В конце XX в. уровень наркотизации российской молодежи перешагнул рамки медицинской проблемы и стал проблемой социальной. А это — серьезный симптом неблагополучия в социальной практике страны, и прежде всего в практике воспитания детей.
Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического развития ребенка может иметь употребление наркотических средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму наркотизация наносит личности растущего организма, так как именно в этот период происходит становление самопознания, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения, определяются планы на будущее. В результате у человека, употребляющего наркотические средства, возникает социально индифферентная, антиобщественная, аморальная система мотивов поведения и ценностей.[38]
Профилактические мероприятия по предупреждению наркомании могут быть обеспечены только совместными усилиям врачей, педагогов, социальных работников, работников комитета по делам молодежи, инспекций по делам несовершеннолетних, широкой общественности.[39]
Профилактика — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.[40] Профилактика в широком смысле имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению попытки профилактики могут иметь различные цели.[41]
Профилактика наркозависимости среди молодежи и подростков преследует значимые цели и подчиняется целому ряду закономерностей. Всемирная организация здравоохранения предлагает все профилактические мероприятия подразделять на первичную, вторичную и третичную профилактику.[42]
Первичной профилактике свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем.[43] Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д. Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркотических веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.[44]
Вторичная профилактика включает раннее выявление и активное лечение лиц, употребляющих наркотические вещества. К этой группе относят мероприятия по предотвращению рецидивов, поддерживающую терапию.[45] Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.[46]
Третичная профилактика имеет своей целью профилактику рецидивов и направлена на группы лиц, страдающих наркозависимостью, но желающих прекратить потребление наркотических и других психоактивных веществ.[47] Ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилактике обычно говорят когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы.[48] Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся алкоголиков и наркоманов не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.[49]
Таким образом, любая профилактическая работа должна быть в первую очередь направлена на развитие внутренних ресурсов личности, на формирование механизмов адаптации к сложным жизненным ситуациям, и в результате на полноценную социализацию человека.[50]
Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. На примере США и некоторых европейских стран уже доказана действенность антинаркотического воспитания, основанного на использовании различных форм профилактической работы с молодежью по предупреждению наркомании.[51]
Для успешного проведения и антинаркотической профилактики необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни людей, страдающих наркоманией. В качестве основных причин потребления наркотиков выделяют следующие группы факторов.
· Социально-психологические: неблагополучная семья, неудовлетворительная социальная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дез-адаптированность),психологические особенности личности.
· Конституционально-психологические: наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.
· Эпидемиологические и культурные: распространенность алкоголизма, наркомании и токсикоманий в обществе, соответствующие традиции в семье, местности, регионе, стране.
Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и ток-сикоманических средств.
· Социальные мотивы: желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам; подражание друзьям; подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров.
· Индивидуальные мотивы: любопытство; стремление получить удовольствие; нейтрализация отрицательных эмоций; стремление выйти из состояния скуки, бездействия или усилить эффективность своей деятельности.
· Патологические (болезненные) мотивы: мотивы ухода (назло себе, взрослым); потеря смысла жизни, протест, ощущение себя лишним в жизни; поведение, обусловленное психическими расстройствами; биологическая потребность на стадии физической зависимости от психоактивного вещества.[52]
Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков.
К сожалению, профилактика любых форм наркозависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей и молодежи, несмотря на то что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.[53]
Результаты профилактической работы среди детей и подростков в значительной степени зависят от политики учебного заведения, прежде всего от того, насколько опасной и злободневной представляется проблема наркотизации учащихся руководству школы, техникума, вуза, училища и конкретно каждого воспитателя и педагога. Ведь для детей младшего возраста поведение взрослых, особенно родителей, является руководством к действию.
Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.[54]
В целом, по России смертность от употребления наркотиков за последнее десятилетие XX в. возросла в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.
Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртное потребляют 88 % мальчиков и 93 % девочек. Употребляли наркотические и токсикоманические средства хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.[55]
Каждый год на подпольные рынки страны поступает не менее трех новых, неизученных разновидностей наркопрепаратов. Даже микродозы нового вещества часто являются причиной смерти от передозировки. В нашей стране на почве наркомании совершаются десятки тысяч преступлений. Подпольные лаборатории и нарко-притоны распространились по всей территории РФ. 80 % подростков, начинающих подрабатывать курьерами у наркодельцов (исключительно ради хорошего заработка), через несколько лет становятся не предпринимателями, а законченными наркоманами.[56]
Употребление наркотиков российскими подростками имеет свою специфику: гораздо быстрее, чем в других странах, наши юные потребители интоксикантов переходят от более легких наркотиков к тяжелым. И еще одно существенное отличие: если в странах Запада и Востока имеется многолетний опыт профилактики наркомании, то в нашей стране противодействие наркобизнесу и распространению наркомании находится в зачаточном состоянии. Требуются безотлагательные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию наркотического одурманивания детей и молодежи. И еще: если на Западе считается, что государства проиграли войну с наркотиками, то в нашей стране, по большому счету, такая война и не начиналась. Во всяком случае, принимаемые государством меры до настоящего времени не адекватны серьезности возникшей ситуации, последствиям тотальной наркотизации общества.[57]
Содержание мероприятий профилактической программы для детей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним.[58]
Любая самая успешная программа профилактики эффективна лишь до тех пор, пока она реализуется; поскольку на смену одному поколению приходит другое, профилактические меры должны проводиться непрерывно, не упуская ни одного поколения. Весьма продуктивна антинаркотическая профилактика, проводимая старшими подростками в порядке шефства над младшими школьниками. И хотя в этом случае наибольший профилактический эффект проявляется у самих шефов, есть надежда: когда «подшефные» сами станут «шефами», проводимая ими антинаркотическая работа также окажет на них положительное влиияние, а сама система формирования здорового образа жизни молодого поколениия станет непрерывной. Очень высока эффективность применяемой в Англии практики самостоятельной подготовки учащимися наглядного профилактического материала к занятияем. Это могут быть графики уровня потребления психоактивных веществ в разные годы; стенгазеты, таблицы по теме занятий, альбомы, буклеты, вырезки из газет и журналов, сообщения о реальных последствиях потребления наркотиков детьми и молодежью, наблюдаемых самими школьниками; описание социального портрета пьяницы или наркомана; результаты анонимных опросов, проведенных самими подростками; об уровне потребления алкоголя самими учащимися, о степени вовлеченности их в курение табака и прием наркотиков; об их отношении к потребителям легких и тяжелых наркотиков и т.д. Учащиеся должны знать законы их страны об ответственности за производство, хранение и потребление наркотиков, уметь определить степень нарушения законодательства и уровень наказания, предусмотренного за то или иное его нарушение.[59]
Профилактическая работа должна быть нацелена на различные группы молодежи и может различаться по форме и ширине охвата: а) профилактика в «группах риска», б) профилактика в образовательных учреждениях в учебное и внеучебное время, в) профилактическая работа в семье и с семьей, г) профилактика в устойчивых молодежных объединениях, д[60]) профилактика при помощи СМИ, е) обучение педагогов, социальных работников проведению профилактической работы с подростками.
Заключение
Итак, наркомания - одна из острейших проблем современности. Это заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма. Невозможность принять очередную дозу наркотика вызывает тяжелые соматические расстройства – абстинентный синдром.
Истоки традиций употребления наркотических веществ уходят в далекое историческое прошлое. Как правило, массовое употребление наркотиков носило эпизодический, ритуальный характер и сопровождало отправление культовых, религиозных обрядов.
Как правило, юристы, наркологи, психиатры, фармацевты подразделяют все используемые в России наркотики на несколько групп: препараты опия; снотворные и седативные средства; кокаин; препараты индийской конопли; психостимуляторы; галлюциногены. Каждая группа очень опасна для здоровья человека.
Токсикомания – аналогичное заболевание, вызванное употреблением иных, кроме признанных наркотическими, токсических веществ. В качестве таковых могут употребляться различные лекарственные препараты, предметы бытовой химии.
Наиболее распространены наркотические средства среди молодежи.
Наркотизм – социальное явление, выражающееся в относительно распространенном, статистически устойчивом употреблении частью населения наркотических средств, влекущем определенные медицинские и социальные последствия. Причина наркотизации молодежи усматривается в обществе и в самом молодом человеке. Сопоставляя мнения отечественных и зарубежных ученых о причинах тотальной наркотизации молодежи во второй половине XX в., можно найти немало общих факторов, на которые ссылаются молодые люди, объясняя свое увлечение наркотиками. Вот основные из них: недовольство молодых тем порядком жизни, который предлагается отцами; желание изменить этот порядок в лучшую сторону без затраты собственных усилий, а в результате — уход в мир иллюзий с помощью наркотиков; расширение ассортимента наркотиков за счет наиболее сильнодействующих, в том числе синтетических; практически неограниченные возможности приобретения любых наркотиков, буквально «с доставкой на дом», т.е. в школы, колледжи, институты, клубы, дискотеки — всюду, где бывает молодежь.
Профилактика наркозависимости среди молодежи и подростков преследует значимые цели и подчиняется целому ряду закономерностей. Всемирная организация здравоохранения предлагает все профилактические мероприятия подразделять на первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика должна проводиться практически со всеми подростками. В эту группу могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики, подростки, воспитываемые в неблагоприятной социальной среде.
Вторичная профилактика ориентирована на группы подростков, употребляющих наркотики, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика имеет своей целью профилактику рецидивов и направлена на группы лиц, страдающих наркозависимостью, но желающих прекратить потребление наркотических и других психоактивных веществ.
Таким образом, любая профилактическая работа должна быть в первую очередь направлена на развитие внутренних ресурсов личности, на формирование механизмов адаптации к сложным жизненным ситуациям, и в результате на полноценную социализацию человека.
Где наркомания – там нет светлого будущего! И если к проблеме наркомании подойти комплексно, и самое главное добросовестно, то ее можно решить, тем более что условия для этого есть.
Список использованной литературы
1. Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.- 49с.
2. Бойко А. Не ждите первого звонка.-М.: Издательство «ВАГРИУС», 1998.- 352с.
3. Вагнер Э.Ф., Уолдрон Х.Б. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 476с.
4. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.
5. Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.- 192с.
6. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 160с.
7. Симонова Л.А. Методическое пособие по профилактике наркотической, табачной и алкогольной зависимостей для учителей, учащихся и их родителей.- Орел, март 1999.- 52с.
8. Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.- 192с.
9. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- 320с.
10. http://dmp/mgopu/ru/searchTopics.php?t1=12
[1]Пятницкая И.Н. Наркомания [http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Наркомания/]
[2] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие / М.В. Антонова, Н.А. Исаев, Е.В. Марковичева. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие - Орел, 2003.-С.3.
[3] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество/ Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество - М., 1998.-С.8-9.
[4] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие / М.В. Антонова, Н.А. Исаев, Е.В. Марковичева. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие - Орел, 2003.-С.7.
[5] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество / Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество – М., 1998.-С.9-10.
[6] Кошкина Е.А.,Киржанова В.В., Гуртовенко В.М. Оценко распространенности употребления ПАВ в различных регионах РФ. Аналитический обзор / Е.А. Кошкина, В.В. Киржанова, В.М. Гуртовенко. Оценко распространенности употребления ПАВ в различных регионах РФ. Аналитический обзор - М., 2002. – С.4.
[7] Всемирная организация здравоохранения [http://www.who.int/hiv/topics/ru/]
[8] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество / Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество - М., 1998.-С.13-14.
[9] Кузнецов В.Н. Социология молодежи/ В.Н. Кузнецов. Социология молодежи - М., 2005.-С.250.
[10] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология / Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д.Х. Робертс, С.Е. Хайман. Наркология - М., 2000.- С.150.
[11] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попов. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи – М., 2004.– С.70-71.
[12] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попов. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи - М., 2004. - С.72.
[13] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология / Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д.Х. Робертс, С.Е. Хайман. Наркология - М., 2000.- С.200.
[14] Копылова А.В. Школа без наркотиков / А.В. Копылова. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие – Орел, 2000.-С.43-44.
[15] Копылова А.В. Школа без наркотиков / А.В. Копылова. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие – Орел, 2000.-С.42.
[16] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи/ З.В. Коробкина, В.А. Попов. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи – М., 2004. –С.85-86.
[17] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.19-20.
[18] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.28.
[19] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004.-С.56.
[20] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.21.
[21] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.14.
[22] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004.-С.44.
[23] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.14.
[24] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- С.16.
[25] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.15.
[26]Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.91-92.
[27] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.22.
[28] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- С.19.
[29] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.23.
[30] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- С.17.
[31] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.44.
[32] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.25.
[33] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.44.
[34] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.26.
[35] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.45.
[36] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.32.
[37] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.96.
[38] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.149.
[39] Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- С.134.
[40] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.150.
[41] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.174.
[42] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.37.
[43] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.174-175.
[44] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.152.
[45] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.58.
[46] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.153.
[47] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.37.
[48] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.175.
[49] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.1524.
[50] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.37.
[51] Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- С.141.
[52] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.150-151.
[53] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.59.
[54] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.154.
[55] Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- С.126.
[56] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.63.
[57] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.170.
[58] Вагнер Э.Ф., Уолдрон Х.Б. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- С.278.
[59] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.173-174.
[60] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.40-41.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.