опыта. Это особенно актуально, когда речь идет относительно законодательства о банкротстве. Как мы видели, за рубежом исторические традиции в этой области играют если не определяющую, то, во всяком случае, весьма существенную роль.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 268.