Цели и функции посланий президента РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Послание президента РФ Федеральному Собранию является конституционной обязанностью главы государства – по закону, он должен выступать с таким обращением ежегодно. В нем излагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях главы государства, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями. В своём выступлении глава государства определяет важнейшие направления развития российского государства и общества.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать не только о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазах граждан имидже. Ведь общество, как известно, склонно не только слушать речь Президента, на и наблюдать за тем с какой интонацией он говорит, во что одет, какие примеры приводит он в своей речи, уверенно ли говорит и т.п. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты – поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов – в стиле поведения и т.п.

Традиционно содержание послания заранее не оглашается. Обычно документ на две трети посвящен положению дел внутри страны и на треть – международной проблематике.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, согласно мнениям президента, являются приоритетными и каков механизм их решения. Документ обычно на 2 трети посвящен положению дел внутри страны и на треть – международной проблематике.

Послание президента РФ Федеральному Собранию оглашается на совместном заседании палат и не обсуждается.

Президент РФ В.В. Путин впервые выступил с обращением к Федеральному Собранию с посланием 8 июля 2000 г. В нем глава страны определил преимущества государственной политики Российской Федерации [53]. В своем послании 3 апреля 2001 г. В.В. Путин в числе приоритетов поставил разграничения полномочий между центром и регионами, судебную реформу, изменение в соответствии с современными требованиями пенсионного и трудового законодательства [53]. 18 апреля 2002 г. послание президента РФ большей частью было посвящено проблемам и задачам экономической политики. [53]. Ежегодное послание 16 мая 2003 г. было посвящено, в основном, проблемам национальной безопасности, повышения качества жизни и благосостояния граждан РФ. [53] В экономической части обращения президент Российской Федерации выделил следующие центральные темы: удвоение ВВП за десятилетие, достижение полной конвертируемости рубля, борьба с бедностью и административная реформа.

В седьмой и последний раз президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. Глава государства заявил, что это обращение – последнее, и в следующем году перед депутатами и сенаторами предстанет другой президент. То, о чем говорил Путин, по оценкам многих специалистов, не стало его политическим завещанием, а скорее планом действий на ближайшие годы. Большинством петербургских политиков послание главы государства было оценено положительно.

Дмитрий Медведев на посту президента выступал с посланием пока только два раза – в 2008 и 2009 годах. Естественно, ему пришлось пройти испытание сравнением с предыдущим Президентом В.В. Путиным. После выступления большинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.

Сравнивали и внешний облик двух гав государства, бывшего и пришедшего ему на смену. Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, и располагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшего президента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучная фамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый». [39]

Медведев также вызвал в целом положительные отзывы. Журналисты сразу же отметили, что Медведев отлично справляется с двумя важнейшими обликами президента: «лицо державы» в безупречном деловом костюме и «простой человек», близкий к народу, в джемпере домашней вязки. [39] Именно такой является и речь Президента: где-то она является строго официальной, а где-то в ней добавлены нотки публицистического текста. Возможно, поэтому критики обвиняют Президента в бессодержательности и чрезмерной серьезности, неоправданном многословии и использовании канцеляризмов.

Официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Как отмечают критики, обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики и эмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.

Любимым словом Дмитрия Анатольевича всегда было слово «мероприятия». Однажды он ухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях: «Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которые прошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, которое отмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятий полностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих мероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которые проходили на территории нашей страны». [39]

Важно и то, что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс»… Слово и вправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного. Данный факт был отражен в прессе, а также на многочисленных форумах в Интернет-сети.

В Послании Федеральному Собранию в 2009 году данное слово практически не употреблялось, что говорит о том, что Д. Медведев анализирует критику и старается обходить все острые углы. [53]

Однако журналисты все равно нашли огрехи в речи Президента: любимое слово – «соответствующие». Это было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз во время интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то «соответствующий школьный медпункт», то уровень цен оказывался выше «реальных потребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости». В Послании данное слово также присутствует и не всегда к месту… [39]

К сожалению, стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно, часто заводит политиков в языковые дебри, к сожалению, это касается и Президента.

Журналисты отмечают и то, что в своей речи Дмитрий Медведев использует жаргонные слова: «дурной поток денег», «эффект уйдет в свисток», «закрыть проблему», «линейка жилья», «цена никакая», «переход к цифре», «кривая система финансирования», «сказать по стационару», «задран выше всякой меры», «работодатели дадут сигнал». [39] Однако следует отметить, что в анализируемом Послании никаких жаргонизмов не наблюдалось. [53]

Таким образом, следует отметить, в речи действующего Президента в России есть некоторые огрехи: канцеляризмы, жаргонизмы, лексические ошибки. При анализе Послания 2009 года данные моменты выделены не были, видимо, по той причине, что данная речь была тщательно подготовлена. [53]

Дмитрий Медведев впервые выстроил свое выступление в жанре диалога с общественностью. Президент неоднократно цитировал выдержки из обращений и писем граждан, а также подчеркивал важность обратной связи. Что касается содержательной стороны послания, то, пожалуй, новым было лишь упоминание об избыточном количестве часовых поясов как препятствии на пути эффективного управления страной. Одним словом, главный смысл Послания – модернизация во всех сферах общества. Конструкция речи Президента в целом такая же, как и в прошлом послании: к сожалению, много лишнего, несущественного, всего лишь несколько улучшений.

Можно отметить, что Послание Федеральному собранию – это все-таки традиционная речь, конструкция которой всегда однотипна. Различными являются лишь расположения фраз и новые термины. Как отмечают журналисты, это термины «модернизация и инновации». [39] К сожалению, еще раз хочется подчеркнуть, что новым в рассматриваемом послании является лишь предложение о сокращении часовых поясов.

Новым в речи Президента был лишь тон: твердый, в меру агрессивный без использования метафор. От стилистики традиционных посланий осталась лишь неопределенность и недосказанность, а также некая невнятность. Ясно было лишь одно: своим посланием президент хотел сказать, что он современный лидер, который намерен предпринять меры для вывода страны из кризиса.

Следует отметить, что Послание не содержит большого количества чисел и цифр. Оно посвящено ценностям и принципам и является поводом поговорить о свободе, справедливости, демократии.

Послание можно назвать оптимистичным, указывая на существующие проблемы Д. Медведев уверен в том, что мы сможем их преодолеть.

Очень сильный демократический заряд в послании – говорится о существенном улучшении избирательной практики, обеспечении равенства политической конкуренции. Поразительный по пафосу в хорошем смысле этого слова и по духовной силе финал выступления Медведева. [53]

Иностранные СМИ отмечают, что Российский Президент пытается «разбудить» людей, прямо говоря о том, что в стране есть проблемы. Президент призывает изменить Россию и обращается, прежде всего, к молодому поколению, делая это эмоционально и с критикой власти. Это особенно удивляет зарубежную прессу, так как Д. Медведев призывает народ критиковать власть[38].

Социологи и политологи в России почти единогласно отмечают, что ничего нового Президент не высказал, кроме предложения сократить число часовых поясов в России. [53]

Следует заметить, что призыв Медведева применять высокие технологии, которые могли бы принести России процветание – верный призыв. Но, прежде чем технологии изменят страну, следует изменить механизмы управления страной. Кроме того, многие политики отмечают, что резонным является призыв Медведева к новым технологиям, однако поручений к Правительству России слишком много, а срок очень мал.

Вместо того, чтобы предложить реальные шаги к модернизации всех сфер общества, а также проведению реформ, Медведев говорил о будущих высоких технологиях, которые, по-видимому, не решат проблему.

Также Президент России высказал десять тезисов, направленные на развитие политического устройства нашей страны. В будущем партийная жизнь должна стать более открытой и активной. Президент также внес предложения, направленные на изменение избирательного законодательства.

Немалая часть послания 2009 года посвящалась проблемам социального характера различных свойств. Одним из акцентов этого раздела является помощь тем, кого особо остро затронули последствия экономического кризиса. [53]

Важную роль Д.А. Медведев обратил внимание на необходимость формирования принципов здорового образа жизни среди населения. Это важная задача, которую должны решать сообща президентская сотня кадрового резерва, общественно-молодежная палата и депутаты-спортсмены.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи Послания Президента не вносят каких-то определенных и радикальных новшеств. Послание является стратегическим планом государства и опирается на уже давно сформулированную политику. Некоторые цели и критерии достижения этих целей, конечно, меняются, но кардинальных изменений в речи Д. Медведева не высказано. Таким образом, Послание просто дополняет известную статью под названием «Россия, вперед!» и не является новой политической программой.

Если мы обратимся к проблематике посланий президентов в 2000–2009 [53] г., то сможем проследить общие и отличное в разных сферах.

Экономическая сфера

В 2000 г. Президент В.В. Путин обозначил в своем послании следующие проблемы: слабая экономическая система; неэффективное участие государства в экономике; значительная часть российской экономики до сих пор в тени; чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга; коррупция; сырьевая направленность экономики; отсутствие ориентированности на инновации; предприятия остаются неконкурентоспособными; деловой климат в стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным; высоки предпринимательские риски; неразумный уровень налогообложения; большой государственный долг.

В 2001 г.: неблагоприятный деловой климат; высокие риски неисполнения контрактов; права собственности плохо защищены; неразвитость финансового рынка; коррупция; прогрессирующее экономическое отставание; изношенное коммунальное хозяйство.

В 2002 г.: экономика недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса

В 2003 г.: экономический фундамент неустойчив и слаб; большинство отраслей экономики неконкурентоспособны; монополисты душат конкурентный сектор экономики.

В 2004 г.: низкая мобильность населения.

В 2005 г.: стремление к экономическому успеху; повышение доходов бюджетников в реальном выражении в течении трех лет на менее чем в 1,5 раза; проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства (укрепление гражданского оборота, легализация в упрощенном порядке принадлежащих гражданам фактически объектов жилой недвижимости, развитие Юга России (развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, содействие развитию деловой активности населения); отмена налога на имущество, переходящее в порядке наследования.

В 2006 г.: низкий уровень доверия граждан к крупному бизнесу; долгое решение вопросов о создании государственных холдингов.

В 2007 г.: становление свободного и социально ответственного предпринимательства; привлечение частных инвестиций; устранение инфраструктурных ограничений роста; развитее инновационной экономики; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.

Проблемы, затронутые Д.А. Медведевым в экономической сфере в 2008 г.: мировой экономический кризис; бедность; безработица; в 2009 г.: развитие и внедрение высоких технологий.

Социальная сфера

В.В. Путин в 2000 г.: обозначил следующие проблемы в данной сфере: демографические проблемы – убыль населения; система социальной поддержки распыляет государственные средства.

В 2001 г.: уровень жизни граждан остается пока крайне низким; проблема государственного масштаба – неприемлемое состояние общественного здравоохранения и экологии, слабое развитие медицинской науки.

В 2002 г.: улучшение качества услуг ЖКХ при одновременном снижении затрат на их предоставление; передать права распоряжения бюджетными субсидиями ЖКХ самим гражданам; обеспечение доступности жилья для граждан; здравоохранению необходима модернизация; организация проведения переписи.

В 2003 г.: численность населения продолжает падать – высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, распространение «новых» эпидемий, включая наркоманию и СПИД; четверть российских граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума; уменьшение темпов социального развития; суммарный годовой объем социальных обязательств государства практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России.

В 2004 г.: низкий уровень и продолжительность жизни; низкая мобильность населения; неэффективность отечественного здравоохранения.

В 2005 г.: острейшая демографическая ситуация (высокая смертность и низкая рождаемость); дорожно-транспортные происшествия; алкоголизм и наркомания; низкий уровень общественной нравственности и культуры; нелегальная миграция.

В 2006 г.: демографические проблемы.

В 2007 г.: демографические проблемы; дорожно-транспортные происшествия.

Президент Медведев в 2008–2009 гг. отметил такие проблемы: нелегальная миграция, недостаточно активная социальная политика в условиях кризиса, необходимость формирования у населения позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Политико-правовая сфера

Проблематика послания В.В. Путина в 2000 г.: буква закона и реальная жизнь далеки друг от друга; не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти; центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой; повсеместно разворачивается борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов за полномочия; криминал.

В 2001 г.: противоречивая и невнятная законодательная база в арбитражной практике; в гражданском, уголовном и муниципальном законодательстве неэффективное распределение бюджетов муниципальных образований; борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов; сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата.

В 2002 г.: громоздкий, неповоротливый, неэффективный государственный аппарат; принятые законы часто противоречат друг другу; низкое качество законодательной базы местного самоуправления; недостаточность собственной доходной базы местного самоуправления; нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти; коррупция; высокий уровень преступности.

В 2003 г.: политическая система развита недостаточно; государственный аппарат малоэффективен; механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей «тайной за семью печатями».

В 2004 г.: не все неполитические общественные организации ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

В 2005 г.: коррумпированность, безответственность и непрофессионализм чиновников и судей; нарушение прав предпринимателей; рэкет со стороны государственных структур; рост преступности; споры в распределениях полномочий между государственными органами субъектов РФ в процессе их объединения; угроза террористической агрессии на территории РФ.

В 2006 г.: коррупция, террористическая угроза; межконфессиональное противостояние; низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти.

В 2007 г.: развитие демократических институтов и процедур; формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; борьба с коррупцией и терроризмом; модернизация правоохранительных органов; повышение влияния партий на формирование демократической власти; рост конкуренции между партиями; улучшение качества российской политической системы.

В послании президента Д.А. Медведева основные политические проблемы 2008–2009 гг.: массовый правовой нигилизм; коррумпированность чиновников; правовая неурегулированность земельных отношений.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 161.