Роль и место предприятия на рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любое предприятие на своем рынке встречается с конкурентами. От того, какую нишу занимает данное предприятие, зависит позиционирование его товара на данном рынке. Ясно, что любой продукт и/или организация нуждается в ясной стратегии позиционирования, дабы его или ее предполагаемое место на рынке могло с достаточной отчетливостью запечатлеться в сознании потребителя. Стратегия требует координации всех маркетинговых атрибутов для поддержки избранной позиции.

Предприятие ООО "Велл компани" существует с 2004 года. С 2006 года основным видом деятельности предприятия является оказание туристских услуг (Приложение А). Турфирма работает с 10 до 19 часов в летний период, выходной день – воскресенье, в зимний период – с 10 до 18 часов, выходные дни – суббота и воскресенье, без перерывов на обед. Имеются вывески и баннеры. Так как данное предприятие является юридическим лицом, то оно действует на основании устава, уставного капитала и распоряжений директора.

Основной задачей предприятия является реализация туристких путевок. Целью является увеличение объемов реализации, углубление ассортимента, поиск и завоевание новых рынков сбыта. А так же, внедрение дополнительных и сопутствующих услуг в сфере туризма (разработка экскурсионных программ по городу Якутку, по РС(Я), организация досуга молодежи и школьников).

Общество для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать любые сделки, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде. Основным видом деятельности является предоставление туристских услуг, но общество вправе также осуществлять иные виды хозяйственной деятельности:

- оказание посреднических, маркетинговых, агентских, транспортных и иных услуг организациям и гражданам;

- организация и проведение ярмарок, выставок;

- бизнес-центр с конференц-залом, услуги международной связи, парикмахерская, киоски и магазины, круглосуточный обмен валюты, сейф, камеры хранения, бронирование авиа и ж.д. билетов,

- организация экскурсий, услуги гида и переводчика, туристическая информация и др.

Уставный капитал общества составляет 10000 рублей.

Учредителем общества является частное лицо (Приложение Б).

Турфирма "Велл компани" имеет два компьютера, всю необходимую оргтехнику и информационную базу. Работа в турифрме осуществляется через установленные бухгалтерскую и консультационно-правовую базы, Интернет, электронную почту. Турфирма имеет доступ в российскую базу туров "Allspo", в которой размещаются все специальные предложения туроператоров России.

Имущество общества. Источниками имущества ООО "Велл компани" являются собственные и привлеченные (заемные) средства.

К собственным средствам общества относятся:

- имущество, переданное в турфирму;

- личные вклады учредителя;

К привлеченным средствам ООО относятся:

- кредиты банков и организаций;

- средства, переданные учредителем во временное пользование.

За счет собственных и заемных средств ООО обеспечивает полное финансирование своей деятельности, включая приобретение средств производства, оплату труда персонала, социальное, медицинское и иные виды обязательного и добровольного страхования, уплату налогов. Турфирма "Велл компани" осуществляет как туроператорскую деятельность, так и турагентскую. Согласно действующему законодательству, предприятие внесено в Единый Федеральный реестр туроператоров России под номером ВТ №011534. Ответственность туроператора "Велл компани" застрахована в ЗАО Страховой группе "Спасские ворота".

Показатели рентабельности основных средств, связывая результативность текущей деятельности (чистую или другой вид прибыли) с имеющимися хозяйственными средствами или финансовыми ресурсами, отражают результативность всего бизнеса. Эти показатели очень часто используются инвесторами в процессе принятия решений о вложении их средств в данное предприятие. Результативность внеоборотных и финансовых ресурсов выражена как доля, которую составляет годовой объем прибыли в объеме используемого ресурса (коэффициенты рентабельности).(Табл.2.1.)

 

Таблица 2.1. - Сводная таблица показателей рентабельности текущей деятельности турфирмы "Велл компани" за 2006-2008 гг.:

Показатель

По состоянию на конец

2006 2007 2008

Рентабельность, %:

основного капитала 6,2 9,0 9,3
собственного капитала 9,9 14,7 16,3
основных средств 16,4 24,0 26,7

Период окупаемости, лет:

основного капитала 16,1 11,1 10,7
собственного капитала 10,1 6,8 6,1
основных средств 6,1 4,2 3,7

 

Для того чтобы охарактеризовать место исследуемой турфирмы на рынке туристских услуг Республики Саха (Якутия), рассмотрим особенности рынка туристских услуг в настоящее время.

По данным ФСГС РС (Я) по состоянию на 1 июня 2007 г. на территории г. Якутска зарегистрировано 38 туристических фирм. Из них: 28 – малых предприятий, 6 – индивидуальных предпринимателей, 4 – крупных и средних предприятий.

По заказу Министерства развития предпринимательства и туризма РС(Я) было проведено маркетинговое исследование туристических услуг по состоянию на декабрь 2007 года. С целью анализа деятельности турфирм были проведены интервью с руководителями и менеджерами туристических фирм. В опросе приняло участие 30 предприятий.

Методы исследования: - Экспертный опрос руководителей турфирм г. Якутска; - Телефонное интервью менеджеров турфирм г. Якутска; - Фокус-групповое интервьюирование потребителей туристских услуг;

Сроки проведения исследования: ноябрь – декабрь 2007г.

Численность занятых в туристических фирмах составила 159 человек. Наибольшая доля работников приходится на фирмы, занимающиеся турагентской деятельностью (44%). В 2007г. (6 мес.) по данным органов статистики, общая выручка от оказания туристских услуг составила 38,8 млн.руб.; по предварительным данным, в целом за 2007г. – 184 млн.руб. Для сравнения в 2006г. – 144 млн.руб. В структуре расходов внутреннего туризма по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых при производстве турпродукта, наибольший удельный вес имели транспортное обслуживание (13,9%) и размещение туристов (11,5%). В структуре расходов въездного туризма наибольшая доля приходилась на транспортное обслуживание (40,7%) и на размещение туристов (98,3%).

Большинство турфирм занимаются турагентской деятельностью, туроператорами являются 23% всех фирм, а совмещают оба вида деятельности 35% фирм. (рис.2.1)

 


Рисунок 2.1 Виды турфирм г. Якутска

 

Наиболее распространенным по числу специализаций туроператоров является выездной туризм (87%). Внутренние туры предлагают 42% опрошенных фирм. Наиболее распространенными видами туризма среди опрошенных туристических фирм являются: маршрутно-позновательный туризм (72%), лечебный туризм (68%), курортный туризм (61%), шоп-туры (49%) и образовательные туры (49%). Остальные специализации туризма имеют не столь значительные доли.

По данным Миграционной службы, с туристическими целями в Якутск в 200г г. прибыло 256 иностранных граждан. Однако данный показатель может быть увеличен до 1500 человек за счет учета лиц, не сегментированных по целям приезда. Здесь, для удобства сегментирования приезжих граждан, предлагается ввести единую регистрационную форму для клиентов гостиниц, предусматривающей единую классификацию целей приезда.

При рассмотрении структуры прибывших туристов в разрезе стран (среди тех, кто указал на прибытие с туристической целью), то в 2007г. из общего потока в 256 человек, из КНР прибыло 98 человек, из Германии – 25, из Кореи и Испании – по 16 человек, из Израиля – 13. Из других стран прибыло граждан менее десяти человек.

Наибольшим спросом выездного туризма являются следующие туры: тур по Азии (71%), по России (61%), по Западной Европе (55%), по Восточной Европе (52%), тур по странам СНГ (45%), и по Африке – 19%. Одним из популярных направлений горожан является Китай. Так, через якутскую таможенную границу в 2006г. Выехал 11241 пассажир, за 10 месяцев 2007г. – 8348 человек.

Со стороны иностранных туристов снижается спрос на отдельные направления – этнографические и экскурсионные туры. Сохраняется интерес к экстремальному туризму – поездка в Оймякон на "Полюс холода", восхождение на таинственную гору Кихилээх, а также на такие традиционные туры как "Национальный парк "Ленские столбы" и "Булуус".

По данным Госкомстат РС (Я), за январь – июнь 2007г., численность туристов отдыхающих в пределах республики составило 1758 человек, из которых 93% туристов приходится на г. Якутск. Общая стоимость проданных путевок составила 1,1 млн.руб. по мнению экспертов, спрос на рынке внутреннего туризма сегодня растет, причем по прогнозам рост будет продолжаться.

В последние годы, по данным Госкомстата, фиксируется некоторая стагнация в развитии санаторно-курортной и туристической инфраструктуры. За последние три года было введено в эксплуатацию лишь одно санаторно-курортное заведение. Не было открыто ни одной туристической базы. Снижается число размещаемых в них лиц. Положительной стороной является развитие гостиничного комплекса. Сегодня гостиничная база г. Якутска может обслужить 2153 гостей. В последние годы наблюдается рост числа гостиниц, а также качества и уровня обслуживания, объем номерного фонда.

Развитие туризма в целом в нашей республике сдерживается по ряду нескольких причин: неудовлетворительное состояние туристической инфраструктуры, несовершенство законодательной базы туризма, отсутствие стимулирования предпринимательской деятельности республиканскими и местными властями. По мнению экспертов, в связи с подорожанием цен на авиатранспорт, в республике наблюдается рост спроса на внутренние турпродукты. Расширяется предложение со стороны турфирм г. Якутска.

Сегодня на рынке внутреннего туризма наиболее востребованными турами являются речные круизы по Лене и на Ленские столбы. Операторы пытаются приспособиться к разным потребительским сегментам и формируют туристические продукты, отличающиеся особой длительностью и ценовой характеристикой. Так, например, предлагаются туры выходного дня, однодневные, ночные круизы на суднах различного класса, походы на лошадях, туры по индивидуальным программам. Появились такие комплексы как "Чочур-Мыран", "Орто дойду", "Ытык Хайа".

Экскурсионные туры стоят на три часа для детей от 100 руб. и для взрослых от 150 руб., в зависимости от выбранной программы. Экскурсия на один день стоит от 1000 руб. Круиз на теплоходе "Якутск - Ленские столбы - Якутск" на три дня и две ночи стоит от 3240 руб. до 24300 руб. в зависимости от выбранной категории проживания в каюте, питания и развлекательной программы. В выходные дни стоимость может быть выше до 15%. Экстремальные туры стоят от 5000 тыс. руб. Цена также варьируется в зависимости от маршрута и продолжительности. Поохотиться туристы могут, заплатив стоимость от $3000 за организацию и от $2000 за трофей.

Исследование показало, что большинство турфирм РС(Я) работает как в качестве туроператора, так и турагента. При этом в качестве туроператора они выступают при предложении внутриреспубликанских и внутрироссийских маршрутов и туров в Китай, а в качестве турагентства — при предложении прочих международных туров. Существуют также фирмы, только турагенты (сетевые, например "Сибирь-Тур" или "Мир без границ") и филиалы туроператоров из других городов ("Дальневосточный Феникс" и "Лазурный берег Сочи").

 Таким образом, можно сделать вывод, что состояние туристического рынка республики сегодня находится на стадии становления. Имея значительный потенциал, особенно в направлениях, не имеющих аналогов в других регионах РФ, общее развитие сдерживается рядом объективных и субъективных факторов:

- Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения;

- Малый ассортимент туристских услуг, несоответствие международным стандартам;

- Значительная продолжительность "мертвого" сезона в связи с природно-климатическими условиями;

- Недостаточная развитость инфраструктуры городского хозяйства, несоответствие мировым стандартам;

- Отсутствие программ поддержки туристических фирм, занимающихся въездным туризмом и программы комплексного развития туристических объектов г. Якутска;

- Отсутствие должной финансово-кредитной помощи субъектам предпринимательской деятельности;

- Нехватка современных технических оснащений (автопарка), низкая культура обслуживания на городском транспорте;

- Нехватка гостиничных номеров в пик туристического сезона;

- Высокие тарифы на авиаперелеты и размещение;

Также сдерживающими факторами являются: неудовлетворительное состояние дорог; отсутствие доступной информации о внутренних турах, нехватка квалифицированных кадров; несоответствие между качеством и ценой услуг, а также низкий уровень сервиса.

На внешнем рынке республика может конкурировать по тем видам продукции, аналогов которых нет в других регионах РФ. Это Оймякон, "Полюс холода", круизы до "Тикси", этнографические туры на "Русское устье", визит к малочисленным народам севера, оленеводам и т.д.

Турфирма "Велл компани" осуществляет как туроператорскую деятельность, так и турагентскую. Как туроператор, Велл компании предлагает туры по Якутии: это сплавы, туры с рыбалкой и охотой. Планируется дальнейшее продвижение туров по Якутии, привлечение иностранных туристов и туристов из России.

Другие направления туроператорской деятельности – Алтай, Приморский Край, Иркутская область. Этими направлениями в г. Якутске не занимается почти ни одна турфирма. Так, ООО "СахаМедТур" ранее реализовывали путевки в санатории Приморского Края, но в 2007-2008 г.г. турфирма "СахаМедТур" стала предлагать путевки лишь в санатории Краснодарского Края. Турфирма "Велл компани" имеет прямые договоры с многими действующими санаториями и турбазами Приморского Края, например, со Шмаковским военным санаторием, а также с санаториями Иркутской и Алтайской областей.

В настоящее время "Велл компани" предлагает индивидуальные туры по всему миру: под запрос клиентов разрабатывается маршрут, в котором учитываются все пожелания. Как правило, такие маршруты пользуются спросом у опытных туристов, побывавшим, например, в Китае не один раз, и не желающих получать услуги "группой". Предлагаются бизнес-поездки в Гонконг, Шанхай, а также "сложные" туры, с посещением двух и более стран за одну поездку, например: Китай-Вьетнам-Таиланд.

В целом, дать однозначную и объективную оценку состоянию рынка внутреннего и въездного туризма представляется несколько затруднительным из-за отсутствия действенной системы учета и мониторинга оказываемых услуг. Руководствуясь тем, что рынок туристических услуг в г. Якутске находится в стадии становления, а также учитываю ситуацию с мировым финансовым кризисом, исследуемой турфирме, используя грамотное позиционирование, можно занять дополнительную рыночную нишу и значительно увеличить свою рыночную долю.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.