Глава 1. Теоретическая часть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Организация профильного обучения

1.1.1 Содержание профильного обучения

1.1.2 Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения

1.1.3 Теоретические основания введения профильного обучения

1.2 Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста

1.3 Психологические аспекты профессионального самоопределения

1.4 Понятие выбора в психологии

1.4.1 Классификация выборов

1.4.2 Деятельностная трактовка выбора

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Описание процедуры исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Анкета для девятиклассников

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Анкета для педагогов

 



Введение

Уже второй год в ряде российских школ проходит эксперимент по профильному обучению. В основе содержания эксперимента – Концепция модернизации образования до 2010 года и Концепция профильного обучения. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильные 10-е классы в экспериментальных регионах открылись только в сентябре 2004 года, поэтому судить о результатах эксперимента пока рано. Однако уже обозначились некоторые проблемы, которые могут возникнуть при реализации идеи профильной школы.

Во-первых, реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Однако Л.С. Выготский убедительно показал, что подростковый возраст – это время интенсивного формирования, становления интересов ребенка, время, когда интерес больше определяется внешними обстоятельствами, нежели внутренне сложившейся установкой. Данные психологов показывают, что в подростковом возрасте у ребенка отсутствует образ будущего, на основе которого только и возможен осознанный выбор профиля. Далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, и часто выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.

Во-вторых, существует проблема согласованности между содержанием профилей и вступительными экзаменами в то или иное профессиональное учебное заведение. Так, например, изучая предметы одного профиля с целью получения после одиннадцатого класса специальности данного профилирующего направления, выпускник может столкнуться с необходимостью сдачи вступительных экзаменов по предметам из другого профилирующего направления.

Третья проблема, это отсутствие квалифицированных кадров в школе, способных реализовать программы профильного обучения;

В-четвертых, перегруженность школьников, которая предполагалась решиться с помощью введения профильных классов не решается. Увеличивается время на изучение профильных дисциплин, но по непрофильным предметам, количество часов не уменьшается.

В-пятых, содержание ЕГЭ не соответствует требованиям по непрофильным предметам.

Шестая, большая проблема – это организация профильного обучения в сельской школе. Так как возможность деления классов (параллелей) на необходимое количество профильных подгрупп и организации профильного обучения в школе с небольшим количеством старшеклассников, каковыми являются практически все сельские школы в России, отсутствует.

В-седьмых, отсутствует четко разработанная система предпрофильной подготовки учащихся. Необходимо начинать готовить детей к выбору профиля со среднего звена, что позволит вводить элементы профилизации и выяснять интересы и способности учеников на более ранней стадии обучения.

В данной работе нами изучалась проблема введения профильного обучения, связанная с неготовностью девятиклассника осуществить ответственный выбор на данном возрастном этапе, что обусловлено возрастными психологическими особенностями развития подростка, а также с нерешенностью на данный момент задачи по организации предпрофильной подготовки.

В основу разработки исследования легли следующие положения, выявленные на основе изучения теоретических материалов.

1. Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенка. Ведущей деятельностью, согласно Д.Б. Эльконину, все еще остается общение в системе общественно полезной деятельности; познавательные и профессиональные интересы пока полно не сформированы. Еще одна особенность возраста заключается в способности к абстрактному мышлению, которое имеет пик своего развития именно в этот период, отсюда тенденция воображения уходить в сферу фантазий. Образ «Я» в этом возрасте относительно не определен, диффузен и расплывчат.

2. Выбор профиля - есть начальный этап профессионального самоопределения. Согласно концепции М.Р. Гинзбурга и других исследователей, выбор профилирующего направления деятельности должен осуществляться на основании представлений о собственных ценностях, о способах реализации этих ценностей в будущем, т.е. в нашем случае, в будущей профессиональной деятельности.

3. Выбор, как сознательный и волевой акт, всегда включает в себя действие по простаиванию образов будущего, которое может возникнуть в результате предпочтения той или иной альтернативы. Другими словами осуществление выбора должно происходить из будущего. Таким образом, как наиболее предпочтительная модель выбора профиля, нами заявляется, модель выбора «из будущего».

На основании этих теоретических утверждений нами была выдвинута гипотеза, которая будет описана ниже.

Цель исследования – выявление факторов, затрудняющих осуществление осознанного выбора профиля в конце девятого класса.

Объект исследования – процесс выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Предмет – основания выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Гипотеза – отсутствие образа будущего во взаимосвязи с настоящим является главной причиной затрудняющей осуществление осознанного выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Задачи исследования:

- проанализировать психологические особенности старшего подросткового возраста;

- проанализировать документацию по организации профильного обучения;

- изучить психологические аспекты профессионального самоопределения;

- исследовать теоретические концепции выбора;

- разработать анкеты,

- провести анкетирование.

Научная новизна – в данной работе исследуются факторы, влияющие на возможность осуществления смыслового выбора в контексте старшего подросткового возраста. Новизна работы заключается в попытке выявить, какие условия необходимы для осуществления осознанного выбора в данный возрастной период.

Практическая значимость – вопрос содержания предпрофильной подготовки до сих пор открыт и остается дискуссионным. Результаты исследования могут быть полезными в организации в школе условий способствующих осуществлению сознательного выбора профиля.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- анализ документации;

- метод анкетирования.

Место проведения исследования: исследование проводилось в марте-мае 2005 года гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), родители этих детей (50 человек), педагоги гимназии (31 человек).

 



Содержание профильного обучения

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [40] , где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Узловые сроки процесса перехода определяются следующими. В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» [20] и распоряжением Минобразования России «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» [39], переход на профильное обучение должен начаться с 2005\2006 учебного года, чему предшествовало, с 2004\05 учебного года – введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно, в 2003\04 учебном году прошли эксперименты, в котором должны были быть отработаны различные варианты предпрофильной подготовки.

Принятая в концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками [19]. Эта система включает в себя курсы трех типов:

- базовые общеобразовательные;

- профильные общеобразовательные;

- элективные.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, интегрированные курсы общестствознания (для «необществоведческих» профилей, например, для естественно-математического), интегрированный курс естествознания (для «не-естественнонаучных» профилей, например, для гуманитарного).

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский, иностранный языки – в филологическом профиле; право, экономика и другие – в социально-экономическом профиле, и так далее.

Имеются две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область «естествознание» на профильном уровне может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов: физики, химии, биологии, физической географии. Обществознание – курсами экономики, права, социологии, культурологи и так далее.

Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом, а их недельный объем – федеральным базисным учебным планом.

Элективные курсы – обязательные курсы по выборы учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две основных функции: первая – «поддержка» изучения основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне; вторая – внутрипрофильная специализация обучения для построения индивидуальных образовательных траекторий.

На основе вышесказанного можно сформулировать определение понятия «профиль». Профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемым БУПом (33 часа в неделю) и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативного учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа, каждый класс и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план.

Согласно концепции, перед поступлением в профильные 10-11-е классы должна проводиться специальная подготовка 9-классников - для того чтобы помочь им сориентироваться с выбором профиля.

Понятие выбора в психологии

профильный подростковый юношеский психологический

Классификация выборов

Проблема выбора в психологии особенно актуально встает в настоящее время не только для подрастающего поколения, но и для каждого члена общества в отдельности. Огромный поток информации ставит человека перед многочисленными альтернативами, в которых можно определиться, имея четко сформулированную ценностную систему, понимание возможных последствий осуществляемого выбора.

Существует несколько концепций выбора. Д.А. Леонтьев и Н.В. Пилипко [24] приводят следующую классификацию видов выбора, а также соотносят виды выбора с существующими теоретическими моделями выбора.

1. Простой выбор. Включаем в себя сравнение ряда альтернатив по критерию субъекта. Критерий в этой ситуации не всегда четко сформулирован, иногда он просто интуитивно ясен. Смысл выбора состоит в определении оптимального пути осуществления деятельности. Задача субъекта – определение того, какая из альтернатив лучше всего соответствует критерию, чтобы предпочесть ее остальным.

2. Смысловой выбор. Когда критерием для сравнения альтернатив не даны изначально, и человеку необходимо их конструировать (например, выбор супруга, профессии и т.д.). Субъекту необходимо найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии их оценки. Перед субъектом в этом случае стоит задача на смысл, то есть задача определить для себя смысл каждой из альтернатив.

3. Личностный (экзистенциальный) выбор. Это жизненно важный выбор в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии для сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Здесь встает необходимость конструирования альтернатив и на основании предположения о том, что будет при выборе одной из альтернатив в будущем , делать свой выбор.

Наиболее распространенный подход, описывающий процессы простого выбора, разработан в различных вариантах теории принятия решений [17, 14]. В таком подходе выбор рассматривается как «один из звеньев принятия решения, как запрограммированный технический акт» [24, с.98].

Вторую разновидность выбора очень подробно и психологически развернуто рассматривает Ф.Е. Василюк в теории жизненных миров [7]. Ученый описывает «чистую культуру выбора», то есть дает «математическое описание» выбора, которого эмпирически не существует, выделяет операциональную структуру выбора, то есть те действия, выполнение которых необходимо для реализации «подлинного выбора» [7]. «Подлинный выбор – это рабочее понятие, фиксирующее воплощение «математического идеала в реальности» [7].

По Ф.Е. Василюку, выбор – это действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании [7]. Рассматривая выбор в теории жизненных миров (внутренний мир – простой, сложный; внешний мир – легкий, трудный), автор концепции выделяет некоторые черты искомого понятия выбора:

- выбор возможен лишь во внутренне сложном мире;

- альтернативы, между которыми совершается выбор, - не операции, не способы действия, ведущие к одной цели, а разные жизненные отношения «отдельные деятельности» (в терминологии А.Н. Леонтьева);

- выбор является активным действием субъекта, а не пассивной реакцией;

- основанием выбора не может являться сила побуждения как таковая, там, где дело решается силой, нет смысла говорить о выборе.

Говоря о качестве (будем понимать как степень осознанности), «выбор будет тем хуже, чем менее ясно сквозь пестроту поверхностных связей субъект смог рассмотреть различие противостоящих смыслов, и чем больше сам выбор основывается на ситуативных удобствах или ограничениях… Наоборот, выбор будет тем лучше, чем яснее поняты альтернативные смыслы жизненных отношений, и чем более глубокие основания лежат в основе предпочтения одного жизненного отношения другому» [7].

В наиболее чистом виде выбор можно наблюдать в условиях внутренне сложного и внешне легкого, ценностного мира. Выбор осуществляется между «существенными для жизни альтернативами на действительно существенных основаниях с полной сознательностью, произвольностью, с бескомпромиссной определенностью и окончательностью» [7].

Чистая культура выбора обнажает присущий выбору трагизм, так как предпочтение одной из альтернатив, означает отвержение другой значимой альтернативы, причем добровольно. В легком и сложном мире инстанцией, которая служит основой выбора, не являясь при этом мотивом, но обладает смыслообразующими потенциями является ценность.

По Ф.Е. Василюку, в чистом виде выбор имеет место быть при наличии следующих условий:

1.Альтернативы (отдельные жизненные отношения) между которыми совершается выбор.

2.Жизненные отношения должны быть представлены в виде своего центрального мотивационно-смыслового ядра.

3. Единственным основанием чистого выбора является ценность.

4. Выбор – является актом сознательным, произвольным, ответственным, ценностным и свободным. Выбор – акт личностный, по сути парадоксален, так как внутренне сложный мир включает в себя уникальные в смысловом отношении мотивы, совершенно не сводимые друг к другу. Для того чтобы совершить выбор, субъект должен сравнить несравнимое).

Операциональная структура выбора по Ф.Е. Василюку.

1.Отвлечение от трудности мира. Это умение из поля действия сиюминутных, временных, быстро преходящих обстоятельств, связанных с труднодоступностью одной и легкодоступностью другой альтернативы.

2.Удержание сложности мира, которое включает следующие действия.

· Разотождествление – субъект должен разоотождествиться с определенным жизненным отношением (альтернативой), превратив его в предмет своих действий. Мы понимаем это как разрыв эмоциональной связи с определенными альтернативами.

· Совместная презентация – организация одновременной представленности сознанию двух или более отношений (альтернатив).

· Выявление – действие, направленное на осознание факта пересечения (противоречия) жизненных отношений (альтернатив).

· Структурирование – обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями (альтернативами): логических («Если…., то…»), временных («сначала…, а потом…»), иерархических («… дороже, чем…») и т.д.

· Актуализация глубинных ценностей, которая состоит из двух глубинных актов – «приглашение» («призыва») ценности и («прислушивание») к ней.

4. Оценка альтернатив. Для этого нужно понять, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность (жизненное отношение). Другими словами, каким образом альтернатива (как реализуемая в конкретных действиях ценность) воплотится в реальной жизни, в образе будущего, так как «каждая выбираемая альтернатива – не просто какая-то частность, пусть и важная, … выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу» [7].

«В ситуации оценки деятельности личность «рождается» дважды – один раз как ответ на вопрос: «Кто я, следующий такому образу жизни?», а второй раз как ответ на вопрос: «Кто я - исповедующий эту ценность?». Это двойное рождение личности и создает ту форму и то поле, на котором могут встретиться ценность и деятельность, может произойти подлинная экзистенциальная оценка деятельности» [7]. На уровне сознания, в процессе оценки альтернатив происходит сложная внутренняя дискуссия, в ходе которой, каждая из конкурирующих альтернатив многократно и в разных вариантах и сочетаниях появляется на сцене «преобразования деятельности» в тот или иной образ жизни, который обуславливает реализацию конкретной ценности.

5. Решение – специальное внутреннее действие, которое скажет «Да» одной из конкурирующих сторон, и «нет» другой; акт мужества и риска принятия на себя ответственности.

6. Жертва – отказ от многих возможностей, привычек, намерений; в пределе - от какой-то жизни, которая была возможна до выбора.

Третья разновидность выбора – личностный или экзистенциальный выбор – нашла развернутую концептуализацию в теории целенаправленного поведения Н.Ф.Наумовой [28]. Здесь раскрывается понятие «свободный выбор» как наиболее рациональная индивидуальная стратегия в ситуации неопределенности. «Предполагается, что необходимой предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида экзистенциальными элементами (потребностями, ценностями, ресурсами) для построения альтернатив выбора и готовности к наибольшему числу вариантов событий» [28].

Исходя из этих положений, можно заключить, что выбор, как правило не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру.

Заключение

В результате исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, отсутствие умения построения картины будущего во взаимосвязи с настоящим является и осознается и девятиклассниками и их ближайшим окружением главной причиной, затрудняющей осуществление осознанного выбора профиля обучения в конце 9-го класса. Кроме того, что особенно тревожно, оказалось, что 51 % детей оказались совершенно неподготовленными к принятию важного решения. Также был выявлен запрос на проведение профориентационной работы, как важной части предпрофильной подготовки. В связи с этим, нужно заметить, что организация предпрофильной подготовки, как комплекс мероприятий, просто необходима, в силу возрастных особенностей и общей неподготовленности ребенка к совершению ответственного выбора. Особое внимание, по результатам исследования, необходимо уделить профориентационным методикам, способствующим развитию навыков планирования, проектирования будущего, построения альтернатив и выделения критериев для их сравнения.

 



Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте деятельности. М., 1973. 288 с.

2. Аронова Е.А. Исследование психологической готовности и ресурса для самоопределения на школьном финише // Диплом. Красноярск, 1999.

3. Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2000 г.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна, Москва, 1995.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

7. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982, т.4.

9. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Теоретическое исследование, http://www.voppsy.ru.

10 Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения // Диссертация. М., 1996.

11. Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков // Методические разработки. М.,1988.

12. Гончар М. Организация профильного обучения. // Первое сентября. 2003, №8, с.1-6.

13. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

14. Карпов А.В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности. Ярославль, 1985.

15. Карпов А.В. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе // Учебное пособие. Темплан, 1986.

16. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М. 1991.176 с.

17. Козелецкий Ю.Психологическая теория решений. М., 1979.

18. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989 г.

19.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Министерство образования Российской Федерации Российская Академия образования. М., 2002.

20. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утв. Приказом Министра образования №2783 от 18.07.2002

21. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. 196 с.

22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, Москва, 1998.

23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т.М., 1983.

24 Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995, №1.

25. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001, №1.

26. Лукина А.К. Региональная модель профильного обучения сельских школьников: Красноярский вариант // Монография. М., 2004. 97 с.

27. Мудрик А.В. В поисках своего «Я»// Семья и школа. 1998, № 10.

28. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1985.

29. Немов Р.С. «Психология развития», Москва 1998.

30. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени школьного образования: Приказ Министра образования РФ №2783.// Народное образование, 2002, №9

31. Обухова Л.Ф.. Детская психология. Теории факты проблемы. М., 1998. 352с.

32 Павленко О. Старшеклассник в профиль: заметки на полях «концепции профильного обучения в старшей школе»// www.russ.ru

33. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. М., 1984.

34 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.-Л., 1932.

35. Пинский А. Подготовка перехода старшей школы на профильное обучение // Первое сентября, №8, с.2-3.

36. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002. 127 с.

37 Практическая психология образования. М., 1991с. 372-385,

38 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003г.

39. Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002 №970-13.

40. Распоряжение Правительства Российской федерации от 29.12.2001 №1756-р.

41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973. 423 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

43. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Вопросы психологии, 1984, №4.

44. Технология формирования социальных навыков // Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара, 2001.с. 13- 17.

45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.

 



Приложения

Приложение 1

Анкета для девятиклассников

Уважаемый девятиклассник! Не за горами то время, когда придется делать важный выбор: Что делать дальше? Какой профиль дальнейшего обучения выбрать? Как сделать правильный выбор?

Эта анкета направлена на то, чтобы понять, как надо перестроить наше образование, чтобы Вы могли осуществить свою мечту.

1. Ваш возраст

2. Пол

3. Состав Вашей семьи (подчеркните нужное).

- мама (мачеха).

- отец (отчим).

- количество детей в семье.

- другие члены, проживающие вместе (кто).

4. Можете ли Вы сказать, с чем Вы связываете понятие «жизненный успех»? (выберите не более 3-х ответов):

1. Материальное благополучие.

2. Хорошая, дружная семья.

3. Высокое общественное положение, служебная карьера.

4. Уважение окружающих, верность друзей.

5. Здоровье важнее всего на свете.

6. Любимая работа.

7. Принести пользу обществу, другим людям.

8. Получить от жизни все удовольствия, жить без забот.

9. Жить как все, не высовываться.

10. Слава, известность.

11. Другое (что именно)

12. Никогда не задумывался над этим.

7. Вы уже выбрали профиль дальнейшего обучения? Какой? (если Ваш ответ «нет», то пропустите вопрос №8, и переходите сразу к вопросу №9)

8. Почему Вы выбрали именно этот профиль? (Укажите главную причину.)

13. Потому что мне интересны предметы, выбранного профиля.

14. Потому что я хорошо занимаюсь (разбираюсь) по предметам этого профиля, у меня есть некоторые достижения по этим предметам (выигранные олимпиады, конкурсы и др.);

15. Потому что я собираюсь поступать в учебное заведение, где нужно сдавать предметы из этого профиля;

16. Потому что этот профиль выбрали мои друзья, и я сними;

17.Одной из составляющей профильного обучения – является возможность более углубленно изучать определенные предметы. Поэтому профиль я выбрал по тем предметам, которые мне нужно подтянуть.

18. Потому что родители \ педагоги посоветовали выбрать этот профиль;

19. Я выбрал этот профиль, потому что предметы, которые в нем изучаются, наиболее активно развиваются в настоящее время.

20. Свой вариант

9. Какие возможности, на Ваш взгляд, дает введение профильного обучения? (Отметьте все варианты, с которыми Вы согласны).

21. Возможность глубже изучать предметы, которые интересны.

22. Возможность подготовиться к поступлению после одиннадцатого класса.

23. Возможность выстроить индивидуальную программу обучения.

24. Возможность попробовать разные курсы, для того, чтобы выбрать будущую профессию.

25. Возможность развивать способности по тем предметам, где уже есть определенные успехи.

26. Необходимость, встающая после девятого класса.

27. Свой вариант

10.Что вызывает (вызывало) трудности в выборе профиля? (Отметьте все варианты, с которыми Вы согласны).

28. Мне кажется, я еще не готов сделать выбор, который повлияет на мою дальнейшую жизнь. Я плохо представляю, как выбор профиля повлияет на мою дальнейшую жизнь.

29. У меня не было опыта принятия решений, от которых зависит моя дальнейшая жизнь, поэтому мне очень трудно сделать выбор.

30. Мне не хватает информации о содержании профилей.

31. Я затрудняюсь сказать, какие предметы мне больше всего интересны.

32. Я еще не знаю, куда буду поступать после одиннадцатого класса.

33. Я плохо представляю содержание той профессии, которую планирую получать после 11 класса, поэтому не уверен в правильности выбора профиля.

34 Мне интересны предметы одного профиля, но я собираюсь поступать в учебное заведение, в котором сдаются предметы из другого профиля.

35. Родители (учителя/друзья) не согласны со мной в выборе профиля.

36. Свой вариант

11. Как Вы считаете, нужна ли предпрофильная подготовка?

12. В чем, по Вашему мнению, должна заключаться предпрофильная подготовка? (выберите 2-3 ответа).

37.Я считаю, что можно обойтись и без предпрофильной подготовки.

38.Психологическое тестирование на выявление способностей и интересов;

39.Психологические тренинги, развитие способности к выбору;

40.Знакомство с различными профессиями, экскурсии на предприятия; встречи с высококлассными профессионалами, успешными людьми, которые могут рассказать о своей профессии.

41. Подробное пояснение о содержании представленных в моей и других школах профилей.

42. Знакомство с существующими профессиональными учебными заведениями (ПТУ, техникумы, ВУЗы).

43. Дополнительное изучение различных учебных дисциплин; возможность попробовать себя в различных сферах деятельности, возможность посещать различные курсов по выбору.

44. Индивидуальные консультации с преподавателем;

45. Другое

 

Благодарим за участие! Успехов!

 



Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Исследовательская группа Красноярского государственного Университета работает над созданием более благоприятных условий для образования и развития детей и подростков в городе и крае. Ваши ответы могли бы стать весомым вкладом в решение поставленных нами задач.

(Фамилию указывать не обязательно).

Несколько слов о вашей семье и вас самих. Для ответа на эти вопросы просто обведите цифру напротив правильного ответа. Если на какие-то вопросы Вы не хотите отвечать – не отвечайте.

1. Ваш возраст            2. Пол            3. Ваше образование:

01 До 30 лет                 05 – мужской 07 –нач. среднее

02 30 - 35 лет               06 –женский   08 - среднее

03 35 – 40 лет                                               09 – сред. специальное

04 старше 40                                       10 - высшее

11 – ученая степень

4. Можете ли вы сказать, с чем вы связываете понятие «жизненный успех» для вашего ребенка? (выберите не более 3-х ответов):

12 – материальное благополучие

13 – хорошая, дружная семья.

14 – высокое общественное положение, служебная карьера.

15 – уважение окружающих, верность друзей

16 – здоровье важнее всего на свете

17 – любимая работа

18 – принести пользу обществу, другим людям

19 – получить от жизни все удовольствия, жить без забот

20 – жить как все, не высовываться

21 – слава, известность

22 – другое (что именно)

23 – никогда не задумывался над этим.

5. Ваши планы относительно будущего Вашего ребенка после окончания 9 класса:

24 – продолжение обучения в своей школе.

25 – переход в другую школу, где есть другие профили обучения.

26 – поступление в техникум.

27 – поступление в ПТУ.

28 – пусть решает сам, я (мы) ему доверяю (ем).

29 – мы пока ничего не планируем.

30 – другое (что именно)

6. Вы, наверное, слышали, что в стране вводится профильное обучение в старшей школе. Как Вы считаете, на что должен опираться ребенок при выборе профиля? (выберите, 1 вариант, который считаете наиболее значимым).

31. Нужно выбирать тот профиль, предметы которого ребенку наиболее интересны.

32. Нужно выбирать тот профиль, по предметам которого у ребенка наиболее хорошие отметки и есть определенные достижения (выигранные олимпиады, конкурсы и т.д.)

33. Выбор профиля должен исходить из представлений ребенка о том учебном заведении, в которое он планирует поступать после 11 класса, т.е. по тем предметам, которые ему пригодятся при поступлении.

34. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому нужно выбирать тот профиль, который предпочло большинство его друзей.

35. Одной из составляющей профильного обучения – является возможность более углубленно изучать определенные предметы. Поэтому профиль нужно выбирать по тем предметам, которые ребенку нужно подтянуть.

36. В своем выборе профиля, ребенок должен полагаться на рекомендации родителей и педагогов, т. к. только они могут дать мудрый и правильный совет.

37. Предпочтение профиля должно основываться на выборе дисциплин, которые наиболее активно развиваются в настоящее время.

38. Другой вариант

7. С какими трудностями, Вы предполагаете, может столкнуться (или уже столкнулся) ребенок при выборе профиля? (1-2 главные, на Ваш взгляд, трудности).

39. В этом возрасте ребенок еще не готов сделать осознанный выбор, который повлияет на его дальнейшую жизнь.

40. В этом возрасте у ребенка нет опыта принятия решений и осуществления выбора, что является необходимой основой для осознанного выбора.

41. Главным препятствием на пути решения поставленной задачи, является недостаток информации о наполнении профилей.

42. У ребенка еще нет четких представлений о своих интересах к тем или иным дисциплинам.

43. Чтобы осуществить правильный выбор, ребенок должен представлять, что он собирается делать после одиннадцатого класса, у многих это представление (профессиональное самоопределение) отсутствует.

44. Представление ребенка о специальности, которую он планирует получать после одиннадцатого класса во многом мифологизировано, поэтому, высока вероятность, осуществить неправильный выбор профиля.

45. Ребенку могут быть интересны предметы одного профиля, тогда как он собирается поступать в учебное заведение, в котором сдаются предметы из другого профиля.

46. Друзья, учителя, а также мы - родители можем высказывать свои сомнения в правильности сделанного ребенком выбора.

47. Другой вариант

8. Как вы думаете, нужна ли специальная подготовка ребенка к выбору профиля?

9. Как Вы считаете, что должна содержать в себе предпрофильная подготовка? (выберите 2-3 приоритетных для вас ответа).

48. Я считаю, что можно обойтись и без предпрофильной подготовки.

49. Необходимо проведение различных психологических методик для выявления интересов и способностей детей.

50. Психологические тренинги, способствующие развитию способности к выбору просто необходимы.

51. Для того, что бы выбор профиля ребенком был максимально сознательным, необходимо обеспечить ему знакомство с различными профессиями, например, путем организации экскурсий на предприятия, знакомством с успешными людьми различных профессий.

52. Ребенок должен иметь максимум информации о содержании представленных в его и других школах профилей.

53. Школа должна предоставить ребенку возможность знакомства с существующими профессиональными учебными заведениями (ПТУ, техникумы, ВУЗы).

54. Должны быть организованны практические пробы в различных сферах деятельности, возможность посещать различные курсы по выбору.

55. Должны быть организованны индивидуальные консультации с преподавателем, психологом.

56.Другое

10. Какой из возможных профилей обучения в старшей школе вы бы выбрали для своего ребенка (подчеркните не более трех):

57. Физико-математический 61. Биолого-химический 65. Социально-экономический 58. Психолого-педагогический 62. Гуманитарный 66. Агротехнологический

59. Инженерно-технологический 63. Медицинский 67. Информационно-технологический

60. Художественно-эстетический 64. Архитектурно-строительный

69. Универсальное обучение (непрофильный класс с хорошей подготовкой)

70. Другой (какой именно)

11. Объясните свой выбор:

71.У ребенка есть интерес к этой деятельности.

72.У него хорошие оценки по предметам такого профиля.

73. У него плохие оценки по другим предметам.

74. Это поможет получить перспективную профессию.

75. Это облегчит поступление в ВУЗ.

76. Другой вариант

12. Обсуждается ли в Вашей семье предстоящий в конце девятого класса выбор профиля?

77.Да, мы очень активно обсуждаем этот вопрос, сравниваем альтернативы, взвешиваем имеющиеся «за» и «против».

78. Несколько раз касались этой темы, но считаем, что ребенок сам должен размышлять над предстоящим выбором, ведь это его жизнь.

79. Мы поднимали этот вопрос, но не уверенны, что ребенок достаточно зрел, чтобы обсуждать тему предстоящего выбора.

80. В нашей семье пока не поднималась тема предстоящего выбора.

81. Другой ответ

13. Как Вы предполагаете, каким образом будет приниматься решение о выборе конкретного профиля?

82. Скорее всего, мы обсудим возможные варианты, выскажем свои соображения, но принимать решение будет ребенок, даже если мы с ним не согласны. Ведь это его жизнь.

83. Предположительно, мы рассмотрим возможные альтернативы, и если ребенок примет, неправильное, на наш взгляд решение, настоим на варианте, который, с нашей точки зрения наиболее разумен.

84. Последнее слово в выборе профиля остается за нами - родителями, т.к. в этом возрасте ребенок не может принять правильное и ответственное решение, от которого зависит его будущее.

85. Мы не будем вмешиваться в предстоящий выбор профиля, целиком и полностью, оставляя право выбора за ребенком.

86. Другой вариант

 



Приложение 3

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги!

Аналитической группе Красноярского Государственного Университета хотелось бы знать Ваше мнение относительно некоторых моментов введения профильного обучения в школе. Просим ответить на вопросы нашей анкеты.

1. Город, район, школа

2. Должность, статус: учитель, завуч, директор, работник управления (отдела) образования, сотрудник учреждения дополнительного образования, другое

3. Можете ли вы сказать, с чем Вы связываете понятие «жизненный успех»? (выберите не более 3-х вариантов ответов):

1.Материальное благополучие.

2. Хорошая, дружная семья.

3. Высокое общественное положение, служебная карьера.

4. Уважение окружающих, верность друзей.

5. Здоровье важнее всего на свете.

6. Любимая работа.

7. Принести пользу обществу, другим людям.

8. Получить от жизни все удовольствия, жить без забот.

9. Жить как все, не высовываться.

10.Слава, известность.

11.Другое (что именно)

12.Никогда не задумывался над этим.

4. Ваше отношение к введению профильного обучения в старшей школе?

13. Это необходимое введение, т.к. во всем мире существует профильное обучение.

14. Хорошее нововведение, это избавит ребенка от изучения ненужных ему в дальнейшем предметов.

15. Не думаю, чтобы это серьезно повлияло на качество образования.

16Г. Хорошее нововведение, это поможет ребенку лучше подготовиться к выбору профессии.

17.Сложно сказать, ребенок в 9-м классе плохо представляет себе будущее.

18. Я положительно отношусь к введению профильного обучения, т.к. это позволит ребенку более четко определить свои интересы и индивидуализировать образование.

19. Другие варианты

5. На Ваш взгляд, на что должен опираться ребенок при выборе профиля дальнейшего обучения? (укажите главную причину).

20. Нужно выбирать тот профиль, предметы которого ребенку наиболее интересны.

21. Нужно выбирать тот профиль, по предметам которого у ребенка наиболее хорошие отметки и есть определенные достижения (выигранные олимпиады, конкурсы и т.д.)

22. Выбор профиля должен исходить из представлений ребенка о том учебном заведении, в которое он планирует поступать после 11 класса, т.е. по тем предметам, которые ему пригодятся при поступлении.

23. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому нужно выбирать тот профиль, который предпочло большинство его друзей.

24. Одной из составляющей профильного обучения – является возможность более углубленно изучать определенные предметы. Поэтому профиль нужно выбирать по тем предметам, которые ребенку нужно подтянуть.

25. В своем выборе профиля, ребенок должен полагаться на рекомендации родителей и педагогов, т. к. только они могут дать мудрый и правильный совет.

26. Предпочтение профиля должно основываться на выборе дисциплин, которые наиболее активно развиваются в настоящее время.

27. Другие варианты

6. С какими трудностями, Вы предполагаете, может столкнуться ребенок при выборе профиля?

28. В этом возрасте ребенок еще не готов сделать осознанный выбор, который повлияет на его дальнейшую жизнь.

29. В этом возрасте у ребенка нет опыта принятия решений и осуществления выбора, что является необходимой основой для осознанного выбора.

30. Главным препятствием на пути решения поставленной задачи, является недостаток информации о наполнении профилей.

31. Многие дети еще не определились в своих интересах к тем или иным дисциплинам.

32. Чтобы осуществить правильный выбор, ребенок должен представлять, что он собирается делать после одиннадцатого класса, у многих это представление (профессиональное самоопределение) отсутствует.

33. Представление ребенка о специальности, которую он планирует получать после одиннадцатого класса во многом мифологизировано, поэтому высока вероятность осуществить неправильный выбор профиля.

34. Ребенку могут быть интересны предметы одного профиля, тогда как он собирается поступать в учебное заведение, в котором сдаются предметы из другого профиля.

35. Родители (друзья/учителя) могут высказывать свои сомнения в правильности сделанного ребенком выбора.

36. Другие варианты

7. Какие объективные трудности, проблемы по введению профильного обучения Вы видите:

37. Возрастные особенности детей, обуславливающие неготовность детей к выбору.

38. Неготовность педагогов к ведению углубленных и элективных курсов.

39. Неготовность родителей к оказанию детям помощи в осуществлении ответственного выбора.

40. Отсутствие разработанного учебно-методического сопровождения.

41. Слабая материальная база школы.

42. Несовпадение содержания профилей и программ вступительных экзаменов в учебные заведения.

43. Нехватка ресурсов для содержания нужного количества педагогов.

44. Неясность и неполная определенность самой системы профильного обучения.

45. Непроработанность или отсутствие системы предпрофильной подготовки.

46. Другое

8. Как Вы считаете, что должна содержать в себе предпрофильная подготовка? (выберите 2-3 приоритетных для вас ответа).

47. Я считаю, что можно обойтись и без предпрофильной подготовки.

48. Необходимо проведение различных психологических методик для выявления интересов и способностей детей.

49. Психологические тренинги, способствующие развитию способности к выбору просто необходимы.

50. Для того, что бы выбор профиля ребенком был максимально сознательным, необходимо обеспечить ему знакомство с различными профессиями, например, путем организации экскурсий на предприятия, знакомством с успешными людьми различных профессий.

51. Ребенок должен иметь максимум информации о содержании представленных в его и других школах профилей.

52. Школа должна предоставить ребенку возможность знакомства с существующими профессиональными учебными заведениями (ПТУ, техникумы, ВУЗы).

53. Должны быть организованны практические пробы в различных сферах деятельности, возможность посещать различные курсов по выбору.

54. Должны быть организованны индивидуальные консультации с преподавателем, психологом.

55. Другое

Спасибо за сотрудничество!

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Организация профильного обучения

1.1.1 Содержание профильного обучения

1.1.2 Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения

1.1.3 Теоретические основания введения профильного обучения

1.2 Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста

1.3 Психологические аспекты профессионального самоопределения

1.4 Понятие выбора в психологии

1.4.1 Классификация выборов

1.4.2 Деятельностная трактовка выбора

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Описание процедуры исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Анкета для девятиклассников

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Анкета для педагогов

 



Введение

Уже второй год в ряде российских школ проходит эксперимент по профильному обучению. В основе содержания эксперимента – Концепция модернизации образования до 2010 года и Концепция профильного обучения. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильные 10-е классы в экспериментальных регионах открылись только в сентябре 2004 года, поэтому судить о результатах эксперимента пока рано. Однако уже обозначились некоторые проблемы, которые могут возникнуть при реализации идеи профильной школы.

Во-первых, реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Однако Л.С. Выготский убедительно показал, что подростковый возраст – это время интенсивного формирования, становления интересов ребенка, время, когда интерес больше определяется внешними обстоятельствами, нежели внутренне сложившейся установкой. Данные психологов показывают, что в подростковом возрасте у ребенка отсутствует образ будущего, на основе которого только и возможен осознанный выбор профиля. Далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, и часто выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.

Во-вторых, существует проблема согласованности между содержанием профилей и вступительными экзаменами в то или иное профессиональное учебное заведение. Так, например, изучая предметы одного профиля с целью получения после одиннадцатого класса специальности данного профилирующего направления, выпускник может столкнуться с необходимостью сдачи вступительных экзаменов по предметам из другого профилирующего направления.

Третья проблема, это отсутствие квалифицированных кадров в школе, способных реализовать программы профильного обучения;

В-четвертых, перегруженность школьников, которая предполагалась решиться с помощью введения профильных классов не решается. Увеличивается время на изучение профильных дисциплин, но по непрофильным предметам, количество часов не уменьшается.

В-пятых, содержание ЕГЭ не соответствует требованиям по непрофильным предметам.

Шестая, большая проблема – это организация профильного обучения в сельской школе. Так как возможность деления классов (параллелей) на необходимое количество профильных подгрупп и организации профильного обучения в школе с небольшим количеством старшеклассников, каковыми являются практически все сельские школы в России, отсутствует.

В-седьмых, отсутствует четко разработанная система предпрофильной подготовки учащихся. Необходимо начинать готовить детей к выбору профиля со среднего звена, что позволит вводить элементы профилизации и выяснять интересы и способности учеников на более ранней стадии обучения.

В данной работе нами изучалась проблема введения профильного обучения, связанная с неготовностью девятиклассника осуществить ответственный выбор на данном возрастном этапе, что обусловлено возрастными психологическими особенностями развития подростка, а также с нерешенностью на данный момент задачи по организации предпрофильной подготовки.

В основу разработки исследования легли следующие положения, выявленные на основе изучения теоретических материалов.

1. Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенка. Ведущей деятельностью, согласно Д.Б. Эльконину, все еще остается общение в системе общественно полезной деятельности; познавательные и профессиональные интересы пока полно не сформированы. Еще одна особенность возраста заключается в способности к абстрактному мышлению, которое имеет пик своего развития именно в этот период, отсюда тенденция воображения уходить в сферу фантазий. Образ «Я» в этом возрасте относительно не определен, диффузен и расплывчат.

2. Выбор профиля - есть начальный этап профессионального самоопределения. Согласно концепции М.Р. Гинзбурга и других исследователей, выбор профилирующего направления деятельности должен осуществляться на основании представлений о собственных ценностях, о способах реализации этих ценностей в будущем, т.е. в нашем случае, в будущей профессиональной деятельности.

3. Выбор, как сознательный и волевой акт, всегда включает в себя действие по простаиванию образов будущего, которое может возникнуть в результате предпочтения той или иной альтернативы. Другими словами осуществление выбора должно происходить из будущего. Таким образом, как наиболее предпочтительная модель выбора профиля, нами заявляется, модель выбора «из будущего».

На основании этих теоретических утверждений нами была выдвинута гипотеза, которая будет описана ниже.

Цель исследования – выявление факторов, затрудняющих осуществление осознанного выбора профиля в конце девятого класса.

Объект исследования – процесс выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Предмет – основания выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Гипотеза – отсутствие образа будущего во взаимосвязи с настоящим является главной причиной затрудняющей осуществление осознанного выбора профиля обучения в конце 9-го класса.

Задачи исследования:

- проанализировать психологические особенности старшего подросткового возраста;

- проанализировать документацию по организации профильного обучения;

- изучить психологические аспекты профессионального самоопределения;

- исследовать теоретические концепции выбора;

- разработать анкеты,

- провести анкетирование.

Научная новизна – в данной работе исследуются факторы, влияющие на возможность осуществления смыслового выбора в контексте старшего подросткового возраста. Новизна работы заключается в попытке выявить, какие условия необходимы для осуществления осознанного выбора в данный возрастной период.

Практическая значимость – вопрос содержания предпрофильной подготовки до сих пор открыт и остается дискуссионным. Результаты исследования могут быть полезными в организации в школе условий способствующих осуществлению сознательного выбора профиля.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- анализ документации;

- метод анкетирования.

Место проведения исследования: исследование проводилось в марте-мае 2005 года гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), родители этих детей (50 человек), педагоги гимназии (31 человек).

 



Глава 1. Теоретическая часть

Дата: 2019-12-10, просмотров: 179.