СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО БЛОКУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО БЛОКУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

ТЕМА 1. Основные теории психического развития

ПЛАН

Биогенетические концепции (Ст.Холл, К.Бюлер).

Социогенетические концепции (Дж.Уотсон, Эд.Торндайк, Б.Скиннер).

Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн).

4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского (интериоризация знаков).

Терминологический тезаурус: бихевиоризм, высшие психические функции, интериоризация, научение, конвергенция, оперантное поведение, опосредованность, произвольность, рекапитуляция, саморазвертывание задатков, сензитивные периоды.
Вопросы для самопроверки:


В чем сущность биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека?

В чем суть теории конвергенции двух факторов?

Назовите представителей биогенетической концепции.

Назовите сторонников социогенетической концепции.

Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Чем отличается культурная линия развития от натуральной?

Каково теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?


ТЕМА 2. Закономерности и факторы развития психики человека

ПЛАН


Понятие о психическом развитии.

Факторы, движущие силы и условия психического развития.

Психическое развитие и обучение. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

Закономерности психического развития. «Сензитивные периоды развития».

Терминологический тезаурус: активность, ведущая деятельность, возраст, зона актуального развития, зона ближайшего развития, интегративность, критический период развития, новообразование, пластичность, психическое развитие, саморегуляция, сензитивный период, социальная ситуация развития.
Вопросы для самопроверки:


Каковы условия психического развития?

Что является движущими силами психического развития?

Какие факторы определяют психическое развитие человека?

Какова роль обучения в психическом развитии ребенка?

Какова сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?

Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

Какова характеристика закономерностей психического развития?

9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?

Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?

Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

Каковы основные виды деятельности?

ТЕМА 3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности

ПЛАН

Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Значение игры для психического развития ребенка.

Терминологический тезаурус: игра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.

Вопросы для самопроверки:

Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?

Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»? Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО БЛОКУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

ТЕМА 1. Основные теории психического развития

ПЛАН

Дата: 2019-12-22, просмотров: 225.