Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Артерии большого круга кровообращения под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова, доцента Н.И.Крамара, ассистента Э.Н.Галеевой - Оренбург, 2010.- 13 с.

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии сердечно-сосудистой системы как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к экзамену.

    Составители:  д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар, асс. ЭнН.Галеева

Рецензенты:

заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                         С.В.Чемезов

профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                               В.И.Ким

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА

 

«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Артерии большого круга кровообращения» под редакцией проф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010

 Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доценты Н.И. Крамар, асс. Э.Н.Галеева

    Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии артериального русла позволяет приступить к рассмотрению крайне важного в клиническом отношении раздела ангиологии.

    Описание анатомии артерий в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями, особенно в плане артериальных анастомозов.

    Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.

Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.

Тема занятия: « Ветви дуги аорты (наружная и внутренняя сонные, подключичная артерии) их топография, ветви и основные артериальные анастомозы. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Препарирование сосудисто-нервного трупа»

Контрольные вопросы

1.  Аорта, ее отделы, топография. Ветви восходящей аорты.

2.  Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, его деление, левая общая
сонная, левая подключичная.

3.  Наружная сонная артерии, ее топография, распределение ветвей.

4.  Передняя группа ветвей наружной сонной артерии, области кровоснабжения. .

5.  Задняя группа ветвей наружной сонной артерии, области кровоснаб­жения.

6.  Средняя группа ветвей наружной сонной артерии, области крово­снабжения. Верхнечелюстная артерия, ее ветви.

7.  Внутренняя сонная артерия, топография, распределение ветвей, ана­стомозы.

8. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Артериальный круг
(Виллизия) и кольцо Захарченко.

9. Глазничная артерия, ее ход и основные ветви. Центральная артерия
сетчатки. Межсистемный анастомоз в медиальном углу глаза.

 10. Подключичная артерия, топография, различия в отхождении правой
и левой подключичных артерий. Три ее отдела.

Ветви подключичной артерии, места их обхождения по трем отделам и области кровоснабжения. Анастомозы в области щитовидной железы.

 

 

                                                 Набор препаратов

1.  Труп с отпрепарированными сосудами головы и шеи.

2.  Головной мозг с отпрепарированными сосудами основания (Виллизиев круг и артериальное кольцо Захарченко).

3.  Натуральный препарат и муляж синусов твердой мозговой оболочки
головного мозга.

4.  Основание черепа с нижней челюстью.

5.  Череп в целом.

 

Уметь найти и показать на трупе, препаратах, муляжах и таблицах

1)  Аорту, ее отделы, ветви дуги аорты.

2)  Левую и правую общие сонные артерии, особенности их отхождения
и уровень деления на наружную и внутреннюю сонные артерии.

3)  Ветви наружной сонной артерии:

а) передняя группа:

—  лицевая,

—  язычная,

—  верхняя щитовидная;

б) средняя группа:

—  поверхностная височная,

—  восходящая глоточная,

—  верхнечелюстная;

в) задняя группа:             

—  затылочная,

—  задняя ушная,

—  грудиноключично-сосцевидная;

4)  На основании черепа с нижней челюстью выделить три отдела по ходу верхнечелюстной артерии:

— нижнечелюстной,

—  подвисочный,

—  крылонебный.

На трупе с удаленными ветвями нижней челюсти показать основные ветви верхнечелюстной артерии:

—  нижнеальвеолярную,

—  среднюю оболочечную,                 

—  нисходящую небную,

—  задние верхнеальвеолярные,

—  нижнеглазничную,                       
 —  мышечные.

5) Внутреннюю сонную артерию:

а) на основании черепа найти сонный канал и бороздку сонной артерии соответственно ходу внутренней сонной артерии;

6) на основании головного мозга показать ветви:

—  передние мозговые,

—  средние мозговые,

—  переднюю соединительную,

—  задние соединительные;

в) на таблице и муляже глаза разобрать ход и основные ветви глазничной артерии;                                              .

г) на основании головного мозга показать артериальный круг Виллизия и артерии, его образующие. Разобрать проекцию артериального круга
на основании черепа и мозга.

б) левую и правую подключичные артерии, особенности их отхождения от аорты, деление на ветви соответственно трем топографическим отделам относительно межлестничного пространства.

7) Ветви подключичной артерии:

а) первого отдела (до лестничного промежутка):

—  позвоночную артерию,

—  внутреннюю грудную артерию,

—  щитошейный ствол и его ветви;

б) второго отдела (в лестничном промежутке):
—  реберношейный ствол и его ветви;

в) третьего отдела (после лестничного промежутка):

— поперечную артерию шеи;

г) на основании мозга показать позвоночные артерии, основную артерию и их
ветви:

—  мозжечковые,

—  мостовые,

—  задние мозговые.

4. Самостоятельная работа на практическом занятии (изучение препаратов, препарирование артерий).

 

Зарисовать и обозначить:

1.  Схему формирования круга Виллизия.

2.  Схему формирования кольца Захарченко.

3.  Схему отхождения ветвей верхнечелюстной артерии (рис. 212 из
учебника М. Г. Привеса).

 

 












Дата: 2019-12-09, просмотров: 292.