Анализ и интерпретация полученных данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенка. Ведущей деятельностью, согласно Д.Б. Эльконину, все еще остается общение в системе общественно полезной деятельности; познавательные и профессиональные интересы пока полно не сформированы. Еще одна особенность возраста заключается в способности к абстрактному мышлению, которое имеет пик своего развития именно в этот период, отсюда тенденция воображения уходить в сферу фантазий. Образ «Я» в этом возрасте относительно не определен, диффузен и расплывчат.

Теоретический анализ возрастной проблематики, а также различных теорий выбора привел нас к пониманию следующих моментов:

- выбор профиля - есть начальный этап профессионального самоопределения. Согласно концепции М.Р.Гинзбурга и других исследователей, выбор профилирующего направления деятельности должен осуществляться на основании представлений о собственных ценностей, о способах реализации этих ценностей в будущем, в нашем случае, в профилирующем направлении деятельности.

- выбор, как сознательный и волевой акт, всегда включает в себя действие по пристраиванию образов будущего, которое может возникнуть в результате предпочтения той или иной альтернативы. Другими словами осуществление выбора должно происходить из будущего. Таким образом, как наиболее предпочтительная модель выбора профиля, нами заявляется, модель выбора «из будущего».

На основании этих теоретических утверждений нами была выдвинута гипотеза: отсутствие образа будущего во взаимосвязи с настоящим является главной причиной, затрудняющей осуществление выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Далее представлена интерпретация количественных показателей анкетного опроса.

 

Таблица 1. Основания выбора профиля девятиклассников.

Предпочитаемая модель выбора  Дети.  Родители.  Педагоги.
Из прошлого 10 % 12 %  12 %
Из настоящего 15 % 25 % 20 %
 Из будущего 20 %  58 %  59 %
 Формально осуществленный выбор  4 % 5 % 9 %
 Отсутствие выбора  51 %    

 

Интерпретация количественных показателей таблицы №1.

Первое, что обратило на себя внимание, это то, что чуть больше половины детей (51 %) не определились с выбором профиля. Только 20% детей осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения исходя из представлений о желаемом будущем, то есть только 1\5 учащихся девятых классов использует модель выбора, заявленную нами как наиболее предпочтительная. 10 % опрошенных девятиклассников в своем выборе опирались на прошлый опыт: успех или неуспех по тем или иным предметам; 15 % делали свой выбор на основании потребности реализации определенных познавательных интересов. С точки зрения родителей и педагогов (больше половины ответов из той и другой групп респондентов) наиболее предпочтительной и целесообразной является модель выбора «Из будущего». Следующая по предпочтению (25% родителей и 20% педагогов) модель выбора «Из настоящего», то есть предпочтение профиля на основании интересов. И только 12% и родителей, и педагогов считают, что выбор профиля должен осуществляться на основании успехов/неуспехов по предметам выбранного профиля.

При выявлении оснований выбора профиля девятиклассники разделились на две группы: 49% - это учащиеся, которые приняли решение о том, какой профиль предпочесть, 51% - это учащиеся, которые еще не осуществили выбор.

 

Таблица №2. Трудности, с которыми столкнулись девятиклассники при осуществлении выбора профиля.

 Трудности

 Девятиклассники

Родители

 Педагоги

Осуществившие выбор Неосуществившие выбор
Связанные с неумением выстраивать картину будущего 52 % 65 % 73 % 50 %
Связанные с неопределенностью интересов, и\или с противоречием между интересами и целями 14 % 19 % 14 % 41 %
Связанные с дефицитом информации о содержании профилей  33 % 14 % 11 % 7 %
 Связанные с несогласием референтных лиц 1 % 2 % 2 % 2 %

 

Интерпретация количественных показателей таблицы №2.

Данные таблицы позволяют увидеть следующее. И родители, и педагоги, в общем, солидарны (73% и 50%) в понимании основных трудностей, с которыми может столкнуться ребенок, осуществляя выбор на данном возрастном этапе. Эти трудности связаны с неумением выстроить относительно определенную картину собственного будущего, которая и должна являться точкой отсчета в принятии решения по предпочтению той или иной альтернативы. Значительный процент педагогов (41%), возможно, в силу профессионального опыта, указывают на неопределенность интересов и противоречие между целями и предметными интересами учащихся. К ним присоединились только 14% родителей. Особо обращает на себя внимание тот факт, что больше половины детей (как в определившейся в своем выборе группе, так и в неопределившейся группе) указывают на трудности связанные с неумением четко представить следствия выбора того или иного профилирующего направления деятельности. На наш взгляд, указание большей части детей именно на эти трудности, также говорит о том, что учащиеся осознают всю серьезность выбора, понимают, что принятое решение повлияет на их будущее, на их дальнейшую профессиональную деятельность, другими словами выбор профиля осознается девятиклассниками как важный и ответственный момент в их жизни, имеющий свои следствия в будущем. 33% детей, принявших решение в выборе профиля, указали на то, что одна из главных трудностей, с которыми они столкнулись при осуществлении выбора, явился недостаток информации о содержании профилей. Можно предположить, что это недостаток предпрофильной подготовки конкретного учебного заведения.

 

Таблица №3. Содержание предпрофильной подготовки.

 Блоки Девятиклассники  Родители Педагоги
Консультативно-диагностический  15%  24%  30%
Обучающие выбору тренинги 12% 10%  13%
Профориентационный 51% 48% 39%
Информативный  20%  26%  14%
Предпрофильная подготовка не требуется 3 %  2%  4%

 

Интерпретация количественных показателей таблицы №3.

В общей сложности ответов, можно судить, что респонденты солидарны в понимании необходимости проведения предпрофильной подготовки. Значительная часть девятиклассников, родителей и педагогов (соответственно 51%, 48% и 39%) видят важной составляющей предпрофильной подготовки – профориентационную работу, это еще рез подтверждает, что выбор профиля рассматривается респондентами трех групп как начальный этап профессионального самоопределения. В остальном, распределение ответов относительно равномерно у всех трех групп, что, возможно, подразумевает, равную степень важности наличия всех блоков предпрофильной подготовки. Таким образом, можно сделать вывод, что предпрофильная подготовка должна представлять собой комплекс мероприятий, способствующих осуществлению ребенком сознательного и ответственного выбора.

 



Заключение

В результате исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, отсутствие умения построения картины будущего во взаимосвязи с настоящим является и осознается и девятиклассниками и их ближайшим окружением главной причиной, затрудняющей осуществление осознанного выбора профиля обучения в конце 9-го класса. Кроме того, что особенно тревожно, оказалось, что 51 % детей оказались совершенно неподготовленными к принятию важного решения. Также был выявлен запрос на проведение профориентационной работы, как важной части предпрофильной подготовки. В связи с этим, нужно заметить, что организация предпрофильной подготовки, как комплекс мероприятий, просто необходима, в силу возрастных особенностей и общей неподготовленности ребенка к совершению ответственного выбора. Особое внимание, по результатам исследования, необходимо уделить профориентационным методикам, способствующим развитию навыков планирования, проектирования будущего, построения альтернатив и выделения критериев для их сравнения.

 



Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте деятельности. М., 1973. 288 с.

2. Аронова Е.А. Исследование психологической готовности и ресурса для самоопределения на школьном финише // Диплом. Красноярск, 1999.

3. Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2000 г.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна, Москва, 1995.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

7. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982, т.4.

9. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Теоретическое исследование, http://www.voppsy.ru.

10 Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения // Диссертация. М., 1996.

11. Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков // Методические разработки. М.,1988.

12. Гончар М. Организация профильного обучения. // Первое сентября. 2003, №8, с.1-6.

13. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

14. Карпов А.В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности. Ярославль, 1985.

15. Карпов А.В. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе // Учебное пособие. Темплан, 1986.

16. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М. 1991.176 с.

17. Козелецкий Ю.Психологическая теория решений. М., 1979.

18. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989 г.

19.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Министерство образования Российской Федерации Российская Академия образования. М., 2002.

20. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утв. Приказом Министра образования №2783 от 18.07.2002

21. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. 196 с.

22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, Москва, 1998.

23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т.М., 1983.

24 Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995, №1.

25. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001, №1.

26. Лукина А.К. Региональная модель профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант // Монография. М., 2004. 97 с.

27. Мудрик А.В. В поисках своего «Я»// Семья и школа. 1998, № 10.

28. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1985.

29. Немов Р.С. «Психология развития», Москва 1998.

30. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени школьного образования: Приказ Министра образования РФ №2783.// Народное образование, 2002, №9

31. Обухова Л.Ф.. Детская психология. Теории факты проблемы. М., 1998. 352с.

32 Павленко О. Старшеклассник в профиль: заметки на полях «концепции профильного обучения в старшей школе»// www.russ.ru

33. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. М., 1984.

34 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.-Л., 1932.

35. Пинский А. Подготовка перехода старшей школы на профильное обучение // Первое сентября, №8, с.2-3.

36. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002. 127 с.

37 Практическая психология образования. М., 1991с. 372-385,

38 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003г.

39. Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002 №970-13.

40. Распоряжение Правительства Российской федерации от 29.12.2001 №1756-р.

41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973. 423 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

43. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Вопросы психологии, 1984, №4.

44. Технология формирования социальных навыков // Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара, 2001.с. 13- 17.

45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.

 



Приложения

Приложение 1

Анкета для девятиклассников

Уважаемый девятиклассник! Не за горами то время, когда придется делать важный выбор: Что делать дальше? Какой профиль дальнейшего обучения выбрать? Как сделать правильный выбор?

Эта анкета направлена на то, чтобы понять, как надо перестроить наше образование, чтобы Вы могли осуществить свою мечту.

1. Ваш возраст

2. Пол

3. Состав Вашей семьи (подчеркните нужное).

- мама (мачеха).

- отец (отчим).

- количество детей в семье.

- другие члены, проживающие вместе (кто).

4. Можете ли Вы сказать, с чем Вы связываете понятие «жизненный успех»? (выберите не более 3-х ответов):

1. Материальное благополучие.

2. Хорошая, дружная семья.

3. Высокое общественное положение, служебная карьера.

4. Уважение окружающих, верность друзей.

5. Здоровье важнее всего на свете.

6. Любимая работа.

7. Принести пользу обществу, другим людям.

8. Получить от жизни все удовольствия, жить без забот.

9. Жить как все, не высовываться.

10. Слава, известность.

11. Другое (что именно)

12. Никогда не задумывался над этим.

7. Вы уже выбрали профиль дальнейшего обучения? Какой? (если Ваш ответ «нет», то пропустите вопрос №8, и переходите сразу к вопросу №9)

8. Почему Вы выбрали именно этот профиль? (Укажите главную причину.)

13. Потому что мне интересны предметы, выбранного профиля.

14. Потому что я хорошо занимаюсь (разбираюсь) по предметам этого профиля, у меня есть некоторые достижения по этим предметам (выигранные олимпиады, конкурсы и др.);

15. Потому что я собираюсь поступать в учебное заведение, где нужно сдавать предметы из этого профиля;

16. Потому что этот профиль выбрали мои друзья, и я сними;

17.Одной из составляющей профильного обучения – является возможность более углубленно изучать определенные предметы. Поэтому профиль я выбрал по тем предметам, которые мне нужно подтянуть.

18. Потому что родители \ педагоги посоветовали выбрать этот профиль;

19. Я выбрал этот профиль, потому что предметы, которые в нем изучаются, наиболее активно развиваются в настоящее время.

20. Свой вариант

9. Какие возможности, на Ваш взгляд, дает введение профильного обучения? (Отметьте все варианты, с которыми Вы согласны).

21. Возможность глубже изучать предметы, которые интересны.

22. Возможность подготовиться к поступлению после одиннадцатого класса.

23. Возможность выстроить индивидуальную программу обучения.

24. Возможность попробовать разные курсы, для того, чтобы выбрать будущую профессию.

25. Возможность развивать способности по тем предметам, где уже есть определенные успехи.

26. Необходимость, встающая после девятого класса.

27. Свой вариант

10.Что вызывает (вызывало) трудности в выборе профиля? (Отметьте все варианты, с которыми Вы согласны).

28. Мне кажется, я еще не готов сделать выбор, который повлияет на мою дальнейшую жизнь. Я плохо представляю, как выбор профиля повлияет на мою дальнейшую жизнь.

29. У меня не было опыта принятия решений, от которых зависит моя дальнейшая жизнь, поэтому мне очень трудно сделать выбор.

30. Мне не хватает информации о содержании профилей.

31. Я затрудняюсь сказать, какие предметы мне больше всего интересны.

32. Я еще не знаю, куда буду поступать после одиннадцатого класса.

33. Я плохо представляю содержание той профессии, которую планирую получать после 11 класса, поэтому не уверен в правильности выбора профиля.

34 Мне интересны предметы одного профиля, но я собираюсь поступать в учебное заведение, в котором сдаются предметы из другого профиля.

35. Родители (учителя/друзья) не согласны со мной в выборе профиля.

36. Свой вариант

11. Как Вы считаете, нужна ли предпрофильная подготовка?

12. В чем, по Вашему мнению, должна заключаться предпрофильная подготовка? (выберите 2-3 ответа).

37.Я считаю, что можно обойтись и без предпрофильной подготовки.

38.Психологическое тестирование на выявление способностей и интересов;

39.Психологические тренинги, развитие способности к выбору;

40.Знакомство с различными профессиями, экскурсии на предприятия; встречи с высококлассными профессионалами, успешными людьми, которые могут рассказать о своей профессии.

41. Подробное пояснение о содержании представленных в моей и других школах профилей.

42. Знакомство с существующими профессиональными учебными заведениями (ПТУ, техникумы, ВУЗы).

43. Дополнительное изучение различных учебных дисциплин; возможность попробовать себя в различных сферах деятельности, возможность посещать различные курсов по выбору.

44. Индивидуальные консультации с преподавателем;

45. Другое

 

Благодарим за участие! Успехов!

 



Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Исследовательская группа Красноярского государственного Университета работает над созданием более благоприятных условий для образования и развития детей и подростков в городе и крае. Ваши ответы могли бы стать весомым вкладом в решение поставленных нами задач.

(Фамилию указывать не обязательно).

Несколько слов о вашей семье и вас самих. Для ответа на эти вопросы просто обведите цифру напротив правильного ответа. Если на какие-то вопросы Вы не хотите отвечать – не отвечайте.

1. Ваш возраст            2. Пол            3. Ваше образование:

01 До 30 лет                 05 – мужской 07 –нач. среднее

02 30 - 35 лет               06 –женский   08 - среднее

03 35 – 40 лет                                               09 – сред. специальное

04 старше 40                                       10 - высшее

11 – ученая степень

4. Можете ли вы сказать, с чем вы связываете понятие «жизненный успех» для вашего ребенка? (выберите не более 3-х ответов):

12 – материальное благополучие

13 – хорошая, дружная семья.

14 – высокое общественное положение, служебная карьера.

15 – уважение окружающих, верность друзей

16 – здоровье важнее всего на свете

17 – любимая работа

18 – принести пользу обществу, другим людям

19 – получить от жизни все удовольствия, жить без забот

20 – жить как все, не высовываться

21 – слава, известность

22 – другое (что именно)

23 – никогда не задумывался над этим.

5. Ваши планы относительно будущего Вашего ребенка после окончания 9 класса:

24 – продолжение обучения в своей школе.

25 – переход в другую школу, где есть другие профили обучения.

26 – поступление в техникум.

27 – поступление в ПТУ.

28 – пусть решает сам, я (мы) ему доверяю (ем).

29 – мы пока ничего не планируем.

30 – другое (что именно)

6. Вы, наверное, слышали, что в стране вводится профильное обучение в старшей школе. Как Вы считаете, на что должен опираться ребенок при выборе профиля? (выберите, 1 вариант, который считаете наиболее значимым).

31. Нужно выбирать тот профиль, предметы которого ребенку наиболее интересны.

32. Нужно выбирать тот профиль, по предметам которого у ребенка наиболее хорошие отметки и есть определенные достижения (выигранные олимпиады, конкурсы и т.д.)

33. Выбор профиля должен исходить из представлений ребенка о том учебном заведении, в которое он планирует поступать после 11 класса, т.е. по тем предметам, которые ему пригодятся при поступлении.

34. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому нужно выбирать тот профиль, который предпочло большинство его друзей.

35. Одной из составляющей профильного обучения – является возможность более углубленно изучать определенные предметы. Поэтому профиль нужно выбирать по тем предметам, которые ребенку нужно подтянуть.

36. В своем выборе профиля, ребенок должен полагаться на рекомендации родителей и педагогов, т. к. только они могут дать мудрый и правильный совет.

37. Предпочтение профиля должно основываться на выборе дисциплин, которые наиболее активно развиваются в настоящее время.

38. Другой вариант

7. С какими трудностями, Вы предполагаете, может столкнуться (или уже столкнулся) ребенок при выборе профиля? (1-2 главные, на Ваш взгляд, трудности).

39. В этом возрасте ребенок еще не готов сделать осознанный выбор, который повлияет на его дальнейшую жизнь.

40. В этом возрасте у ребенка нет опыта принятия решений и осуществления выбора, что является необходимой основой для осознанного выбора.

41. Главным препятствием на пути решения поставленной задачи, является недостаток информации о наполнении профилей.

42. У ребенка еще нет четких представлений о своих интересах к тем или иным дисциплинам.

43. Чтобы осуществить правильный выбор, ребенок должен представлять, что он собирается делать после одиннадцатого класса, у многих это представление (профессиональное самоопределение) отсутствует.

44. Представление ребенка о специальности, которую он планирует получать после одиннадцатого класса во многом мифологизировано, поэтому, высока вероятность, осуществить неправильный выбор профиля.

45. Ребенку могут быть интересны предметы одного профиля, тогда как он собирается поступать в учебное заведение, в котором сдаются предметы из другого профиля.

46. Друзья, учителя, а также мы - родители можем высказывать свои сомнения в правильности сделанного ребенком выбора.

47. Другой вариант

8. Как вы думаете, нужна ли специальная подготовка ребенка к выбору профиля?

9. Как Вы считаете, что должна содержать в себе предпрофильная подготовка? (выберите 2-3 приоритетных для вас ответа).

48. Я считаю, что можно обойтись и без предпрофильной подготовки.

49. Необходимо проведение различных психологических методик для выявления интересов и способностей детей.

50. Психологические тренинги, способствующие развитию способности к выбору просто необходимы.

51. Для того, что бы выбор профиля ребенком был максимально сознательным, необходимо обеспечить ему знакомство с различными профессиями, например, путем организации экскурсий на предприятия, знакомством с успешными людьми различных профессий.

52. Ребенок должен иметь максимум информации о содержании представленных в его и других школах профилей.

53. Школа должна предоставить ребенку возможность знакомства с существующими профессиональными учебными заведениями (ПТУ, техникумы, ВУЗы).

54. Должны быть организованны практические пробы в различных сферах деятельности, возможность посещать различные курсы по выбору.

55. Должны быть организованны индивидуальные консультации с преподавателем, психологом.

56.Другое

10. Какой из возможных профилей обучения в старшей школе вы бы выбрали для своего ребенка (подчеркните не более трех):

57. Физико-математический 61. Биолого-химический 65. Социально-экономический 58. Психолого-педагогический 62. Гуманитарный 66. Агротехнологический

59. Инженерно-технологический 63. Медицинский 67. Информационно-технологический

60. Художественно-эстетический 64. Архитектурно-строительный

69. Универсальное обучение (непрофильный класс с хорошей подготовкой)

70. Другой (какой именно)

11. Объясните свой выбор:

71.У ребенка есть интерес к этой деятельности.

72.У него хорошие оценки по предметам такого профиля.

73. У него плохие оценки по другим предметам.

74. Это поможет получить перспективную профессию.

75. Это облегчит поступление в ВУЗ.

76. Другой вариант

12. Обсуждается ли в Вашей семье предстоящий в конце девятого класса выбор профиля?

77.Да, мы очень активно обсуждаем этот вопрос, сравниваем альтернативы, взвешиваем имеющиеся «за» и «против».

78. Несколько раз касались этой темы, но считаем, что ребенок сам должен размышлять над предстоящим выбором, ведь это его жизнь.

79. Мы поднимали этот вопрос, но не уверенны, что ребенок достаточно зрел, чтобы обсуждать тему предстоящего выбора.

80. В нашей семье пока не поднималась тема предстоящего выбора.

81. Другой ответ

13. Как Вы предполагаете, каким образом будет приниматься решение о выборе конкретного профиля?

82. Скорее всего, мы обсудим возможные варианты, выскажем свои соображения, но принимать решение будет ребенок, даже если мы с ним не согласны. Ведь это его жизнь.

83. Предположительно, мы рассмотрим возможные альтернативы, и если ребенок примет, неправильное, на наш взгляд решение, настоим на варианте, который, с нашей точки зрения наиболее разумен.

84. Последнее слово в выборе профиля остается за нами - родителями, т.к. в этом возрасте ребенок не может принять правильное и ответственное решение, от которого зависит его будущее.

85. Мы не будем вмешиваться в предстоящий выбор профиля, целиком и полностью, оставляя право выбора за ребенком.

86. Другой вариант

 



Приложение 3

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги!

Аналитической группе Красноярского Государственного Университета хотелось бы знать Ваше мнение относительно некоторых моментов введения профильного обучения в школе. Просим ответить на вопросы нашей анкеты.

1. Город, район, школа

2. Должность, статус: учитель, завуч, директор, работник управления (отдела) образования, сотрудник учреждения дополнительного образования, другое

3. Можете ли вы сказать, с чем Вы связываете понятие «жизненный успех»? (выберите не более 3-х вариантов ответов):

1.Материальное благополучие.

2. Хорошая, дружная семья.

3. Высокое общественное положение, служебная карьера.

4. Уважение окружающих, верность друзей.

5. Здоровье важнее всего на свете.

6. Любимая работа.

7. Принести пользу обществу, другим людям.

8. Получить от жизни все удовольствия, жить без забот.

9. Жить как все, не высовываться.

10.Слава, известность.

11.Другое (что именно)

12.Никогда не задумывался над этим.

4. Ваше отношение к введению профильного обучения в старшей школе?

13. Это необходимое введение, т.к. во всем мире существует профильное обучение.

14. Хорошее нововведение, это избавит ребенка от изучения ненужных ему в дальнейшем предметов.

15. Не думаю, чтобы это серьезно повлияло на качество образования.

16Г. Хорошее нововведение, это поможет ребенку лучше подготовиться к выбору профессии.

17.Сложно сказать, ребенок в 9-м классе плохо представляет себе будущее.

18. Я положительно отношусь к введению профильного обучения, т.к. это позволит ребенку более четко определить свои интересы и индивидуализировать образование.

19. Другие варианты

5. На Ваш взгляд, на что должен опираться ребенок при выборе профиля дальнейшего обучения? (укажите главную причину).

20. Нужно выбирать тот профиль, предметы которого ребенку наиболее интересны.

21. Нужно выбирать тот профиль, по предметам которого у ребенка наиболее хорошие отметки и есть определенные достижения (выигранные олимпиады, конкурсы и т.д.)

22. Выбор профиля должен исходить из представлений ребенка о том учебном заведении, в которое он планирует поступать после 11 класса, т.е. по тем предметам, которые ему пригодятся при поступлении.

23. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому нужно выбирать тот профиль, который предпочло большинство его друзей.

24. Одной из составляющей профильного обучения – является возможность более углубленно изучать определенные предметы. Поэтому профиль нужно выбирать по тем предметам, которые ребенку нужно подтянуть.

25. В своем выборе профиля, ребенок должен полагаться на рекомендации родителей и педагогов, т. к. только они могут дать мудрый и правильный совет.

26. Предпочтение профиля должно основываться на выборе дисциплин, которые наиболее активно развиваются в настоящее время.

27. Другие варианты

6. С какими трудностями, Вы предполагаете, может столкнуться ребенок при выборе профиля?

28. В этом возрасте ребенок еще не готов сделать осознанный выбор, который повлияет на его дальнейшую жизнь.

29. В этом возрасте у ребенка нет опыта принятия решений и осуществления выбора, что является необходимой основой для осознанного выбора.

30. Главным препятствием на пути решения поставленной задачи, является недостаток информации о наполнении профилей.

31. Многие дети еще не определились в своих интересах к тем или иным дисциплинам.

32. Чтобы осуществить правильный выбор, ребенок должен представлять, что он собирается делать после одиннадцатого класса, у многих это представление (профессиональное самоопределение) отсутствует.

33. Представление ребенка о специальности, которую он планирует получать после одиннадцатого класса во многом мифологизировано, поэтому высока вероятность осуществить неправильный выбор профиля.

34. Ребенку могут быть интересны предметы одного профиля, тогда как он собирается поступать в учебное заведение, в котором сдаются предметы из другого профиля.

35. Родители (друзья/учителя) могут высказывать свои сомнения в правильности сделанного ребенком выбора.

36. Другие варианты

7. Какие объективные трудности, проблемы по введению профильного обучения Вы видите:

37. Возрастные особенности детей, обуславливающие неготовность детей к выбору.

38. Неготовность педагогов к ведению углубленных и элективных курсов.

39. Неготовность родителей к оказанию детям помощи в осуществлении ответственного выбора.

40. Отсутствие разработанного учебно-методического сопровождения.

41. Слабая материальная база школы.

42. Несовпадение содержания профилей и программ вступительных экзаменов в учебные заведения.

43. Нехватка ресурсов для содержания нужного количества педагогов.

44. Неясность и неполная определенность самой системы профильного обучения.

45. Непроработанность или отсутствие системы предпрофильной подготовки.

46. Другое

8. Как Вы считаете, что должна содержать в себе предпрофильная подготовка? (выберите 2-3 приоритетных для вас ответа).

47. Я считаю, что можно обойтись и без предпрофильной подготовки.

48. Необходимо проведение различных психологических методик для выявления интересов и способностей детей.

49. Психологические тренинги, способствующие развитию способности к выбору просто необходимы.

50. Для того, что бы выбор профиля ребенком был максимально сознательным, необходимо обеспечить ему знакомство с различными профессиями, например, путем организации экскурсий на предприятия, знакомством с успешными людьми различных профессий.

51. Ребенок должен иметь максимум информации о содержании представленных в его и других школах профилей.

52. Школа должна предоставить ребенку возможность знакомства с существующими профессиональными учебными заведениями (ПТУ, техникумы, ВУЗы).

53. Должны быть организованны практические пробы в различных сферах деятельности, возможность посещать различные курсов по выбору.

54. Должны быть организованны индивидуальные консультации с преподавателем, психологом.

55. Другое

Спасибо за сотрудничество!

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 175.