Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Артерии большого круга кровообращения под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова, доцента Н.И.Крамара, ассистента Э.Н.Галеевой - Оренбург, 2010.- 13 с.
Аннотация
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии сердечно-сосудистой системы как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к экзамену.
Составители: д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар, асс. ЭнН.Галеева
Рецензенты:
заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,
профессор С.В.Чемезов
профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,
профессор В.И.Ким
Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА
«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Артерии большого круга кровообращения» под редакцией проф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010
Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доценты Н.И. Крамар, асс. Э.Н.Галеева
Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии артериального русла позволяет приступить к рассмотрению крайне важного в клиническом отношении раздела ангиологии.
Описание анатомии артерий в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями, особенно в плане артериальных анастомозов.
Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.
Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.
Тема занятия: « Ветви дуги аорты (наружная и внутренняя сонные, подключичная артерии) их топография, ветви и основные артериальные анастомозы. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Препарирование сосудисто-нервного трупа»
Контрольные вопросы
1. Аорта, ее отделы, топография. Ветви восходящей аорты.
2. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, его деление, левая общая
сонная, левая подключичная.
3. Наружная сонная артерии, ее топография, распределение ветвей.
4. Передняя группа ветвей наружной сонной артерии, области кровоснабжения. .
5. Задняя группа ветвей наружной сонной артерии, области кровоснабжения.
6. Средняя группа ветвей наружной сонной артерии, области кровоснабжения. Верхнечелюстная артерия, ее ветви.
7. Внутренняя сонная артерия, топография, распределение ветвей, анастомозы.
8. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Артериальный круг
(Виллизия) и кольцо Захарченко.
9. Глазничная артерия, ее ход и основные ветви. Центральная артерия
сетчатки. Межсистемный анастомоз в медиальном углу глаза.
10. Подключичная артерия, топография, различия в отхождении правой
и левой подключичных артерий. Три ее отдела.
Ветви подключичной артерии, места их обхождения по трем отделам и области кровоснабжения. Анастомозы в области щитовидной железы.
Набор препаратов
1. Труп с отпрепарированными сосудами головы и шеи.
2. Головной мозг с отпрепарированными сосудами основания (Виллизиев круг и артериальное кольцо Захарченко).
3. Натуральный препарат и муляж синусов твердой мозговой оболочки
головного мозга.
4. Основание черепа с нижней челюстью.
5. Череп в целом.
Уметь найти и показать на трупе, препаратах, муляжах и таблицах
1) Аорту, ее отделы, ветви дуги аорты.
2) Левую и правую общие сонные артерии, особенности их отхождения
и уровень деления на наружную и внутреннюю сонные артерии.
3) Ветви наружной сонной артерии:
а) передняя группа:
— лицевая,
— язычная,
— верхняя щитовидная;
б) средняя группа:
— поверхностная височная,
— восходящая глоточная,
— верхнечелюстная;
в) задняя группа:
— затылочная,
— задняя ушная,
— грудиноключично-сосцевидная;
4) На основании черепа с нижней челюстью выделить три отдела по ходу верхнечелюстной артерии:
— нижнечелюстной,
— подвисочный,
— крылонебный.
На трупе с удаленными ветвями нижней челюсти показать основные ветви верхнечелюстной артерии:
— нижнеальвеолярную,
— среднюю оболочечную,
— нисходящую небную,
— задние верхнеальвеолярные,
— нижнеглазничную,
— мышечные.
5) Внутреннюю сонную артерию:
а) на основании черепа найти сонный канал и бороздку сонной артерии соответственно ходу внутренней сонной артерии;
6) на основании головного мозга показать ветви:
— передние мозговые,
— средние мозговые,
— переднюю соединительную,
— задние соединительные;
в) на таблице и муляже глаза разобрать ход и основные ветви глазничной артерии; .
г) на основании головного мозга показать артериальный круг Виллизия и артерии, его образующие. Разобрать проекцию артериального круга
на основании черепа и мозга.
б) левую и правую подключичные артерии, особенности их отхождения от аорты, деление на ветви соответственно трем топографическим отделам относительно межлестничного пространства.
7) Ветви подключичной артерии:
а) первого отдела (до лестничного промежутка):
— позвоночную артерию,
— внутреннюю грудную артерию,
— щитошейный ствол и его ветви;
б) второго отдела (в лестничном промежутке):
— реберношейный ствол и его ветви;
в) третьего отдела (после лестничного промежутка):
— поперечную артерию шеи;
г) на основании мозга показать позвоночные артерии, основную артерию и их
ветви:
— мозжечковые,
— мостовые,
— задние мозговые.
4. Самостоятельная работа на практическом занятии (изучение препаратов, препарирование артерий).
Зарисовать и обозначить:
1. Схему формирования круга Виллизия.
2. Схему формирования кольца Захарченко.
3. Схему отхождения ветвей верхнечелюстной артерии (рис. 212 из
учебника М. Г. Привеса).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 292.