Введение
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.
Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г. когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром.
В литературе, посвященной этой проблеме, велись и до настоящего времени ведутся научные споры по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, прогноза, лечения и права РДА на клиническую самостоятельность в ряду бесконечного ряда других аутистических расстройств.
Все определяющие вопросы учения о РДА: определение, этиология, патогенез – на данном этапе знания остаются противоречивыми, неопределенными и не способствуют, а затрудняют диагностический процесс.
То есть проблема РДА настолько сложна, что требует дальнейших исследований. Интерес к ней обусловлен как достижениями в области клинического изучения РДА, так и малой разрешенностью неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.
Распространенность РДА достаточно высока, данный синдром встречается примерно в 3 - 6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек. (13)
Кроме этого, из-за сложности диагностики РДА и недостатка знаний об этой аномалии развития предполагается (M.Reiser, 1976), что еще один из 10 детей с диагнозом умственной отсталости страдает РДА. N.Tinbergen, E.Tinbergen (1983) также полагают, что распространенность этой аномалии значительно выше, так как к врачу попадают лишь дети с наиболее тяжелыми формами РДА. (7)
Частота нарушений такого рода, определяемая методами педагогической диагностики, по мнению многих авторов, возрастает: ими обладают в среднем 15 – 20 из 10 000 детей.
Кроме того, актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время не существует единой системы классификации РДА. Несмотря на общую логику нарушения развития при аутизме, аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой.
Имеющиеся классификации в основном построены на производных проявлениях нарушения, когда в качестве критериев для классификации выдвигаются: оценки речевого и интеллектуального развития, характер социальной дезадаптации; либо классификации опираются на этиологию синдрома (в то время как этиология до сих пор не выяснена).
В связи с этим существуют проблемы, как ранней диагностики данного заболевания, так и возможностей психолого-педагогической коррекции аутичных детей.
Большинство исследователей (В.М.Башина, 1989; В.Е.Каган, 1981; О.С.Никольская, 1985 и др.) полагают, что психическое развитие значительного количества аутичных детей патологично уже с самого рождения. Но диагностика на первых годах жизни представляет большие трудности, имеют место многочисленные ошибочные диагнозы до 5 – 6-летнего возраста ребенка.
Основной возраст детей к моменту обращения за консультацией (по данным НИИ дефектологии Академии педагогических наук России) составляет 4 – 9 лет. (7)
В данной работе исследуются дети младшего школьного возраста (7 – 10 лет) – в этот период возникают важнейшие новообразования во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения, поэтому уровень достижений детей на данном возрастном этапе очень важен для следующего возрастного периода.
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются преимущественно взрослыми и новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом оно становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.Выготский).
По мнению отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, развитие психики у ребенка происходит в основном путем социального наследования, присвоения общественного опыта. В процессе такого в широком смысле слова обучения и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок не только получает отдельные знания или умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов.
Для такого нарушения психического развития, как детский аутизм характерно затруднение в формировании эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего с человеком, характерно отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, что препятствует его социальной адаптации. (16)
Здоровье ребенка во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. (Гарбузов В.И). Уровень адаптивности может повышаться под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Факторы, от которых зависит психическое развитие, социальная адаптация, прогнозирование успешности обучения аутичного ребенка это:
· диагностика отклонения на ранних этапах развития ребенка,
· своевременная терапия,
· психолого-педагогическая коррекция, проводимая в дошкольном возрасте,
· выявление психологических особенностей аутичных детей,
· длительное клиническое изучение их на всем протяжении школьного обучения (особенно в начальный период),
· адекватные методы и содержание обучения. (11)
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.
Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.
Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.
Мы полагаем, что для своевременной качественной квалификации дефекта, для адекватной коррекционной работы, что дает возможность адаптации аутичного ребенка в социуме необходимо также знание и о его нейропсихологическом статусе, который показывает совокупное состояние высших психических функций и поведения аутичного ребенка в зависимости от функциогенеза (функционирования) различных зон головного мозга.
В литературных источниках, касающихся проблемы РДА, данных о нейропсихологическом статусе аутичных детей нами обнаружено не было.
Исходя из выше сказанного, мы считаем актуальной попытку исследования качественной специфики нарушения, попытку выделить фактор (особенность функционирования определенных зон мозга) и связи его с особенностями протекания высших психических функций у аутичных детей.
Целью исследования является выделение фактора (особенности функционирования определенных зон мозга), стоящего за наблюдаемыми симптомами.
Задачами дипломной работы являются:
1. исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом детский аутизм;
2. выделение общих особенностей протекания высших психических функций;
3. сопоставление их с особенностями функционирования структур мозга.
Объектом исследования являются высшие психические функции у детей с выставленным диагнозом – аутизм, которые в совокупности дают нам нейропсихологический статус аутичных детей.
Предметом исследования является фактор (особенность функционирования определенных зон мозга), стоящий за наблюдаемыми симптомами.
Гипотеза, на проверку которой направленно данное исследование: «Исходя из найденных литературных данных, которые заявляют как общие для аутичных детей: нарушения произвольности, стереотипии, персеверации (застревания), затруднения в охвате целого, нарушения целенаправленности; снижение общего активационного тонуса психической деятельности, и из наблюдений за поведением аутичных детей, мы предполагаем - наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга и стволовых структур головного мозга».
Для анализа состояния высших психических функций в их связи с работой различных зон мозга наиболее удобным методом (разработанным А.Р.Лурия) является теория системной динамической локализации.
Нейропсихологический метод основан на тщательном анализе изменений психических процессов при локальных поражениях мозга с целью выявления того, какие именно комплексы и системы психических процессов нарушаются при этих поражениях.
Согласно теории системной динамической локализации ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.
Нейропсихологическая диагностика – батарея Луриевских проб, дает возможность изучить структуру дефекта и выделить тот фактор, который привел к возникновению того или иного симптома, т.е. позволяет не только выявлять нарушенные звенья психической деятельности, но и те структуры головного мозга, недостаточность которых играет решающую роль в их возникновении.
Основная цель применения методов нейропсихологической диагностики – изучение мозговой организации психических функций, выявление особенностей (или нарушений) их протекания, что свидетельствует об особенностях (или нарушениях) соответствующих мозговых образований. Это относится и к общим характеристикам левого и правого полушарий головного мозга, к их взаимодействию и к определению дефицитности в работе тех или иных областей мозга (коры и подкорковых образований). Нейропсихологические методы диагностируют состояние различных мозговых структур – и в этом их отличие от остальных методов психологической диагностики.
Нейропсихологическое исследование является одним из путей анализа психической деятельности человека, оно позволяет получить огромную объективную информацию о поражениях наиболее сложных, специфических человеческих разделов мозга и использовать эту информацию для возможно более точной локальной (или региональной) диагностики очаговых мозговых поражений. Кроме того, оно необходимо для разработки путей восстановления нарушенных функций.
В настоящее время нейропсихологические методы исследования широко используются в решении задач школьной экспертизы, оценке специальных способностей, выработке дифференцированных рекомендаций при подготовке детей к школе, характеристики обучаемости и так называемой «школьной зрелости». Особой сферой применения нейропсихологических методов является их использование для изучения церебрального обеспечения психического онтогенеза и оценки вклада и биологических и психосоциальных факторов в развитие ребенка, что имеет и общетеоретическое значение.
Исследования в области нейропсихологии имеют большое значение и для развития самой психологической науки. Современная психология сделала большие успехи в изучении генезиса психологических процессов, их изменений в процессе развития; она описала строение психической деятельности человека и сейчас имеет четкие представления о структуре ВПФ и сложной сознательной деятельности.
Однако знания о морфологическом строении психических процессов, об их внутренних механизмах еще недостаточны. Современная наука еще мало знает о внутренней природе и мозговой структуре сложных форм сознательной деятельности, о том какие факторы входят в их состав, как эти факторы изменяются на последовательных этапах психического развития по мере овладения теми сложными средствами, на которые эти процессы опираются.
Исходя из цели и задачи исследования, в данной работе нас интересует общий механизм, некоторый изначальный дефект общий для всех аутичных детей.
Нами было обследовано 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет, с выставленным диагнозом РДА которые наблюдались в Краевом психоневрологическом диспансере. Каждый ребенок проходил курс начальной коррекционной программы, направленной на установление более полноценного контакта с ребенком, что позволило в дальнейшем провести диагностическое обследование на предмет выявления нейропсихологического статуса. Все дети, участвующие в нейропсихологическом исследовании, не имеют органического нарушения головного мозга и по классификации О.С.Никольской могут быть отнесены ко 2 - 3 группе заболевания.
Результаты исследования представлены в количественном (см. Приложение 1, протоколы № 1-10) и качественном выражении (см. Глава 3).
По данным обследования удалось выявить, что имеется следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм:
1. дисфункция лобных долей.
2. дисфункцией диэнцефальных отделов мозга.
3. функциональная недостаточность третичной коры зоны ТПО – зоны перекрытия височной, теменной и затылочной коры.
4. симптомы нарушения корково-подкорковых связей: импульсивность, значительная неустойчивость внимания, большие затруднения при работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (дыхательных, глазодвигательных, языкодвигательных и моторных актов).
На основе анализа полученных данных, можно предположить, что основные отклонения в нейропсихологическом статусе аутичных детей касаются:
· мотивационной сферы,
· сферы фазической активности,
· сферы эмоционального обеспечения деятельности,
· а отклонения в сфере произвольности и программирования носят вторичный характер.
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций:
· У детей с диагнозом ранний детский аутизм при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации.
· У детей с диагнозом ранний детский аутизм явно выраженные психологические корреляты нарушения корково-подкорковых связей.
Сопоставляя выделенные в результате исследования данные об общих особенностях протекания высших психических функций с особенностями функционирования структур мозга, делаем вывод, что:
· Имеющая место дисфункция диэнцефальных отделов выражена наиболее ярко и обуславливает базисные нарушения в психической деятельности аутичных детей.
· Дисфункция лобных отделов носит вторичный характер, при этом функция произвольности и программирования нарушается опосредованно нарушениям мотивационной сферы.
Таким образом, результаты проведенного исследования лишь частично подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу – предполагающую наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга.
А анализ полученных данных позволяет говорить о том, что имеет место дисфункция не стволовых (как предполагалось в гипотезе) а, диэнцефальных отделов головного мозга, которая выражена гораздо значительнее, чем дисфункция лобных отделов головного мозга.
Глава 1. Обзор литературы
Выводы
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сделать некоторые выводы, итак:
1. Мы выявили следующие особенности протекания высших психических функций:
а). У детей с диагнозом ранний детский аутизм при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации.
б). У детей с диагнозом ранний детский аутизм явно выраженные психологические корреляты нарушения корково-подкорковых связей.
2. По данным исследования имеют место следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм: дисфункции лобных отделов головного мозга, зоны ТПО и диэнцефальных отделов головного мозга.
3. Сопоставляя выделенные в результате исследования данные об общих особенностях протекания высших психических функций с особенностями функционирования структур мозга, делаем вывод, что:
а). Имеющая место дисфункция диэнцефальных отделов выражена наиболее ярко и обуславливает базисные нарушения в психической деятельности аутичных детей.
б). Дисфункция лобных отделов носит вторичный характер, при этом функция произвольности и программирования нарушается опосредованно нарушениям мотивационной сферы.
Таким образом, результаты проведенного исследования лишь частично подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу – предполагающую наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга.
А анализ полученных данных позволяет говорить о том, что имеет место дисфункция не стволовых (как предполагалось в гипотезе) а, диэнцефальных отделов головного мозга, которая выражена гораздо значительнее, чем дисфункция лобных отделов головного мозга.
Очевидно по этому проводимая коррекционная программа по развитию функций произвольности и программирования, хотя и оказывает влияние на успешность выполнения аутичными детьми диагностических проб на произвольность и программирование, но на характер их психической деятельности явного влияния в сторону улучшения не оказывает.
Список используемой литературы
1. Л.И.Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968. - 273с.
2. Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, Стройлеспечать, 1997. – 303с.
3. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм /Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95с.
4. Детский аутизм. Хрестоматия. СПб., Питер, 1997.
5. Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Аномальное развитие ребенка (психология), хрест., 2т, М: Че Ро: Высш. Шк., Издат. МГУ, 2002 - с. 466-473
6. В.В.Лебединский Нарушения психического развития у детей, М.,МГУ, 1985. – 145с.
7. К.С.Лебединская, О.С.Никольская Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М: Просвещение, 1991. – 96с.
8. А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов «О диагностических методах психологического исследования школьников» // Хрестоматия, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития, Питер, СПб, 2002.
9. В.Я.Лубовский. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ Науч. исслед. И-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989.
10. А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений – 3-е изд., М: Издат. центр Академия, 2004. – 384с.
11. И.Ф.Марковская. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования // Хрестоматия, Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития, Питер, СПб, 2002.
12. С.С.Мнухин, А.Е.Зеленецкая, Д.Н.Исаев, О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Аномальное развитие ребенка (психология), хрест., 2т, М: Че Ро: Высш. Шк., Издат. МГУ, 2002 - с. 458-465
13. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг Аутичный ребенок (пути помощи), М., Теревинф, 1997. – 341с.
14. В.П.Петрунек, Л.Н.Таран, Младший школьник, М., 1981, - 265с.
15. Практическая психология образования /ред. И.В.Дубровиной, М., Просвещение, 2003. – 480с.
16. Развитие общения детей со сверстниками / под ред. А.Г.Рузской; Науч.исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989. – 265с.
17. Е.Д.Хомская. Нейропсихология. М., МГУ, 1987. – 288с.
18. И.В.Шаповаленко. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.
Введение
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.
Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г. когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром.
В литературе, посвященной этой проблеме, велись и до настоящего времени ведутся научные споры по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, прогноза, лечения и права РДА на клиническую самостоятельность в ряду бесконечного ряда других аутистических расстройств.
Все определяющие вопросы учения о РДА: определение, этиология, патогенез – на данном этапе знания остаются противоречивыми, неопределенными и не способствуют, а затрудняют диагностический процесс.
То есть проблема РДА настолько сложна, что требует дальнейших исследований. Интерес к ней обусловлен как достижениями в области клинического изучения РДА, так и малой разрешенностью неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.
Распространенность РДА достаточно высока, данный синдром встречается примерно в 3 - 6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек. (13)
Кроме этого, из-за сложности диагностики РДА и недостатка знаний об этой аномалии развития предполагается (M.Reiser, 1976), что еще один из 10 детей с диагнозом умственной отсталости страдает РДА. N.Tinbergen, E.Tinbergen (1983) также полагают, что распространенность этой аномалии значительно выше, так как к врачу попадают лишь дети с наиболее тяжелыми формами РДА. (7)
Частота нарушений такого рода, определяемая методами педагогической диагностики, по мнению многих авторов, возрастает: ими обладают в среднем 15 – 20 из 10 000 детей.
Кроме того, актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время не существует единой системы классификации РДА. Несмотря на общую логику нарушения развития при аутизме, аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой.
Имеющиеся классификации в основном построены на производных проявлениях нарушения, когда в качестве критериев для классификации выдвигаются: оценки речевого и интеллектуального развития, характер социальной дезадаптации; либо классификации опираются на этиологию синдрома (в то время как этиология до сих пор не выяснена).
В связи с этим существуют проблемы, как ранней диагностики данного заболевания, так и возможностей психолого-педагогической коррекции аутичных детей.
Большинство исследователей (В.М.Башина, 1989; В.Е.Каган, 1981; О.С.Никольская, 1985 и др.) полагают, что психическое развитие значительного количества аутичных детей патологично уже с самого рождения. Но диагностика на первых годах жизни представляет большие трудности, имеют место многочисленные ошибочные диагнозы до 5 – 6-летнего возраста ребенка.
Основной возраст детей к моменту обращения за консультацией (по данным НИИ дефектологии Академии педагогических наук России) составляет 4 – 9 лет. (7)
В данной работе исследуются дети младшего школьного возраста (7 – 10 лет) – в этот период возникают важнейшие новообразования во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения, поэтому уровень достижений детей на данном возрастном этапе очень важен для следующего возрастного периода.
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются преимущественно взрослыми и новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом оно становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.Выготский).
По мнению отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, развитие психики у ребенка происходит в основном путем социального наследования, присвоения общественного опыта. В процессе такого в широком смысле слова обучения и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок не только получает отдельные знания или умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов.
Для такого нарушения психического развития, как детский аутизм характерно затруднение в формировании эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего с человеком, характерно отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, что препятствует его социальной адаптации. (16)
Здоровье ребенка во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. (Гарбузов В.И). Уровень адаптивности может повышаться под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Факторы, от которых зависит психическое развитие, социальная адаптация, прогнозирование успешности обучения аутичного ребенка это:
· диагностика отклонения на ранних этапах развития ребенка,
· своевременная терапия,
· психолого-педагогическая коррекция, проводимая в дошкольном возрасте,
· выявление психологических особенностей аутичных детей,
· длительное клиническое изучение их на всем протяжении школьного обучения (особенно в начальный период),
· адекватные методы и содержание обучения. (11)
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.
Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.
Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.
Мы полагаем, что для своевременной качественной квалификации дефекта, для адекватной коррекционной работы, что дает возможность адаптации аутичного ребенка в социуме необходимо также знание и о его нейропсихологическом статусе, который показывает совокупное состояние высших психических функций и поведения аутичного ребенка в зависимости от функциогенеза (функционирования) различных зон головного мозга.
В литературных источниках, касающихся проблемы РДА, данных о нейропсихологическом статусе аутичных детей нами обнаружено не было.
Исходя из выше сказанного, мы считаем актуальной попытку исследования качественной специфики нарушения, попытку выделить фактор (особенность функционирования определенных зон мозга) и связи его с особенностями протекания высших психических функций у аутичных детей.
Целью исследования является выделение фактора (особенности функционирования определенных зон мозга), стоящего за наблюдаемыми симптомами.
Задачами дипломной работы являются:
1. исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом детский аутизм;
2. выделение общих особенностей протекания высших психических функций;
3. сопоставление их с особенностями функционирования структур мозга.
Объектом исследования являются высшие психические функции у детей с выставленным диагнозом – аутизм, которые в совокупности дают нам нейропсихологический статус аутичных детей.
Предметом исследования является фактор (особенность функционирования определенных зон мозга), стоящий за наблюдаемыми симптомами.
Гипотеза, на проверку которой направленно данное исследование: «Исходя из найденных литературных данных, которые заявляют как общие для аутичных детей: нарушения произвольности, стереотипии, персеверации (застревания), затруднения в охвате целого, нарушения целенаправленности; снижение общего активационного тонуса психической деятельности, и из наблюдений за поведением аутичных детей, мы предполагаем - наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга и стволовых структур головного мозга».
Для анализа состояния высших психических функций в их связи с работой различных зон мозга наиболее удобным методом (разработанным А.Р.Лурия) является теория системной динамической локализации.
Нейропсихологический метод основан на тщательном анализе изменений психических процессов при локальных поражениях мозга с целью выявления того, какие именно комплексы и системы психических процессов нарушаются при этих поражениях.
Согласно теории системной динамической локализации ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.
Нейропсихологическая диагностика – батарея Луриевских проб, дает возможность изучить структуру дефекта и выделить тот фактор, который привел к возникновению того или иного симптома, т.е. позволяет не только выявлять нарушенные звенья психической деятельности, но и те структуры головного мозга, недостаточность которых играет решающую роль в их возникновении.
Основная цель применения методов нейропсихологической диагностики – изучение мозговой организации психических функций, выявление особенностей (или нарушений) их протекания, что свидетельствует об особенностях (или нарушениях) соответствующих мозговых образований. Это относится и к общим характеристикам левого и правого полушарий головного мозга, к их взаимодействию и к определению дефицитности в работе тех или иных областей мозга (коры и подкорковых образований). Нейропсихологические методы диагностируют состояние различных мозговых структур – и в этом их отличие от остальных методов психологической диагностики.
Нейропсихологическое исследование является одним из путей анализа психической деятельности человека, оно позволяет получить огромную объективную информацию о поражениях наиболее сложных, специфических человеческих разделов мозга и использовать эту информацию для возможно более точной локальной (или региональной) диагностики очаговых мозговых поражений. Кроме того, оно необходимо для разработки путей восстановления нарушенных функций.
В настоящее время нейропсихологические методы исследования широко используются в решении задач школьной экспертизы, оценке специальных способностей, выработке дифференцированных рекомендаций при подготовке детей к школе, характеристики обучаемости и так называемой «школьной зрелости». Особой сферой применения нейропсихологических методов является их использование для изучения церебрального обеспечения психического онтогенеза и оценки вклада и биологических и психосоциальных факторов в развитие ребенка, что имеет и общетеоретическое значение.
Исследования в области нейропсихологии имеют большое значение и для развития самой психологической науки. Современная психология сделала большие успехи в изучении генезиса психологических процессов, их изменений в процессе развития; она описала строение психической деятельности человека и сейчас имеет четкие представления о структуре ВПФ и сложной сознательной деятельности.
Однако знания о морфологическом строении психических процессов, об их внутренних механизмах еще недостаточны. Современная наука еще мало знает о внутренней природе и мозговой структуре сложных форм сознательной деятельности, о том какие факторы входят в их состав, как эти факторы изменяются на последовательных этапах психического развития по мере овладения теми сложными средствами, на которые эти процессы опираются.
Исходя из цели и задачи исследования, в данной работе нас интересует общий механизм, некоторый изначальный дефект общий для всех аутичных детей.
Нами было обследовано 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет, с выставленным диагнозом РДА которые наблюдались в Краевом психоневрологическом диспансере. Каждый ребенок проходил курс начальной коррекционной программы, направленной на установление более полноценного контакта с ребенком, что позволило в дальнейшем провести диагностическое обследование на предмет выявления нейропсихологического статуса. Все дети, участвующие в нейропсихологическом исследовании, не имеют органического нарушения головного мозга и по классификации О.С.Никольской могут быть отнесены ко 2 - 3 группе заболевания.
Результаты исследования представлены в количественном (см. Приложение 1, протоколы № 1-10) и качественном выражении (см. Глава 3).
По данным обследования удалось выявить, что имеется следующие особенности нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм:
1. дисфункция лобных долей.
2. дисфункцией диэнцефальных отделов мозга.
3. функциональная недостаточность третичной коры зоны ТПО – зоны перекрытия височной, теменной и затылочной коры.
4. симптомы нарушения корково-подкорковых связей: импульсивность, значительная неустойчивость внимания, большие затруднения при работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (дыхательных, глазодвигательных, языкодвигательных и моторных актов).
На основе анализа полученных данных, можно предположить, что основные отклонения в нейропсихологическом статусе аутичных детей касаются:
· мотивационной сферы,
· сферы фазической активности,
· сферы эмоционального обеспечения деятельности,
· а отклонения в сфере произвольности и программирования носят вторичный характер.
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций:
· У детей с диагнозом ранний детский аутизм при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации.
· У детей с диагнозом ранний детский аутизм явно выраженные психологические корреляты нарушения корково-подкорковых связей.
Сопоставляя выделенные в результате исследования данные об общих особенностях протекания высших психических функций с особенностями функционирования структур мозга, делаем вывод, что:
· Имеющая место дисфункция диэнцефальных отделов выражена наиболее ярко и обуславливает базисные нарушения в психической деятельности аутичных детей.
· Дисфункция лобных отделов носит вторичный характер, при этом функция произвольности и программирования нарушается опосредованно нарушениям мотивационной сферы.
Таким образом, результаты проведенного исследования лишь частично подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу – предполагающую наличие общего нарушения фактора аутичных детей, связанного с работой лобных отделов головного мозга.
А анализ полученных данных позволяет говорить о том, что имеет место дисфункция не стволовых (как предполагалось в гипотезе) а, диэнцефальных отделов головного мозга, которая выражена гораздо значительнее, чем дисфункция лобных отделов головного мозга.
Глава 1. Обзор литературы
Часть 1. Синдром раннего детского аутизма
Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.