(2Пар 6:28–31). Четвертый случай: голод, эпидемия, губительный палящий ветер (напр., «самум» – юго-вост. ветер Аравийской пустыни), нашествие саранчи, червя (евр. арбе, хасил – два названия разных пород саранчи, (ср. Иоил. 1:4); LXX: βροῦχος, ἐρισύβη, Vulg.: locusta vel rubigo) и подобные бедствия (ср. Лев. 26:16, 25; Втор. 28:22;Ам. 4:9–10; Иер. 14:12) обратят народ во внутрь себя ( "сердце", евр. левов,ст. 38 на библейском языке – не только собственно сердце, а и совесть) (1Цар. 25:31; Втор. 28:65). Праведное воздаяние каждому возможно только для Сердцеведца – Бога (ст. 39). Ср. (1Цар. 16:7; Пс. 7:10; Иер. 17:10); и последняя цель премудрых действий Божия Промысла – научить людей страху Божию (ст. 4), ср. (Втор. 4:10).
3Цар.8:41 . Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, –
Цар.8:42 . ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего,
Цар.8:43 . услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.
(2Пар 6.32–33). Пятый случай: храм Иеговы может посетить и иноплеменник из земли далекой (как царица Савская в (3Цар 10:1), Нееман Сириянин в (4Цар 5:1–15) ), услышав о величии и силе имени Иеговы – «руке сильной и... мышце простертой» (ст. 42, в соотношении с историей изведения Израиля из Египта (Исх. 6:6; Втор. 4:34, 5:15) ). Бог исполнит молитву такого иноплеменника, чтобы он убедился, что действительно именем Иеговы называется храм Соломонов (ст. 43), (ср. Иер. 7:10–11, 14), как этим же именем называется и город Иерусалим (Иер. 25:29) и народ израильский (Втор. 28:10; Ис. 63:19); что в этом народе, в его столице, в его храме Иегова нарочито являет Свое присутствие, так что здесь с Ним люди входят в особое благодатное общение.
Цар.8:44 . Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,
Цар.8:45 . тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них.
(2Пар 6.34–35). Шестой случай: война против врага, посланная Израилю Богом.
3Цар.8:46 . Когда они согрешат пред Тобою, – ибо нет человека, который не грешил бы, – и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;
3Цар.8:47 . и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: «мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны»;
Цар.8:48 . и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,
3Цар.8:49 . тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них;
3Цар.8:50 . и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним:
(2Пар. 6:36–39). Седьмой случай: пленение всего Израиля в землю иноплеменников (ср. ст. 33–34): в том и другом случае молитвенное покаянное обращение Израиля к Иегове, к святой земле, Иерусалиму и храму (ст. 44, 48) должно низвести милосердие Божие на молящихся и кающихся: в том и другом случае – дать народу потребное для него (ст. 45, 49–50). В этом разделе указывали (Тений, Бенцингер, Киттель и др.) признаки позднейшего послепленного его происхождения: а) обычай обращения в молитве к святой земле, Иерусалиму и храму будто бы только послепленного происхождения (Дан. 6:10; 2Езд. 4:58). Однако, это столь естественное положение молящегося могло быть в обычае задолго до плена (ср. Пс. 5:8, 27:2) и только формулировано в законное обязательство в традиционном раввинском законодательстве (по Мидрашу Сифре 71 в., молящийся вне земли Израилевой обращается по направлению к святой земле, а молящийся в самой святой земле обращается к храму), б) Плен вавилонский, о котором будто бы со всей определенностью говорится в ст. 46–50, говорят, не мог быть предвиден Соломоном, след., изображение это могло явиться только после плена. Но пленение и массовое переселение покоренных народов в иные земли были общим обычаем древних восточных деспотов, и нет ничего непонятного в том, что Соломон, после указания ряда других бедствий, называет и возможное пленение, тем более что оно предуказано и в Пятикнижии (Лев. 26:33; Втор. 28:25, 36, 64), и как в последнем, так и у Соломона изображение плена имеет общий характер, без указания специфических черт именно вавилонского; в) Напрасно также формула исповедания грехов «мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны» (ст. 47) считается некоторыми толкователями происшедшею только в плену вавилонском. На самом деле исповедание это, столь естественное для кающегося грешника, употреблялось не только в плену и после него (Дан. 9:5), но и до плена, и при том задолго до него (Чис. 14:18–19; 1Цар. 7:6; Пс. 50:6, 31:5). В данном месте исповедание это тем уместнее, что здесь же ясно выражено библейское учение о всеобщей склонности людей ко греху: «нет человека, который не грешил бы» (ст. 46), ср. (Иов. 14:4; Притч. 20:9;Еккл. 7:20; Пс. 50:7; Сир. 7:5; 3Ездр. 8:35; 1Ин. 1:8).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 201.