Перспективы развития Санкт-Петербурга в качестве туристического центра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие Санкт-Петербурга в качестве туристического центра является стратегической задачей Правительства Санкт-Петербурга.

Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей в мировой экономике. По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2010 году общее количество туристов превысит 1 млрд. человек в год, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 40 процентов и составит 1252 доллара США. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на все секторы экономики, способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, является одним из ключевых направлений интеграции Санкт-Петербурга в мировое сообщество.[6]

Основной туристический регион мира - Европа. Доля Европы в общем числе иностранных туристов превышает 70 процентов, а доля валютных поступлений - 60 процентов. При этом подавляющая часть туристов, посещающих северо-западную часть Европы, останавливается в скандинавских странах, тогда как Санкт-Петербург, который по сведениям Организации Объединенных Наций по шкале популярности среди крупнейших международных туристических центров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену, Мюнхен и Берлин), в настоящее время посещает около 3 млн. зарубежных туристов в год (при количестве желающих его посетить свыше 30 млн. человек).

Непосредственно в туристической деятельности (туроператорской, турагентской) формируется не более 10 процентов общей (валовой) выручки, получаемой регионом от туристической индустрии. Остальные 90 процентов приходятся на объекты туристической инфраструктуры, прежде всего гостиничной.

Гостиничная индустрия является основной движущей силой в процессе трансформации сферы туризма в бюджетообразующую отрасль регионального хозяйства.

Для реализации данной стратегической задачи Правительство Санкт-Петербурга разработало программу размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге.

В настоящей Программе под объектами гостиничной инфраструктуры понимаются коммерческие объекты, представляющие собой здания, предназначенные для временного проживания людей. К данным объектам относятся гостиницы (отели), мотели, хостелы. Основным отличительным признаком объектов гостиничной инфраструктуры является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению и обслуживанию пребывания гостей.

Цель настоящей Программы заключается в определении инициатив и практических мер по поддержке процесса ускоренного развития гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге, позволяющих решать следующие основные задачи:

· увеличение количества объектов гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге, обеспечивающее развитие конкурентной среды на рынке гостиничных услуг и, как следствие, повышение уровня обслуживания, оптимизацию показателя цена/качество оказываемых гостиничных услуг, выравнивание стоимости гостиничных услуг, повышение привлекательности туристического продукта, увеличение туристических потоков (включая повторные посещения) и доходов бюджета Санкт-Петербурга от туристической деятельности;

· повышение эффективности работы как отраслей, входящих в состав инфраструктуры туризма (общественное питание, транспорт и другие), так и смежных отраслей (торговля, легкая промышленность и другие);

· решение проблемы эффективного использования в установленном законодательством порядке объектов недвижимости (зданий и земельных участков) на территории Санкт-Петербурга путем их реализации в целях размещения объектов гостиничной инфраструктуры и значительного увеличения притока прямых инвестиций в Санкт-Петербург;

· содействие развитию туризма в Санкт-Петербурге как отрасли, отвечающей принципам устойчивого развития территории и способствующей решению задач структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга;

· содействие решению задачи удвоения валового регионального продукта за счет повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма;

· становление Санкт-Петербурга в качестве одного из ведущих мировых туристических центров, что, в свою очередь, подразумевает привлечение туристических потоков в Санкт-Петербург на уровне 9-9,5 млн. человек в год (формальный критерий отнесения крупных городов к туристическим центрам международного уровня - количество туристов в год, как минимум в 2 раза превышающее количество постоянных жителей).

Для реализации задач настоящей Программы необходимо осуществить комплекс мероприятий, базирующихся на рыночных механизмах, с активным использованием маркетинговых стратегий.

Разработан следующий комплекс мероприятий:

· Проведение торгов в форме конкурса на право предоставления объектов недвижимости согласно Примерному адресному перечню зданий и земельных участков для размещения объектов гостиничной инфраструктуры (далее - Адресный перечень).

· Проведение информационных и маркетинговых мероприятий по повышению спроса потенциальных инвесторов на объекты, предназначенные для размещения гостиниц. Осуществление в установленном порядке юридических действий, направленных на решение имущественно-правовых вопросов. Прямое информирование крупных гостиничных операторов о возможностях развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге и проведении торгов.

· Осуществление информационных и маркетинговых мероприятий по повышению и выравниванию среднегодового спроса на гостиничные услуги Санкт-Петербурга.

· Проведение мероприятий, направленных на создание открытого информационного пространства о тенденциях развития туристической отрасли Санкт-Петербурга в целом и гостиничной сферы в частности, которое необходимо потенциальным инвесторам для принятия маркетинговых решений о типе объекта гостиничной инфраструктуры.

На начало 2004 года в Санкт-Петербурге эксплуатировалось 165 гостиничных предприятий на 31926 мест. В это число включены не только отели, но и небольшие ведомственные гостиницы, общежития гостиничного типа при учебных заведениях, научных и проектных организациях и предприятиях (таблица 1).

Гостиничный комплекс Санкт-Петербурга без учета пригородов представлен 137 объектами размещения (около 15 тыс. номеров на 29300 мест) различных категорий и различных форм собственности. В историческом центре Санкт-Петербурга сосредоточено 92 процента номерного фонда гостиничных предприятий Санкт-Петербурга.

В настоящее время в Санкт-Петербурге на 1 тыс. жителей приходится около 7,2 гостиничных места. Во многих городах Западной и Восточной Европы на 1 тыс. жителей приходится в 2-5 раз больше мест в гостиницах, чем в Санкт-Петербурге: в Праге - 12,5, в Берлине - 14,5, в Вене - 26, в Амстердаме - 35,4. В США количество мест в гостиницах в расчете на 1 тыс. жителей составляет 40-50. В Москве аналогичный показатель приближается к 10.

Показатель обеспеченности гостиничными местами первого класса (4 и 5 звезд) в Санкт-Петербурге составляет 0,6 на 1 тыс. жителей, что в 10-50 раз меньше, чем в европейских городах.

Несмотря на высокие показатели обеспеченности, в туристических центрах мира продолжается строительство новых отелей. В Париже ежегодно открывается от 15 до 20 отелей, в Турции - не менее 15.

В Санкт-Петербурге, несмотря на существовавшие до последнего времени достаточно жестких инвестиционных условий создания объектов гостиничной инфраструктуры, рынок гостиничных услуг постоянно развивается. Однако следует отметить, что темпы этого развития не удовлетворяют потребностям Санкт-Петербурга.

 

Таблица 1. Сводные данные об объектах размещения Санкт-Петербурга и пригородов

Категория объектов размещения Количество объектов Количество номеров Количество мест

Санкт-Петербург

Первый класс 6 1197 2392
Средний класс (большие гостиницы более 100 номеров) 28 8216 14720
Средний класс (малые гостиницы менее 100 номеров) 20 308 542
Экономический класс (большие гостиницы более 50 номеров) 9 1347 2428
Экономический класс (малые гостиницы менее 50 номеров) 34 877 2841
Гостиницы при государственных учреждениях 5 433 926
Гостиницы в системе малых отелей 3 386 1268
Объекты размещения учебных и научных заведений 19 1559 3392
Объекты размещения предприятий 13 411 879
Итого 137 14734 29388

Пригороды

Первый класс 1 18 36
Средний класс (большие гостиницы более 100 номеров) 3 267 480
Средний класс (малые гостиницы менее 100 номеров) 3 44 40
Экономический класс (большие гостиницы более 50 номеров) 2 301 538
Экономический класс (малые гостиницы менее 50 номеров) 6 122 281
Объекты размещения учебных заведений 5 259 604
Объекты размещения предприятий и организаций 8 211 511
Итого 28 1222 2538
Всего 165 15956 31926

 

Сделаем вывод: Санкт-Петербург – функциональный город с надежной и высококачественной инфраструктурой, в частности гостиничной. Развитая система гостиниц различных типов, размеров и ценовых категорий ориентирована на все категории гостей и отвечает их специфическим целям, потребностям и ожиданиям.

Существующая конъюнктура мирового туристического рынка благоприятна для Санкт-Петербурга. Этому свидетельствует повышение международного туристического спроса на Россию в целом, прогнозируемый рост инвестиций в туристическую инфраструктуру России, смещение туристических предпочтений в сторону культурно-познавательного туризма, а также рост туристических возможностей российских граждан.

Конкурентные преимущества туристических ресурсов Санкт-Петербурга позволяют Санкт-Петербургу занимать лидирующие позиции на мировом рынке туризма и развивать самые разнообразные виды туризма, к наиболее перспективным из которых относятся: культурно-познавательный туризм, бизнес-туризм, инсентив-туризм, водный туризм, научный и учебный туризм, санаторно-курортный туризм, конгрессно-выставочный туризм, спортивный туризм.

Исходя из этого, представляется следующее видение Санкт-Петербурга в рамках настоящей Программы.

Санкт-Петербург - город, привлекательный для жизни, работы и отдыха, а значит успешный, процветающий и хорошо интегрированный, город равных возможностей и одинаковых для всех правил, прозрачных и унифицированных.

Санкт-Петербург - город, открытый для туристов и гостей города.

Санкт-Петербург - функциональный город с надежной и высококачественной инфраструктурой, в частности гостиничной. Развитая система гостиниц различных типов, размеров и ценовых категорий ориентирована на все категории гостей и отвечает их специфическим целям, потребностям и ожиданиям.

Присутствие на рынке международных гостиничных операторов определяет высокие стандарты обслуживания гостей и жителей Санкт-Петербурга.

Размещение гостиничных объектов не ограничивается рамками исторического центра Санкт-Петербурга, учитывает полицентричность развития Санкт-Петербурга и появление центров деловой и социально-культурной активности на периферии, включает акватории Санкт-Петербурга и пригородов.

Формирование гостиничных комплексов - гостинично-деловых, торгово-гостиничных, спортивно-гостиничных - наряду с решением проблемы размещения туристов и гостей Санкт-Петербурга создает дополнительную социально-бытовую инфраструктуру, которая может использоваться жителями Санкт-Петербурга.

Архитектурные решения, используемые при строительстве новых гостиниц, подчеркивают красоту Санкт-Петербурга, усиливают его неповторимость.

К основным составляющим ожидаемого социально-экономического эффекта от реализации Адресного перечня могут быть отнесены следующие:

Появление в Санкт-Петербурге к 2010 году 150 объектов гостиничной индустрии с общим номерным фондом в 15 тыс. номеров (исходя из среднего номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга в 100 номеров), что означает увеличение общего номерного фонда Санкт-Петербурга почти в 2 раза (в настоящее время он составляет 16 тыс. номеров). В итоге будет решена задача выхода гостиничной индустрии Санкт-Петербурга на среднеевропейский уровень, то есть 14-15 гостиничных мест на 1 тыс. жителей.

Гостиничный фонд Санкт-Петербурга позволит предоставить качественный сервис потоку гостей города в объеме до 8-10 млн. человек в год.

Объем инвестиций, привлеченных в строительство гостиниц, а следовательно, и в экономику Санкт-Петербурга, составит не менее 22,5 млрд.рублей (расчет базируется на предположении, что большая часть гостиниц будет относиться к среднему классу, возведение которых во всем мире в среднем обходится от 1,5 до 2,4 млн. рублей за номер).

Количество рабочих мест в гостиничной индустрии увеличится не менее чем в 2 раза.

Примерный адресный перечень зданий и земельных участков для размещения объектов гостиничной инфраструктуры представлен в приложении №D дипломной работы.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 182.