Несмотря на то, что кодификация французского законодательства о банкротстве ведет свой отсчет с эпохи Наполеона, детально разработанная система соответствующих законов действовала во Франции уже в позднее средневековье. В свою очередь корни этой системы, как нормы римского права, так и обычное право франков. Известно, что уже древние времена племена, населявшие географическое пространство, называемое в настоящее время Францией, пытались разрешить вопросы возврата кредитов и ответственности должника. В обычном праве франков применялась такая мера как личная кабала за долги, подобная той, которая имела место в Древнем Риме. Впоследствии, уже было признанным правилом, чтобы работы должника в пользу кредитора засчитывались в погашение долга, а еще позднее долговая кабала была заменена тюремным заключением должников. Личное задержание должника производилось сначала без решения суда, а уже впоследствии с санкции суда, если кредитор предъявлял суду документ, заключавший в себе условие об аресте.
С укреплением королевской власти во Франции возникло правило, согласно которому король, подобно римским императорам, имел право давать отсрочки в платеже долгов. Сначала распоряжения этого рода носили случайный и беспорядочный характер, но со временем для таких случаев было установлено особое производство, определенное ордонансами 1667 и 1669 г. Должник испрашивал, так называемую отсрочную грамоту из королевской канцелярии. Далее грамота предъявлялась в суд по месту жительства должника, и туда же вызывались кредиторы для заявления своих возражений. Выслушав их, суд решал вопрос о предоставлении отсрочки, обыкновенно не более чем на 5 лет. Однако, ещё до вступления в силу данного решения (королевской грамоты), должник освобождался от ареста, и, даже на принадлежащие ему имущество, арест не налагался. Санкционированная судом отсрочка не касалась ответственности поручителей и других со должников просителя.
Это право получения отсрочек, с разными ограничениями, продолжало существовать вплоть до Великой французской революции, ас 1791 года было отменено, как вредное вторжение государственной власти в неотъемлемые права частной собственности. В то время, как происходило постепенное развитие имущественных взысканий, личные взыскания все более и более ограничивались и отступали на второй план. Ордонанс 1667 г. о личном задержании за долги вплоть до революции оставался основным действующим законом, связанным с вопросом о несостоятельности, однако его действие временно приостанавливалось в 1715 г., в связи с ведением войны с Испанией. Унификация и систематизация актов о несостоятельности были впервые проведены во Франции в 1807 году. Согласно кодексу Наполеона, главенствующее значение в деле предупреждения фиктивных и преднамеренных банкротств придавалось мерам уголовного преследования, и лишь в начале 40-х г.г. прошлого столетия стали применяться меры гражданско-правового характера. Производство имущественных взысканий, существовавшее в то время, было положено в основание конструкции устава гражданского судопроизводства 1806 г. При этом следует отметить, что данный правовой документ различал права взыскателей при продаже движимого и недвижимого имущества. В случае недостаточности движимого имущества на покрытие всех долгов, взыскателям и должнику предоставлялось право в течение месяца заключить соглашение о разделе его по соразмерности долгов с величиной сумм, вырученных из продажи. В случае отсутствия соглашения, раздел производился в судебном порядке.
При исполнении имущественных взысканий по судебным решениям в исполнительной инстанции могли встречаться случаи когда нескольких взыскателей выступали с имущественными требованиями против одного и того же должника. Если имущества его было недостаточно на покрытие всех взысканий, то состояние должника называлось неоплатностью. Вообще из возникавших прецедентов стечения ряда взыскателей постепенно развилось особое производство. Первое, наиболее детализированное его описание, было сделано видным французским юристом XIX века Потье.
Так, Потье в частности отмечает, что по общему правилу, каждый взыскатель, имевший какой-либо исполнительный акт, выданный на основании судебного решения, имел право производить отдельное взыскание в свою пользу, не вызывая других кредиторов. Так, например, он мог арестовать через судебного пристава движимое имущество должника или его недвижимые имения. В том и другом случае возможны были ситуации, когда возникали различные возражения и споры. В случае, если арест на имущество был уже наложен, то другие кредиторы должны были просить только о соучастии в этом аресте и о разделе выручки по свойствам и преимуществам каждого права. Заявления вышеуказанных кредиторов направлялись судебному приставу, который на основании их приостанавливал выдачу взыскателю вырученных от продажи конкурсной массы денег до вступления в силу судебного решения. Кредиторы, у которых были какие-либо возражения, должны были вызвать взыскателя в суд, который и определял порядок удовлетворения их требований.
Судебный пристав, по истечении месяца, был обязан не позднее восьмидневного срока, внести вырученные через продажу деньги, за исключением издержек по взысканию, в кассу учрежденную для хранения таких сумм. По истечении этих сроков и по распоряжению судьи-комиссара, кредиторы, заявившие свои права, вызывались для предъявления документов, а должник к предъявлению возражений по предъявленным к нему требованиям. Кредиторы были обязаны представить комиссару свои документы (под которыми следует понимать не только само требование кредитора, но и первоначальные документы послужившие основанием возникновения кредиторской задолженности срок не позднее одного месяца с того дня когда им стало известно о возбуждении процедуры. Надлежаще уведомленные, но не предъявившие свои требования в установленный срок кредиторы, не допускались к участию в деле. Вместе с документами подавалась просьба о включении требований кредитора в тот или другой разряд или о преимущественном удовлетворении, и, одновременно, назначался стряпчий, которому проситель доверял ведение его дела. Когда все кредиторы, заявившие свои права, представляли комиссару вышеуказанные документы, то последний, не ожидая окончания месячного срока, приступал к составлению расчета о распределении сумм между взыскателями. Кредитор, по инициативе которого было произведено назначение комиссара, сообщал через своего стряпчего другим кредиторам, представившим документы, и самому должнику, о составлении этого расчета, вызывал их для прочтения протокола о расчете и заявлял возражения против него в 15-дневный срок. Если в течение этого срока спора между кредиторами не возникало, то расчет вступал в законную силу и на основании его производился раздел сумм между взыскателями. В случае наличия спора, дело переходило в суд.
По правилам ипотечной системы, еще до продажи недвижимого имущества, об этом должны были быть уведомлены все кредиторы, права которых были зафиксированы в ипотечных книгах. После назначения комиссара, им высылались новые уведомления, в которых предлагалось в течение месяца (с момента получения уведомления) предъявить свои требования к должнику.
Далее, по предъявлении претензий или по истечении срока, комиссар составлял список о размещении каждого из кредиторов на разряды, а кредитор, просивший о назначении комиссара, был обязан известить об этом других кредиторов. Однако, если какой-либо кредитор представлял свои документы после истечения вышеуказанного срока, но до окончательного утверждения раздела, то претензия его принималась.
Кредитор, пропустивший вышеуказанный срок, оплачивал судебные издержки, вызванные подачей его требования, а также был ответственным за возникновение излишних процентов, которые образовывались на сумму требований других кредиторов за время рассмотрения его дела. Если в установленный срок никаких возражений не предъявлялось, то комиссар утверждал составленный расчет, объявлял кредиторов, не представивших свои документы, устраненными от участия в разделе, распоряжался об уничтожении записей в ипотечных книгах и о выдаче свидетельств кредиторам, которым причиталось получить что-либо из суммы, вырученной от продажи имения.
Судебное рассмотрение споров осуществлялось по тем же правилам что и при осуществлении взысканий с движимого имущества, причем кредиторы, помещенные в списке ниже оспоренных претензий, выбирали общего стряпчего для ведения дела, или же оно велось стряпчим последнего, по списку, кредитора. Судебное решение выносилось после заслушивания в судебном заседании доклада комиссара и с учетом заключения прокурора. На данное судебное решение также могла быть принесена апелляционная жалоба.
В 1855 г. во Франции была введена целая система фактического укрепления прав на недвижимое имущество, которая теперь производилась на основании записи в ипотечные книги. По закону от 23 марта 1855 года в ипотечные книги вносились не только ипотечные права, но все вообще акты о переходе или ограничении права собственности на недвижимое имущество, а также об установлении вещных прав на чужом имении.
Законом 1838 года был значительно изменен порядок назначения попечителей. С принятием данного закона суд не был связан решением собрания кредиторов о выборах попечителя, мог назначить попечителем любое лицо, не аффилированное по отношению к участникам процесса. Также этим законом было предусмотрено наличие определенных казенных счетов, на которых должны были аккумулироваться определенные суммы средств, полученные от вырученной конкурсной массы. Эти средства направлялись на проведение первоочередных мероприятий по вновь возбужденным делам. (Необходимо отметить, что аналогичная попытка по созданию таких счетов была предпринята и при разработке ныне действующего российского закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Следует признать, что Закон 1838 года остается одним из центральных действующих элементов законодательства о несостоятельности Франции до настоящего времени. С 1838 вплоть до начала XX столетия в Национальное Собрание Франции было внесено более 20 законодательных предложений по усовершенствованию законодательства о несостоятельности, среди которых наиболее интересными были - законодательные предложения Леконта, Мартена и Камелина. 4 марта 1889 года было приняты дополнения, суть которых сводилась к попытке освободить «несчастного» банкрота от бремени последствий признания банкротства, если он в течение 15 дней с момента наступления срока последнего неоплаченного платежа, сам обратится в суд с заявлением о признании его несостоятельным.
Действующая система французского законодательства о несостоятельности характеризуется большим количеством подзаконных нормативных актов, однако, базовым здесь является Закон от 25 января 1985 года. Признаками и условиями по нему наступления несостоятельности являются невозможность исполнить обязательства по платежам, посредством имеющегося в распоряжении должника имущества. Конкурсным кредитором может быть признано любое лицо по денежным обязательствам, независимо от правовой природы их возникновения.
Круг субъектов, к которым могла быть применена процедура, значительно расширен, в него включены также и любые юридические лица. Подтверждено правило (регламентированное ранее ещё Законом 1838 года) о не наступлении неблагоприятных правовых последствий для лиц самостоятельно подавших заявление в суд о признании несостоятельным. Кроме того, представители суда имеют право инициировать переговоры должника с кредиторами уже при появлении первых признаков банкротства. Для осуществления процедуры банкротства суд назначает специального судью и двух уполномоченных: администратора и представителя кредитора.
Вступившее в силу решение суда первой инстанции приостанавливает выплаты по любым основаниям, устанавливает мораторий на требования кредиторов. До 1967 года процесс банкротства во Франции почти полностью сводился к ликвидации предприятия-должника; все его средства шли на погашение долгов. Закон о банкротстве 1967 года и последующий соответствующий Декрет предусматривали возможность защиты предприятия и заключения соглашения с кредиторами. Но практически эти возможности почти не использовались, и лишь 2-3 % разбирательств по данной категории дел, в период действия Закона 1967 года, разрешались компромиссом. Остальные дела закончились ликвидацией должников.
В 1985 году во Франции был принят новый закон, касающийся несостоятельности предприятий (закон № 85-98 "О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий" от 25.01.1985), предусматривающий большую защиту предприятий, во многом обусловленную проблемой сохранения рабочих мест.
По французскому законодательству, банкротом может быть признано как физическое лицо, так и юридическое. Интересно, что в определении субъектов несостоятельности физические лица упомянуты прежде юридических, что, видимо, зависит от исторических факторов. (В законодательстве дореволюционной России, как будет показано во второй главе, при определении субъектов несостоятельности также в основном имели в виду частных лиц, разъясняя в дальнейшем, что несостоятельным может быть признано и юридическое лицо). Рассмотрением дел о несостоятельности занимаются в основном коммерческие суды.
Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Как во Франции, так и в Англии производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе суда. Производство по делу о несостоятельности начинается в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов законодательством Франции (также как и в Германии) не установлена.
В зависимости от масштабов предприятия-должника Закон 1985 года различает две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности -обычную (общую) и упрощенную. Упрощенная процедура применяется к предприятиям со штатом не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 миллионов франков. К остальным предприятиям применяется обычная процедура.
При упрощенной процедуре суд может не назначать судебного администратора, а разрешить должнику самому представлять свои интересы, сохраняя контроль над предприятием.
После принятия ходатайства и объявления о начале реабилитационного процесса начинается "период наблюдения" - период оценки предприятия-должника и вынесения решения о реорганизации или ликвидации предприятия. Судебный администратор представляет план продолжения деятельности или передачи предприятия-должника в аренду.
Если планы продолжения деятельности не признаются реалистичными, предприятие подлежит ликвидации.
При общей процедуре период наблюдения длится до 6 месяцев с возможностью его продления еще на 3 или 6 месяцев, и в исключительных случаях еще на 6 месяцев после этого. Во время периода наблюдения третьи лица могут внести предложения по поводу покупки части предприятия-должника или целиком его. Каждое такое предложение должно быть учтено при составлении плана реорганизации. В течение периода наблюдения не может быть отчуждено никакое имущество должника, кроме случаев обычного ведения деловых операций. Кроме того, в указанный период не может быть уволен ни один работник предприятия-должника, кроме исключительных случаев, когда данное увольнение жизненно необходимо для сохранения предприятия.
Особое место занимает такая реорганизационная процедура как сдача предприятия в аренду. Закон 1985 года установил, что арендные отношения к предприятию должнику применяются лишь в случае исключительного значения деятельности предприятия для жизнедеятельности региона. Установлен максимальный срок аренды - 2 года, по истечении которых арендатор должен выкупить предприятие. Если же арендатор не выкупает предприятие, уже против него возбуждается производство по делу о банкротстве с целью взыскания средств для погашения кредиторской задолженности предприятия.
В случае неуспешной реорганизации или даже при отсутствии реалистичного плана ее проведения, судом назначается "мандатный ликвидатор", изымающий и реализующий имущество предприятия. В большинстве случаев ликвидатором становится лицо, представлявшее кредиторов.
При продаже имущества наиболее удачным представляется вариант продажи предприятия как производственной единицы, а не по частям, при наибольшей защите рабочих мест, с учетом, естественно, интересов кредиторов.
Иски кредиторов учитываются ликвидатором, который проверяет их и определяет очередность их погашения. К предпочтительной категории относятся обязательства по выплате заработной платы, уплате налогов и обеспечению социальной защиты. После погашения указанных обязательств пропорционально удовлетворяются и остальные требования.
Работники предприятия-должника, по Закону 1985 года, получили "сверхприоритет" над остальными категориями кредиторов, им сохранена заработная плата на период до 60 дней. Кроме того, по ходатайству кредитора суд может установить внеочередной порядок покрытия долга.
Особое место при проведении процедуры банкротства занимает представитель работников должника. В его обязанности входит оказание помощи работникам в заявлении исков, защита этих исков в суде; суд должен учесть доводы представителя работников по вопросам исполнения судебным администратором его функций, одобрения реорганизационного плана, сокращения рабочих мест, передачи имущества. При ликвидации предприятия-должника представитель работников высказывает свое мнение по поводу продажи производственных единиц. При несогласии с решением суда представитель работников может подать апелляционную жалобу. В условиях современной России, когда жертвами «криминального банкротства» прежде всего, становятся работники предприятий, знакомство с опытом Франции по обеспечению прав работников несостоятельных предприятий может быть весьма продуктивно.
Такова общая характеристика законодательства о несостоятельности, как оно исторически складывалось и в настоящее время действует во Франции.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 298.