Биогенетические концепции (Ст.Холл, К.Бюлер).

Социогенетические концепции (Дж.Уотсон, Эд.Торндайк, Б.Скиннер).

Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн).

4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского (интериоризация знаков).

Терминологический тезаурус: бихевиоризм, высшие психические функции, интериоризация, научение, конвергенция, оперантное поведение, опосредованность, произвольность, рекапитуляция, саморазвертывание задатков, сензитивные периоды.
Вопросы для самопроверки:


В чем сущность биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека?

В чем суть теории конвергенции двух факторов?

Назовите представителей биогенетической концепции.

Назовите сторонников социогенетической концепции.

Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Чем отличается культурная линия развития от натуральной?

Каково теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?


ТЕМА 2. Закономерности и факторы развития психики человека

ПЛАН


Понятие о психическом развитии.

Факторы, движущие силы и условия психического развития.

Психическое развитие и обучение. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

Закономерности психического развития. «Сензитивные периоды развития».

Терминологический тезаурус: активность, ведущая деятельность, возраст, зона актуального развития, зона ближайшего развития, интегративность, критический период развития, новообразование, пластичность, психическое развитие, саморегуляция, сензитивный период, социальная ситуация развития.
Вопросы для самопроверки:


Каковы условия психического развития?

Что является движущими силами психического развития?

Какие факторы определяют психическое развитие человека?

Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?

Какова сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?

Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

Какова характеристика закономерностей психического развития?

9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?

Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?

Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

Каковы основные виды деятельности?

ТЕМА 3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности

ПЛАН

Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Значение игры для психического развития ребенка.

Терминологический тезаурус: игра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.

Вопросы для самопроверки:

Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?

Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»? Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?

Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?

Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.