2. Пристрастие к временным и мирским вещам: известности, славе, власти, карьере, богатству, золоту, деньгам, роскоши, благополучию, развлечениям, модным и красивым вещам, мебели, одежде и обуви и прочему. «Ибо любы мира сего вражда Богу есть; иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» ( Иаков. 4, 4.) Кто гонится, копит и ценит дороже всего богатство и деньги, тот не имеет веры в Бога.
3. Лицемерие, лукавство, притворство и ложь -- есть признаки Неверия. Ибо лживый, лукавый человек, лицемер показывает свое благочестие только с внешней стороны, наружно, тогда как истинная вера имеет место не в наружности, а в сердце. Лицемер людям угождает, а не Богу; от людей ищет признания, славы, похвалы и благодарности, а не от Бога, что противно вере.
4. Презрение и оставление христианских добродетелей есть признак неверия. Как дерево узнается по плодам, так и настоящая вера человека в Бога по добрым намерениям и делам. Хорошее дерево – дает и плоды хорошие и полезные, а от худого дерева и плоды ядовитые. «Не может дерево доброе - плоды худые приносить, ни дерево худое плоды - добрые приносить». (Матф. 7, 18) Следовательно, где нет плодов веры, то есть добрых дел, там нет и самой веры.
5. Надежда на самого себя, на свое благочестие, на свои силы, способности, на богатство, на деньги, на свои связи и знакомства и прочее -- доказывает, что человек в Бога Не Верит.
6. Презрение или оставление слушания и чтения слова Божия. Слушание, чтение и изучение с размышлением Священного Писания – Библии и Евангелия подобно елею, который, подливаемый горящей в сердце вере, Не дает ей Погаснуть. Следовательно как светильник без масла, так и светильник веры без поучения в Слове Божием обязательно погаснет.
7. Оставление молитвы -- есть доказательство Потерянной Веры , что человек уже на Бога не надеется и Бог ему не нужен. Человек, пока живет в мире, подвергается различным искушениям, действиям и нападениям от диавола и злых людей. Противиться, защищаться и уберечься от всего этого он не может без помощи Божией, которая испрашивается в молитве. Молитва поэтому есть самое могучее христианское оружие против врага диавола и прочего зла. Поэтому тому, кто оставил молитву и общение с Богом -- придется покориться врагу, хочет он того или не хочет. Его никто не спросит так, как диавол и злые люди совершенно безжалостны, это свирепые волки, которые тотчас же нападают на всех, кто слаб и не имеет Защиты и Охраны Божией, а больше они никого на свете не боятся.
8. Явный знак неверия -- есть отчаяние в милосердии Божием, которое обнаруживает себя или весьма развратной и дурной жизнью, или печалью сильной, унынием, которые часто доводят таких людей до самоубийства. / Протоиерей Николай Успенский. /
КТО НЕ ЛЮБИТ ГОСПОДА.
Не любит тот Господа Иисуса Христа тот, кто не старается узнать Его, узнать о том, как Он жил на земле, что делал и как поступал с людьми, какой пример подавал и что завещал всем людям на земле. Об этом рассказывает Евангелие. Что Иисус Христос сделал и делает для нас, и чего Бог желает и требует от нас.
Не любит Христа тот, кто не хочет и не старается исполнять Его Заповеди, и даже не знает их. Кто не хочет подражать его примеру, уподобляться Ему в своих мыслях и поступках.
Не любит Господа Иисуса тот, кто не любит думать о Нем, размышлять о Его жизни, кто не дает Ему отчета в своем поведении и в своих делах и поступках.
Не любит Господа Иисуса тот, кто не любит слушать возвещаемое пастырями церкви и читать Слово Его, оставленное нам в Святом Евангелии, кто не любит читать и изучать поучений святых апостолов и старцев учеников Христа.
Не любит Господа Иисуса тот, кто не любит Святой Церкви, Им учрежденной, кто не любит Святых Таинств, кто отвергает их подобно раскольникам и сектантам.
Не любит Бога тот, кто не хочет лишиться благ временных, претерпеть поношения и гонения от мира.
Не любит Господа тот, кто не ожидает Его славного пришествия, кто не надеется на данные им обещания, предпочитая им суетные надежды. / Протоиерей Николай Успенский. /
ВЕРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННАЯ ИСТИННАЯ ВЕРА НА ЗЕМЛЕ.
Есть неразумные люди, которые говорят, что наша Православная вера не настоящая, не истинная, что книги, по которым совершают службы и требы в Православных храмах, по которым молятся православные христиане – не истинные, испорченные, что вообще Благодать Божия давно уже отступила и покинула нашу Православную Церковь, что все православные христиане люди погибшие, не имеющие никакой надежды на спасение. Так говорят о нас католики, протестанты, свидетели иеговы, адвентисты седьмого дня, евангелисты, пятидесятники, баптисты, иудеи, мусульмане, кришнаиты, буддисты и многие другие секты. Все это ложь и клевета на нашу Православную веру и Церковь.
В доказательство того, что наша Православная вера есть действительно единственная истинная вера на всей земле расскажем о величайшем Божием Чуде, которое происходит вот уже много-много веков подряд в святом городе Иерусалиме каждый год в Пасху Христову. В Великую субботу каждый год сходит прямо с Неба Божественный огонь на гроб Господа нашего Иисуса Христа. Святой город Иерусалим находится в государстве Израиле. В святом храме Воскресенья, что находится возле горы Голгофы находится гроб Господень. В Великую субботу, как только рассветает гасятся все лампады и свечи как в самом храме так и вокруг гроба Господня и ставится охрана, чтобы никто из людей не мог приблизиться ко гробу Господню. Храм заполняется паломниками со всего света и православными и неправославными. Тут и греки и арабы, и французы и немцы, и итальянцы и русские. У паломников в руках пучки свеч, по 33 свечи в каждом. Это по числу лет Христовых. Все ожидают чего-то необыкновенного, вздыхают, плачут. На середину святого Гроба ставится большая лампада, налитая до самого верха елеем; в неё опускается великая светильня. С хоров спускают на веревках множество железных решеток с пучками свеч. В два часа пополудни архиереи, священники и диаконы, в полном облачении берут по 33 свечи, которые не зажигают и с хоругвями идут из алтаря, по два в ряд: диаконы, священники, игумены, архимандриты, потом архиереи и позади всех патриарх – идут прямо ко Гробу Господню, обходят его трижды и поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Закончив ход, все духовенство с хоругвями входит в алтарь. У дверей Гроба остается только один патриарх, его разоблачают и обыскивают, надевают на него подризники и омофор, отворяют Гроб Господень и впускают патриарха внутрь. О, какой тогда нападает страх и ужас на всех находящихся в храме; все воздыхают и со слезами просят Господа, чтобы не лишил своей Благодати – Небесного Света.
Проходит некоторое время. Вдруг около Гроба Господня воссияет Свет!.. Вскоре Свет показывается из отверстия. О какая тогда во всем храме бывает радость! Все люди бывают вне себя, не помнят, кто что говорит, кто куда бежит; по всему храму поднимает большой шум, все восклицают с весельем и благодарением! Даже мусульмане арабы и турки и те падают на колени и кричат: «Алла, Алла!» (Боже, Боже!) О странное и преславное видение! Вверху и внизу и по всем хорам разливается Святой Свет. Святой Огонь, что зажигает свечи и лампады обладает удивительным свойством – первые пятнадцать минут он не обжигает. Зажигаются десятки тысяч свечей; народ идет из храма; все несут зажженные свечи, несут по Иерусалиму в дома и во все монастыри.
Вот какое чудо совершается в святом городе Иерусалиме. Но в Иерусалиме, на самом Христовом Гробе совершается Божественная литургия по тем же самым книгам, по каким и у нас в России служится!
Если бы книги наши были испорчены, если бы вера наша была не истинная, Господь не посылал бы с Неба Свой Божественный благодатный огонь, не совершалось бы это поразительное чудо, на которое не могут равнодушно смотреть даже некрещеные мусульмане, гонители христианской веры!
Послушайте, что было однажды в том же святом городе Иерусалиме. В одно время, когда греки были до крайности отягчены турецким игом и город Иерусалим тоже находился под властью турок, богатые армяне вздумали вытеснить их от Гроба Господня и из храма Воскресения: собрали большую сумму денег и подкупили турецкое правительство и всё иерусалимское начальство, уверяя неверных, что Свет Божественный сходит не ради православных христиан греков и арабов, но ради всех христиан, и католиков и протестантов и армянской церкви. Армяне говорили, что ежели они будут одни у Гроба Господня, то тоже получат Божественный Огонь. А турки жадны до денег, податливы на подкуп, а потому сделали по армянской воле и утвердили только одним армянам получать Святой Огонь.
Армяне обрадовались и писали по всем своим единоверцам, чтобы во множестве собирались в Иерусалим ко дню святой Пасхи. И собралось их великое множество. Наступила Великая Суббота; армяне все вошли внутрь храма, а бедных греков турецкие воины выгнали вон! Одно было им утешение – Гроб Спасителя, но и от него их прогнали и святые врата затворили! Армяне внутри церкви, а православные на улице; армяне веселятся, а греки плачут. Православные стояли напротив святых врат, на площади, а кругом стояли турецкие воины, караулили, чтобы не было бунта. Как сам патриарх, так и все были со свечами; надеясь, что может быть получат Благодатный Огонь. Но Господь благоволил другое устроить и показать всему миру истинную веру Своим Перстом, и утешить своих истинных рабов, православных христиан.
Уже прошло то время, когда сходит с Неба Благодатный Огонь, но его все нет и нет!.. Армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы он послал им Свою Благодать; но Господь не услышал их.
Уже более получаса прошло, а Святого Огня все нет и нет! День был ясный, на небе ни облака. Патриарх сидел с правой стороны. Вдруг ударил гром, и с левой стороны средняя мраморная колонна треснула, и из трещины вышел Небесный Огонь!.. Патриарх встал и зажег свои свечи, а от него зажгли свои свечи все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились; а православные арабы начали от радости прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш Иисус Христос! Едина истинная вера православных христиан!» Воины же турки, кругом стоявшие на страже, увидев это Великое чудо, весьма удивились и ужаснулись. Один турецкий воин по имени Омир, стоявший на страже, тотчас же уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос, едина истинная вера православных христиан!» А сам прыгнул вниз с высоты нескольких метров, и ноги его ступили на твердую мраморную поверхность площади, как на мягкий воск; и до настоящего времени видны два его следа, четко отпечатавшиеся на твердом камне мрамора, как на воске, хотя неправославные стараются всячески их стереть.
Воин Омир, спрыгнув, взял свое оружие и воткнул железо прямо в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Господа Иисуса Христа, За это турки отсекли ему голову, а тело сожгли. Греки собрали его кости и положили в раку; кости и по сей день источают благоухание! Так неправославные армяне и внутри Гроба Божия ничего не получили, остались со стыдом, в бесчестии. Опаленная колонна с трещиной стоит и до сего времени.
Из этого рассказа вы видите, что Господь посылает Святой Божественный Огонь на Гроб Спасителя, в доказательство того, что Православная вера греков и русских, есть единственная и истинная на всей земле! И нету другой веры, которая была бы хоть чем-то лучше и сильнее Православной. Все другие веры и секты на земле, кроме Православной, -- от диавола. Любите же веру нашу Православную и не слушайте ни кого, ни раскольников, ни католиков, ни протестантов, ни иудеев, ни мусульман, ни буддистов, ни сектантов – все они обмануты диаволом, который ведёт их к погибели. / Протоиерей Николай Успенский./
ПУТЬ ПОКАЯНИЯ
Архимандрит. Нектарий (Антонопулос): Возвращение, покаяние, исповедь.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.(Лк. 15,17-20)
Что есть покаяние, а что таковым не является.
Отцы Церкви называют покаяние "вторым Крещением", "обновлением Крещения". Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению - покаянию - человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.
Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.
Само слово "покаяние" означает кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, перемену жизни, отрицание греха всем сердцем. Другими словами, мы должны осознать всем своим существом, хорошенько понять, что путь греха, по которому мы шли, -- ведёт к Погибели. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то гибельном болоте, далеко от родного дома. Нам следует остановиться и сказать себе: "Куда мы идем? Это же безумие! У нашего Отца роскошный дворец, где всё радует глаз, а мы сидим в трясине!" Мы должны найти в себе твердую решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев. И просто начать жить честнои по доброму!
Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле, на наших поступках и словах. Священномученик Косьма Этолийский говорит: "Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, -- ты всё равно не будешь прощён, если честно не покаешься на деле, если действительно не исправишься и не станешь честным и добрым человеком". То есть, если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным. Оно даже не является покаянием в полном смысле слова.
Многие люди с готовностью подходят к духовнику, удрученные тяжестью психологических и других проблем. Они исповедуются со слезами и дают обещания, что больше не вернутся к греху, что изменят свою жизнь и т. д. Но насколько глубоко такого рода покаяние? Оно не должно ограничиваться взрывом эмоций. Эмоции здесь не помощники – нужно здравое, разумное рассуждение и твердая решимость – положить начало Благое – начать жить Благочестиво! Требуется время, труд, наша старательность и усердие и навык в добродетели, и постоянная, каждодневная борьба со грехом при содействии Благодати Божией. При этом покаяние осуществляется подспудно, тайным образом, в душе человека. Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит... (Мк. 4,26-28).
Как мы уже сказали, покаяние невозможно без Благодати Божией. Человек, пребывая во тьме греха, не понимая, насколько прекрасна жизнь в Боге, не может ощутить разницы между греховной жизнью мира и святой жизнью Церкви. Только, когда Благодать Божия всеет в его сердце семя Божественной любви, он сможет увидеть свою духовную несостоятельность. Солнечный свет, проникая в темную комнату, освещает всё. Так и Благодать Божия открывает нам опустошенность наших душ, обнажает наши страсти, наши грехи. Потому святые так усиленно просили Бога: "Даруй мне покаяние всецелое". Истинное покаяние -- безопасный путь, ведущий в Царствие Божие.
Что такое исповедь
Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед духовником, -- это само Таинство. Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.
Например, многие люди считают, что исповедь -- это нечто вроде обычной беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Но какое, однако, отношение имеет это вообще к Таинству Покаяния? Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед "Наказанием Божиим"; третьи -- приходят не с целью, собственно, покаяться и с решимостью начть жить по новому – по другому - Благочестиво, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако всё это – просто является обычным грехом.
Исповедь, говоря иными словами, -- это ОЧИЩЕНИЕ души от Яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как очистить желудок. Также и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены. Мы должны себя полностью очистить от греха и начать жить честно.
Можно привести и другой образ. Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти.
Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней! Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Всё совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения. Неужели непонятно – Бог нам, всем людям на земле -- ДАРОВАЛ, только вдумайтесь в эти слова – ВЕЛИЧАЙШУЮ МИЛОСТЬ – ПРОЩЕНИЯ НАШИХ ГРЕХОВ! Поймите, наших с вами грехов! Это мы согрешили, это МЫ ВИНОВАТЫ перед БОГОМ и людьми! А не Бог перед нами! Где наша совесть! И потом – постарайтесь осознать – самый СТРАШНЫЙ ПРИГОВОР какой только возможен быть на свете – Бог, видя нашу Ложь -- может не ПРОСТИТЬ! И тогда – можете про всё забыть! Как только Бог вас не простит и оставит – вам больше нигде и никогда -- не будет ничего доброго на земле! Если здесь, на земле, с вами не случится нежданной, внезапной беды, тяжкой болезни или других скорбей – то будьте готовы к вечным страданиям!
Есть хитрые, лукавые люди, которые приспособились, как говорят, -- иметь "две двери". У них есть постоянный духовник, но когда совершается что-то особо тяжкое, то от стыда или не желания и упорства исповедовать и отказываться от своих грехов -- они избегают исповедоваться своему батюшке и идут к кому-то другому. Такое поведение, является глубоко греховным. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного покаяния. Напрасно такие лживые люди идут на исповедь – это грех и добра не будет! Бог сурово наказывает всех таких лживых людей!
Итак, необходимо стремиться к тому, чтобы иметь одного духовника, тогда наш путь будет безопаснее. Конечно, бывают ситуации, когда приходится менять священника. Но для этого должны быть серьёзные причины. Главная причина для этого – священник должен быть – непорядочным, грубым, равнодушным человеком.
Подготовка к исповеди
Поскольку среди христиан господствует неведение во многих вопросах нашей веры, то в покаянии и исповеди, еще раз подчеркнём это, невежество и легкомыслие проявляются в высочайшей степени. Большинство приступают к исповеди абсолютно неготовыми, предпочитают, чтобы священник сам спрашивал о грехах, словно Церковь -- это следственный орган, а священник -- оракул, который призван гадать о наших грехах. Есть и другая крайность -- когда люди приступают к исповеди, чтобы сказать, что у них нет никаких грехов, или чтобы рассказать, какие они "хорошие" и сколько совершили добрых дел. Это показывает, что в данном случае не было ни самоанализа, ни приготовления к исповеди и что мы, конечно, очень далеки от процесса самопознания, необходимого для христианина. В душе гнездится какой-то страх: мы боимся увидеть свое истинное "я", стараемся спрятаться не только от Бога, от людей, но и от самих себя. Нам кажется, что если мы признаемся в своих грехах, то Бог неминуемо покарает нас, а окружающие отвергнут. Приходится надевать тогу благочестивого христианина, - а что может быть хуже такого самооправдания?!
Но если мы внимательно прочитаем Евангелие, то увидим, что Иисус осудил не грешника, а грех. Со всеми грешниками, которые к Нему подходили, Он говорил с расположением и сочувствием, даже если они во многих случаях не проявляли раскаяния (Закхей, самарянка, блудница и т.д.). Только одну разновидность грешников Бог осудил, причем довольно сурово, -- это лицемеров, людей надевших личину праведников, -- грех, столь распространенный среди "хороших" людей и "хороших" детей.
Бог не требует, чтобы мы были безгрешными, потому что Ему ведома наша человеческая немощь, наши несовершенства. Единственное, что от нас требуется, -- это чтобы мы осознали нашу греховность, чтобы мы постоянно устремлялись на путь покаяния. В этой связи стоит обратить внимание на следующее. Многие христиане проявляют некую нервозность, которую можно назвать "страстью к совершенству", что на самом деле никак не связано с подлинным стремлением к совершенству, которое, несомненно, является благим побуждением. "Страсть к совершенству" на самом деле не приводит к совершенству, она просто не дает возможности человеку терпеть собственное несовершенство. Другими словами, нам, конечно же, следует стремиться к совершенству, но когда мы мучаемся и не можем уснуть оттого, что мы, оказывается, еще несовершенны, то следует понять, что это -- ужасный недуг гордости, который особенно мучителен для "благочестивых".
Итак, нам необходимо познавать самих себя, не бояться анализировать своё состояние. Нам следует твердо усвоить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись. Чем больше мы считаем себя "хорошими", -- тем дальше мы отходим от Бога. Прийти на исповедь и сказать духовнику, что мы "ничего плохого не сделали", это то же самое, что признать -- мы безгрешны, а это сродни богохульству. Если мы заглянем в собственное сердце без предвзятости, то увидим, что там гнездится множество страстей и грехов.
Страх признать человеческую греховность абсолютно чужд человеколюбию нашей Церкви. В Церкви, в семье Бога Отца, объединяются люди, которые, вместо того чтобы осуждать грешника, сами себя ощущают самыми большими грешниками, еще более уничиженными грехами, чем другие.
Давайте заглянем в Жития святых. Угодники Божий просят Господа, чтобы Он принял их не как святых, но как грешников: "Прими и меня яко блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго". Они не оправдываются, не перечисляют своих добродетелей и достоинств, подобно нам. Единственное, что они показывают, так это свои раны, и просят милости Божией. Святитель Андрей Критский возглашает в Великом каноне: "Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших умом, и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда". То есть: "В жизни нет ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не погрешил бы, Спаситель, умом, словом или намерением; я -- как никто другой погрешивший и намерением, и мыслью, и делом".
Исповеди святых часто бывают потрясающими. Преподобный Симеон Новый Богослов признаётся: "Послушайте все: я стал убийцей... Увы мне, я стал прелюбодейцем в своем сердце и совершил содомский грех в своем намерении и пожелании. Клятвопреступником, отступником и корыстолюбцем. Вором, лжецом, бесстыдным, грабителем -- увы мне! Обидчиком, братоненавистником и очень завистливым. И сребролюбцем, дерзким и сделал одновременно всякое зло. Поверьте мне, я правду говорю. Это не порождение моей фантазии или внушение".
Святой Косьма Этолийский исповедуется: "Да простит вам Господь ваши грехи, если их у вас столько, сколько у меня, а если нет, пусть сохранит вас, чтобы вы в них не впадали. Я претерпел некий обман, братия мои, и, когда был молодым, говорил: "Буду грешить, где могу и где есть возможность, а когда состарюсь, у меня будет время для того, чтобы творить добро и спастись". Теперь я состарился, а мои грехи пустили корни, и я не могу творить никакое добро. Когда я начал учить, мне пришел помысл: здесь, где я обитаю, стремлюсь взять деньги, потому что я был сребролюбивым и любил деньги и золотые монеты".
Какие бы богослужебные тексты нашей Церкви мы ни прочли, везде обнаружим, что писались они для мытарей, блудников, разбойников. Ни один из них не написан для добродетельных и чистых и добрых людей. С другой стороны, реальная греховность -- это не только внешнее поведение, но и внутреннее расположение, и пристрастие к греховному. Конечно, зачастую внешние проявления состояния человека не совпадают с внутренним нестроением и обманывают нас. Например, у человека может быть рак, и он на какой-то стадии ничего не чувствует, а другой от зубной боли испытывает невыносимые страдания. Но от больного зуба человек избавляется очень легко, а при раке чаще всего бывает смертельный исход.
Итак, когда совесть перестает укорять нас, то следует основательно разобраться: может быть, причина вовсе не в нашей чистоте, -- а в усталости, притуплении и очерствении нашей совести из-за множества грехов. Когда мы приступаем к исповеди, то порой бываем смущены тем, что не знаем, что говорить. Вот довольно-таки распространенный диалог: - Батюшка, может, вы сами спросите меня?.. - Но ведь исповедь - это не допрос. Неужели вам нечего сказать? Тогда зачем вы пришли на исповедь? - Что сказать? Я не воровал, не убивал... (Десять заповедей сводятся к двум!) Большинство людей почему-то считает, что если они никого не избили и не убили, никого не грабили и не воровали, не изменяли своим женам и мужьям, никого не предали и не колдовали, не пропивали все свои деньги – то они хорошие люди, и они этим гордятся – только вот Бог почему-то не принимает таких людей.
- Знаете, не только само действие, но и бездействие бывает грехом. Вы отзывчивы к вашим ближним? - Ой, батюшка, все, что могу, делаю... И начинается перечисление своих "добродетелей", чтобы показать, какие мы "хорошие" и чем нам обязан Бог. Но самое страшное -- это то, что мы верим, что тёплое, местечко в раю нам обеспечено. То есть вроде бы не о чем беспокоиться: мы устроены и здесь, и в Будущей Жизни. Но если будем откровенными с самими собой, то мы увидим бездну своих грехов. Мы осознаем, что нет греха, которым бы мы не согрешили в той или иной степени. Разве то, что нас не поймали за руку, означает, что мы не преступники против закона Божия? Разве то, что мы умные и хитрые, -- и умеем скрывать свою нечистоту, свою ложь, все это -- позволяет нам сказать, что мы стоим на правильном пути? Для Иисуса Христа не столь важно поведение человека, сколько состояние его сердца. Там совершается грех! Ибо из сердца исходят злые помышления, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15,19).
Отчаяние или раскаяние?
Внимательное исследование своего внутреннего состояния может оказаться спасительным. Однако и здесь расставлены ловушки диавола. Когда мы размышляем о своих грехах, то часто ощущаем подавленность, даже отчаяние или нам – становится стыдно говорить о своих грехах священнику, хотя когда мы совершали грехи -- нам стыдно не было. Это состояние не имеет никакого отношения к истинному покаянию и может привести к отдалению от Бога, потому что при этом проявляются: -- Страх перед наказанием (когда нам кажется, что Бог -- не Отец, Который ждет нас с распростертыми объятиями, но неумолимый Судья, Который жаждет нашего наказания);
- греховное самомнение и самолюбие ("как это я, такой нормальный и порядочный человек, мог совершить такие грехи!?").
Грешнику, который испытывает угрызения совести и видит в Боге только строгого Судию, жестоко карающего за грехи, даже не приходит на ум, что Господь милостив. В результате чего -- он замыкается в себе и требует искупительных наказаний от Бога.
Блудный сын в притче, осознав свое греховное состояние, испытывал не отчаяние, а раскаяние. Он раскаялся в том, что опечалил своего отца и оказался недостоин его любви. Но он знал, что отец продолжает любить его, как прежде. Он был уверен, что отец снова примет его, и потому решил вернуться.
Самоиспытание и самоосуждение.
Как мы уже отмечали, многие приступают к исповеди без подготовки: вроде бы им нечего сказать духовнику, оправдываются своей слабой памятью, просят, чтобы батюшка помог. Однако, как говорит священник Александр Ельчанинов, "слабая память и забывчивость вовсе не являются оправданием. Это может происходить от недостатка серьезного отношения ко греху, от нашей бесчувственности. Грех, который тяготит нашу совесть, не может забыться".
Перед тем как отправиться к духовнику, нужно побыть в уединении, горячо помолиться Богу, чтобы Он дал нам истинное покаяние, осветил тайные уголки нашего сердца, и, насколько возможно, честно, объективно, без всяких скидок исследовать глубины своей души. Одна из главных целей автора этих строк -- помочь подготовиться к исповеди, как можно скрупулезнее проверить себя. В этом могут помочь некоторые церковные тексты, например, чтение десяти заповедей и Нагорной проповеди Господа, а также молитвы ко Святому Причащению и другие. Все это -- зеркало, показывающее несоответствие состояния нашего внутреннего мира, наших греховных дел учению Христа. Ведь многие из нас обычно исповедуют какие-то незначительные промашки, а более тяжкие грехи опускают!
Какая-то часть людей впадает в отчаяние от множества своих грехов и их серьёзности. Они полагают, что у них не может быть и надежды на спасение или что их грехи поразят духовника -- столь они велики и ужасны. Такое мнение стало одной из причин того, что многие авторы - в первую очередь преподобный Никодим Святогорец -- в своих сочинениях об исповеди описали все разновидности человеческих согрешений, то есть все пути удаления человека от Бога. Например, в "Исповедном уставе" преподобного Никодима детальнейшим образом описываются даже самые невероятные грехи. Преподобный Никодим с отличающим его пастырским чутьем и сообразно с нуждами своего времени оказывает нам неоценимую услугу: он не только помогает в истинном самоосуждении и правильной подготовке к исповеди, но одновременно дает грешному человеку силу и надежду в момент отчаяния, когда тот находится на грани срыва. Святогорец-подвижник показывает, что Церковь хорошо распознала всю человеческую греховность, что даже самые "ужасные" грехи известны Матери-Церкви и ошибочно полагать, будто ты один являешься каким-то чудовищем!
Надо признать, что в связи с крайне распространившимся притуплением совести в наше время будет нелишним описать некоторые грехи, в надежде, что это поможет лучше подготовиться к исповеди. Как пишет отец протопресвитер Александр Шмеман, все сводится к одному основному греху: отсутствию истинной любви к Богу, веры в Него и надежды на Него.
Свою исповедь мы можем разделить на три основные части: отношение к Богу, отношение к ближнему, отношения в семье и на работе.
Наши греховные состояния по отношению к Богу
Отсутствие внутренней живой связи с Богом. Колебание в вере, недоверие к Богу, неверие в Его Промысл в случае различных затруднений.
Сомнение, маловерие, неосведомленность в вопросах веры.
Нерадение к молитве, посту, богослужению, посещению храма; редкое причащение Святых Тайн. Нерадение к изучению Священного Писания и духовных книг.
Ропот на Бога, богохульство (даже в мыслях). Клятва, клятвопреступление, ложные клятвы, несоблюдение обетов.
Занятия магией, прорицанием, астрологией и так далее; суеверие, вера в судьбу, в сны.
Причащение. Большинство христиан отдалились от Чаши Жизни, и, как правило, без достаточных на то оснований. Далее мы остановимся на этом подробнее. Пока же только подчеркнем, что избегать причащения Святых Тайн -- значит, презирать Жертву Христа, и это, конечно, большой грех.
Молитва. Обычно на исповеди мы говорим о нарушении поста, о каких-то незначительных оплошностях и совсем не касаемся молитвы, с которой мы как бы расстались. Еще меньше говорим о рассеянности во время молитвы. Что же удивляться своему состоянию? Как мы можем идти вперед без частого причащения и постоянного общения с Богом? Один старый священник очень мудро сказал: "Если ты хочешь увидеть, какой степени святости или духовности достиг человек, спроси его, любит ли он молиться?" Не случайно все святые, без исключения, были людьми молитвы. Молитва была их главным трудом, а для нас это стало чем-то второстепенным.
Магия. Это великое помрачение. Тысячи людей обращаются к колдунам, гадателям на картах, на кофейной гуще, к астрологам, "ясновидящим" и толкователям снов. Идут с легким сердцем, не подозревая, что результатом всего этого является богохульство самой высшей степени, отречение от обетов Крещения, общение с сатаной.
Греховные проявления по отношению к ближним.
Отсутствие любви к ближнему, безразличие к нему, пренебрежение, презрение – Эгоизм.
Ненависть, зависть, злорадство, вражда, злопамятство, мстительность, воздаяние злом за зло, жестокость, непрощение, ревность, обидчивость, мнительность.
Вражда, ссоры, проклятия, дерзость, ирония, насмешки, издевательство, расправа, убийство.
Осуждение, злословие, осуждение священства, клевета, легкомыслие, мнительность. Обман, неискренность, нечестность. Воровство, злоупотребления, растрата чужого имущества.
Леность, непостоянство, неблагодарность, бесстыдство, дерзость, наглость, хамство, непочтение к родителям, начальникам, священникам и т.д.
Соблазнение других образом жизни, делами и поступками, поведением, вызывающим внешним видом. Отсутствие добрых дел, сострадания и милостыни. Дурное обращение с Божиими тварями.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСТА
Многие люди говорят, а зачем нам соблюдать пост? Почему мы должны в чём-то себя ограничивать и ущемлять? Об этих люди, которые так говорят, хоть они и считают себя верующими – можно смело сказать, что они маловерны, горды, непокорны и самолюбивы. Богу они не доверяют и не считают нужным его слушаться во всем, предпочитая жить так как им хочется – по своей человеческой греховной воле. Именно в том как относится человек к посту и проявляется сила его веры, любви и доверие к Богу. Но всё-таки, почему нам Господь повелел соблюдать пост? Давайте в этом получше разберёмся и еще раз убедимся в великой любви Господа к каждому из нас. Постарайтесь на всю жизнь усвоить следующее, что если Господь что-то запрещает или повелевает строго исполнять, то это не потому, что так Ему хочется или для того, чтобы показать свою власть над человеком, нет, Господь всё это делает только по причине своей большой любви и заботы о человеке. Нужно понять, что Господь относится к нам и по матерински и в тоже время по отцовски, делая всё для нашего блага и оберегая от всякой беды. Мы же к примеру, не обижаемся на свою мать, когда она не разрешает нам играть с огнём, играть острым ножом трехлетнему малышу, заставляет нас в морозный день одеваться по теплей, или на отца, когда он заставляет нас хорошо учить свои уроки, ходить каждый день в школу – мы ведь понимаем, что всё это наши родители делают только из любви к нам. Так и Бог дал Законы Божии для того, чтобы -- УБЕРЕЧЬ человека от многих ошибок, в том числе и трагических роковых, для того чтобы не случилось с человеком Беды и он не пострадал. Вот почему нужно не только верить Богу, но и обязательно Ему -- во всём доверять и слушаться Его! Поэтому мы должны исполнять повеление Господа относительно поста.
Представьте себе к примеру, вы не будете дома убирать, мыть полы, стирать свою одежду и не делаете это месяц, другой, третий, год, другой, третий – что тогда произойдет? У вас дома всё покроется грязью и толстым слоем пыли, заведутся черви, будет большая вонь и разведется всякая гниль и зараза. Вот так и у нас внутри, в нашем организме десятилетиями скапливаются отходы от пищи и жизнедеятельности организма в виде шлаков, солей, жиров, различных вредных токсических веществ и даже ядов, которые отлагаются в организме: в печени, в почках, на стенках кровеносных сосудов, в различных тканях, в суставах, сильно загрязняется желудок, кишечник, все органы, в том числе и сердце начинают хуже работать и не справляются со своими функциями. Ведь не секрет и все знают, что возрастом мы стареем и слабеем, у нашего организма резко уменьшаются запасы жизненных сил, мы всё больше устаем физически и наш организм уже не может сам самостоятельно справляться с той «грязью», что накапливается в организме, при том многие яды наш организм просто не в состоянии вывести из себя и они все откладываются в наших клетках. Кроме того сегодня наша пища очень плохая по качеству, нездоровая, в ней много вредных химических веществ, трансгенов, гормонов – поэтому наш организм настолько засоряется, зашлаковывается, покрывается слизью, начинает закисать и потихоньку гнить – вот почему у нас у всех такой противный запах изо рта – мы все постепенно загниваем. Ну, а где грязь, там поселяются и различные болезнетворные бактерии и вирусы. Имунная система человека сильно ослабевает и становится неспособной бороться с различными инфекциями. Всё это ведет к тому, что начинаются всевозможные заболевания и токсическое отравление нашего организма.
В Библии сказано: «Зачем тебе человек Умирать не в своё время»! Действительно, а зачем? Все мы когда-нибудь умрём, зачем спешить на тот свет раньше времени, что разве мало у нас дел и забот на этом свете? Да и Господь не хочет, чтобы мы не в своё время умирали, Он хочет, чтобы мы были здоровыми и пожили в радости и любви со своими ближними. Посмотрите, как Бог даже здесь, через своё повеление соблюдать обязательный пост проявляет большую Заботу о нас, ведь соблюдая посты человек дает возможность хорошо отдохнуть и восстановить свои силы своему организму. Во время поста наш организм в тоже время начинает очень эффективно очищаться от шлаков, лишних и ненужных жиров, слизи, гнили, ядов, наш организм как бы омолаживается, становится сильным и выздоравливает. Поэтому люди соблюдающие пост -- постепенно Перестают болеть многими заболеваниями, становятся сильными, работоспособными и значительно продлевают свою жизнь. То есть, пост очень сильно помогает человеку и Лечит его организм: восстанавливается нервная система, выздоравливает и укрепляется сердечно-сосудистая, очищается наша печень, кишечник и почки, крепнет имунная система и начинает активно работать и защищать наш организм. Велика и духовная польза поста. Во время поста необходимо быть более спокойным, следить за собой, не ссориться, не кричать, не ругаться, не пить, не курить, не раздражаться и злиться, прощать всё людям и не обижаться, стараться всеми силами не осуждать людей, необходимо воздержание в супружеской жизни – все это постепенно воспитывает в нас добрые привычки и помогает избавляться от дурного поведения, то есть мы становимся хорошими людьми. А самое главное, соблюдая пост во всём – мы тем самым учимся исполнять Волю Божью! Поэтому давайте доверять Господу, давайте будем его слушаться во всём и будем строго по нашим силам и возможностям соблюдать все положенные нам посты.
Многие православные верующие соблюдают пост. Но как они его соблюдают? Да, мясо они не едят, молоко и молочные продукты тоже не употребляют, всё как бы хорошо, но толку от их поста нет никакого. Человек должен после каждого поста -- Становиться Лучше, Добрее, Честнее, а в жизни, всё происходит с точностью, наоборот. Ругаются, кричат, злятся и раздражаются на своих ближних, обижаются, осуждают, матерятся, всегда чем-нибудь недовольны, завидуют и ропщут, пьянствуют и курят -- многие верующие, как они сами себя называют. Одни грехи кругом, а не пост, ну и кому нужен такой пост? Богу такой пост не нужен! Вот почему наши верующие и посты соблюдают и молятся и в церковь годами ходят, а пользы и толку, как не было – так и нет! Как были дурными людьми – так и остались! Не надо Бога обманывать и самих себя тоже. Уж лучше мясо ешьте, как говорится вдоволь, чем ругаться, материться, злиться и обижаться! Пользы и то намного больше для души будет!
Один батюшка так сказал о посте: «Пост соблюдать НУЖНО и необходимо, но главное, чтобы человек во время поста не только мяса, яйца и молочные продукты не ел – намного важнее, чтобы он своих ближних – НЕ ЕЛ! Не злился, не ворчал и не осуждал никого, не ругался и не обижался ни на кого, не роптал на Бога! Вот такой пост Богу угоден».
Истинный пост в широком смысле – есть именно Послушание Богу, -- то есть строгое соблюдение Заповедей Бога, проведение праведной и благочестивой жизни. Человек должен жить в послушании Богу – в воздержании от греха, от грехопадения, и пост хорошо помогает в этом человеку.
Какой бы ты не соблюдал пост, даже самый строгий, если он проходит без Чистосердечного Покаяния, -- то Господь не примет его. Такой пост не приведет ни к спасению, ни к утешению. Самое главное -- внутри очищай свое сердце и исправляй свои недостатки характера, и оставляй свои дурные привычки. Тот, кто Сознательно Уклоняется и не соблюдает пост – тот не Заботится о своем спасении!
Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост тоже – бесплоден, если проводится без молитвы. На постящегося человека, то есть на смиряющегося не смеют нападать демоны.
«Берегись измерять и считать пост только простым воздержанием от пищи, -- говорит свт. Василий Великий. – Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя при этом дурно, уподобляются диаволу, который хотя и ничего не ест, однако не перестает творить свои злые дела, не перестает грешить».
Угоден будет Господу пост, если мы при нем будем иметь и Доброе расположение к людям; а враг пытается вложить в нас дерзость, гневливость, раздражительность, уныние и тем сделать для души больше вреда, чем пользы, поэтому такого поста Господь никогда не примет.
Пост обладает огромной благодатной силой. Это меч посекающий страсти. Благодатная сила поста проистекает от повиновения Божественной Воле -- В посте человек отсекает собственную свою грешную волю подчиняя ее Божественной Воле.
Пост укрепляет и УЛУЧШАЕТ характер человека, ВОСПИТЫВАЕТ в нас ДОБРЫЕ привычки, ИЗБАВЛЯЕТ нас от обидчивости, раздражительности и гневливости, от нетерпеливости и не воздержанности, учит нас терпеть и переносить трудности, увеличивает силу воли.
На вопрос: «Не все ли равно Богу, какую пищу ест человек?» -- Амвросий Оптинский ответил: «Не пища имеет значение, а Божия Заповедь о соблюдении поста. Адам был изгнан из Рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного, то есть за не послушание и не повиновение Господу. Почему и теперь в четверг или вторник, можно есть, что хочешь, и Бог не наказывает за это, а за среду и пятницу наказывает, потому что не покоряемся Его повелению исполнять эту Заповедь о посте. Особенно же важно тут то, что через послушание Богу -- человек приучается к самодисциплине.
Нужно, чтобы верующие люди слушались и строго исполняли все постановления Православной Церкви, и соблюдали все посты и постные дни – среду и пятницу, и никогда не нарушали правила Православной Церкви о посте. Примеры немцев, французов, поляков и других иностранцев, которые не соблюдают посты, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха -- ввели в заблуждение русских православных людей, подают им пример не уважать поста. Если бы это было бы правдой и справедливо, то наши прародители не были бы изгнаны из Рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в нарушении запрещения и в непослушании, не повиновении Воле Божией. Так и теперь грех состоит не в пище, а в нарушении и не послушании правилам Церкви, которые установил Сам Господь.
Суть поста – САМОДИСЦИПЛИНА человеческой личности. Нужно помнить, что пост без молитвы и покаяния – это просто обыкновенная ГОЛОДОВКА. Не надо путать.
Цель поста – укротить телесные страсти порывы и склонности и тем самым смирить человека. Если же Бог попустил человеку какую-либо болезнь, то эта цель уже достигнута. Что ему может еще дать пост?
Главное назначение поста – это смирить себя перед Богом и научиться подчиняться полностью Ему – Учиться Послушанию. Всякая молитва нуждается в смирении, поэтому постись и получишь от Господа, то чего просишь. Молитва неотделима от поста, а пост неотделим от молитвы.
Никому, даже на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду и пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено Церковью.
Святая Православная Церковь, установила посты, не для того, чтобы подрывать здоровье человека и причинить какой-либо ему вред, нет конечно, ведь Сам Господь любит свое творение и никогда не делает человеку никакого зла, все что Бог даёт и благословляет, все это служит только для пользы человеку, так и пост Бог благословляет человеку только лишь для его же пользы, в первую очередь духовной. Пост, особенно в наше время, когда кругом в пищу и продукты добавляются различные вредные химические вещества – добавки, многие из которых губительно действуют на организм человека, и вызывают различные тяжелые и даже смертельные заболевания, а пост резко ограничивает поступление в организм таких вредных химических веществ и к тому же ещё и хорошо очищает организм человека от всяких накопившихся ядов, токсинов, шлаков. Поэтому пост служит для того, чтобы уравновесить питание человека, разнообразить и обогатить его рацион овощами и фруктами, и укрепить в человеке господство духа над телом.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному и больному человеку смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных, -- пост является необходимым только для здоровых людей. Здоровый человек должен соблюдать все посты, должен поститься. Больной человек не должен соблюдать посты – сама болезнь для него уже является своего рода постом, да и кроме того больному человеку для выздоровления требуются дополнительные силы, вот почему он должен хорошо питаться. Господь требует от людей обязательного рассуждения, разумного и вдумчивого подхода ко всему, во всем нужно искать золотую разумную середину.
Основная причина нарушения поста – Маловерие! Главной пищей во время поста должен быть хлеб, картофель, гречневая каша, горох и т. п. На все остальное можно смотреть лишь как на вкусовую приправу. Тогда и во время поста человек будет чувствовать себя сильным и бодрым, исчезнет только жир.
Обязательный недельный пост перед причастием Святых Христовых Тайн, накладывается только на тех людей, кто не соблюдает посты, не соблюдает постных дней среду и пятницу. Всем постящимся, всем кто готовится к причастию Святых Тайн надлежит накануне с полуночи полностью воздержаться от всякой пищи и всякого питья.
ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩИЙ ПОСТ?
После службы священник наставлял прихожан, как проводить наступающий Великий пост. Когда все разошлись, самой верной сподвижнице своей по уходу за храмом, сказал: - Ты Татьяна, знаю, - диабетчица, много и других болезней у тебя, возраст опять же,.. благословляю тебе пост проводить с послаблением. Что нужно, по болезни, то и вкушай.
-- Какой вы добьрый, батюшка. Священник с довольной улыбкой принял комплимент прихожанки. Татьяна на этом не остановилась,
- Это вы благословляете, а Бог?
Ну, а Он нам, священству, дал власть «вязать и решать». Раз позволяю, значит я отвечаю.
Перед Богом, на Том Свете мне отвечать, - не согласилась Татьяна.
- За это я отвечу, раз я разрешаю, - с поощрительной усмешкой, попытался успокоить ее священник.
- Татьяна немного приблизив лицо к священнику, чтобы понятней были ее слова, тихо, но значительно произнесла:
- А где я, Там тогда искать вас буду батюшка? Когда мне Суд настанет?
- Ну… найдешь где-нибудь, - растерялся от её слов священник.
Татьяна с трудом встав на колени, со смирением попросила:
- Простите, батюшка. Благословите меня, грешную, как положено, без послаблений Пост совершать. Бога боюсь… -- А меня не боишься ослушаться?
Простите, батюшка. Бога прогневить, на много больше боюсь. Помолчав, не сразу, священник согласился: -- Смотри. Только не жалуйся, если плохо будет.
Не буду жаловаться. Выдержав паузу, священник благословив Татьяну, помог встать ей, и сказал тихо, проникновенно:
Дата: 2019-12-09, просмотров: 254.