Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый язык по-своему членит мир, т.е. имеет свой способ его концептуализации. Отсюда заключаем, что каждый язык имеет особую картину мира, и языковая личность обязана организовывать содержание высказывания в соответствии с этой картиной. И в этом проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.

Язык есть важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой «языковую картину мира».

Понятие картины мира строиться на изучении представлений человека о мире. Если мир – это человек и среда во взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке.

Картина мира может быть представлена с помощью пространственных, временных, количественных, этических и других параметров.

Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их. Она как бы дополняет объективные знания реальности, часто искажая их.

Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру. Она задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к миру. Каждый естественный знак отражает определенный способ восприятия и организации мира. Выражаемые в нем значения складываются в некоторую единую систему взглядов, которое навязывается в качестве обязательной всем носителям языка.

Термин «языковая картина мира» - это не более чем метафора, ибо в реальности специфические особенности национального языка в котором зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей, создают для носителей этого языка не какую-то иную, неповторимую картину мира, отличную от объективно существующей, а лишь специфическую окраску этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, явлений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождается спецификой деятельности, образа жизни и национальной культуры данного народа.

Теория языковых гештальтов была выдвинута Дж. Лакоффом, а затем признана другими учеными. Гештальты – особые глубинные содержательные единицы языка. Они составляют основу восприятия человеком действительности, направляет познавательные процессы, определяет специфику и характер моторных фактов и т.д.

Гештальты суть универсальные представления, принадлежащие глубинам человеческой психики вообще и как целое лежащее вне категориальных рамок естественного языка.

Вывод:

 Одна из интереснейших концепций объясняющих связь языка и культуры, принадлежит В. Гумбольдту, который считает, что национальный характер культуры находит отражение в языке посредством особого видения мира. Язык и культура, будучи относительно самостоятельными феноменами, связаны через значения языковых знаков, которые обеспечивают онтологическое единство языка и культуры.

В конце 20 века мы переживали лингвокульторологический бум, когда проблемы взаимосвязи языка и культуры вышли в число самых актуальных в современной лингвистике.

У каждой культуры – свои ключевые слова. Полный их список для русской культуры еще не установлен, хотя уже хорошо описан целый ряд таких слов – душа, воля, судьба, тоска и т.д. Чтобы считаться ключевым словом культуры, слово должно быть общеупотребительным, частотным должно быть в составе фразеологизмов и пословиц.

Следовательно, каждый конкретный язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на создание его носителей и формирует их картину мира.



Анализ анкет по лингвокультурной грамотности

Список слов

 

1. Евангелие

2. Евгений Онегин

3. Евгений Петров

4. Евгеника

5. Евклид

6. Евнух

7. Евразия

8. Еврипид

9. Еврокоммунизм

10. Европа

11. Евстигнеев Е.А.

12. Евтушенко Е.А.

13. Евфрат

14. Египет

15. Египетская чума

16. Ego

17. Единорог

18. Единственное число

19. Екатерина Вторая

20. Екатерина Первая

21. Екатеринбург

22. Елена Прекрасная

23. Елизавета Петровна

24. Елисейские поля

25. Ельцин Б.Н.

26. Effant terrible

27. Епископ

28. Епитимия

29. Ergo

30. Ереван

31. Еременко Н.Н.

32. Ересь

33. Еретик

34. Ермак Тимофеевич

35. Ермолова М.Н.

36. Есенин С.А.

37. Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать

38. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе

39. Если хочешь мира, готовься к войне

40. Естественные права

41. Естественный закон

42. Естественный отбор

43. Естествознание

44. Есть многое на свете, друг Горацио…

45. Ефремов И.А.

46. Ефремов О.Н.

47. Ex cathedra

48. Ex officio

 

Характеристика реципиентов

 

В проекте участвовали 59 человек. Один из них полностью отказался предоставить о себе информацию.


 14 человек отказались сообщить о своей специальности. Специальности:

1. Методика лыжного спорта 1
2. Филолог 2
3. Менеджер 1
4. Приборостроение 1
5. Архитектурно-строительный 1
6. Бухгалтер 1
7. Продавец-консультант 2
8. Лингвист 2
9. Адвокат 1
10. Парикмахер 2
11. Эколог 1
12. Режиссер 1
13. Банкир 1
14. Юрист 1
15. Дизайнер 9
16. Маркетолог 2
17. Электрик 1
18. Сталевар 1
19. Экономист 1
20. Инженер 11
21. Экономика и предпринимательство 1
22. Механико-технологический факультет 1
23. Отказались предоставить информацию о специальности 14

 

 В ходе работы 6 человек отказались заполнить анкеты. Все опрашиваемые, в даны момент, проживают в Челябинске. Из них 36 женщин и 22 мужчины. А также есть возрастная классификация:


Возраст

Кол-во анкет   16 лет  1 (ж.)   17 лет 17 (ж.), 8 (м.)   18 лет  6 (ж.), 4 (м.)   19 лет  6 (ж.), 10 (м.)   20 лет  2 (ж.) 1. 21 год  1 (м.) 2. 22 года 3 (ж.) 3. Отказались предоставить информацию о возрасте 1

Были опрошены студенты ЧелГУ, ЮурГУ, Академии правосудия, ЧГАКИ, Института физкультуры и спорта, Металлургического колледжа, а также учащиеся школы № 66. В основном анкетируемые с радостью соглашались помочь в научном исследовании.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 303.