Российские гостиничные компании: особенности их развития и проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Пока крупные международные гостиничные сети готовятся к экспансии в Россию, местные компании активно скупают старые советские отели и создают своих операторов. Международным брендам они, конечно же, не конкуренты. Только это и позволяет им надеяться на успех.

Несмотря на интерес крупных западных игроков, в большинстве российских городов действуют только отечественные гостиницы. Как правило, западные сети выдвигают строгие требования, поэтому предпочитают открывать свои отели в новых или полностью реконструируемых зданиях. У российских гостиничных сетей другой подход. По данным экспертов, в 2001 – 2002 годах представители различных направлений российского бизнеса начали скупать старые гостиницы в регионах, а затем вкладывали относительно небольшие средства в их реконструкцию.

Так появились прототипы российских сетей. В результате стратегия их работы изначально отличалась от действий западных игроков. В условиях неконкурентного рынка местные сети вполне успешно развиваются. Во многих городах спрос на номера нередко превышает предложение, так что практически все объекты оказались востребованными. Конечно, в люксовом сегменте российским игрокам сложно конкурировать с западными управляющими компаниями. Потому наиболее перспективной стратегией можно признать ставку на три звезды с активным развитием в региональных центрах, а также в туристических зонах.

В целом участники рынка выделяют несколько параметров, по которым отечественные управляющие компании уступают западным конкурентам. Во-первых, это отсутствие единых стандартов работы. Любая серьезная гостиничная сеть выводит свои стандарты сервиса, имущества, финансового учета.

Стандарт сервиса – это и качество уборки номеров, и меню завтраков. Кроме того, у каждой сети свои требования к пожарной безопасности и еще очень много различных нюансов. Российские отели одной сети всегда очень разные. Во-вторых, большинство российских сетей владеют отелями, которыми управляют. Такая закономерность полностью расходится с практикой, сложившейся на мировом гостиничном рынке. Иностранные сети считают владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.

В-третьих, отечественные гостиницы отличает острый дефицит профессиональных кадров. Во многом это обусловлено тем, что на рынке пока не сформировалась услуга профессионального управления, и большинство владельцев гостиниц не могут доверить управление наемным менеджерам.

По оценке экспертов, новая гостиница в лучшем случае может окупиться через 8 лет, а при строительстве торгового центра деньги можно «отбить» уже лет через пять. Из-за этого, по мнению всех участников рынка, отечественные гостиничные сети не могут конкурировать с западными аналогами, так как существенно ограничены в своем развитии.

В результате в России появилось несколько компаний, которые позиционируют себя как гостиничные сети. По мнению экспертов, лидерами этого сегмента рынка являются Аmaks Grand Hotels, Heliopark Hotels & Resorts, «Азимут менеджмент групп» и «Интурист отель групп». У всех этих компаний – различная история, и каждая из них пытается решить проблему конкурентоспособности по-своему. В будущем некоторые из них могут либо объединиться, либо продать свои объекты профильным компаниям. В любом случае у российских гостиничных сетей в их нынешнем виде перспектив нет.

Гостиничная сеть Amaks считается самой крупной среди российских компаний, работающих в этом сегменте. Под ее управлением находится более 3100 номеров в разных городах.

Сегодня в сеть входит 15 комплексов в различных городах России: Перми, Уфе, Великом Новгороде, Владимире, Казани, Ессентуках и т.д. Практически все объекты, приобретенные изначально как действующие гостиничные комплексы, представляли собой гостиницы советской постройки, находящиеся в полуразрушенном состоянии. Теперь компания завершает реконструкцию своих отелей. В общей сложности Amaks уже потратил на эти нужды более $40 млн.

Большая часть объектов сети была приобретена в 2004 – 2005 годах. Тогда же появилась управляющая компания Amaks Grand Hotels. Однако затем часть гостиниц Amaks продала, сохранив свое присутствие в качестве оператора. Впоследствии компанию покинул приглашенный наемный менеджер. Таким образом, продав часть отелей, компания сосредоточилась исключительно на управлении. «Мы сейчас активно стремимся брать объекты индустрии гостеприимства в управление.[2]

В сфере гостиничного бизнеса есть проблема несовершенства законодательной базы. В частности, нет никакой гарантии, что собственник не «попросит» через какое-то время управляющую компанию из отеля. Например, оператор наберет персонал, начнет внедрять корпоративные стандарты, а через какое-то время практически без объяснений могут расторгнуть контракт. Несмотря на имеющиеся проблемы, компания оценивает перспективы своего развития очень высоко.

Особое положение среди российских гостиничных сетей занимает «Интурист». В свое время наследство главного туроператора СССР было поделено множеством различных компаний, и структуре ВАО «Интурист», входящей в АФК «Система», пришлось небольшими пакетами выкупать у них акции отелей. Затем в 2003 году появилась «Интурист отель групп», которая с 2006 года позиционируется как гостиничная управляющая компания.

В настоящее время в собственности ВАО «Интурист» и под управлением «Интурист отель групп» находится 4 гостиницы: пятизвездочный Savoy Westend Hotel в Карловых Варах, отель Principe в итальянском Форте-дей-Марми, а также два московских трехзвездочных – «Космос» и «Пекин». Кроме того, «Интурист отель групп» управляет четырехзвездочными гостиницами в Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Ростове Великом и Угличе.

По словам аналитиков, «Интурист» пока вряд ли можно назвать национальной сетью. Во-первых, из-за неоднородности управляемых объектов, а во-вторых, потому что 1700 из 2500 номеров, находящихся в его ведении, приходится на гостиницу «Космос».[3]

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.