Глава 4. Обсуждение результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По данным обследования удалось выявить следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм:

1). На основе анализа литературных источников, которые говорят, об общих для таких детей нарушениях произвольности, стереотипиях, персеверациях, о затруднениях в охвате целого, нарушениях целенаправленности и т.д., мы предположили, что все это может быть связано с нарушениями функционирования лобных отделов головного мозга.

«Лобный мозг» у человека являясь субстратом произвольных сложно программируемых форм поведения, претерпевает огромное развитие в онтогенезе и, по мере созревания включается в реализацию всех высших психических функций как одно из важнейших звеньев функциональных систем.

III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности - включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга. Лобные доли характеризуются большим числом двухсторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.

А для больных с поражением лобных долей мозга характерны нарушения произвольной регуляции различных высших психических функций — двигательных, гностических, мнестических, интеллектуальных. При сохранности отдельных частных операций (двигательных навыков, «умственных действий» и т.п.), у них нарушается сама структура сознательной произвольно-регулируемой психической деятельности, что и проявляется в трудностях образования и реализации программ, нарушениях контроля за текущими и конечными результатами деятельности. Все эти дефекты протекают на фоне личностных нарушений — нарушений мотивов и намерений к выполнению деятельности. А.Р.Лурия указывал, что лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека. Причем при поражении лобных долей мозга преимущественно нарушаются те формы сознательной деятельности и поведения в целом, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами.

Почти у всех детей, которые были обследованы, выявлена дисфункция лобных долей головного мозга, что обуславливало трудности программирования и контроля их деятельности, а также персеверации в двигательной, интеллектуальной сферах. Таким детям трудно удерживать заданную программу, у них нарушена целенаправленность деятельности. Для обработки брались пробы: динамический праксис, условные реакции; понимание смысла сюжетных картинок, рассказов, пословиц (см. Приложение 1; 2, таб.2.1).

Полученные результаты явились подтверждением нашего предположения о наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга, выраженного как дисфункция лобных долей.

2). Далее, на основе данных литературных источников, которые говорят, о сниженном психическом тонусе у аутичных детей, мы предположили наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой стволовых структур головного мозга.

Функциональное значение I блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности.

I энергетический блок мозга регулирует два типа процессов активации:

· общие (генерализованные) изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний;

· локальные (избирательные) активационные изменения, необходимые для осуществления конкретных высших корковых функций в данный период времени.

Первый класс процессов активации связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга с изменением уровня бодрствования и обеспечивается нижними уровнями неспецифической системы (ретикулярные отделы ствола среднего мозга).

Второй класс процессов активации – кратковременные фазические изменения в работе отдельных структур мозга, которые обеспечиваются диэнцефальным, лимбическим и, особенно, корковым уровням неспецифической системы.

У обследованных нами детей, было обнаружено несущественное изменение общего активационного фона, связанного с работой стволовых отделов, для обработки брались пробы: таблица Шульте, проба на конвергенцию (см. Приложение 2, таб.2.2).

Незначительные изменения общего активационного фона, связанного с работой стволовых отделов сочетались со значительным снижением фазической активности, обусловленным работой диэнцефальных отделов головного мозга.

Особенностью нарушений психических функций, обусловленных работой диэнцефальных отделов, является повышенная тормозимость следов, возникающих в условиях интерференции, однако возможно добиться компенсирующего эффекта при повышении мотивации мнестической деятельности или семантической организации материала. (9)

У обследованных нами детей были выявлены сходные нарушения эмоциональной сферы – эмоциональные реакции (реактивны, нестабильны и нерегулируемы), что характерно для дисфункции диэнцефальных отделов мозга.

Для обработки брались пробы: исследование интерференции, показатели фазической активностии (см. Приложение 2, таб.2.3), которые выявили снижение фазической активации психической деятельности, связанной с функциональной недостаточностью диэнцефальных отделов головного мозга.

Таким образом, предполагаемое нами наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой стволовых структур головного мозга не подтвердилось, а имеет место дисфункция диэнцефальных отделов.

3). При анализе данных исследования была выявлена функциональная недостаточность третичной коры зоны ТПО – зоны перекрытия височной, теменной и затылочной коры.

Функциональное значение третичных полей коры многообразно. С их участием осуществляются сложные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Зона ТПО среди третичных полей, обладает наиболее сложными интегративными функциями.

Зона ТПО связана со II блоком мозга – блоком приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки информации, необходимые для осуществления ВПФ.

Значительные затруднения при выполнении проб №6 – самостоятельный рисунок, №26 – понимание инвертированных конструкций, №33 – понимание строения разрядного числа обследуемыми детьми, дают нам основание предполагать наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой третичной коры - зоны ТПО, т.е. речь идет о функциональной недостаточности зоны ТПО.

У всех обследованных нами детей выявлялись симптомы нарушения корково-подкорковых связей: импульсивность, значительная неустойчивость внимания, большие затруднения при работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (дыхательных, глазодвигательных, языкодвигательных и моторных актов).

При анализе полученных данных выявленное проявление дисфункции диэнцефальных отделов выражено гораздо значительнее, чем дисфункция лобных отделов головного мозга.

При определенном количестве коррекционных занятий по программам развития произвольности и программирования, обследуемые дети, научаются работать по программе, обнаруживая в диагностических пробах более успешное выполнение проб на произвольность и программирование, но на характер их психической деятельности данные изменения явного влияния в сторону улучшения не оказывают.

При работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (механизмом чего является наработка корково-подкорковых связей), работа с мотивационной сферой (от присоединения психологом к стереотипным, предпочитаемым ребенком эмоциональным выборам до расширения зоны эмоционального реагирования) значительно повышает эффективность психологических воздействий на обследуемых детей.

Исходя из выше указанных наблюдений и количественных результатов нашего обследования, соотносящих уровень затруднений при выполнении проб, показывающих функциональную состоятельность диэнцефальных отделов и лобных отделов мозга, можно предположить, что основные отклонения в нейропсихологическом статусе аутичных детей касаются:

· мотивационной сферы,

· сферы фазической активности,

· сферы эмоционального обеспечения деятельности,

· а отклонения в сфере произвольности и программирования носят вторичный характер.

Мы считаем, что имеет смысл перспектива дальнейшего исследования нейропсихологических особенностей аутичных детей на более объемной выборке, в направлении более глубокого изучения особенностей функционирования диэнцефальных отделов головного мозга (таламической зоны), особенностей развития корково-подкорковых связей для возможности построения более эффективных коррекционных программ.

Полученные данные нейропсихологического обследования аутичных детей представлены в виде таблиц (см. Приложение 2) и диаграммы (см. Приложение 3) наглядно отображающих успешность выполнения нейропсихологических проб, выявляющих уровень развития ВПФ, обусловленных работой: префронтальных лобных долей, стволовых и диэнцефальных отделов головного мозга.



Выводы

 

Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сделать некоторые выводы, итак:

1. Мы выявили следующие особенности протекания высших психических функций:

а). У детей с диагнозом ранний детский аутизм при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации.

б). У детей с диагнозом ранний детский аутизм явно выраженные психологические корреляты нарушения корково-подкорковых связей.

2. По данным исследования имеют место следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм: дисфункции лобных отделов головного мозга, зоны ТПО и диэнцефальных отделов головного мозга.

3. Сопоставляя выделенные в результате исследования данные об общих особенностях протекания высших психических функций с особенностями функционирования структур мозга, делаем вывод, что:

а). Имеющая место дисфункция диэнцефальных отделов выражена наиболее ярко и обуславливает базисные нарушения в психической деятельности аутичных детей.

б). Дисфункция лобных отделов носит вторичный характер, при этом функция произвольности и программирования нарушается опосредованно нарушениям мотивационной сферы.

Таким образом, результаты проведенного исследования лишь частично подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу – предполагающую наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга.

А анализ полученных данных позволяет говорить о том, что имеет место дисфункция не стволовых (как предполагалось в гипотезе) а, диэнцефальных отделов головного мозга, которая выражена гораздо значительнее, чем дисфункция лобных отделов головного мозга.

Очевидно по этому проводимая коррекционная программа по развитию функций произвольности и программирования, хотя и оказывает влияние на успешность выполнения аутичными детьми диагностических проб на произвольность и программирование, но на характер их психической деятельности явного влияния в сторону улучшения не оказывает.



Список используемой литературы

 

1. Л.И.Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968. - 273с.

2. Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, Стройлеспечать, 1997. – 303с.

3. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм /Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95с.

4. Детский аутизм. Хрестоматия. СПб., Питер, 1997.

5. Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Аномальное развитие ребенка (психология), хрест., 2т, М: Че Ро: Высш. Шк., Издат. МГУ, 2002 - с. 466-473

6. В.В.Лебединский Нарушения психического развития у детей, М.,МГУ, 1985. – 145с.

7. К.С.Лебединская, О.С.Никольская Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М: Просвещение, 1991. – 96с.

8. А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов «О диагностических методах психологического исследования школьников» // Хрестоматия, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития, Питер, СПб, 2002.

9. В.Я.Лубовский. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ Науч. исслед. И-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989.

10. А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений – 3-е изд., М: Издат. центр Академия, 2004. – 384с.

11. И.Ф.Марковская. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования // Хрестоматия, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития, Питер, СПб, 2002.

12. С.С.Мнухин, А.Е.Зеленецкая, Д.Н.Исаев, О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Аномальное развитие ребенка (психология), хрест., 2т, М: Че Ро: Высш. Шк., Издат. МГУ, 2002 - с. 458-465

13. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг Аутичный ребенок (пути помощи), М., Теревинф, 1997. – 341с.

14. В.П.Петрунек, Л.Н.Таран, Младший школьник, М., 1981, - 265с.

15. Практическая психология образования /ред. И.В.Дубровиной, М., Просвещение, 2003. – 480с.

16. Развитие общения детей со сверстниками / под ред. А.Г.Рузской; Науч.исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989. – 265с.

17. Е.Д.Хомская. Нейропсихология. М., МГУ, 1987. – 288с.

18. И.В.Шаповаленко. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 183.