Социогенетические концепции (Дж.Уотсон, Эд.Торндайк, Б.Скиннер).
Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн).
4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского (интериоризация знаков).
Терминологический тезаурус: бихевиоризм, высшие психические функции, интериоризация, научение, конвергенция, оперантное поведение, опосредованность, произвольность, рекапитуляция, саморазвертывание задатков, сензитивные периоды.
Вопросы для самопроверки:
В чем сущность биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека?
В чем суть теории конвергенции двух факторов?
Назовите представителей биогенетической концепции.
Назовите сторонников социогенетической концепции.
Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?
Чем отличается культурная линия развития от натуральной?
Каково теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?
ТЕМА 2. Закономерности и факторы развития психики человека
ПЛАН
Понятие о психическом развитии.
Факторы, движущие силы и условия психического развития.
Психическое развитие и обучение. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
Закономерности психического развития. «Сензитивные периоды развития».
Терминологический тезаурус: активность, ведущая деятельность, возраст, зона актуального развития, зона ближайшего развития, интегративность, критический период развития, новообразование, пластичность, психическое развитие, саморегуляция, сензитивный период, социальная ситуация развития.
Вопросы для самопроверки:
Каковы условия психического развития?
Что является движущими силами психического развития?
Какие факторы определяют психическое развитие человека?
Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?
Какова сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?
Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?
Кто сформулировал основные закономерности психического развития?
Какова характеристика закономерностей психического развития?
9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?
Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?
Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?
Каковы основные виды деятельности?
ТЕМА 3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности
ПЛАН
Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Значение игры для психического развития ребенка.
Терминологический тезаурус: игра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.
Вопросы для самопроверки:
Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?
Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?
Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?
Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?
В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»? Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?
Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?
Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 862.