Основы профилактики наркотической зависимости в молодежной среде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В конце XX в. уровень наркотизации российской молодежи пере­шагнул рамки медицинской проблемы и стал проблемой социаль­ной. А это — серьезный симптом неблагополучия в социальной практике страны, и прежде всего в практике воспитания детей.

Хорошо известно, какие необратимые последствия для физиче­ского развития ребенка может иметь употребление наркотичес­ких средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму наркотизация наносит личности растущего орга­низма, так как именно в этот период происходит становление самопознания, формируются жизненные ценности, идеалы, убеж­дения, определяются планы на будущее. В результате у человека, употребляющего наркотические средства, возникает социально индифферентная, антиобщественная, аморальная система моти­вов поведения и ценностей.[38]

Профилактические мероприятия по предупреждению нар­комании могут быть обеспечены только совместными усилиям врачей, педагогов, социальных работников, работников комитета по делам молодежи, инспекций по делам несовершен­нолетних, широкой общественности.[39]

Профилактика — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитар­ных, психолого-педагогических и психогигиенических мероп­риятий, направленных на предупреждение заболеваний, на все­мерное укрепление здоровья.[40] Профилактика в широком смысле имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению попытки профилактики могут иметь различные цели.[41]

Профилактика наркозависимости среди молодежи и подростков преследует значимые цели и подчиняется целому ряду закономерностей. Всемирная организация здравоохранения предлагает все профилактические мероприятия подразделять на первичную, вторичную и третичную профилактику.[42]

Первичной профилактике свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем.[43] Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают ан­тинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д. Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотиче­скую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоци­ровать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркоти­ческих веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании долж­ны проводить специально подготовленные педагоги.[44]

Вторичная профилактика включает раннее выявление и активное лечение лиц, употребляющих наркотические вещест­ва. К этой группе относят мероприятия по предотвращению рецидивов, поддерживающую терапию.[45] Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголи­кам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совмест­ная работа квалифицированных специалистов-врачей, психоло­гов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ре­сурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупот­ребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от при­нимаемого интоксиканта.[46]

Третичная профилактика имеет своей целью профилактику рецидивов и направлена на группы лиц, страдающих наркозависимостью, но желающих прекратить потребление наркотических и других психоактивных веществ.[47] Ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилактике обычно говорят когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы.[48] Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировав­шихся алкоголиков и наркоманов не хватает сил и мужества само­стоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помо­щью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, созна­ющих, что силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.[49]

Таким образом, любая профилактическая работа должна быть в первую очередь направлена на развитие внутренних ресурсов личности, на формирование механизмов адаптации к сложным жизненным ситуациям, и в результате на полноценную социализацию человека.[50]

Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение за­пущенной болезни. На примере США и некоторых европейских стран уже доказана действенность антинаркотического воспита­ния, основанного на использовании различных форм профи­лактической работы с молодежью по предупреждению нарко­мании.[51]

Для успешного проведения и антинаркоти­ческой профилактики необходимо выделить основные компонен­ты характеристики образа жизни людей, страдающих наркоманией. В качестве основных причин потребления наркоти­ков выделяют следующие группы факторов.

· Социально-психологические: неблагополучная семья, неудовлетворительная социальная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дез-адаптированность),психологические особенности личности.

· Конституционально-психологические: наследственная отягощенность психическими или нарколо­гическими заболеваниями.

· Эпидемиологические и культурные: распространенность алкоголизма, наркомании и токсикоманий в обществе, соответствующие традиции в семье, местности, регио­не, стране.

Возможные мотивы потребления алкоголя, наркотических и ток-сикоманических средств.

· Социальные мотивы: желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам; подражание друзьям; подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров.

· Индивидуальные мотивы: любопытство; стремление получить удовольствие; нейтрализация отрицательных эмоций; стремление выйти из состояния скуки, бездействия или уси­лить эффективность своей деятельности.

· Патологические (болезненные) мотивы: мотивы ухода (назло себе, взрослым); потеря смысла жизни, протест, ощущение себя лишним в жизни; поведение, обусловленное психическими расстройствами; биологическая потребность на стадии физической зависимости от психоактивного вещества.[52]

Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков.

К сожалению, профилактика любых форм наркозависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей и молодежи, несмотря на то что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотв­ращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.[53]

Результаты профилактической работы среди детей и подрост­ков в значительной степени зависят от политики учебного заведе­ния, прежде всего от того, насколько опасной и злободневной представляется проблема наркотизации учащихся руководству школы, техникума, вуза, училища и конкретно каждого воспита­теля и педагога. Ведь для детей младшего возраста поведение взрос­лых, особенно родителей, является руководством к действию.

Организацию широкой профилактики употребления наркоти­ческих средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализо­вать эти программы.[54]

В целом, по России смертность от употребления наркотиков за последнее десятилетие XX в. возросла в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртное потребляют 88 % мальчиков и 93 % девочек. Употребляли наркотические и токсикоманические средства хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.[55]

Каждый год на подпольные рынки страны поступает не менее трех новых, неизученных разновидностей наркопрепаратов. Даже микродозы нового вещества часто являются причиной смерти от передозировки. В нашей стране на почве наркомании совершают­ся десятки тысяч преступлений. Подпольные лаборатории и нарко-притоны распространились по всей территории РФ. 80 % подростков, начинающих подрабатывать курьерами у наркодельцов (исключительно ради хорошего заработка), через не­сколько лет становятся не предпринимателями, а законченными наркоманами.[56]

Употребление наркотиков российскими подростками имеет свою специфику: гораздо быстрее, чем в других странах, наши юные потребители интоксикантов переходят от более легких нар­котиков к тяжелым. И еще одно существенное отличие: если в странах Запада и Востока имеется многолетний опыт профилак­тики наркомании, то в нашей стране противодействие наркобиз­несу и распространению наркомании находится в зачаточном состоянии. Требуются безотлагательные меры, чтобы предотвра­тить дальнейшую эскалацию наркотического одурманивания де­тей и молодежи. И еще: если на Западе считается, что государства проиграли войну с наркотиками, то в нашей стране, по большому счету, такая война и не начиналась. Во всяком случае, принимаемые государством меры до настоящего времени не адекватны серьезности возникшей ситу­ации, последствиям тотальной наркотизации общества.[57]

Содержание мероприятий профилактической программы для детей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отно­шения к ним.[58]

 Любая самая успешная программа профилактики эффективна лишь до тех пор, пока она реализуется; поскольку на смену одно­му поколению приходит другое, профилактические меры должны проводиться непрерывно, не упуская ни одного поколения. Весьма продуктивна антинаркотическая профилактика, про­водимая старшими подростками в порядке шефства над младши­ми школьниками. И хотя в этом случае наибольший профилакти­ческий эффект проявляется у самих шефов, есть надежда: когда «подшефные» сами станут «шефами», проводимая ими антинар­котическая работа также окажет на них положительное влиияние, а сама система формирования здорового образа жизни молодого поколениия станет непрерывной. Очень высока эффектив­ность применяемой в Англии практики самостоятельной подго­товки учащимися наглядного профилактического материала к занятияем. Это могут быть графики уровня потребления психоактив­ных веществ в разные годы; стенгазеты, таблицы по теме занятий, альбомы, буклеты, вырезки из газет и журналов, сообщения о реальных последствиях потребления наркотиков детьми и молоде­жью, наблюдаемых самими школьниками; описание социального портрета пьяницы или наркомана; результаты анонимных опро­сов, проведенных самими подростками; об уровне потребления алкоголя самими учащимися, о степени вовлеченности их в куре­ние табака и прием наркотиков; об их отношении к потребителям легких и тяжелых наркотиков и т.д. Учащиеся должны знать законы их страны об ответственности за производство, хранение и потребление наркотиков, уметь оп­ределить степень нарушения законодательства и уровень наказа­ния, предусмотренного за то или иное его нарушение.[59]

Профилактическая работа должна быть нацелена на различные группы молодежи и может различаться по форме и ширине охвата: а) профилактика в «группах риска», б) профилактика в образовательных учреждениях в учебное и внеучебное время, в) профилактическая работа в семье и с семьей, г) профилактика в устойчивых молодежных объединениях, д[60]) профилактика при помощи СМИ, е) обучение педагогов, социальных работников проведению профилактической работы с подростками.

 

 

Заключение

Итак, наркомания - одна из острейших проблем современности. Это заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма. Невозможность принять очередную дозу наркотика вызывает тяжелые соматические расстройства – абстинентный синдром.

Истоки тра­диций употребления наркотических веществ уходят в далекое историческое прошлое. Как правило, массовое употребление наркотиков носило эпизодический, ритуальный характер и со­провождало отправление культовых, религиозных обрядов.

Как правило, юристы, наркологи, психиатры, фармацевты подразделяют все используемые в России наркотики на несколько групп: препараты опия; снотворные и седативные средства; кокаин; препараты индийской конопли; психостимуляторы; галлюциногены. Каждая группа очень опасна для здоровья человека.

Токсикомания – аналогичное заболевание, вызванное употреблением иных, кроме признанных наркотическими, токсических веществ. В качестве таковых могут употребляться различные лекарственные препараты, предметы бытовой химии.

Наиболее распространены наркотические средства среди молодежи.

Наркотизм – социальное явление, выражающееся в относительно распространенном, статистически устойчивом употреблении частью населения наркотических средств, влекущем определенные медицинские и социальные последствия. Причина наркотизации молодежи усматривается в обществе и в самом молодом человеке. Сопоставляя мнения отечественных и зарубежных ученых о при­чинах тотальной наркотизации молодежи во второй половине XX в., можно найти немало общих факторов, на которые ссылаются мо­лодые люди, объясняя свое увлечение наркотиками. Вот ос­новные из них: недовольство молодых тем порядком жизни, кото­рый предлагается отцами; желание изменить этот порядок в луч­шую сторону без затраты собственных усилий, а в результате — уход в мир иллюзий с помощью наркотиков; расширение ассорти­мента наркотиков за счет наиболее сильнодействующих, в том числе синтетических; практически неограниченные возможности при­обретения любых наркотиков, буквально «с доставкой на дом», т.е. в школы, колледжи, институты, клубы, дискотеки — всюду, где бывает молодежь.

Профилактика наркозависимости среди молодежи и подростков преследует значимые цели и подчиняется целому ряду закономерностей. Всемирная организация здравоохранения предлагает все профилактические мероприятия подразделять на первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика должна проводиться практически со всеми подростками. В эту группу могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики, подростки, воспитываемые в неблагоприятной социальной среде.

Вторичная профилактика ориентирована на группы подростков, употребляющих наркотики, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика имеет своей целью профилактику рецидивов и направлена на группы лиц, страдающих наркозависимостью, но желающих прекратить потребление наркотических и других психоактивных веществ.

Таким образом, любая профилактическая работа должна быть в первую очередь направлена на развитие внутренних ресурсов личности, на формирование механизмов адаптации к сложным жизненным ситуациям, и в результате на полноценную социализацию человека.

Где наркомания – там нет светлого будущего! И если к проблеме наркомании подойти комплексно, и самое главное добросовестно, то ее можно решить, тем более что условия для этого есть.

 

Список использованной литературы

1. Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.- 49с.

2. Бойко А. Не ждите первого звонка.-М.: Издательство «ВАГРИУС», 1998.- 352с.

3. Вагнер Э.Ф., Уолдрон Х.Б. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 476с.

4. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.

5. Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.- 192с.

6. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 160с.

7. Симонова Л.А. Методическое пособие по профилактике наркотической, табачной и алкогольной зависимостей для учителей, учащихся и их родителей.- Орел, март 1999.- 52с.

8. Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.- 192с.

9. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- 320с.

10. http://dmp/mgopu/ru/searchTopics.php?t1=12

 

 


[1]Пятницкая И.Н.  Наркомания  [http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Наркомания/]

[2] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие / М.В. Антонова, Н.А. Исаев, Е.В. Марковичева. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие  - Орел, 2003.-С.3.

[3] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество/ Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество - М., 1998.-С.8-9.

[4] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие / М.В. Антонова, Н.А. Исаев, Е.В. Марковичева. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие - Орел, 2003.-С.7.

[5] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество / Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество – М., 1998.-С.9-10.

[6] Кошкина Е.А.,Киржанова В.В., Гуртовенко В.М. Оценко распространенности употребления ПАВ в различных регионах РФ. Аналитический обзор / Е.А. Кошкина, В.В. Киржанова, В.М. Гуртовенко. Оценко распространенности употребления ПАВ в различных регионах РФ. Аналитический обзор - М., 2002. – С.4.

[7] Всемирная организация здравоохранения [http://www.who.int/hiv/topics/ru/]

[8] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество / Дж.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество - М., 1998.-С.13-14.

 

[9] Кузнецов В.Н. Социология молодежи/ В.Н. Кузнецов. Социология молодежи - М., 2005.-С.250.

[10] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология / Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д.Х. Робертс, С.Е. Хайман. Наркология - М.,  2000.- С.150.

 

[11] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попов. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи – М., 2004.– С.70-71.

[12] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попов. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи - М., 2004. - С.72.

[13] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология / Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, Д.Х. Робертс, С.Е. Хайман. Наркология - М.,  2000.- С.200.

[14] Копылова А.В. Школа без наркотиков / А.В. Копылова. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие – Орел, 2000.-С.43-44.

[15] Копылова А.В. Школа без наркотиков / А.В. Копылова. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие – Орел, 2000.-С.42.

[16] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи/ З.В. Коробкина, В.А. Попов. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи – М., 2004. –С.85-86.

[17] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.19-20.

[18] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.28.

[19] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004.-С.56.

[20] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.21.

[21] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.14.

[22] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004.-С.44.

[23] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.14.

[24] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- С.16.

[25] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.15.

[26]Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.91-92.

[27] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.22.

[28] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- С.19.

[29] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.23.

[30] Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.- 2-е изд., испр.- М.:СПб.: «Издательство БИНОМ», 2000.- С.17.

[31] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.44.

[32] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.25.

 

[33] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.44.

[34] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.26.

[35] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.45.

[36] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.32.

[37] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.96.

[38] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.149.

[39] Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- С.134.

[40] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.150.

[41] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.174.

[42] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.37.

[43] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.174-175.

[44] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.152.

[45] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.58.

[46] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.153.

[47] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.37.

[48] Соломзес Дж.А., Чеурсон В, Соколовский Г. Наркотики и общество, - М. ООО «Иллойн», 1998.-С.175.

[49] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.1524.

 

[50] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.37.

[51] Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- С.141.

[52] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.150-151.

[53] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.59.

[54] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.154.

[55] Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: кН. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- С.126.

[56] Копылова А.В. Школа без наркотиков: Учебно-методическое пособие. - Орел-2000.-С.63.

[57] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.170.

[58] Вагнер Э.Ф., Уолдрон Х.Б. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- С.278.

[59] Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд., испр. –М.:Изд. Центр «Академия», 2004. –С.173-174.

[60] Антонова М.В., Исаев Н.А., Марковичева Е.В. Профилактика наркомании среди подростков: Научно-методическое пособие. - Орел, 2003.-С.40-41.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.