Описание технологий спичрайтинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Спичрайтинг (Speechwriting – англ. «написание речи») – это подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией [31, 22]. На современном этапе, услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества.

Данное явление широко распространено в политических технологиях. Написание текста в спичрайтинге происходит под контролем политика. При необходимости указывается, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера – передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.

Стоит предположить, что, по-видимому, нет более важной и интересующего многие массы россиян речи, чем речь Президента страны. Именно благодаря целостности и содержанию такой речи каждый слушатель делает свои выводы: как о политике Президента, так и коммуникативных особенностей главы государства, особенно если это первое послание к Федеральному посланию российского лидера. Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, по какому пути пойдет Россия в ближайшее время.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в многочисленных средствах массовой информации тема обращения Президента к Федеральному собранию анализировалась лишь с точки зрения использования информационной и воздействующей функций. Однако более детальное рассмотрение послания: системного анализа первоисточника, особенностей целостности текста, лингвистической стороны выполнено не было. Также ни в одном источнике не было проведено анализа коммуникативных, экспрессивных, эстетических, а также ресурсных функций языка Дмитрия Медведева.

Тем не менее, тема спичрайтерства на сегодняшний день достаточно актуальна и исследована, прежде всего, потому, что являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.

Тема спичрайтинга исследована как лингвистами, так и психологами, философами, социологами и политологами. Русское спичрайтерство отражено в исследованиях «хрущево-брежневского», «горбачевского» периода, анализируются иностранные тенденции в формировании российского спичрайтинга. На сегодняшний день внимание к спичу известных политических деятелей значительно возрастает.

Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральному собранию в контексте технологий спичрайтинга.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

– рассмотреть понятие и значение спичрайтинга;

– выполнить практический анализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;

– разработать пути совершенствования использования технологий спичрайтинга в деятельности российских политиков.

Объектом работы являются технологии спичрайтинга. Предметом работы является особенности использования технологий спичрайтинга российским Президентом Дмитрием Медведевым.

В работе использовалась учебная и научная литература по технологиям спичрайтинга, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора. Рассмотрим основные источники для подготовки работы.

Учебное пособие Бойко Т.Н. «Основы мастерства спичрайтера» отражает основные технологии спичратинга. Автор исследует основные ошибки при разработке текстов, а также особенности публичного выступления ораторов.

В учебном пособии Гойхманэ О.Я. «Теория и практика референтской деятельности» рассматривались этапы работы референта в подготовке письменных заказов: исследование темы разработки, сбор материала для работы, обработка собранного материала, методика написания работы. Данное учебное пособие – первый опыт комплексного обучения референтов. Рекомендации, как быстро читать, внимательно слушать, грамотно писать и красиво говорить, соблюдать протокольные требования и др.

Невозможно изучать технологии спичрайтинга не исследовав понятие PR. Для изучения данного вопроса исследовались книги Диденко О.В. «Связи с общественностью», Макова В.В. «Связи с общественностью», Шишкиной М.А. «Паблик рилейшнз в системе социального управления».

Интересен для исследования материал Ю. Демина «Бизнес-РR». Эта книга о современных подходах в области связей с общественностью. В ней показано, как сочетается классическая западная теория PR с современной российской практикой. В работе использованы материалы известного российского журналиста А. Колесникова, являвшегося пиар-консультантом и спичрайтером ряда российских политиков, PR- и GR-консультантом ряда российских корпоративных структур.

Наиболее широко использовалось учебное пособие А.Д. Кривоносова «Основы спичрайтинга», в данном пособии впервые представлено научное определение «спичрайтинга», его основные положения – алгоритм подготовки, написания и исполнения устного публичного выступления.

Немаловажную роль в подготовке работы играют Интернет-источники. В работе использовались Интернет-публикации таких авторов, как А. Серенко, И.А. Стернии об основных технологиях спичратинга.

Ораторское искусство и риторика – основа технологий спичрайтинга. Изучение данного вопроса осуществлялось с помощью материала Ю.В, Рождественского «Теория риторики. Данная книга имеет своей задачей осмысление и систематизацию актуальных проблем риторики и теории коммуникаций в перспективе развития современных средств обмена информацией, и динамики языка делового общения, их места в жизни общества. Подход к решению задач, встающих на нынешнем этапе развития форм общения (устная речь, письменная речь, язык средств массовой информации, язык средств электронной коммуникации) определен общими культуроведческими установками, характерными для исследований автора.

Особенности развития риторики и ораторского искусства отражены в учебнике Лойе Н.Н. «Ораторское искусство». Особенное внимание в учебнике уделяется вопросам дидактики в системе современного русского языка.

Практическая часть работы включает в себя исследование автора по материалам текста Послания Президента РФ к Федеральному собранию.

Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования материалов работы для студентов при изучении вопросов политического спичрайтинга.

Дипломная работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

 

 



Экономическая сфера

В 2000 г. Президент В.В. Путин обозначил в своем послании следующие проблемы: слабая экономическая система; неэффективное участие государства в экономике; значительная часть российской экономики до сих пор в тени; чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга; коррупция; сырьевая направленность экономики; отсутствие ориентированности на инновации; предприятия остаются неконкурентоспособными; деловой климат в стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным; высоки предпринимательские риски; неразумный уровень налогообложения; большой государственный долг.

В 2001 г.: неблагоприятный деловой климат; высокие риски неисполнения контрактов; права собственности плохо защищены; неразвитость финансового рынка; коррупция; прогрессирующее экономическое отставание; изношенное коммунальное хозяйство.

В 2002 г.: экономика недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса

В 2003 г.: экономический фундамент неустойчив и слаб; большинство отраслей экономики неконкурентоспособны; монополисты душат конкурентный сектор экономики.

В 2004 г.: низкая мобильность населения.

В 2005 г.: стремление к экономическому успеху; повышение доходов бюджетников в реальном выражении в течении трех лет на менее чем в 1,5 раза; проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства (укрепление гражданского оборота, легализация в упрощенном порядке принадлежащих гражданам фактически объектов жилой недвижимости, развитие Юга России (развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, содействие развитию деловой активности населения); отмена налога на имущество, переходящее в порядке наследования.

В 2006 г.: низкий уровень доверия граждан к крупному бизнесу; долгое решение вопросов о создании государственных холдингов.

В 2007 г.: становление свободного и социально ответственного предпринимательства; привлечение частных инвестиций; устранение инфраструктурных ограничений роста; развитее инновационной экономики; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.

Проблемы, затронутые Д.А. Медведевым в экономической сфере в 2008 г.: мировой экономический кризис; бедность; безработица; в 2009 г.: развитие и внедрение высоких технологий.

Социальная сфера

В.В. Путин в 2000 г.: обозначил следующие проблемы в данной сфере: демографические проблемы – убыль населения; система социальной поддержки распыляет государственные средства.

В 2001 г.: уровень жизни граждан остается пока крайне низким; проблема государственного масштаба – неприемлемое состояние общественного здравоохранения и экологии, слабое развитие медицинской науки.

В 2002 г.: улучшение качества услуг ЖКХ при одновременном снижении затрат на их предоставление; передать права распоряжения бюджетными субсидиями ЖКХ самим гражданам; обеспечение доступности жилья для граждан; здравоохранению необходима модернизация; организация проведения переписи.

В 2003 г.: численность населения продолжает падать – высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, распространение «новых» эпидемий, включая наркоманию и СПИД; четверть российских граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума; уменьшение темпов социального развития; суммарный годовой объем социальных обязательств государства практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России.

В 2004 г.: низкий уровень и продолжительность жизни; низкая мобильность населения; неэффективность отечественного здравоохранения.

В 2005 г.: острейшая демографическая ситуация (высокая смертность и низкая рождаемость); дорожно-транспортные происшествия; алкоголизм и наркомания; низкий уровень общественной нравственности и культуры; нелегальная миграция.

В 2006 г.: демографические проблемы.

В 2007 г.: демографические проблемы; дорожно-транспортные происшествия.

Президент Медведев в 2008–2009 гг. отметил такие проблемы: нелегальная миграция, недостаточно активная социальная политика в условиях кризиса, необходимость формирования у населения позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Политико-правовая сфера

Проблематика послания В.В. Путина в 2000 г.: буква закона и реальная жизнь далеки друг от друга; не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти; центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой; повсеместно разворачивается борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов за полномочия; криминал.

В 2001 г.: противоречивая и невнятная законодательная база в арбитражной практике; в гражданском, уголовном и муниципальном законодательстве неэффективное распределение бюджетов муниципальных образований; борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов; сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата.

В 2002 г.: громоздкий, неповоротливый, неэффективный государственный аппарат; принятые законы часто противоречат друг другу; низкое качество законодательной базы местного самоуправления; недостаточность собственной доходной базы местного самоуправления; нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти; коррупция; высокий уровень преступности.

В 2003 г.: политическая система развита недостаточно; государственный аппарат малоэффективен; механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей «тайной за семью печатями».

В 2004 г.: не все неполитические общественные организации ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

В 2005 г.: коррумпированность, безответственность и непрофессионализм чиновников и судей; нарушение прав предпринимателей; рэкет со стороны государственных структур; рост преступности; споры в распределениях полномочий между государственными органами субъектов РФ в процессе их объединения; угроза террористической агрессии на территории РФ.

В 2006 г.: коррупция, террористическая угроза; межконфессиональное противостояние; низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти.

В 2007 г.: развитие демократических институтов и процедур; формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; борьба с коррупцией и терроризмом; модернизация правоохранительных органов; повышение влияния партий на формирование демократической власти; рост конкуренции между партиями; улучшение качества российской политической системы.

В послании президента Д.А. Медведева основные политические проблемы 2008–2009 гг.: массовый правовой нигилизм; коррумпированность чиновников; правовая неурегулированность земельных отношений.

Современный политический спичрайтинг связывает успешность общественно-политической речи с несколькими факторами, главным из которых является то, насколько оратор оправдал ожидания аудитории. Поэтому прежде чем садиться за составление речи, спичрайтер и спикер должны вместе ответить на один ключевой вопрос: «Что хотят услышать от оратора люди, которые будут составлять аудиторию выступления?».

Очень важно для политика – не быть голословным и не копировать программы других. Как уже было отмечено, современные журналисты, аналитики, политики, социологи и другие специалисты смогут разложить речь политика на мелкие фразы и найти те моменты, которые уже встречались у кого-то другого.

Для политика очень важно сочетать и анализировать речевую ситуацию: работая с определенной аудиторией, работая на свежем воздухе или в помещении. Кроме того, политик может начать речь с вопроса, тем самым устанавливая контакт с аудиторией.

На сегодняшний день практический никто из политиков не пишет себе речи самостоятельно. Этим занимаются копирайтеры и спичрайтеры.

Поскольку техника спичрайтинга обычно скрыта от посторонних глаз, то нередко подобный анализ текстов устных выступлений вызывает скептическое отношение. Мол, мудрят пиарщики, ищут то, чего нет. Да разве будет кто-то в Кремле высчитывать такие филологические тонкости? Если где-то заметно созвучие-то случайно, если вдруг слышен ритм одной-двух строчек прозаического текста-то и это совпадение. Но данные сомнения испаряются при рассмотрении конкретных примеров. И в данном случае в качестве примера приведем фрагмент текста Послания 2004 года. [53]

Здесь использовался прием аллитерации, то есть повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. Это основной элемент фоники, подсознательно привлекающий внимание слушателя (или читателя, который мысленно произносит читаемый текст) и заставляющий его с особым вниманием воспринять данный фрагмент, часто не отдавая себе отчета в том, почему же в памяти осталась именно эта мысль. Действительно, гениальное использование аллитерации. А вот цитата из Послания Президента Федеральному Собранию – 2004: «Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований – уже проверенных практикой последних четырех лет – является основой нашего дальнейшего стабильного развития» [53]. Присмотревшись, можно заметить, что из восьми первых слов, которыми начинается фраза, произнесенная, пять начинаются на «пр». И еще в двух звучит «р». Понятно, что такая фраза (а точнее, ее первая и ключевая с точки зрения общего смысла текста, часть) с гораздо большей вероятностью запомнится слушателям, причем почти все, кто запомнит эту мысль, не смогут назвать истинную причину, по которой они выделили эти слова из всего текста.

Мы подробно остановились на этом примере еще и потому, что хотели подчеркнуть, что нынешние кремлевские спичрайтеры виртуозно владеют русским языком. По итогам же нашего анализа можно сделать обоснованный вывод, что нынешний кремлевский спичрайтинг вполне соответствует тем серьезнейшим задачам, которые ставит и решает президент.

Далее рассмотрим манеру публичного произнесения Посланий двух президентов, поскольку эффект, который произведет речь на аудиторию, зависит от двух факторов. Первый: качество составления текста (убедительность аргументации, логическая структура, доступный для понимания слушателей язык). Второй – ораторское мастерство. Ведь даже самая интересная речь при «бубнении себе под нос» не произведет впечатления.

Владимира Путина отличает раскованность. Он может с лёгкостью отклониться от написанной на бумажке речи. Эти «лирические отступления» оказываются едва ли не интереснее всего остального выступления и расходятся на цитаты. А когда речь идёт о цифрах, Путину, как правило, не требуется даже смотреть в записи, словно все основные показатели он держит у себя в голове.

В посланиях президента 2000–2007 годов [53] нет никаких следов конфликта «нового» и «старого». Это тексты безусловно и целиком «новые», направленные на разрыв с прошлым. Выбор слов характеризует их автора как реформатора, технократа, прагматика. В стилистике и лексике посланий отсутствует прямая связь с советским официозом и попытки построить патриотический новояз.

Для современных публичных выступлений характерно целевое намерение говорящего – «руководство социальной практикой», «управление общественным мнением». Послание В.В. Путина – это обращение-уверение, обещание, «клятва» в контексте публичного диалога, и для данного высказывания определен свой отбор языковых средств, характерных для современной публицистики, основанной на аргументации.

Речь у Путина строится свободная композиция рассуждения; тон ее – официальный, но нейтральный стиль изложения; риторические фигуры минимизированы и обеспечивают убедительность аргументативного строя речи. В целом, основная цель выступлении – создать прецедент важности и значимости предмета речи, подчеркнуть его актуальность для общественного внимания. Таким образом, публичное изложение Послания – это стремление объединить аудиторию, сплотить общество, решить важнейшие задачи социально-культурной практики. В речи В.В. Путина учтены традиции классической риторики и опыт произнесения торжественных речей. Можем предположить, что подобная индивидуальная манера продиктована особенностями коммуникативного портрета говорящего и существующими в современной публичной практике требованиями имиджевой спецификации выступления. Отметим, что средствами выражения авторского «я» в со в текстах посланий являются традиционные для таких жанров метафоры, метонимии, сравнения, риторические вопросы, которые достаточно частотны в общем контексте речи; использование тематических и лексических повторов, рядов однородных членов, активное привлечение конструкций разговорного синтаксиса, что отражает современные процессы, происходящие в русском языке.

За два года, прошедших с момента выдвижения Дмитрия Медведева преемником В.В. Путина, его манера публичных выступлений и речь претерпели заметные изменения, хотя он не стал вдохновенным оратором. Но сегодня за мыслью президента можно следить почти без напряжения, и видно, что он получает удовольствие от своей роли.

Официально он стал преемником Владимира Путина год назад, когда на встрече с президентом кандидатура Медведева была выдвинута представителями «Единой России», «Справедливой России», «Гражданской силы» и Аграрной партии. Первое публичное выступление преемника – на съезде «Единой России» – было весьма сумбурным, особенно грамматически. [39]

Столь же сумбурной была речь Медведева на пути из преемников в президенты и в дальнейшем. Это объясняется, скорее всего, отсутствием четкой концепции имиджа, без которой невозможно создать речевую индивидуальность: стиль речи формируется только при наличии идеи. О том, что речи будущего президента не хватает индивидуального начала, говорил низкий индекс цитируемости.

Многословность, нечеткость формулировок, незаконченность мысли и внутренняя алогичность большинства высказываний не соответствовали статусу Медведева, чья должность подразумевала ответственность за вполне конкретные вещи. Два наиболее частотных в его выступлениях слова – «мероприятия» и «соответствующее» – тоже не вызывали прямых.

Динамика его речевого имиджа на примере анализа речевой манеры изложения Посланий 2008–2009 гг. [53] очевидным образом отражает творческие искания рабочей группы. Безусловно, изменилась к лучшему манера интонирования и жестикуляции, выработан навык работы с камерой, не так сильно хромает синтаксис, стало меньше лексических ошибок и повторов. Почти забыто слово «соответствующие». И даже меры Дмитрий Медведев теперь почти не предпринимает, а в основном все-таки принимает. Словарный запас заметно расширился, и его любимое существительное теперь – «формат», а любимое прилагательное – «особый». Это куда более прогрессивно, чем бюрократические «мероприятия». Предложения все так же тяжеловесны, однако за мыслью в большинстве случаев уже можно следить почти без напряжения.

Полностью избавиться от подражательности В.В. Путину все же не удалось, Дмитрий Медведев произносит резкие короткие словосочетания оценочного характера (наподобие «политических уродцев»), явно заимствованные из путинской риторики. Они несколько выбиваются из общего потока, так же как и неопределенно-личные обороты, содержащие угрозу.

В целом образ президента приобрел более четкие очертания, стало понятно, на какие слои населения он опирается и кем хочет быть в глазах аудитории. Он хочет быть прогрессивным, динамичным, эмоциональным и образованным.

Он цитирует русских юристов и китайских философов. Его основные ценности можно назвать гуманистическими: ключевые слова «человек», «личность» часто фигурируют как в контексте индивидуального развития, так и в контексте развития государства. Обращение «дорогие друзья», преобладающее в публичных выступлениях, поддерживает эту часть имиджа. Так же как и постоянное использование глагола «объяснить». Ну а определение «понятный» становится положительной характеристикой, что должно лишний раз подчеркивать обращенность политики Медведева к конкретному человеку.

Вместе с тем речь Дмитрия Медведева – это речь технократа и юриста, для которого важнее всего соблюдение норм закона. Технократичность подтверждает и пристрастие к подсчетам: концепция четырех «и», пять приоритетов внешней политики, шесть принципов Медведева – Саркози. [53]

В активе Дмитрия Анатольевича пока нет ярких и запоминающихся речей, а выступать Медведев предпочитает «по бумажке». Многие наблюдатели отмечают, что в манере его выступлений есть немало «путинских» ноток. Этому есть вполне логичное объяснение: спичрайтеры у них пока одни и те же. Но если Владимир Путин может позволить себе не следовать написанному, то Дмитрий Медведев предпочитает не отклоняться от заранее заготовленного текста.

В целом влияние речи президента на речевую практику общества пока незначительно. Некоторые жаргонные словечки, использованные Дмитрием Медведевым, прочно вошли в обиход – однако вряд ли следует считать это удачной находкой. Так, глагол «кошмарить» активно используется в повседневном общении, но вовсе не в том контексте, в котором был упомянут Медведевым.

Таким образом, мы можем говорить о том, что с помощью текста Послания, характера используемых в нем различных технологий спичрайтинга, манеру его публичного изложения, формируется определенное представление об имидже главы государства.

Появление Путина на политической сцене было подано проектировщиками как загадка. Путин был явлен народу из ниоткуда, и его публичное поведение, сочетавшее в себе стилистически чрезвычайно разнородные элементы, не давало никаких оснований для выводов о его возможном поведении. И недолгое путинское премьерство, и первый год президентского правления прошли под лозунгом «Who is Mr. Putin?» Президентская кампания, разумеется, не дала ответа на этот вопрос. Конструирование четкого образа, и тем более формулировка любого рода непротиворечивой идеологии была бы невыгодной стратегией для Путина, посему ничего такого и не произошло.

В Посланиях Федеральному Собранию 2000–2007 гг. [53] Путина появляются смыслы, связанные с тем, что при конструировании его речевого имиджа используется роль Стратега, политика, смотрящего в будущее, заранее решающего проблемы, которые пока лишь маячат на горизонте российской внутренней политики. В текстах, произносимых Владимиром Путиным, появляется мысль о том, что Россия уже в состоянии решать глобальные задачи, о которых мы уже говорили выше.

Еще одна компонента речевого имиджа Путина – «Отец народа», человек, заботящийся о населении страны, делающий все возможное для повышения материального уровня жизни граждан страны, их духовного потенциала: «Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это её граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну». [53]

И последняя компонента речевого имиджа Путина, обнаруженная нами при анализе его выступлений – «Порядочный человек». Во многом она уникальна для современной политики, где ради выгоды, политического преимущества соперничающие партии готовы пойти на любые этические нарушения. Для Путина это неприемлемо.

Можно сделать вывод, что речевой имидж президента Владимира Путина складывается из нескольких ролей, наиболее важные среди них – «Державник», «Сильная рука», «Пламенный борец», «Отец народа», «Преданный человек», «Порядочный человек»

Путин – блестящий коммуникатор, свободно ориентирующийся в различных коммуникативных ситуациях. Президент – опытный оратор, которого трудно поставить в тупик каким-либо вопросом.

В речах Путина преобладает конкретика, он пытается не давать пустых обещаний, избегает сложных риторических конструкций. Путин говорит конструктивно, четко, взвешивает каждое слово, всегда произносит именно то, что хотел сказать. Случайные оговорки для президента России не характерны.

Если опираться на вышесказанное, речевой имидж Владимира Путина – сложная конструкция, состоящая из многих элементов, которые пользуются поддержкой электората. Разработчики речевого имиджа президента квалифицированно выполнили свою работу, учли особенности характера, прошлое Путина и, опираясь на это, создали яркий имидж главы государства.

Сейчас В.В. Путин олицетворяет сильную власть, полностью контролирующую ситуацию. При этом никто даже не старается скрывать, что в ней присутствует некий налет авторитаризма.

Имидж Д.А. Медведева рассматривается сейчас очень пристально, анализируется буквально каждая мелочь, как в облике Президента, так и в его речи. И это оправданно, поскольку его Послания Федеральному собранию служат одним из средств формирования его облика как политика и как человека.

Например, послание 2008 г. было самым продолжительным и заняло ровно 100 минут. 93 из них глава государства посвятил вопросам внутренней политики – говорил о модернизации экономики, науки, производства. В Кремле обращение президента слушали около 1000 человек – члены обеих палат парламента, правительство, председатели Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов, представители религиозных конфессий, а также около 400 журналистов.

После выступления большинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.

Дмитрий Медведев стал президентом России в возрасте 42 лет и его можно называть самым молодым правителем России (с 1917 г.) и самым молодым президентом из нынешних лидеров европейских государств. Общество моментально назвало его «переемником Путина». Во всем ли Дмитрий Медведев преемник Владимира Путина?

Отличием Медведева от Путина, по мнению многих россиян, является его корректность, вежливость, умение хорошо говорить, сдержанность, рассудительность. Наиболее характерным эмоциональным состояниям для Медведева, по мнению большинства людей, являются: спокойствие, уравновешенность, хладнокровие.

Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, и располагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшего президента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучная фамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый».

На мой взгляд, модель имиджа Д. Медведева формировалась на использовании психологически важного для имиджа соотношения «фигура – фон». В отличии от экс – президента В.В. Путина, у Медведева очень сложное положение. Сейчас В.В. Путин олицетворяет сильную власть, полностью контролирующую ситуацию. При этом никто даже не старается скрывать, что в ней присутствует некий налет авторитаризма. Но имидж Путина формировался на фоне имиджа Б.Н. Ельцина. Медведеву гораздо сложнее – ему нужно не упасть в «грязь лицом». Его будут сравнивать с Путиным и все его поражения будут отрицательно влиять на его имидж.

Когда Медведев появился первый раз на телевиденье, многие стилисты обсуждали его нелепый костюм. Сейчас костюмы Д.А. Медведева шьются ему на заказ у лучших французских и итальянских дизайнеров. Костюм сшит и идеально сидит. При этом не изменилась цветовая гамма галстуков – это синий, серый, и красный. Стиль Медведева выдержанный, геометрически правильный. Причем мы видим Медведева не только в строгих костюмах. Мы его можем увидеть и в простом пуховике (съемки в горячей точки), в спортивном костюме (на спортивном мероприятии), и в джемпере (если он проводит время семьей или не на официальной встрече). То есть образ политика – это не всегда деловой костюм, имидж должен быть мобильным, пластичным – соответствовать разным ситуациям. Прекрасным примером, может быть имидж Д.А. Медведева.

Одной из причиной успеха, Дмитрия Анатольевича Медведева является его не разгаданность, мы не знаем, что от него ожидать, но мы уверены в нем.

Естественно, что биография – это часть легенды. С помощью легенды имидж внедряется в массовое создание. Разная часть легенды действует на разные целевые аудитории:

Д.А. Медведев отличный семьянин и у него растет сын – это средняя цифра для российской семьи. Постоянное упоминание Дмитрия Медведева о семье неслучайно – он отличный семьянин и стремится каждую свободную минуту провести дома.

В здоровом теле – здоровый дух: хобби президента – это плаванье. Имидж Д.А. Медведева – человек спортивный, здоровый….

Став приемником Владимира Путина, повестка дня каждый день освещала каждый его шаг. Поэтому в рекламе он не нуждался. Кроме того, Медведев заявил, что у него нет лишних средств на продвижение собственного имиджа. Но именно – эта фраза и являлась двигателем честного, скромного и экономичного образа человека.

Еще одной причиной успеха имиджа Д.А. Медведева является его пластичность. Дмитрий Анатольевич довольно адекватно ведет себя в постоянно меняющейся обстановке в стране, помогает ему в этом его молодость и энергичность. Манера поведения Медведева меняется в зависимости от ситуации. Он собран во время выступлений, расстроен на похоронах, сдержан во время выступлений. Отмечают его адекватную реакцию в разных ситуациях. Полагают, что в чрезвычайной ситуации он будет действовать решительно, собранно и жестко.

Образ партии страны – лишь одна из составляющих образа кандидата. Даже фамилия совпадает с символом партии – медведем. Простая случайность? Если да, то это может стать неплохим приемом для имидж-мейкеров. Так как соотношение президент – партия – это основа всей страны и они могут одновременно работать друг на друга. Таким образом, имидж Дмитрия Анатольевича Медведева не копия имиджа Владимира Путина, чего все негласно ожидали, а во многом его противоположность.

За время правления Владимира Путина у специалистов родился термин «Путин-эффект». Все, что носит Владимир Владимирович, немедленно становилось популярным у других политиков и у населения страны. Как только Путин был замечен с часами Patek Philippe на запястье, модели этой марки стали самыми продаваемыми в luxury-сегменте России.
Чуть позднее тогдашний президент был сфотографирован во время визита в Китай в часах Breguet Marine, и они были сметены с прилавков бутиков в считанные дни после публикации фото. Владимир Владимирович сумел сделать свой стиль популярным и в массах. К примеру, знаменитые президентские куртки-аляски с капюшонами, отороченными мехом, получили прозвище «путинки» и большую народную любовь.

Дмитрий Анатольевич вырос в семье академиков, в одном из простых районов Ленинграда. Но это не значит, что такие понятия как чувство стиля и вкус к роскоши неприменимы к нему. По всему видно, что к своему имиджу новый президент относится серьезно и хорошо знаком с модой.
Зарубежные СМИ называют нашего нового президента одним из самых элегантных политиков мира. В интервью журналу Paris Match он признался, что неравнодушен к стилю денди. Рассказал Медведев и о любви к часовой марке Frank Muller. Он старается подбирать цвет циферблата так, чтобы он гармонировал с цветом сорочки. Пожалуй, это можно назвать проявлением «дендизма».

В некотором роде проявления «дендизма» проявились и в подготовке Послания. Лидерские качества Медведева проявились с первых минут выступления. Речь Президента была четкой, конкретной, а главным лозунгом являются уже известные слова: «Россия вперед!». Критики отмечают, что общество ожидало услышать в послании «Путинские» нотки, но их практически не было, в речь чувствовалась особенность и самостоятельность Президента. Данный момент подтверждается тем, что при подготовке послания Медведев менял состав разработчиков и правил программу самостоятельно.

Тексты Посланий Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008–2009 гг. [53] транслирует через российские СМИ определенные эмоционально-ценностные компоненты имиджа президента, такие как бескорыстие против эгоистичности; идеальность против бескультурья; отважность против трусливости; государственность против опрометчивости. Общее эмоционально-ценностное впечатление от Посланий можно выразить словами «взрослый, координированный, убедительный», т.е. воспринимается весьма убедительно.

Эмоциональные компоненты текста весьма разнообразны. Удивление заметно лишь в конце текста. Интерес выражен в средней степени и усиливается в самом конце. Презрение в тексте практически отсутствует. Сильный дефицит эмоции страха выражен равномерно, что выражается в чувстве уверенности и надежности. Таким образом, наиболее контролируемыми параметра текста Посланий являются: отвага, т.е. сильная воля и полное бесстрашие; государственность, т.е. разумность, осмотрительность и экономия.

Эксперты полагают, что дух и основная направленность Посланий президента утверждают Д. Медведева как самостоятельного политического лидера, создают ему новый имидж, уже не связанный с Путиным, формируют его новый «политический стиль», отличный от путинского, и определяют его дальнейшую политическую карьеру.





Заключение

 

Проведенный в нашей работе анализ текстов Посланий Федеральному собранию двух президентов РФ за 2000–2009 гг., а также принимая во внимание цели и задачи нашего исследования, в заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1. Нами были рассмотрены и определены значение термина «спичрайтинг», выявлены его характеристики, методы, технологии.

Мы определили, что в переводе с английского спичрайтинг переводится, как написание речи (от speech – речь и writing – написание). В России этот термин появился в начале 1990-х годов, однако, до сих пор в государственных органах нет такой официальной должности.

Тема спичрайтинга исследована как лингвистами, так и психологами, Спичрайтинг – это процесс создания текста, который готовится для публичного чтения или произношения перед аудиторией. В наши дни всё чаще можно слышать определение «что такое спичрайтинг» в более широком смысле: спичрайтинг – это особая PR-технология, консалтинг того или иного лица по вопросам организации публичного выступления, а также создание текстов для этого выступления

Спичрайтинг как особая технология PR имеет свои отличительные от практической риторики черты, которые можно кратко сформулировать следующим образом: устное публичное информирование целевой общественности от имени первого лица с позиций субъекта PR и в интересах этого субъекта.

Будучи неотъемлемой частью ораторского искусства, спичрайтинг использует разнообразные технологии. Подготовка текстов выступлений всегда согласуется, в окончательный текст вносятся правки, расставляются необходимые акценты. При этом главная задача спичрайтера состоит в том, чтобы написать речь, которая была бы максимально интересной для слушателей. Официальные выступления, тексты которых готовят квалифицированные спичрайтеры, всегда надолго запоминаются и оставляют хорошие впечатления. Главный «инструмент» спичрайтера – речь.

2. На основе теоретических положений о назначении и функционировании технологий спичрайтинга в публичной речи нами был выполнен практический анализ Посланий Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка и сравнение его с Посланиями его предшественника В.В. Путина в 2000–2007 гг., что позволило нам проследить последовательную динамику совершенствования и актуализации обозначенных технологий для формирования положительного имиджа двух президентов.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать не только о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазах граждан имидже. Ведь общество, как известно, склонно не только слушать речь Президента, на и наблюдать за тем с какой интонацией он говорит, во что одет, какие примеры приводит он в своей речи, уверенно ли говорит и т.п. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты – поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов – в стиле поведения и т.п. Вот почему так важно правильное применение спичрайтинга для написания Послания.

3. Нами были также рассмотрены пути формирования положительного имиджа Президента Д.А. Медведева на основании текста Послания и сравнение их с аналогичными технологиями, использованными при формировании имиджа В.В. Путина, поскольку такое сравнение постоянно происходит в прессе и на телевидении, а также у различных исследователей, потому что Медведева чаще всего именуют преемником Путина.

Анализ стилистики речи Дмитрия Медведева, с опорой на мнения журналистов, политиков, социологов, филологов, показывает, что он во многом похож на стиль Владимира Путина. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию слушатели не увидели ничего того, что стало бы важным в дальнейшей политике страны. Предложения были неяркими, общеизвестными и, к сожалению, без аргументации путей решения проблем.

Несомненно, успех модернизации страны зависит от качества политической системы. На сегодняшний день в стране, в основном, реализована модель политической системы образца президента Путина с доминирующей партией. Она сыграла свою роль. Сейчас начато формирование новой модели образца президента Медведева, с партиями-конкурентами в региональных парламентах, что закономерно обострит конкуренцию в политической системе. Эта модель, несомненно, в большей степени соответствует целям модернизации страны.

Исследование показало, что быть хорошим политиком – это не только быть умным стратегом, но и хорошим оратором.

Таким образом, можно сделать вывод, что не только речь может сделать политика популярным среди аудитории, но и внешний вид, его внутренняя уверенность и хорошая дикция.

В целом же, по итогам нашей работы, можно отметить, что роль технологий спичрайтинга в современной политике, несомненно огромна, поскольку составители публичных речей отвечают не только за слова, которые Президент озвучивает в тексте Послания, но и за его имидж, который кроется за этими словами. А имидж главы государства, как известно, создает и имидж страны в целом.

 



Список литературы

 

1. Аги У. Самое главное в PR [Текст] / У. Аги, Ф.О. Кэмерон, Д. Уилкокс. – СПб.: «Питер», 2004. – 560 с.

2. Адамьянц Т.З. Диалог или воздействие? [Текст] / Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения»: Социальные процессы в современной России: традиции и новации». Т. 2. – М.: КДУ, 2007. – с. 326–329

3. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 176 с

4. Бенедиктов К. Играя в прятки с большим братом [Текст] // Смысл, №14, 2007, с. 106–108.

5. Бойко Т.Н. Основы мастерства спичрайтера, – М.: Гардарика, 2009. – 160 с.

6. Бориснёв С.В. Социология коммуникации [Текст]: учебное пособие / К. Бориснёв. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.

7. Буари Ф.А. Паблик Рилейшнз, или стратегия доверия [Текст] / Ф.А. Буари. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»: Инфра-М, 2001. – 178 с

8. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации [Текст]: учебное пособие / Д.П. Гавра. – Ч. 1. – СПб.: Роза мира, 2005. – 173 с.

9. Герасимова Г.И. Кампания в сфере коммуникаций: интегрированный подход [Текст] сборник тезисов // Связи с общественностью как социальный институт: история, современность, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. Герасимовой Г.И. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. – 204 с.

10. Гойхманэ О.Я. Теория и практика референтской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхманз, – М.: Олма-пресс, 1999. – 172 с.

11. Демин Ю.М. Бизнес-РR. – М.: Весна, 2003. – 398 с.

12. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз [Текст]: учебное пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. – Пер. с англ. – Под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416 с.

13. Диденко О.В. Связи с общественностью, – Мн.: Книжный дом, 2008. – 274 с.

14. Дридзе Т.М. Социальные коммуникации в управлении с обратной связью [Текст] // Социс. – 1998. – №10. – с. 44–49

15. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

16. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR [Текст] / А.Б. Зверинцев. – Изд 2-е. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 288 с.

17. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества / Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. – 582 с.

18. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваиш Ф, Настольная энциклопедия Public Relation. М., 2002

19. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью: вводный курс [Текст]: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 120 с.

20. Капра Ф. Скрытые связи [Текст] / Пер. с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2004. – 336 с.

21. Катлип С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика [Текст]: учебное пособие. / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. – Изд 8-е. – Пер. с англ – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 624 с.

 

 

Введение

 

Спичрайтинг (Speechwriting – англ. «написание речи») – это подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией [31, 22]. На современном этапе, услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества.

Данное явление широко распространено в политических технологиях. Написание текста в спичрайтинге происходит под контролем политика. При необходимости указывается, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера – передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.

Стоит предположить, что, по-видимому, нет более важной и интересующего многие массы россиян речи, чем речь Президента страны. Именно благодаря целостности и содержанию такой речи каждый слушатель делает свои выводы: как о политике Президента, так и коммуникативных особенностей главы государства, особенно если это первое послание к Федеральному посланию российского лидера. Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, по какому пути пойдет Россия в ближайшее время.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в многочисленных средствах массовой информации тема обращения Президента к Федеральному собранию анализировалась лишь с точки зрения использования информационной и воздействующей функций. Однако более детальное рассмотрение послания: системного анализа первоисточника, особенностей целостности текста, лингвистической стороны выполнено не было. Также ни в одном источнике не было проведено анализа коммуникативных, экспрессивных, эстетических, а также ресурсных функций языка Дмитрия Медведева.

Тем не менее, тема спичрайтерства на сегодняшний день достаточно актуальна и исследована, прежде всего, потому, что являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.

Тема спичрайтинга исследована как лингвистами, так и психологами, философами, социологами и политологами. Русское спичрайтерство отражено в исследованиях «хрущево-брежневского», «горбачевского» периода, анализируются иностранные тенденции в формировании российского спичрайтинга. На сегодняшний день внимание к спичу известных политических деятелей значительно возрастает.

Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральному собранию в контексте технологий спичрайтинга.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

– рассмотреть понятие и значение спичрайтинга;

– выполнить практический анализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;

– разработать пути совершенствования использования технологий спичрайтинга в деятельности российских политиков.

Объектом работы являются технологии спичрайтинга. Предметом работы является особенности использования технологий спичрайтинга российским Президентом Дмитрием Медведевым.

В работе использовалась учебная и научная литература по технологиям спичрайтинга, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора. Рассмотрим основные источники для подготовки работы.

Учебное пособие Бойко Т.Н. «Основы мастерства спичрайтера» отражает основные технологии спичратинга. Автор исследует основные ошибки при разработке текстов, а также особенности публичного выступления ораторов.

В учебном пособии Гойхманэ О.Я. «Теория и практика референтской деятельности» рассматривались этапы работы референта в подготовке письменных заказов: исследование темы разработки, сбор материала для работы, обработка собранного материала, методика написания работы. Данное учебное пособие – первый опыт комплексного обучения референтов. Рекомендации, как быстро читать, внимательно слушать, грамотно писать и красиво говорить, соблюдать протокольные требования и др.

Невозможно изучать технологии спичрайтинга не исследовав понятие PR. Для изучения данного вопроса исследовались книги Диденко О.В. «Связи с общественностью», Макова В.В. «Связи с общественностью», Шишкиной М.А. «Паблик рилейшнз в системе социального управления».

Интересен для исследования материал Ю. Демина «Бизнес-РR». Эта книга о современных подходах в области связей с общественностью. В ней показано, как сочетается классическая западная теория PR с современной российской практикой. В работе использованы материалы известного российского журналиста А. Колесникова, являвшегося пиар-консультантом и спичрайтером ряда российских политиков, PR- и GR-консультантом ряда российских корпоративных структур.

Наиболее широко использовалось учебное пособие А.Д. Кривоносова «Основы спичрайтинга», в данном пособии впервые представлено научное определение «спичрайтинга», его основные положения – алгоритм подготовки, написания и исполнения устного публичного выступления.

Немаловажную роль в подготовке работы играют Интернет-источники. В работе использовались Интернет-публикации таких авторов, как А. Серенко, И.А. Стернии об основных технологиях спичратинга.

Ораторское искусство и риторика – основа технологий спичрайтинга. Изучение данного вопроса осуществлялось с помощью материала Ю.В, Рождественского «Теория риторики. Данная книга имеет своей задачей осмысление и систематизацию актуальных проблем риторики и теории коммуникаций в перспективе развития современных средств обмена информацией, и динамики языка делового общения, их места в жизни общества. Подход к решению задач, встающих на нынешнем этапе развития форм общения (устная речь, письменная речь, язык средств массовой информации, язык средств электронной коммуникации) определен общими культуроведческими установками, характерными для исследований автора.

Особенности развития риторики и ораторского искусства отражены в учебнике Лойе Н.Н. «Ораторское искусство». Особенное внимание в учебнике уделяется вопросам дидактики в системе современного русского языка.

Практическая часть работы включает в себя исследование автора по материалам текста Послания Президента РФ к Федеральному собранию.

Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования материалов работы для студентов при изучении вопросов политического спичрайтинга.

Дипломная работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

 

 



Описание технологий спичрайтинга

Дата: 2019-12-10, просмотров: 186.