Особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста (7-10 лет) в норме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младший школьный возраст - это период дальнейшего физического и психофизиологического развития ребенка, когда совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой, однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным, что проявляется в свойственных детям этого возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы.

Это возрастной период, сопровождающийся повышенной утомляемостью, нервно-психической ранимостью ребенка, неустойчивостью умственной работоспособности, низкой сопротивляемостью утомлению, хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются.

Начало обучения ребенка ведет к изменению социальной ситуации развития – ребенок становится «общественным» субъектом, у него появляются социально значимые обязанности, перестраивается вся система его жизненных ценностей.

Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность, которая определяет изменения, происходящие в развитии психики ребенка. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, являющиеся основой, обеспечивающей развитие ребенка на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. (14)

В возрасте 7-11 лет продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка, идет прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации).

Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения новых двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.

Все это является важным для общего психического развития ребенка. Ведь все движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М.Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. Уровень развития мелкой и крупной моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С.Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.Выготский).

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются преимущественно взрослыми, при чем задаваемая цель должна быть включена в тот мотивационный контекст, который наиболее значим для данного ребенка. «В результате у ребенка формируется умение самому ставить цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность» (1). Именно такое умение является основным для развития произвольности.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

· Рефлексия, анализ, внутренний план действий;

· Развитие нового познавательного отношения к действительности;

· Ориентация на сверстников. (15)

У ребенка на данном возрастном этапе имеются широкие возможности для развития, т.к. этот возраст является сензитивным для:

· Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

· Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

· Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

· Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

· Становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

· Усвоения социальных норм, нравственного развития;

· Развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.

Уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе очень важен, поскольку в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях будет значительно труднее и потребует несоизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Все позитивные приобретения младшего школьника являются необходимым основанием следующего подросткового возраста.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 193.