Себестоимость продукции как экономическая категория
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Себестоимость продукции как экономическая категория

Содержание, виды и показатели себестоимости выпускаемой продукции

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация

1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии

Значение и задачи анализа и управления себестоимостью

Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии

Анализ динамики и структуры себестоимости продукции в ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа»

Характеристика предприятия и выпускаемой продукции

Анализ общей суммы затрат на производство

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Анализ прямых материальных и трудовых затрат

Анализ косвенных затрат

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Резервы снижения себестоимости продукции и пути их реализации

Совершенствование учета затрат на производство продукции в ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа»

Расчет снижения себестоимости за счет технического перевооружения печатного цеха

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Организационная структура ОАО «Полиграфкомбинат им. Я.Коласа»

Приложение 2 Бухгалтерский баланс ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа»

Приложение 3 Отчет о прибылях и убытках ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа».

Приложение 4 Отчет о затратах на производство продукции по ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» за 2007 г.



Введение

 

В настоящее время в Беларуси развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Большинства коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.

Таким образом, снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.

Целью дипломной работы является анализ себестоимости выпускаемой продукции на рассматриваемом предприятии, выработка предложений и определение основных путей снижения себестоимости на основе анализа затрат на производство продукции.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

– рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием себестоимости производства продукции на промышленном предприятии;

– определить цели и пути снижения себестоимости производимой продукции;

– на основе теоретических данных проанализировать затраты на производство продукции;

– выработать предложения по снижению себестоимости продукции и совершенствованию учета затрат на производство.

Статистической базой исследования послужило предприятие полиграфической промышленности ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа».



Содержание, виды и показатели себестоимости выпускаемой продукции

 

Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата) [2, c.55].

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости [5, c.85]:

– цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

– производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

– полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Её реальное определение на предприятии необходимо для [5, c.86]:

– маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

– определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

– ценообразования;

– правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

Так, у предприятий, определяющих выручку по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку. В то же время на себестоимость реализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты. Однако после того, как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать.

Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции [10, c.32].

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов [6, c.148]. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен [6, c.149]:

 

СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),              (1.1)

 

где СР - себестоимость реализованной продукции;

СТ - себестоимость товарной продукции;

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники;

СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Анализ косвенных затрат

 

К косвенным затратам относятся следующие комплексные статьи:

— расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

— накладные расходы (общехозяйственные и общепроизводственные);

— коммерческие расходы.

Анализ данных расходов проводится в следующей последовательности:

а) определяется удельный вес каждой статьи в себестоимости продукции;

б) сравнивается фактическая величина расходов на 1 рубль произведенной продукции с плановым уровнем;

в) проводится анализ динамики данных расходов;

г) анализируются причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменения в затратах.

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включает в себя следующие статьи:

— амортизации машин и оборудования;

— затраты на содержание машин и оборудования;

— затраты по эксплуатации машин и оборудования;

— расходы по внутризаводскому перемещению грузов;

— износ инструментов и инвентаря.

Зависимость данных расходов от объемов производства устанавливается с помощью коэффициента зависимости, который определяется при помощи корреляционно-регрессионного анализа или опытным путем. При анализе данных расходов в целом и по каждой статье расходов в отдельности плановые затраты должны бать скорректированы на фактический выпуск продукции с учетом коэффициента зависимости:

 

ЗСК = З0(100 + ΔВП + КЗ)/100,                     (2.5)

 

где ΔВП — относительное изменение выпуска продукции фактического по сравнению с планом;

КЗ — коэффициент зависимости постоянных расходов от объемов производства.

Сравнительный анализ косвенных затрат произведем в табл.2.8.


Таблица 2.8 Сравнительный анализ косвенных расходов ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа», млн. руб.

Показатель

Год

Изменение, ±

2006 2007
Амортизация основных средств и нематериальных активов, в т.ч.: 334 359 +25
амортизация основных средств 330 355 +25
амортизация нематериальных активов 4 4
Прочие затраты, в т.ч.: 793 774 -19
суточные и подъемные 4 3 -1
  начисленные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг 436 285 -151
проценты по полученным кредитам и займам 45 84 +39
оплата нематериальных услуг других организаций 301 394 +93
другие затраты 7 8 +1

 

Исходя из данных табл.2.7, можно проследить тенденцию к увеличению суммы амортизации, что свидетельствует об обновлении основных средств. Уменьшение прочих затрат произошло в основном из-за уменьшения налоговых отчислений по налогам, включаемых в себестоимость продукции, наибольшее увеличение прочих расходов (на 93 млн. руб.) произошло за счет увеличения оплаты нематериальных услуг других организаций.

 


Заключение

 

Анализ, выполненный в данной работе позволяет сделать следующие выводы.

1. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

2. По результатам сравнительного анализа затрат на производство продукции можно сделать вывод о том, что они в общей сумме увеличились на 909 млн. руб. Наибольшее влияние на данное изменение оказало увеличение затрат на оплату труда на 642 млн. руб. Также необходимо отметить, что в структуре затрат на производство продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом не произошло сколько-нибудь значительных изменений. Положительным фактом в изменении затрат на производство продукции можно назвать уменьшение прочих производственных расходов на 19 млн. руб. в 2007 г. по сравнению с 2006 г., что говорит о более эффективном и рациональном использовании средств на предприятии.

3. В результате произведенных расчетов можно проследить отрицательную тенденцию в динамике изменения затрат на рубль выпущенной продукции в сторону их увеличения. За отчетный период 2007 года по сравнению с 2006 годом издержкоемкость увеличилась на 0,023 руб./руб., в том числе за счет увеличения объема выпуска в стоимостном выражении на 5,39% она увеличилась на 0,019 руб./руб., за счет уменьшения количества выпущенной продукции в натуральном выражении на 1794 тыс. экз. издержкоемкость увеличилась на 0,0,033 руб./руб., за счет увеличения удельных переменных издержек на 24,91 руб./экз. затраты на рубль выпущенной продукции увеличились на 0,068 руб./руб., увеличение постоянных затрат на 511 млн. руб. увеличило издержкоемкость на 0,055 руб./руб., увеличение средней цены на один экземпляр выпущенной продукции на 46,77 руб. снизило затраты на рубль выпущенной продукции на 0,143 руб./руб. Таким образом наибольшее положительное влияние оказало увеличение средней цены на экземпляр выпущенной продукции, наибольшее негативное влияние оказало увеличение удельных переменных издержек.

4. Исходя из произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что в целом прямые трудовые затраты увеличились на 642 млн. руб., в том числе за счет уменьшения объема выпущенной продукции в натуральном выражении они уменьшились на 269,67 млн. руб., за счет увеличения удельной трудоемкости — увеличились на 152,33 млн. руб., за счет увеличения оплаты труда за 1 человеко-час они увеличились на 759,34 млн. руб.

5. Можно проследить тенденцию к увеличению суммы амортизации, что свидетельствует об обновлении основных средств. Уменьшение прочих затрат произошло в основном из-за уменьшения налоговых отчислений по налогам, включаемых в себестоимость продукции, наибольшее увеличение прочих расходов (на 93 млн. руб.) произошло за счет увеличения оплаты нематериальных услуг других организаций.

6. На предприятии необходимо ввести автоматизированные рабочие места специалистов и руководителей, при которых все учетно-вычислительные процессы по сбору, обработке, выдаче и использованию учетных данных выполняются его специалистами.

7. Назрела острая необходимость в реконструкции участка высокой печати, которая заключается в замене девяти ротационных ролевых печатных машин на пять ролевых офсетных печатных машин. Эффект по снижению себестоимости от проведения данного мероприятия составил 3791 млн. руб., что говорит о целесообразности проведения данного мероприятия.



Приложение 1

Приложение 2

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

110

4 964

6 672

Нематериальные активы

120

16

11

Вложения во внеоборотные активы

140

174

184

ИТОГО по разделу I

190

5 154

6 867

II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы и затраты

210

3 602

3 671

В том числе:

сырье, материалы и другие активы

 

211

 

893

 

817

незавершенное производство и полуфабрикаты

213

1 609

2 175

готовая продукция и товары для реализации

215

131

98

товары отгруженные

216

964

568

Налоги по приобретенным активам

220

107

99

Дебиторская задолженность

230

801

86

В том числе:

покупателей и заказчиков

 

231

 

 

поставщиков и подрядчиков

232

732

48

разных дебиторов

233

63

35

прочая дебиторская задолженность

234

6

3

Расчеты с учредителями

240

5 265

5 265

В том числе:

по вкладам в уставный фонд

 

241

 

5 265

 

5 265

прочие

242

 

 

Денежные средства

250

207

53

В том числе:

денежные средства на депозитных счетах

 

251

 

 

ИТОГО по разделу II

290

9 982

9 174

БАЛАНС

300

15 136

16 041

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный фонд

410

5 265

5 265

Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей)

411

 

 

Резервный фонд

420

29

 

В том числе:

резервы, созданные в соответствии с учредительными документами

 

 

421

 

 

29

 

Добавочный фонд

430

7 363

7 363

Прибыль (убыток) отчетного периода

440

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

450

472

356

Целевое финансирование

460

157

118

Доходы будущих периодов

470

 

 

ИТОГО по разделу III

490

13 286

13 102

1

2

3

4

 

IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

Долгосрочные кредиты и займы

510

 

837

 

Краткосрочные кредиты и займы

520

348

495

 

Кредиторская задолженность

530

1 480

1 607

 

В том числе:

перед поставщиками и подрядчиками

531

781

810

 

перед покупателями и заказчиками

532

41

20

 

по оплате труда

533

338

372

 

по расчетам с персоналом

534

 

 

 

по налогам и сборам

535

196

219

 

по социальному страхованию и обеспечению

536

112

132

 

разных кредиторов

537

12

54

 

прочая кредиторская задолженность

538

 

 

 

Задолженность перед учредителями

540

22

 

 

В том числе:

по выплате доходов, дивидендов

 

541

 

22

 

 

ИТОГО по разделу IV

590

1 850

2 939

 

БАЛАНС

600

15 136

16 041

 

Приложение 3

Приложение 4

Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) по ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» за 2007 г. (млн.руб.)

 

Таблица П.2.1 Затраты по основному виду деятельности

Наименование показателя Номер строки За 2007 г. За 2006 г.
Объем произведенной продукции (работ, услуг) в текущих ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки 001 10544 10005
Затраты на производство продукции (работ, услуг) (сумма строк 003, 017, 020, 021, 024) 002 11785 10876
в том числе:      
материальные затраты (сумма строк 004, 006, 007, с 011 по 014) 003 4223 4111
в том числе:      
сырье и материалы 004 2805 2915
из них плата за воду, использованную на технологические цели 005 80 66
топливо 011 175 100
электрическая энергия 012 806 597
прочие материальные затраты 014 437 499
из них:      
налог за использование природных ресурсов (экологический налог) 015 19 19
расходы на оплату труда 017 4753 4111
отчисления на социальные нужды 020 1676 1527
амортизация основных средств и нематериальных активов 021 359 334
в том числе: амортизация основных средств 022 355 330
амортизация нематериальных активов 023 4 4
прочие затраты (сумма строк с 025 по 033, 047) 024 774 793
в том числе:      
суточные и подъемные 028 3 4
начисленные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг 029 285 436
проценты по полученным кредитам и займам 032 84 45
оплата нематериальных услуг других организаций 033 394 301
из них:      
связи 034 36 28
информационно-вычислительного обслуживания 035 31 24
вневедомственной охраны 037 222 171
рекламных агентств и аудиторских организаций 038 12 1
банков 040 93 77
другие затраты 047 8 7
Прирост (+) или уменьшение (-) остатка незавершенного производства, полуфабрикатов и приспособлений собственной выработки, не включаемых в стоимость продукции     494
Командировочные расходы 051 13 11

 

Таблица П.2.2 Методы оценки материальных затрат

Метод оценки Использование метода
По фактическим затратам на их приобретение (строка 090) +
По средневзвешенной цене (строка 091) +
По цене последнего приобретения (ЛИФО) (строка 092) -
По другим методам (указать) (строка 093) -

Таблица П.2.3 Движение амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов

Наименование показателя Номер строки Амортизационный фонд воспроизводства основных средств Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов
Остаток на начало года 100 2391 7
Начислено за отчетный период 101 - -
Использовано в отчетном периоде 102 - -
Остаток на конец отчетного периода 103 - -

 

Содержание

Введение

Себестоимость продукции как экономическая категория

Содержание, виды и показатели себестоимости выпускаемой продукции

Дата: 2019-12-09, просмотров: 236.