На тему: «Бюджетный дефицит и источники его финансирования в Российской Федерации и экономически развитых странах»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы и кредит»

На тему: «Бюджетный дефицит и источники его финансирования в Российской Федерации и экономически развитых странах»

 

Уфа 201



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения

1.1 Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения

1.2 Доходы, расходы и дефицит

II. Методы финансирования бюджетного дефицита

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита

2.2 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета и экономика страны

III. Бюджетный дефицит 2008-2010 гг.

3.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.

3.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.

3.2 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

В Российской Федерации в 1998 году был принят Бюджетный Кодекс, в котором отражены основные положения о доходах бюджета, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования. По размеру бюджетного дефицита отчитывается Министерство финансов, прогнозируемый дефицит бюджета учитывается при составлении бюджета на следующий год. Для этого составляется Федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, который содержит такие характеристики бюджета как бюджетный дефицит и источники его финансирования.

 



I . ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Доходы, расходы и дефицит

бюджет дефицит финансирование

Увеличение доходов может быть получено за счет установления новых источников поступлений, увеличения ставок налогов или расширения действующей базы доходов. Опыт развития ряда стран показывает, что более богатые страны могут позволить себе также увеличение налоговой нагрузки без ущерба для стимулирования экономического развития. Повышение налогообложения имеет свой предел в виде допустимого уровня налоговой нагрузки. Превышение приемлемого уровня налоговой нагрузки увеличивает в момент повышения налогов доходы бюджета, но одновременно снижает заинтересованность в расширении деятельности и ведет к укрытию доходов от налогообложения. Оно ведет с течением времени к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Количественное выражение взаимосвязи между налогами и бюджетом во многом зависит от величины мультипликатора, отражающего влияние прироста доходов на объем потребительского спроса. Величина мультипликатора показывает воздействие прироста совокупного спроса (например, в связи с увеличением правительственных расходов) на равновесный уровень доходов.

Как уже отмечалось, с увеличением доходов налоги, как правило, возрастают, и, наоборот, снижение доходов ведет к уменьшению суммы налогов. Если при увеличении доходов увеличиваются ставки налогообложения, то одновременно снижается предельная склонность к потреблению (МРС). Это ведет к снижению совокупного спроса и выпуска продукции. Мера снижения зависит от величины мультипликатора, определяемого по формуле:

 

мультипликатор = 1/ (1-МРС*),

где МРС* =МРС ∙(1-t), т.е. представляет собой мультипликатор, скорректированный на (1 — t), или, иначе говоря, на долю каждой дополнительной единицы дохода, которая фактически остается у домашних хозяйств после уплаты налогов.

Из формулы вытекает: чем выше ставка налогообложения (речь идет о чистых налогах), тем меньше величина мультипликатора, а меньшей ставке налогообложения соответствует большая величина мультипликатора. Соответственно, чем выше мультипликатор, тем больше возрастает потребительский спрос в результате увеличения выпуска продукции и доходов. При высокой налоговой ставке изменение уровня доходов лишь незначительно отразится на размерах располагаемых доходов домашних хозяйств и величине их потребительского спроса. Величина мультипликатора будет небольшой.

Соотношение между доходами, расходами, дефицитом такое:

рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета, хотя и на меньшую величину;

рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государственных расходов;

дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов. Под налогами в данном случае понимаются все поступления в государственный бюджет (поскольку налоги являются основной составляющей поступлений).

Государственные расходы оказывают прямое непосредственное воздействие на совокупный спрос, налогообложение — косвенное, так как изменение налогообложения ведет к изменению располагаемых доходов и их распределения на потребление и сбережения и лишь в части изменения потребления влияет на совокупный спрос. Таким образом, изменение государственных расходов влияет на совокупный спрос в большей мере, чем такое же изменение налогов.

Если уровень доходов возрастает, может наблюдаться превышение доходов над расходами. Иначе говоря, при данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообложения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, связанного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета, или меньше его дефицит.

Выпуск продукции зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. В этой связи возникает вопрос о том, может ли рост государственных расходов приводить к сокращению, а не к росту бюджетного дефицита. Вопрос можно сформулировать также следующим образом: может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому росту, при котором сумма прироста поступлений (налогов) превысит прирост расходов?

Очевидно, что немедленным следствием увеличения государственных расходов будет увеличение дефицита бюджета. Постепенно с ростом производства и соответственно доходов увеличится сумма поступающих налогов. Прирост налоговых поступлений будет, однако, меньше, чем прирост расходов.

В условиях экономического спада, финансового кризиса и недостатка бюджетных средств для самых насущных государственных нужд проблема доходов бюджета приобретает особую остроту.

Основными направлениями решения этой проблемы являются увеличение доходной базы и укрепление налоговой дисциплины.

Надо стремиться к сокращению расходов по обслуживанию государственного долга. Обслуживание государственного долга, под которым понимают выплату процентов по долгу, во многих странах является одной из крупных статей государственных расходов. Размер выплаты процентов по государственному долгу зависит от двух основных факторов: величины самого долга и величины процентных ставок по займам.

Необходимо принять меры, не допускающие нецелевое использование бюджетных средств.

В связи с ограниченностью средств и невыполнением утвержденного бюджета по поступлениям доходов, а также проблемами, возникающими при заимствовании средств, фактическое исполнение государственного бюджета по доходам и финансированию дефицита может оказаться ниже, чем предусматривалось. Учитывая, что при утверждении бюджета обычно устанавливаются предельные уровни дефицита, становится неизбежным секвестр (сокращение), кроме расходов специально защищенных статей. К защищенным статьям относятся обычно заработная плата, расходы на медикаменты, дотации животноводству.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ до 30 сентября 2010 года внесение изменений и дополнений в Закон о федеральном бюджете могло быть произведено в случае сокращения (роста) расходов федерального бюджета более чем на 10% в связи со снижением (ростом) поступлений (без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) в федеральный бюджет. Изменения и дополнения к федеральному бюджету утверждаются в виде федерального закона. В случае если такой закон не принимается в установленные сроки, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по этому вопросу.

Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой - не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не всегда рассматривается как негативное явление, которого следует обязательно избегать. Более того, согласно кейнсианской точке зрения, политика дефицитного финансирования признается полезной.

Бюджет полной занятости показывает, какими были бы бюджет и размер его дефицита или профицита в условиях полной занятости, при которой бюджет не зависит от текущего уровня доходов. Рост дефицита бюджета полной занятости или сокращение избытка ведет к увеличению совокупного спроса и росту выпуска продукции, и, наоборот, уменьшение дефицита или прирост профицита создает обратную тенденцию.

Следует ли стремиться к систематическому ежегодно балансируемому бюджету? Сбалансированный бюджет в условиях экономического спада снижения доходов и безработицы ведет к автоматическому снижению налоговых поступлений в бюджет и росту его дефицита. Чтобы сбалансировать бюджет, нужно увеличить налоги, сократить расходы или сделать и то и другое. Однако попытка устранить вызванный спадом дефицит этими способами только усугубит ситуацию. Любая из этих мер ведет к дальнейшему сокращению совокупного спроса, падению производства, что достаточно четко проявилось в России в 90-е годы.

Ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция:

В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счет эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведет к росту совокупного спроса и увеличению производства без инфляционного эффекта или при его минимальном значении.

Пожалуй, наиболее рациональным с позиции государственной поддержки экономического развития является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом — в периоды инфляции. Иначе говоря, бюджет должен балансироваться не ежегодно, а на циклической основе. В условиях спада производства необходимо снижать налоги и повышать расходы, увеличивая, таким образом, дефицит бюджета. В период экономического подъема, способствующего инфляции, следует, наоборот, повышать налоги и сокращать государственные расходы, добиваясь положительного сальдо бюджета и используя его для погашения государственного долга.

Свидетельствует ли увеличение или сокращение бюджетного дефицита о том, что правительство, пытаясь стимулировать спрос, успешно использует финансовые меры для увеличения спроса, и наоборот? Ответ на этот вопрос отрицательный, поскольку на дефицит бюджета влияют также другие факторы, не зависящие от фискальной политики, в частности, это изменение равновесного уровня доходов, например, при падении инвестиционного спроса или изменении чистого экспорта при неизменности самой фискальной политики.

Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов может привести к тому, что перспективы развития экономики страны будут находиться не в руках правительства, а в руках их кредиторов.

Однако центральной проблемой должна быть не проблема сбалансированности бюджета, а проблема содействия экономическому росту, использования экономического потенциала. Необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль. Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Не должно быть главной целью финансовой политики сокращение бюджетного дефицита. По мнению лаурета Нобелевской премии по экономике У. Викри «стремиться надо не к сбалансированному бюджету, а к сбалансированному рынку труда».

В 1724 г. Посошков писал Петру I, что нетрудно наполнить царскую казну, но «великое и многотрудное дело народ весь обогатить».

Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

2.Федеральный закон от 30.09.10 №245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (Принят ГД ФС РФ 24.09 2010)

3.Федеральный конституционный закон от 17.12.97 №2-ФКЗ (ред. от 28.12.10) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС 14.05.1997)

4.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах

5.Послание Президента Федеральному Собранию 2010 год

6.Галанов В.А., «Финансы, денежное обращение и кредит» Учебник.-М.: «ФОРУМ: ИНФРА-М», 2006.-416 с.

7.Лаврушин О.И., «Финансы и кредит» Учебное пособие.-М.: «КНОРУС»,2008.-304 с.

8.Поляк Г.Б., «Финансы» Учебник.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007.-703 с.

9.Чернецов С.А. «Финансы, денежное обращение и кредит» Учебное пособие.- М.: «Магистр», 2008.-527 с.

10.Акиндинова Н., Чернявский А. Время сокращать дефицит? //Новый курс, 2010, №6

11.Бутрин Д. Бюджетных займов много не бывает.// Ъ-Online, 2011,№1

12.Вислогузов В. Бюджетный дефицит не оправдал ожиданий Минфина.// «Коммерсант», 2011, №4

13.Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита// "Финансы", 2010, N 1

14.http://www.bank-city.ru/

15.http://www.bankir.ru/

16. http://www.bcs.ru/

17.http://www.bfm.ru/

18.http://www.dcenter.ru/

19.http://www.finansy.ru

20.http://www.minfin.ru/ru/

21.http://www.rbc.ru

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы и кредит»

на тему: «Бюджетный дефицит и источники его финансирования в Российской Федерации и экономически развитых странах»

 

Уфа 201



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения

1.1 Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения

1.2 Доходы, расходы и дефицит

II. Методы финансирования бюджетного дефицита

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита

2.2 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета и экономика страны

III. Бюджетный дефицит 2008-2010 гг.

3.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.

3.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.

3.2 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

В Российской Федерации в 1998 году был принят Бюджетный Кодекс, в котором отражены основные положения о доходах бюджета, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования. По размеру бюджетного дефицита отчитывается Министерство финансов, прогнозируемый дефицит бюджета учитывается при составлении бюджета на следующий год. Для этого составляется Федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, который содержит такие характеристики бюджета как бюджетный дефицит и источники его финансирования.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 172.