2010 год лишь с известной долей условности можно назвать посткризисным. Произошло некоторое оживление ряда секторов мировой экономики, однако в целом ситуация оставалась крайне напряженной.
Ключевым макроэкономическим событием 2010 г. были две волны долговых проблем в Европе. Так, в начале года выяснилось, что Греция не сможет обойтись без внешней помощи, а европейские структуры долго не могли принципиально решить вопрос о выделении стране необходимых средств. В мае помощь была предоставлена. Причем был создан стабилизационный механизм для решения подобных проблем в будущем. Не прошло и нескольких месяцев, как этот механизм прошел испытание реальностью, когда в ноябре под угрозу попала финансовая система Ирландии. Взятие на бюджет страны непомерных долгов ведущих банков довело дефицит ее бюджета почти до трети ВВП. В результате жестких переговоров и согласований Ирландии был предоставлен кредит объемом 85 млрд. евро под гарантии снижения страной дефицита бюджета. Ирландии предстоит провести через законодателей сокращение бюджетных расходов и повышение налогов.
Аналогичные процедуры предстоит провести в Португалии, Испании и ряде других стран региона. При этом законодателям все время необходимо иметь в виду возможность социальных взрывов в ответ на новые инициативы, призванные снизить дефицит бюджетов. Волнения в Греции показали, что это не абстрактные опасения, а реальные угрозы. Борьба трудящихся за сохранение своих прав приводит к дополнительным потерям экономики и может стать самостоятельным негативным макроэкономическим фактором: когда потери от забастовок и иных акций протестов начинают исчисляться сотнями миллионов, то из чисто политической проблемы они превращаются в комплексный, в том числе и макроэкономический, фактор.
Правительство Испании одобрило пакет новых антикризисных мер в попытке сократить бюджетный дефицит 2010 года и снять обеспокоенность инвесторов относительно возможности страны вернуть долги. В числе одобренных - продажа трети в государственной лотерее, частичная приватизация аэропортов, урезание пособий по безработице, а также повышение налогов для небольших компаний. Эти меры направлены на улучшение конкурентоспособности экономики, на сокращение издержек и увеличение потока инвестиций. Решено повысить налог на табачную продукцию. В то же время правительство страны намерено реформировать и модернизировать структуру управления 47 аэропортами страны посредством привлечения частных инвестиций. Эти реформы должны способствовать росту экономики и развитию инноваций.
Испания является одной из стран еврозоны, испытывающей финансовые затруднения и относящейся к группе PIGS - Португалия, Италия, Греция, Испания. Именно эти страны доставляли в 2010 году головные проблемы своим собратьям по еврозоне, так как имеют большой внешний долг и слабую возможность его успешно погасить (в основном из-за недостаточного роста экономики). Так, по итогам 2009г. внешний долг Испании составлял 560 млрд. евро, или примерно 60% ВВП этого государства. При этом прогнозируется, что в ближайшие несколько лет среднегодовой экономический рост Испании не будет превышать 1% (для сравнения, экономика Великобритании будет расти в среднем на 2% в год, экономика Франции - на 1,5%, а в Германии рост составит от 1,5% до 2%).
По итогам 2009 г. бюджетный дефицит Испании составил 11,2% ВВП. Правительство намерено довести его до отметки в 9,3% ВВП к концу 2010 г. и до уровня в 3% ВВП - к концу 2013 г. Для этого власти Испании приняли соответствующий пакет мер, подразумевающий сокращение зарплат госслужащих на 5%, а также сокращение зарплат ключевых членов правительства (в том числе премьер-министра) на 15%. Кроме того, предусмотрено прекращение индексации пенсий и замораживание ряда социальных выплат. Таким образом, за два года правительство страны намерено сэкономить 15,25 млрд. евро.
Дефицит США в 2010 году, после необходимых финансовых вливаний и резкого сокращения налогов достиг почти триллиона долларов. Объявлено о постепенном увеличении за несколько лет налогов, которые в меньшей степени деформируют экономическую активность, например, НДС и налога на выбросы. Так можно было бы сократить бюджетный дефицит и создать условия, в которых ни один из инвесторов не будет беспокоиться о дополнительном стимуле.
Американские государственные облигации (US Treasuries) — основной инструмент финансирования государственного долга. Стоимость US Treasuries в ходе проводимых аукционов зависит от уровня доходности, который, в свою очередь, определяется прогнозами инвесторов касательно дальнейшего развития экономики США и мира в целом.
Свыше 10 лет назад, основными покупателями американских казначейских обязательств были иностранные инвесторы, главным образом, правительства зарубежных стран. В настоящее время значительную часть выпускаемых Минфином US Treasuries покупают американцы. В первом полугодии 2010 года правительства зарубежных стран снизили свои вложения в US Treasuries на $10 млрд. Такой ситуации не наблюдалось с 2000 года, когда госбюджет США был профицитным. Американские инвесторы покупали больше US Treasuries, чем иностранные, в 2009 году, такая же ситуация отмечается и в 2010 году.
Это происходит на фоне роста объема заимствований Минфина США, необходимого для финансирования стимулирующих экономических программ. Значительный дефицит бюджета США угрожает финансовой стабильности. Правительство не может продолжать неограниченные заимствования по нынешним ставкам для финансирования дефицита.
Помимо федерального долга, перед США стоит проблема необеспеченных обязательств по соцпособиям и медстрахованию, проблема долгов на уровне штатов и муниципалитетов и проблема госпенсий, которые входят во многие мультипликаторы американского ВВП.
В финансовом 2009 году, который заканчивается в сентябре, дефицит бюджета США составляет рекордные $1,841 трлн., то есть около 13% ВВП. Этот уровень является беспрецедентным в истории США, за исключением периода Второй мировой войны. Таким образом, дефицит в 4 раза превысит показатель 2008 года ($459 млрд.).
Это в основном обусловлено расходами, связанными с финансовым кризисом. Произошло это по причине того, что доходы американской казны сильно сократились в условиях рецессии, и в то же время выросли расходы государства на поддержку экономики.
Например, расходы бюджета США в июле 2009 года увеличились на 26% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до $332,2 млрд., доходы - снизились на 6%, до $151,5 млрд. Доходы федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП). Для покрытия такого дефицита американские власти занимали деньги всеми доступным им способами. Госдолг страны достиг рекордных размеров - в июне 2009 года он был $11,58 трлн., что сопоставимо с ВВП страны. США находились под угрозой потери высшего кредитного рейтинга "ААА". Задачу снижения дефицита для США критически важна. Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны.
Таким образом, бюджетный дефицит США снизился по сравнению с 2009-м финансовым годом. Денежные поступления в американский федеральный бюджет в 2010 финансовом году составили 14,9% от ВВП, расходы бюджета - 23,8% от ВВП. Сокращение дефицита стало возможным, благодаря поступлению большего объема доходов и сокращению трат. В свою очередь, рост доходов после двухлетнего их снижения стал возможным, благодаря увеличению объемов поступлений средств от налогообложения, а также прибыли, получаемой Федеральной резервной системой. Это частично возместило общее снижение средств, получаемых от налогообложения физических лиц. Однако в процентах от ВВП общий объем доходов бюджета остался неизменным - 14,9 процента.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.