Что такое археологическая культура, культурно-историческая общность, тип памятника?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Археологическая культура — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).

В археологии понятию культура придают значение, которое несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников — разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.

Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую.

· Культурно-историческая общность – культурные объединения определенной эпохи, общее название групп близких археологических культур.

· Тип памятников - перечисленная классификация археологического материала. Очень часто бывает так, что памятники сочетают в себе функции различных категорий. Например, курганы могут нести не только функцию захоронения (погребальная), но и выполнять определённые культовые функции.

 

Ранний палеолит.

Нижний (ранний) палеолит — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты — Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счет мяса павших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была еще распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий род Homo erectus. Представители данного вида (синантропы) научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счет освоения Азии, что подтверждается находками на плато Чжоукоудянь в Китае. Около 1 млн лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Социальная организация людей находилась на стадии первобытного стада (неустойчивое, формировалось с целью охоты, для защиты от врагов, животных, стихии). Орудия работы — в целом наиболее примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты. Хозяйство состояло из собирательства и охоты, люди вели кочевой образ жизни.

Культуры нижнего палеолита

Африка: 2,5-1 млн лет назад

Олдувайская культура 2,5-1 млн лет назад

Ашёльская культура 2,5 млн — 200 тыс. лет назад

Европа: 1,2 млн — 600 тыс. лет назад

Аббевильская культура 1,5 млн — 600 тыс. лет назад

 

Эпоха мустье.

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь).

Возникновение мустьерской культуры датируются примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад. Cледует за ашёльской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита: гибридной неандертало-кроманьонской шательперонской и чисто кроманьонской ориньякской. Также некоторые черты африканской стилбейской индустрии сходны с мустьерской культурой.

Ареал распространения культуры соответствует ареалу распространения неандертальцев в пору их расцвета около 100 тыс. лет назад: Европа (на север до 54° широты), Северная Африка, Ближний Восток и Средняя Азия. В местах контактов с предками кроманьонцев (Ближний Восток и северная Африка) начиная с примерно 100 тыс. лет назад появляются и стоянки кроманьонцев, изготовлявших орудия мустьерского типа, таким образом, вероятно, в этих районах имела место аккультурация кроманьонцев неандертальцами. Имеется много разновидностей мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях.

Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо. Неандертальцы жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зародившихся религиозных представлениях. Значительное для каменного века развитие получило изобразительное искусство, древнейший известный тональный музыкальный инструмент был создан неандертальцами около 43 тыс. лет назад (см. флейта из Дивье Бабе (англ.)).

 

Верхний палеолит.

35-12 тыс. лет назад - наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

Поздний палеолит: 35 000 — 8000 до н. э. Эпоха господства человека современного физического типа — Homo sapiens sapiens. Первые различия между представителями рас — европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более двадцати видов орудий труда, в том числе костяные иглы с ушком, позволившие шить одежду из шкур животных. Около 29 — 22 тыс. лет назад рыбу начали ловить сетями, дичь — метательными камнями, боласами, для усиления броска копья были изобретены копьеметалки, и наконец, впервые появилось оружие для стрельбы на дальнее расстояние, лук и стрелы. Обожжённая керамика появилась только в неолите, но фигурки из глины изготовляли уже в верхнем палеолите, хотя обжиг древнейшего известного науке образца (Вестоницкая Венера) мог быть и результатом случайного попадания в огонь.

Одомашнивание первого животного, собаки, произошло не позднее, чем 14 тыс. лет назад. Относительно нижней границы этой даты единого мнения нет. Большинство исследователей полагает, что одомашнивание имело место в верхнем палеолите, то есть не ранее 30 тыс. лет назад, но существуют и оценки в 100 тыс. лет назад.

По данным археологии около 30 тыс. лет назад создатели ориньякской культуры во Франции использовали календарь. Это был лунный календарь, который для отсчёта месяцев использует фазы луны. Солнечный календарь появился только в неолите. В ту эпоху календарь использовали для вычисления сезонных миграций животных, на которых люди охотились. По некоторым данным, такого рода вычисления производились даже неандертальцами.

Эпоха происхождения вокальной музыки науке неизвестна, но первые музыкальные инструменты (костяные флейты, см. Ориньякская культура) находят на стоянках верхнего палеолита.

Наскальные рисунки, резьба по кости и доисторическая скульптура, появившиеся ещё в среднем палеолите, в верхнем стали более распространёнными и разнообразными. Доисторическое искусство в наше время разделяют на две категории: жанровое и абстрактное. Первое представляет собой более или менее реалистическое изображение людей и животных, иногда людей в масках животных, а второе — символические узоры с орнаментом. Считают, что изобразительное искусство обслуживало магические ритуалы. Возможно также, что символические изображения животных служили знаками принадлежности к определённым этническим группам. Изображения Венер разные авторы считают символами богини-матери, доисторической порнографией, амулетами и даже автопортретами.

В верхнем палеолите возникают развитые ритуалы и культы: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм. Изображения и захоронения медведей вместе с его глиняными статуэтками, покрытыми медвежьей шкурой, свидетельствуют о древнем тотемном культе этого животного. Не исключено также, что культ хищных зверей обозначает начало или магическое обоснование охоты на людей и ведения войн или прямую зависимость племени от популяции хищника. Антропоморфные изображения и представления о существовании полулюдей-полузверей могут свидетельствовать и о появлении у людей верхнего палеолита пантеона богов или сверхъестественных существ, как о практике шаманского типа, с нагвализмом, отождествлением человека и соседствующего вида, характерным равенством природы существ. Выражаемое посредством надевания масок животных, шкур или черепов, как это наблюдается в современных племенных сообществах, отождествление шамана с духом зверя связывается с общностью природы стаи, племени, стада видов. Считают, что поклонение предкам также возникло в верхнем палеолите и совпадает с феноменом существования вожака и уникальных особей или феномена упорядоченности в каждой стае. Идентификатор вожака, признак особи - мог существовать дольше чем организм особи, оказываясь наследуемым и наблюдаемым в соотношении с иными признаками.

Смысл магических ритуалов, по-видимому, самостоятелен и не нуждается в переводе на современные языки, он основан на рефлексах гоминид с длительной природой жизнедеятельности, а перевод предполагаемых ритуалов состоит прежде всего в отождествлении с пожеланиями удачной охоты, плодородия, успеха в задачах реализации необходимости. Современное представление о задачах, сформировано лишь на основе антропологической реализации такого успеха. Например, доисторические Венеры могли рассматриваться не только как матери всего племени, но и матери животных, чья популяция неотъемлема от природы самого племени.

В верхнем палеолите на смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный аналог института брака, упорядочивший половые отношения, при регуляции, основанной на существующей у гоминид иерархии в стае, гомологичной для всех стай высших животных. Брак возникает как взаимосвязь репродуктивной и иных форм деятельности особей в стае, племени. Половой признак особи доминирующего организма, оказывается существенным для разных типов племён.

Культуры верхнего палеолита

Ориньякская культура

Франция и Испания 30-25 тыс. лет до н. э.

Шательперонская культура/Граветтская культура 35-30 тыс. лет до н. э.

Граветтская культура 26-19 тыс. лет до н. э.

Солютрейская культура (Испания и Франция) 19-16 тыс. лет до н. э.

Мадленская культура

Германия и Дания 13-9,5 тыс. лет до н. э.

Гамбургская культура 13-12 тыс. лет до н. э.

группа культур Федермессер 10-8,7 тыс. лет до н. э. (только Германия)

Культура Люнгбю:

Культура Бромме 9,7-9 тыс. лет до н. э.

Аренсбургская культура 9,5-8,5 тыс. лет до н. э.

 

Палеолитическое искусство.

ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО – первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens, появляющиеся в верхнем палеолите (Ориньяк) около 40–30 тысячелетий назад. Памятники палеолитического искусства – пещерная настенная живопись и рисунок, а также различные виды скульптуры сохранились преимущественно на юго-западе Франции и в прилегающей части Пиренейского полуострова. Спорадически они встречаются в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири.

Общепринятой классификации палеолитических изображений не существует. Работы, затрагивающие эту проблему, основываются на предположении о том, что образ в искусстве является отражением либо реальности, либо мифологических представлений. Определения, используемые разными авторами, синонимичны в первом случае понятию реализм (формы «физиопластические», «воспроизводящие», «сенсорные» и т.п.), во втором – понятию условность (формы «символические», «геометрические», «идеопластические», «имажинативные»). Иногда особо выделяются «орнаментальные» формы. Подобные классификации имеют уже тот недостаток, что не обособляют маргинальный (субкультурный) материал.

Этот последний делится на две группы: абстрактную и фигуративную. Абстрактные делятся на два типа: аморфные и структурные. Фигуративные изображения охватывают широкий спектр форм, от натуралистических и умеренно стилизованных до схематических.

Типология палеолитического искусства может быть представлена в виде следующей схемы, показывающей типы первичных изобразительных форм и их соотношение:

Как можно видеть, группы сложно взаимосвязаны, границы между ними размыты. Отдельные явления могут быть отнесены к той или иной категории в зависимости от их семантической интерпретации. Например, чистая абстракция – лунка, выемка правильной формы может быть изображением раны, специально процарапанные «гриффады», будучи по фактуре субкультурными, должны быть отнесены к группе абстрактных знаков и т.п.

Как следует из их определения, субкультурные формы – это формы полностью или частично природного происхождения: отпечатки и трафареты, фигурные камни, кости, раковины, клыки и иные частично обработанные натуральные предметы, использовавшиеся как украшения, имевшие сакральный характер.

Среди собственно изобразительных отдельное место занимают абстрактные, аморфные – неупорядоченные изобразительные артефакты: отдельные красочные пятна или сочетания живописных пятен, хаотическое переплетение линий, штрихов, насечек и т.п. Некоторые из них могут быть побочным продуктом утилитарных либо полуинстинктивных действий (например, «гриффады» – подражание следам когтей, оставленных медведем на стене пещеры, – где процесс и результат неразличимы).

Близкое к субкультурным положение занимают насечки на кости, имитировавшие царапины, оставленные на кости режущим орудием в процессе практической деятельности.

Существует предположение о происхождении отсюда параллельных и пересекающихся линий, дальнейшее развитие которых («елочки», зигзаги, «соты», ромбы и т.д.) лежит в основе орнаментальных и некоторых знаковых форм. Многие пещерные настенные изображения, которые часто фигурируют под рубрикой «знаки», «символы» или «орнаменты», строго говоря, не являются ни тем ни другим; например, пятна красной краски, связанные с погребениями (пещеры Ле Мустье и Ля Ферраси), относящиеся к древнейшему периоду, когда впервые появляются каменные диски, глиняные и каменные шары, обработанные костяные пластинки (Тат, Базуа, Ахенхейм и др.), а также «гриффады» и продолжающие их «макароны».

В пещере Базуа «макароны» образуют сложную рифленую фактуру из более или менее параллельных линий, в пещере Гарга столь же плотная фактура образована перекрещивающимися прямыми и дуговыми линиями. В Альтамире хаотические переплетения двойных и тройных линий образуют большие панно на потолке и стенах пещеры.

Абстрактные, структурные формы, как и аморфные, непосредственно не ассоциируются с предметной реальностью. Отличие от предыдущих составляет более или менее ясно читаемая конструкция. В их числе простейшие знаки: шевроны, стрелы, равноконечные кресты, круги, прямоугольники, овалы, «елочки», «змейки», спирали. Эти формы используются как самостоятельно, так и в качестве элементов орнамента. Качество рисунка, степень сохранности изображений затрудняют иногда их прочтение, однако простота воспроизведения, отличающая конкретную форму от бесструктурной абстракции (воспроизведение которой может быть только факсимильным), во всех случаях облегчает его дешифровку.

Первые образцы палеолитического искусства были найдены в пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.

В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 206.