Лютер М. Из выступлений на Вормском рейхстаге.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Если не докажут мне из Священного Писания, что я заблуждаюсь, то совесть моя Словом Божиим останется связанной. Ни папе, ни соб-ранию я не верю, потому что слишком часто они заблуждались и сами себе противоречили. Небезопасно и нехорошо делать что-либо против совести. На том я стою и не могу иначе! Бог да поможет мне!

 

Лютер М. Краткий катехизис.

 

КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС

 

Предисловие доктора Мартина Лютера

 

Мартин Лютер, всем верным и благочестивым пасторам и проповедникам благодать, милость и мир во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

Плачевное и жалкое состояние дел, выявленное мною при недавнем инспектировании [приходов], вынудило и побудило меня подготовить данный Катехизис, или “Христианское учение”, [изложенное] в краткой, ясной и простой форме.

Помилуй, Боже праведный, с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении. И, увы, многие пасторы совершенно неспособны и не готовы учить [так что стыдно и говорить об этом].

Тем не менее, все утверждают, что являются христианами, были крещены и принимают [общее] Святое Причастие, хотя при этом они [не понимают и] не могут даже прочесть по памяти “Отче наш”, “Символ Веры” или Десять Заповедей. Они живут, как безмозглые животные и тупые свиньи. Хотя теперь, когда пришло Благовествование, они легко, как знатоки, научились злоупотреблять свободою.

О вы, епископы! [которым это было поручено Богом]. Что вы ответите Христу, после столь бессовестного пренебрежения людьми и постоянного неисполнения своего служения? [Вы одни в ответе за это разрушение христианской религии. Вы позволили людям впасть в столь постыдные заблуждения. Это ваша вина. Ибо вы никогда не исполняли того, что по своему положению обязаны делать]. Да минует вас наказание за это! [Я не хочу здесь и сейчас призывать все эти бедствия на ваши головы].

Вы требуете, чтобы Таинство [Причастия] отправлялось в одной своей части, [но разве то, что вы настаиваете на проведении Таинства лишь в одной части и в соответствии с вашими традициями, не является величайшим безбожием, соединенным с громадным бесстыдством?], вы настаиваете на человеческих законах, но при этом нисколько не озабочены, знают ли люди молитву “Отче наш”, знакомы ли они с Символом Веры и Десятью Заповедями или хоть с какой-нибудь частью Слова Божия. Горе, горе вам во веки!

Итак, я умоляю и заклинаю ради Бога вас всех, дорогие мои господа и братья, вас, пасторы и проповедники, от всего сердца посвятить себя служению, иметь сострадание к людям, доверившимся вам, и помогать нам в насаждении сего Катехизиса среди людей, особенно среди молодежи. И пусть те из вас, кто не способен на большее, [если среди вас есть столь необученные и неумелые, что они совершенно ничего не знают об этих вещах, то пусть они не стыдятся, но] берут эти скрижали и внедряют их, слово в слово, в умы людей следующим образом:

Прежде всего, пусть проповедник старается избегать множества разнообразных форм и текстов Десяти Заповедей, молитвы “Отче наш”, Символа Веры, Таинств [слов установления] и т.п., но выберет одну из формулировок [для каждого из вышеуказанных постулатов] и будет верен этой формулировке, повторяя ее постоянно, год за годом. Ибо [я даю этот совет, зная, что] молодых и малообразованных людей следует учить единообразно, однажды установленным [не изменяющимся от раза к разу] текстам и формам, иначе они путаются и сбиваются, когда учитель сегодня учит их так, а через год — по-другому, вроде бы желая внести улучшения в свое учение, а в результате — все его старания и труды [в обучении] остаются тщетными.

Наши блаженные Отцы [Церкви] также хорошо понимали это. Ибо все они использовали одинаковые формулировки молитвы “Отче наш”, Символа веры и Десяти Заповедей. Посему и мы также должны [подражать их усердию и старательно] учить молодых и необразованных людей этим частям [учения] так, чтобы не изменять в них ни одного слога и не представлять их каждый год в различных формулировках [независимо от того, сколь часто мы преподаем Катехизис]. Поэтому выберите какую-то одну формулировку — ту, которая вам нравится — и следуйте ей всегда.

Проповедуя перед просвещенными и образованными людьми, вы можете продемонстрировать все свое мастерство и представить эти составные части учения в многообразных и сложных формах, раскрывая все их варианты и [неожиданные] обороты.

Но [работая] с молодыми людьми, уцепитесь за одну постоянную и неизменную формулировку и учите их прежде всего этим частям — Десяти Заповедям, Символу Веры, молитве “Отче наш” и т.д. — по тексту, слово за словом, так, чтобы они могли повторять это за вами [слово в слово] и заучить это.

Тем же, кто не желает этого изучать, следует говорить, что они отвергают Христа и не являются христианами, равно как они не должны допускаться до Причастия, не могут быть крестными при Крещении младенцев, не имеют права ни на какую христианскую свободу, но должны быть просто возвращены назад, под власть папы [римского] и его слуг, [а точнее,] под власть самого дьявола.

Более того, их родители и работодатели должны лишить их пищи и питья, [они также поступят хорошо, если решат] уведомить их, что правитель изгонит этих невежественных людей из страны и т.д.

Ибо, хотя мы не можем и не должны никого принуждать к вере, все же нам следует настойчиво побуждать людей к познанию того, что считается хорошим, а что плохим у людей, среди которых они живут и хотят жить. Ибо всякий, желающий жить в каком-то городе, должен знать и соблюдать законы этого города, под защитою которых он хочет находиться, независимо от того, является ли он верующим, или же он отъявленный плут и негодяй.

Затем, после того, как они хорошо изучили текст, объясните им также и его смысл, чтобы они знали, о чем там сказано, и вновь изберите форму скрижалей или же какой-то иной краткий и единообразный метод представления материала, который вам нравится,

и придерживайтесь его, не изменяя ни единого слога, подобно тому, что только что было сказано о тексте.

И уделите этому достаточно времени. Ибо нет нужды делать это все сразу, но постепенно, шаг за шагом. После того как они [ученики] хорошо усвоят Первую Заповедь, приступайте ко Второй, и так далее, в противном случае они будут подавлены, ошеломлены и не смогут ничего запомнить.

Затем [в-третьих], научив их таким образом Краткому Катехизису, переходите к Большому Катехизису и дайте им более обширные и полные знания. При этом объясните подробно и широко каждую Заповедь, [каждый артикул], каждое прошение и каждую часть, со всеми ее делами, преимуществами, благословениями, [скрытыми] опасностями и т.п., которые вы можете найти во многих книгах, посвященных данной тематике.

При этом настойчиво упоминайте ту заповедь или часть, к которой ваши люди проявляют особое пренебрежение. Например, Седьмая Заповедь, о воровстве, должна с особым усердием прививаться среди ремесленников и торговцев, а также среди фермеров и слуг, ибо среди этих людей встречается много нечестности и воровства. Аналогичным же образом, вы должны настойчиво разъяснять Четвертую Заповедь среди детей и простых, малообразованных людей, чтобы они были спокойны и правдивы, покорны и миролюбивы. Вы всегда должны приводить множество примеров из Писаний, дабы показать, как Бог наказывал или благословлял людей [нарушающих или исполняющих Заповеди].

Особенно вам следует побуждать городские советы и родителей править хорошо и посылать детей в школу, объясняя им — почему они должны делать это, и какой ужасный, достойный всяческого проклятия грех они совершают, не делая этого. Ибо этим пренебрежением они опрокидывают и уничтожают как Царство Божие, так и царство мира сего, поступая, как самые злейшие враги Бога и людей.

И донесите до них ясно и четко, какой ужасный вред они наносят, если не способствуют обучению детей, чтобы те стали пасторами и учителями, а также служащими [в других областях, от которых мы не можем избавиться в этой жизни], и т.д., и еще — что Бог накажет их за это ужасно. Такая проповедь необходима. [Воистину, я не знаю другого предмета, заслуживающего такого же усердия, как этот]. Родители и судьи [члены городских советов] сейчас грешат в этом сверх всякой меры. Вытворяя все это, дьявол задумал что-то очень жестокое [он желает ввергнуть Германию в величайшие бедствия и несчастья].

Наконец, поскольку тирания папы была упразднена, люди не хотят более пренебрежительно относиться к Таинству [Причастия], [как к чему-то бесполезному и ненужному]. Здесь, опять же, требуется побуждение, однако необходимо понимать следующее — мы никого не должны принуждать к вере или принятию Причастия, равно как не должны учреждать никакого закона, времени или места для этого,

но [нам следует] проповедовать таким образом, чтобы люди сами, безо всякого нашего закона, побуждали нас, пасторов, преподавать им Причастие. Для этого надлежит говорить им следующее: всякий, кто не стремится хотя бы раза четыре в год получить Причастие, похож на человека, пренебрегающего Таинством и не являющегося христианином, подобно тому, как не является христианином тот, кто не верует в Евангелие или не слушает его. Ибо Христос не говорил, что этим, дескать, пренебрегайте, а это — пропускайте, Он сказал: “...Сие творите, когда только будете пить...” и т.д. Воистину Он хочет, чтобы это совершалось, а не оставалось в пренебрежении. “Сие творите”, — говорит Он.

Итак, всякий, кто не ценит Причастие, показывает тем самым, что для него нет ни греха, ни плоти, ни дьявола, ни мира, ни смерти, ни опасности, ни ада. То есть он не верует ни во что это, хотя и находится во всем этом по уши, с головою, и вдвойне принадлежит дьяволу. С другой стороны, он не нуждается ни в благодати, ни в жизни, ни в Рае, ни в Небесах, ни во Христе, ни в Боге, ни в каком-либо ином благе. Ибо если бы он веровал в то, что имеет столь много порочного и нуждается в столь многих благах, то он не пренебрегал бы Причастием, которое является лекарством от этих пороков, и которое дарует нам столь много благого. И не было бы никакой необходимости принуждать его к принятию Причастия каким-то законом, но он сам прибежал бы поскорее и побуждал бы вас преподать ему Таинство.

Следовательно, вы не должны издавать по этому поводу никакого закона, как это делает папа. Но лишь разъясните четко и ясно выгоду [от его принятия] и ущерб [от его непринятия], нужду в нем и пользу от него, опасность [которой подвергаются не принимающие его] и благословение, связанное с Причастием, и люди сами придут, безо всякого принуждения с вашей стороны. Ну а если же кто не придет, то таких оставьте и скажите им, что они принадлежат дьяволу, поскольку не чувствуют своего бедственного положения и нужды в благодатной помощи Божией.

Но если вы не будете побуждать людей к этому, а превратите это в закон или несчастье [бедствие] для них, то это ваша вина в том, что они пренебрегают Причастием. Как же им не лениться, если вы сонливы и безмолвны? Итак, взгляните, вы, пасторы и проповедники!

Наше служение теперь отличается от того, каким оно было при папе. Оно стало теперь серьезным и благотворным.

Соответственно, оно связано теперь со многими трудами и невзгодами, опасностями и испытаниями, и вдобавок к этому, оно мало вознаграждается и не почитается в миру. Но Сам Христос будет нашей наградой, если мы трудимся верно и преданно. И пусть Отец всякой благодати поможет нам в этом, Ему же да будет слава и благодарение во веки через Христа, Господа нашего! Аминь.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.