Бронзовый век Средней Азии и Кавказа (земледельческие культуры).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бронзовый век Средней Азии лучше всего изучен по Намазга-тепе, где четветый и пятый слои (снизу) относятся к этому времени. Они датируются второй половиной III — началом II тысячелетия до н. э. В это время оружие, кроме стрел, и основные типы орудий стали металлическими. Но преобладали все еще каменные орудия. Широко распространяются глиняные модели повозок; упряжной скот обычен. Развитие земледелия продолжалось, оно стало пашенным. В руках отдельных крупных семей сосредоточиваются крупные запасы, и имущественное равенство нарушается.

Расписных сосудов по-прежнему много, но роспись уже одноцветная, а не многоцветная. Эти сосуды гораздо совершеннее прежних — они сделаны с помощью гончарного круга. Так называют прибор в виде горизонтального диска, вращающегося на вертикальной оси. Гончар одной рукой вращал круг, другой формовал комок глины, лежавший на этом круге. Благодаря вращению сосуд получался симметричным, а его стенки — более тонкими. Гончарный круг позволил убыстрить производство сосудов; повышение производительности труда гончару было нужно, конечно, не для того, чтобы изготовить сотни горшков для себя и своей семьи. Гончар убыстрял производство, чтобы делать посуду для обмена — он становился ремесленником. Первым обособившимся ремеслом была металлургия, этот процесс происходил еще в недрах родового строя. Об обособлении металлургии свидетельствуют клады литейщиков. Гончарный круг возникает только на определенной ступени социального развития и никогда не заимствовался народами, не достигшими порога классообразования, даже если эти народы жили бок о бок с другими народами, изготовлявшими свою посуду на гончарном круге.

Появляются глиняные, каменные и металлические печати, отпечатки которых служили знаками собственности. Эпоха родового строя кончалась.

Слой Намазга-V занимает самую большую площадь, это период расцвета культуры. Жилища совершенствуются: дома состоят из большого числа комнат — девяти, даже двенадцати, а в самом Намазга-тепе исследован дом, в котором было 27 комнат. Появляются двери в проходах, которые перекрыты сводами. Роспись сосудов исчезает. Земледелие остается основой хозяйственной жизни. Широко распространены, как и раньше, серпы, зернотерки, ступы. Из злаков известны рожь, ячмень, пшеница и нут (бобовое растение). Выращивали мелкий виноград. Культура по своему облику близка к культуре древневосточных городов.

Металлургическое производство развивается, найдены металлургические горны. Металла уже много. Найдены также горны для обжига посуды.

 

Бронзовый век Кавказа.

Куро-араксская культура ранней бронзы в Закавказье (III тысячелетие до н. э.).

В это время увеличивается плотность населения, отразившаяся в большом количестве поселков. Область их распространения примерно та же, что и в энеолите, но кроме низинных мест заселяются предгорья и даже горы. При этом люди стремятся селиться в местах, защищенных природой: на узких мысах, на холмах и горах, в местах, примыкающих к обрывам. Центральная часть домов остается круглой, но около нее возникают прямоугольные помещения. Площадь дома иногда достигает 40 кв. м. Очаг располагается уже не у стены, а в центре дома.

В низинах господствовало земледелие, что земледельцы уже использовали тягловый скот. Появляются новые злаки, новые сорта пшеницы, сеют просо, лен. Встречаются металлические серпы. Многочисленные зерновые ямы на поселениях говорят о значительных запасах зерна. В предгорных и горных районах ведущее положение в хозяйстве начинает занимать скотоводство, в котором постепенно преобладает отгонная система.

Медь выплавляли из руд. Для этого нужны были печи, где высокая температура достигалась нагнетанием воздуха мехами сквозь отверстия в нижней части печи, в которые вставлялись глиняные трубки — сопла. Такие сопла найдены. Без этого изобретения в дальнейшем была бы невозможна металлургия железа.

Металлических предметов становится больше, встречаются крупные орудия — серпы, топоры, есть кинжалы и копья, по-прежнему много украшений крупных и мелких. Именно в III тысячелетии до н. э. Кавказ становится мощным металлургическим центром, и в этом принципиальное отличие куро-араксской культуры от культуры энео-литической.

Основным признаком куро-араксской культуры является лощеная керамика, черная в южных районах, красноватая в северных. При формовке сосудов, судя по отпечаткам на них, использовалась льняная ткань, производство которой, равно как и шерстяной, уже было развитым.

Конструкции могильных сооружений куро-араксской культуры усложняются, и к концу существования этой культуры появляются большие погребальные камеры, иногда со срубом внутри, перекрытые грандиозными курганными насыпями. Нередко в погребениях находят золотые и серебряные предметы — остатки жертвоприношений. Выдвинувшихся военачальников хоронят с особой пышностью — в доспехах и с оружием.

Зачатки имущественной и социальной дифференциации проистекают из процесса быстрого становления скотоводческого хозяйства, которое теперь, в отличие от его старой придомной формы, дает значительное количество прибавочного продукта. Явственно проявляется главенствующая роль мужчины.

Самым крупным поселением куро-араксской культуры является своеобразная крепость Шенгавит на территории Еревана. Шенгавит расположен на обрыве высокого речного берега, с трех незащищенных сторон поселение (площадью 6 га) укреплено каменной стеной толщиной до 4 м, имеющей башни, а также рвом. С наружной стороны стен расположен могильник. На поселении найдены остатки металлургического производства. Дома круглые, из сырцового кирпича, на каменном цоколе. Вокруг домов ямы различного назначения. Керамика здесь типичная, чернолощеная.

Триалетская культура, расцвет которой относят к середине II тысячелетия до н. э. В 110 км от Тбилиси в Триалети находятся курганы XVII в. до н. э., в которых прослеживается несколько обрядов погребения. В одних случаях покойников хоронили на глиняных площадках, затем над ними возводили курганы из многопудовых камней. В других случаях для покойников вырывали глубокую яму, достигающую глубины 7—9 м. Эти ямы также закладывали огромными камнями, а затем насыпали высокий курган. Встречаются трупоположения и трупосожжения.

Инвентарь погребений представлен кремневыми стрелами, каменными булавами, прекрасной выделки расписными сосудами. Важны металлические находки: медные котлы, бронзовое оружие, много предметов из серебра и золота, украшенных вставными камнями. Одно из погребений в Триалети особенно интересно. Там найдены кости коровы и овцы, 24 глиняных орнаментированных сосуда, медный котел, серебряный кинжал, серебряная булавка, золотой кубок, инкрустированный сердоликом, покрытый золотыми узорами из зерни (мельчайших припаянных шариков) и скани (тонких припаянных проволок). На дне этого кубка снизу вставлен янтарь — древнейший янтарь из найденных в Закавказье. Линии узоров сходны с орнаментом глиняных сосудов, что позволяет предполагать местное производство этих ювелирных изделий. На серебряном ведерке изображены сцены охоты. Замечателен серебряный кубок с чеканными узорами; в нижнем поясе — вереница бегущих оленей, в верхнем — процессия людей в звериных масках, с подвевешенными хвостами; они идут к трону, на котором сидит, видимо, божество такого же обличия. Эти находки свидетельствуют об освоении местными мастерами хеттских ювелирных традиций и о местном развитии ювелирного искусства.

В одном из триалетских погребений была обнаружена четырехколесная повозка, запрягавшаяся волами. Она напоминает повозки из Ура (Месопотамия), но имеет характерные местные особенности конструкции колес. Там тоже найдены могилы с большим количеством бронзового оружия — топоров и кинжалов, найдены золотой кубок, серебряная чаша. Расписные сосуды тождественны триалетским.

С середины II тысячелетия до н. э. вследствие дальнейшего усиления межродовых столкновений в Закавказье появляются циклопические сооружения из огромных каменных глыб. (Термин возник в Греции, где сооружения из больших камней приписывались сказочным одноглазым великанам — циклопам.) Жилища были расположены как внутри этих крепостей, так и вне их стен. При приближении неприятеля жители поселка собирались с семьями и скотом внутри укреплений. В конце бронзового века вокруг таких крепостей появляются новые линии укреплений, а циклопические сооружения оказываются цитаделями. Их занимает родовая знать. Постепенно внутренняя крепость меняет свой характер, будучи направлена не столько против внешних врагов, сколько против соплеменников. Этот процесс происходит на заре классового общества.

На Южном Кавказе всюду распространены бронзовые топоры и копья. Появляются бронзовые мечи, иногда с загнутой рукоятью. Стрелы чаще обсидиановые.

Племена ранней бронзы, жившие на Северном Кавказе, оставили поселения и курганы майкопской культуры III тысячелетия до н. э., начало которой относится к энеолиту (названа по первому раскопанному кургану, находившемуся в г. Майкопе). Насыпь имела высоту 11 м, под ней оказалась широкая могильная яма, разделенная перегородкой пополам, а одна из этих половин, в свою очередь, была разделена на две части. Во всех камерах обнаружено по одному скорченному и окрашенному костяку. Главное погребение находилось в большой камере. Покойник был усыпан золотыми бляшками с дырочками для пришивания к ткани или к коже. Можно думать, что этими бляшками украшался балдахин, который поддерживали шесть серебряных трубок, найденных там же. Четыре из них украшены литыми изображениями быков: две — золотыми, две — серебряными. На черепе были две золотые диадемы с розетками. В могиле стояли золотые и серебряные сосуды. Два сосуда замечательны по имеющимся на них чеканным изображениям. На одном из них изображен пейзаж, причем некоторые сравнивают его с видом Кавказского хребта из Майкопа. На втором сосуде изображены животные. В малых камерах лежали скелеты, вероятно, убитых жен, при них были золотые серьги и бусы.

На высокой равнине над р. Белой (Северный Кавказ) расположено также относящееся к майкопской культуре поселение Мешоко, окруженное каменной стеной. Дома были глинобитные. В культурном слое много костей; почти все из них принадлежат домашним животным — свинье, корове, овце. Скот составлял главное богатство жителей поселка. Земледельческие орудия представлены зернотерками, пестами ступок, вкладышами серпов. По материалам Мешоко можно судить и о домашних занятиях, достигавших значительного развития. Сосуды, хотя еще и лепленые от руки, сформованы хорошо, тщательно отделаны стрелы, красивы каменные браслеты.

Майкопскую культуру на рубеже III и II тысячелетий до н. э. сменила северокавказская. Она представлена в основном погребальными памятниками и занимала территорию от Черного моря до Дагестана, выходя в Кубанскую степь. Северокавказская культура еще более, чем майкопская, насыщала восточноевропейские степи закавказским металлом. Особенно тесными были связи с племенами катакомбной культуры (см. ниже). Несомненно, что северокавказские племена развивали собственную металлургию. Древние рудные разработки известны в Теберде, Хабезе и др.

В горных районах Северного Кавказа — Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии — в конце бронзового века появляется кобанская культура, возникшая здесь при участии племен северокавказской культуры. Кобанскими племена называются по могильнику у аула Кобан. Изучены главным образом погребения. Они скорчены, лежат в могильных ямах, обложенных каменными плитами и перекрытыми такой же плитой. На умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда с гравировкой, а на ноги — спиральные браслеты. С умершим клали кинжалы с причудливыми рукоятками, изящные дважды изогнутые боевые топоры. На женских скелетах тоже обнаружены бронзовые пояса и спиральные браслеты на руках и ногах, а также большие булавки для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Могильники этой культуры считают родовыми кладбищами; классов еще нет.

Металлургия кобанской бронзы — одна из лучших на территории СССР, но уже близок век железа, в который заходит основная часть существования этой культуры. Некоторые бронзовые предметы инкрустированы новым металлом — железом. Главным занятием было овцеводство; лошадь широко использовалась для верховой езды. Дата кобанских погребений — XI—VII вв. до н э.

 

Катакомбная культура.

Катако́мбная культу́ра — археологическая культура эпохи раннего бронзового века, представляющая собой развитие ямной культуры. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX векаВ. А. Городцовым.

Носителями катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганныемогильники (погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.


Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем). К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

Катакомбная культура – пришла на смену древнеямной культуре. Её название происходит от встречающейся под курганными насыпями формы могильной ямы – с ответвлением в сторону. В этих ответвлениях хоронили покойников в скорченном положении, причём вход в катакомбы закладывали брёвнами или камнями, а яму тоже засыпали камнями. Часто погребения производились в обычных ямах.

Катакомбники появились в степях Причерноморья в начале II тысячелетия до н.э. И на основной территории между Волгой и Днепром исчезает в середине II тысячилетия до н.э. Вероятно, катакомбные племена были ассимилированы срубными. Но в Приазовье, на Северном Кавказе и в Крыму катакомбные племена жили ещё долго.

Наиболее устойчивым признаком культуры служит керамика в виде специфических горшков и банок (почти цилиндров) со шнуровым орнаментом и налепами. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом.

Катакомбные поселения часто вытянуты вдоль реки на несколько сот метров. Поймы рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия, а в реках ловили рыбу, кости которой на поселениях встречаются во множестве. Культурный слой на поселениях толстый: люди жили осёдло. Основой хозяйства было развитое пастушеское скотоводство. Разводили овец, коров, лошадей, кости которых встречаются и в катакомбных погребениях. Развито и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, серповидных кремневых ножей, роговых мотыг, зернотёрок. В погребениях найдены зёрна проса.

Самым характерным предметом катакомбной культуры являются сверлёные полированные топоры. Были и средства передвижения. В погребении, раскопанном в нашей области, найдена большая четырёхколёсная повозка.

Иногда в катакомбных погребениях находят парные захоронения, т.е. погребения мужчины и женщины. Несколько раз на голове женщины прослеживался след смертельной раны. Толкования этого обычая различны. Одни видят в нём убийство рабыни-наложницы. Другие считают, что при погребении мужа убивали его жену. Встречаются случаи, когда при одном мужчине погребено несколько женщин, что говорит о многожёнстве.

В 1994 г. на острове Поречный было обнаружено погребение катакомбной культуры. В нем был сильно истлевший скелет в положении скорчено, на правом боку, головой на восток. Дно камеры было посыпано охрой. Инвентарь составляла глиняная миска, украшенная оттисками тесьмы и кусок охры.

 


Андроновская культура

Андроновская культура (культурно-историческая общность) — общее название группы близких археологических культурбронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 году были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советскимархеологомС. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Алексеевское поселение на р. Тобол, в каждой землянке имелись ямы-хранилища: каменные – для отопления, глиняные – для приготовления пищи. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи. Человек в эпоху бронзы уже сознательно

Выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 242.