I . ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие дефицита бюджета, причины его в озникновения

 

Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. Критической планкой для обычных лет считает дефицит в 3% ВВП, за которые выходить нельзя, считается в России. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители.

Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста государственного долга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спад, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др.).

Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет.

Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности, развитию теневой экономики.

 



Доходы, расходы и дефицит

бюджет дефицит финансирование

Увеличение доходов может быть получено за счет установления новых источников поступлений, увеличения ставок налогов или расширения действующей базы доходов. Опыт развития ряда стран показывает, что более богатые страны могут позволить себе также увеличение налоговой нагрузки без ущерба для стимулирования экономического развития. Повышение налогообложения имеет свой предел в виде допустимого уровня налоговой нагрузки. Превышение приемлемого уровня налоговой нагрузки увеличивает в момент повышения налогов доходы бюджета, но одновременно снижает заинтересованность в расширении деятельности и ведет к укрытию доходов от налогообложения. Оно ведет с течением времени к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Количественное выражение взаимосвязи между налогами и бюджетом во многом зависит от величины мультипликатора, отражающего влияние прироста доходов на объем потребительского спроса. Величина мультипликатора показывает воздействие прироста совокупного спроса (например, в связи с увеличением правительственных расходов) на равновесный уровень доходов.

Как уже отмечалось, с увеличением доходов налоги, как правило, возрастают, и, наоборот, снижение доходов ведет к уменьшению суммы налогов. Если при увеличении доходов увеличиваются ставки налогообложения, то одновременно снижается предельная склонность к потреблению (МРС). Это ведет к снижению совокупного спроса и выпуска продукции. Мера снижения зависит от величины мультипликатора, определяемого по формуле:

 

мультипликатор = 1/ (1-МРС*),

где МРС* =МРС ∙(1-t), т.е. представляет собой мультипликатор, скорректированный на (1 — t), или, иначе говоря, на долю каждой дополнительной единицы дохода, которая фактически остается у домашних хозяйств после уплаты налогов.

Из формулы вытекает: чем выше ставка налогообложения (речь идет о чистых налогах), тем меньше величина мультипликатора, а меньшей ставке налогообложения соответствует большая величина мультипликатора. Соответственно, чем выше мультипликатор, тем больше возрастает потребительский спрос в результате увеличения выпуска продукции и доходов. При высокой налоговой ставке изменение уровня доходов лишь незначительно отразится на размерах располагаемых доходов домашних хозяйств и величине их потребительского спроса. Величина мультипликатора будет небольшой.

Соотношение между доходами, расходами, дефицитом такое:

рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета, хотя и на меньшую величину;

рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государственных расходов;

дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов. Под налогами в данном случае понимаются все поступления в государственный бюджет (поскольку налоги являются основной составляющей поступлений).

Государственные расходы оказывают прямое непосредственное воздействие на совокупный спрос, налогообложение — косвенное, так как изменение налогообложения ведет к изменению располагаемых доходов и их распределения на потребление и сбережения и лишь в части изменения потребления влияет на совокупный спрос. Таким образом, изменение государственных расходов влияет на совокупный спрос в большей мере, чем такое же изменение налогов.

Если уровень доходов возрастает, может наблюдаться превышение доходов над расходами. Иначе говоря, при данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообложения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, связанного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета, или меньше его дефицит.

Выпуск продукции зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. В этой связи возникает вопрос о том, может ли рост государственных расходов приводить к сокращению, а не к росту бюджетного дефицита. Вопрос можно сформулировать также следующим образом: может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому росту, при котором сумма прироста поступлений (налогов) превысит прирост расходов?

Очевидно, что немедленным следствием увеличения государственных расходов будет увеличение дефицита бюджета. Постепенно с ростом производства и соответственно доходов увеличится сумма поступающих налогов. Прирост налоговых поступлений будет, однако, меньше, чем прирост расходов.

В условиях экономического спада, финансового кризиса и недостатка бюджетных средств для самых насущных государственных нужд проблема доходов бюджета приобретает особую остроту.

Основными направлениями решения этой проблемы являются увеличение доходной базы и укрепление налоговой дисциплины.

Надо стремиться к сокращению расходов по обслуживанию государственного долга. Обслуживание государственного долга, под которым понимают выплату процентов по долгу, во многих странах является одной из крупных статей государственных расходов. Размер выплаты процентов по государственному долгу зависит от двух основных факторов: величины самого долга и величины процентных ставок по займам.

Необходимо принять меры, не допускающие нецелевое использование бюджетных средств.

В связи с ограниченностью средств и невыполнением утвержденного бюджета по поступлениям доходов, а также проблемами, возникающими при заимствовании средств, фактическое исполнение государственного бюджета по доходам и финансированию дефицита может оказаться ниже, чем предусматривалось. Учитывая, что при утверждении бюджета обычно устанавливаются предельные уровни дефицита, становится неизбежным секвестр (сокращение), кроме расходов специально защищенных статей. К защищенным статьям относятся обычно заработная плата, расходы на медикаменты, дотации животноводству.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ до 30 сентября 2010 года внесение изменений и дополнений в Закон о федеральном бюджете могло быть произведено в случае сокращения (роста) расходов федерального бюджета более чем на 10% в связи со снижением (ростом) поступлений (без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) в федеральный бюджет. Изменения и дополнения к федеральному бюджету утверждаются в виде федерального закона. В случае если такой закон не принимается в установленные сроки, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по этому вопросу.

Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой - не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.