Маркетинговые исследования проектируемого продукта
Маркетинговый анализ производится с целью выявления потребительской ценности продукта, портрета потребителя, предполагаемого сегмента рынка сбыта, степени рыночной направленности, конкурентоспособных параметров и жизненного цикла разработанного программного продукта (ПП).
Данный программный продукт предназначен для терминального управления техническим объектом (робототехническим комплексом).
Потребительская ценность продукта
Для выявления потребительской ценности ПП применяется товарная характеристика трех уровней: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением. Замысел заключается в разработке программного обеспечения для терминального управления техническим объектом. Разработчик реализовал замысел в товар в реальном исполнении. Он разработал программу, которая обладает интерфейсом, удобным и простым в обращении, т. к. не имеет скрытых настроек, наглядностью за счет графического представления результатов; имеет систему защиты от некорректного ввода чисел и других возможных ошибок. Товар с подкреплением включает в себя установку данного ПП, в случае возникновения неисправностей, устранение их.
Портрет потребителя
Предпочтительным потребителем ПП является специализированный отдел предприятия, занимающийся научными исследованиями, разработками. Предприятие платежеспособное, требующее уникальную продукцию. Основной выдвигаемый критерий – сервис, т.е. сроки создания и поставки, эффективность программы, качество и надёжность. Вид распределения – прямой маркетинг (работа с заказчиком ведётся без посредников). Условия поставки – оплата в гривнах.
Сегментация рынка
Сегментация рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга [13]. Предприятие определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.
Проведем сегментирование рынка по степени использования ПП предприятиями различных видов: коммерческие фирмы (35 %); рядовые пользователи (22 %); государственные учреждения (43 %). Эта сегментация приведена на рисунке 7.1.
Рисунок 7.1- Сегментирование рынка по степени использования ПП предприятиями различных видов
На рисунке 7.1 приняты следующие обозначения:
35%- коммерческие фирмы;
43%- государственные учреждения;
22%- рядовые пользователи.
По географическому признаку сегмент рынка составит 50-60%.
Оценка рыночной направленности
Оценка по девятибалльной системе следующих показателей проекта представлена в таблице 7.1.
Таблица 7.1 - Оценка шансов и рисков проектируемого продукта.
Показатели | БАЛЛЫ | ||||||||
опасно | нейтрально | шансы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Объем рынка | X | ||||||||
Рост рынка | Х | ||||||||
Число конкурентов | Х | ||||||||
Поведение конкурентов | Х | ||||||||
Осведомленность потребителей | Х | ||||||||
Возможность повышения цен | Х | ||||||||
Изменение коньюктуры рынка | Х | ||||||||
Возможность замещения ПП | Х | ||||||||
Потенциал сервиса | Х | ||||||||
Финансовый потенциал | Х |
Определим среднеарифметическую величину:
(6+7+5+8+7+6+4+7+8+5)/10 = 6,5.
Так как шансы превышают опасность, то проектируемый программный продукт имеет рыночную направленность, а значит, может быть рекомендован для разработки.
Конкурентоспособность ПП
Данный ПП не является уникальным, и разработан для решения конкретной задачи – программное обеспечение терминального управления робототехническим комплексом. Поэтому ПП имеет конкурентов, и с увеличением осведомленности – число конкурентов будет расти.
Определение затрат на проектирование программного продукта
Расчет трудоемкости
Трудоемкость проекта определяется, исходя из данных об используемых функциях к ПС ВТ [13]. Первоначально определяется тип (см. таблицу 7.2) и функции ПС ВТ (таблицу 7.3).
Общий объем разрабатываемых ПС ВТ определяется по формуле (7.1).
, [УМК] (7.1)
где N – общее число функций ПС ВТ;
- объем функций ПС ВТ.
Таблица 7.2 - Тип ПС ВТ
Код типа ПС ВТ | Наименование типа ПС ВТ | Состав и содержание типа ВТ |
2.0 | ПС технологии и автоматизации программирования и проектирования АСУ | ПС автоматизации проектирования (для автоматизации проектирования различных АСУ). ПС технологии программирования. ПС автоматизации программирования. |
Таблица 7.3 - Функции программных средств вычислительной техники
N функции |
Наименование (содержание) функций | Объем функ. |
СМ ЭВМ | ||
101 102 107 108 109 111 305 306 505 604 703 705 | Организация ввода информации Контроль Синтаксический и семантический анализ входного языка и генерация кодов команд Процессор языка Организация ввода/вывода информации в интерактивном режиме Управление вводом/выводом Обработка файлов Обработка файлов в диалоговом режиме Управление внешней памятью Справки и обучение Расчет показателей Формирование вывода на внешние носители | 870 2100 6800 3260 1550 6450 2420 5130 - 450 7410 6200 |
[УМК].
Затраты труда Тр на разработку ПС ВТ в зависимости от объема ( ) определяются по нормам времени.
Нормы времени на разработку ПС ВТ берутся в зависимости от уточненного объема ПС ВТ (V) и группы сложности ПС ВТ в человеко-днях.
[чел-дни].
Общая трудоемкость для соответствующей группы сложности ПС ВТ с учетом поправочного коэффициента сложности ПС ВТ Ксл для данной группы рассчитывается по формуле:
, [чел-дней]. (7.2)
где коэффициент сложности ПС ВТ Ксл рассчитывается по формуле:
, (7.3)
где k1 - коэффициент, учитывающий уровень повышения сложности по дополнительным характеристикам ПС ВТ. k1=0.18 (коэффициент, учитывающий уровень повышения сложности ПС ВТ, обладающей оптимизационными расчетами, обеспечением настройки ПС ВТ на изменение структур входных и выходных данных, реализации особо сложных инженерных и научных расчетов),
;
[чел-дней].
Полученную общую трудоемкость То разработки ПС ВТ разбивают на соответствующие стадии разработки. Трудоемкость каждой стадии разработки ПС ВТ Ti определяют по формулам:
1) Трудоемкость стадии разработки технического задания
,[чел-дни] (7.4)
где удельный вес трудоемкости стадии разработки в общей трудоемкости - Lтз=0.09
поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПС ВТ – Кн=0.8.
Т1=0.09*0.8*49.45=3.56 [чел-дней]
Трудоемкость стадии разработки экономического проекта
, [чел-дни] (7.5)
где удельный вес трудоемкости стадии разработки в общей трудоемкости - Lэп=0.07,
поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПС ВТ – Кн=0.8.
Т2=0.08*0.8*49.45=3.16 [чел-дни],
2) Трудоемкость стадии технического проекта
,[чел-дни] (7.6)
где удельный вес трудоемкости стадии разработки в общей трудоемкости - Lтп=0.07,
поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПС ВТ – Кн=0.8.
Т3=0.08*0.8*49.45=3.16 [чел-дни]
4) Трудоемкость стадии рабочего проекта
, (7.7)
где удельный вес трудоемкости стадии разработки в общей трудоемкости - Lрп=0.61,
поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПС ВТ – Кн=0.8
поправочный коэффициент, учитывающий степень использования в разработке типовых (стандартных) программ ПС ВТ – Кт=1.00.
Т4=0.58*0.8*49.45*1.00=22.94 [чел-дни]
5) Трудоемкость стадии внедрения
[чел-дни] (7.8)
где удельный вес трудоемкости стадии разработки в общей трудоемкости – Lвн=0.16;
поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПС ВТ – Кн=0.8
Т5=0.16*0.8*49.45=6.33 [чел-дни]
Уточненная общая трудоемкость ПС ВТ Тобщ в человекоднях (при восьмичасовом рабочем дне) определяется по формуле:
Тобщ= , [чел-дней] (7.9)
где Ti – трудоемкость разработки i – ой стадии.
N - число стадий разработки.
Тобщ=3.56+3.16+3.16+22.94+6.33=39.15 [чел-дней]
Исходя из трудоемкости Тобщ и численности исполнителей, рассчитываем срок разработки Ф:
, [месяцев] (7.10)
где Fр =23- фонд рабочего времени в месяц [дни];
Ч=1 – численность разработчиков [чел].
=1.7 [месяцев]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.