В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием Первым. Но скифы, не вступая в сражение, заманивали врагов в глубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от бесплодной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не бегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаемся, решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил, что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь; лягушка живет в воде, а мышь — в земле. «Нет, царь, — возразил Дарию старый вельможа. — Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.
Геродот. Предсказание бога Аполлона.
Это было за полвека до Марафонской битвы. Крез, царь Лидии - государства, расположенного в Малой Азии, стал готовиться к войне с персами, пока их мощь Не слишком возросла. Он отправил послов в знаменитое святилище бога Аполлона в греческом городе Дельфы, где предсказывали будущее. Крез спрашивал Аполлона: «Идти ли мне войной на персов?» От имени бога жрецы дали такой ответ: «Если царь пойдет войной на персов, те сокрушит великое царство». Крез чрезвычайно обрадовался, теперь он был убежден в том, что уничтожит царство Кира.
Однако победили персы: лидийский царь был разбит и попал в плен. Владыка персов Кир сохранил ему жизнь. Потрясенный случившимся, Крез отправил послов в святилище Аполлона с жалобой: не стыдно ли было богу побуждать его, Креза, к войне с персами, которая окончилась гибелью Лидийского царства?!
Жрецы же отвечали, что Крез не понял предсказаний Аполлона и потому должен винить самого себя.
Гомер. Одиссея. Начало.
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь
5Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.
Все же при этом не спас он товарищей, как ни старался.
Собственным сами себя святотатством они погубили:
Съели, безумцы, коров Гелиоса Гиперионида.
Дня возвращенья домой навсегда их за это лишил он.
Муза! Об этом и нам расскажи, начав с чего хочешь.
Данте Алигьери.
"Данте так писал о королях тиранах:
Вдоль берега, над алым кипятком,
Вожатый нас повел без прекословий.
Был страшен крик варившихся живьем.
Я видел погрузившихся по брови.
Кентавр сказан: "Здесь не один тиран,
Который жаждал золота и крови:
Все, кто насильем осквернил свой сан".
Двенадцать Статей.
ОСНОВАТЕЛЬНЫЕ И СПРАВЕДЛИВЫЕ ГЛАВНЫЕ СТАТЬИ ВСЕГО КРЕСТЬЯНСТВА И ЗАХРЕБЕТНИКОВ (HYNDhRSESSEN}, ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ. КОТОРЫМИ ОНИ СЕБЯ СЧИТАЮТ ОТЯГОЩЕННЫМИ
Есть много нехристей (Widerchristen), которые теперь на собраниях крестьянства находят случай хулить евангелие, говоря: "Вот плод нового евангелия, никого не слушаться, во всех местах поднимать восстания, чиня насилие, сбегаться толпами и собираться в отряды, реформировать, искоренять, может быть, даже избивать духовные и светские власти".
Всем этим безбожным хулителям отвечают написанные ниже статьи. Они, во-первых, снимают со слова Божьего этот позор; во-вторых, дают христианское оправдание непослушанию и даже восстанию всех крестьян.
Во-первых, евангелие не есть причина восстаний и бунтов, по тому что оно есть речь о Христе, обещанном мессии, которого слово и жизнь учат только любви, миру, терпению, единству, так что все верующие в этого Христа становятся полны любви, мира, терпения, единства. И раз сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это евангелие и жить согласно с ним, то как же могут нехристи называть евангелие причиною восстания и ослушания... Во-вторых, следует ясно, что крестьяне в своих статьях желающие себе такого евангелия для поучения в жизни, не могут называться ослушниками и бунтовщиками. Но если Бог пожелает услышать крестьян, горячо молящих о том, чтоб жить по его слову, кто осмелится порицать Божью волю, кто вступится в его суд, кто воспрепятствует его величию? Ведь услышал он вопль детей Израиля и освободил их от руки фараона, не может ли он и сегодня спасти своих? Да, он спасет и скоро. Поэтому, читатель-христианин, прочти со тщанием следующие ниже статьи и тогда суди. Теперь следуют статьи.
Статья первая
Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение - иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя. Этот выборный священник должен проповедовать нам святое евангелие, чистое и ясное, без всякого человеческого добавления, учения и веления, одну лишь истинную веру. А буде представится случай просить Бога о милости, пусть священник укрепит и утвердит нас в этом истинно законном стремлении. Ведь если в нас не будет насаждена Божья благодать, мы навсегда останемся лишь плотью и кровью, в чем нет никакой пользы, ибо ясно стоит в писании, что мы можем прийти к Богу только через истинную веру и можем спастись только через его милосердие. Вот почему такой настоятель и священник необходим и таковое наше требование согласно с писанием.
Статья вторая
Во-вторых, хотя справедливая десятина , установленная в ветхом завете, с новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину (Когпzehent), но лишь так, как полагается. Ведь раз ее надлежит давать Богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает правильное слово Божье. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты (Kirchbrobst), которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины. А что останется лишку - отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того - беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу (reisen von landsnot wegen) во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати.
А если окажется, что одна или несколько деревень сами продали десятину по какой-либо нужде, то могущий доказать, как он получил десятину от целой деревни, не должен лишиться ее без вознаграждения: мы хотим подобающим образом войти с ним в соглашение по обстоятельствам дела, чтобы выкупить у него десятину в подобающий срок. Но если кто у деревни не купил десятины, а его предки сами себе ее присвоили, то мы ему не должны ничего и впредь не желаем давать ничего, но, как сказано выше, будем содержать на нее своего выборного священника, а остаток сохраним или раздадим нуждающимся, как учит святое писание, будут ли то клирики или миряне.
Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что Господь Бог создал скот для человека беспошлинным. Ее мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать ее.
Статья третья
В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас "собственными" людьми [eugen leut], что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными.
Не то, чтобы мы хотели быть безусловно свободными, не желали иметь никакой власти. Этому нас Бог не учит. Мы должны жить по закону, а не по свободному плотскому измышлению: мы обязаны любить Бога и познавать его и в своих ближних, поступая с ними так, как хотели бы, чтобы и с нами поступали, и как сам Бог на прощанье заповедал нам на тайной вечери. Но, желая жить по его заповеди, разве указывает нам этот завет, чтобы мы были непослушны власти. И не только власти, но чтобы мы смирялись перед всеми и чтобы мы соответственно во всех подобающих и христианских делах и с готовностью оказывали во всех подобающих и христианских делах с готовностью оказывали повиновение своим выборным и поставленным от Бога властям.
Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по евангелию, что мы должны быть крепостными.
Статья четвертая
В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем неподобающим и не братским, а своекорыстным и несоответственным слову Божию. Так же в некоторых местностях власть содержит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему Бог предоставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против Бога и против ближнего. Ибо когда Господь Бог сотворил человека, он дал ему власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде. Посему наше желание таково: если кто имеет воду и может доказать достаточными письменными документами, что воду он купил с ведома крестьян, то мы не желаем брать ее у него силою, но тут во имя братской любви нужно войти в христианское соображение. Кто же не может представить достаточного доказательства, тот должен подобающим образом предоставить пользование общине.
Статья пятая
В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса... И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны снова перейти в руки всей общины. Община подобающим образом распоряжается, чтобы каждый по нужде мог брать себе безвозмездно в дом для топлива, а также когда понадобится плотничать, однако с ведома выбранных на то общиною людей. А если не окажется леса, кроме купленного правильно, то следует войти с собственником в братское и христианское соглашение. Если же добро с самого начала было [неправильно] присвоено, а потом было [правильно] продано, то нужно войти в соглашение по обстоятельствам дела, сообразно братской любви и святого писания.
Статья шестая
В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин (der diensthalben), которые растут и умножаются со дня на день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако все по точному смыслу слова Божьего.
Статья седьмая
В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения (vereynigung) господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощения пользоваться землею. Однако, если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату.
Статья восьмая
В-восьмых, мы - все, те, у кого есть земля, - отягощены тем, что эта самая земля не может окупить арендной платы (gutt) и что на такой земле крестьяне теряют и губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самые земли людям почтенным и установят аренду по справедливости, так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работник достоин платы своей.
Статья девятая
В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами (freve), ибо постоянно вводят новые постановления и наказывают нас, не соображаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: наказывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.
Статья десятая
В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе принадлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование (der unseren gemeinen Landen), разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглашение, по обстоятельствам дела.
Статья одиннадцатая
В-одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором [Todfall], мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное. Этого Бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно. Никто впредь не должен в таком случае давать ничего, ни много, ни мало.
Общее решение
В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом Божьим, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову Божьему, мы отступимся от них, если нам объяснят это на основании писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажется, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же, если по писанию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против Бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим Господа Бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир христов да будет со всеми нами.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.