Tr. corticopontocerebellaris
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Tractus rubrospinomuscularis et tractus tectospinomuscularis

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия

 Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра анатомии человека

 

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов

лечебного факультета

По теме «Органы чувств»

Оренбург 2010

УДК 611.842+85

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар, доцент Е.Д.Луцай

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Органы чувств» под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова и доцента Н.И.Крамара, доцента Е.Д.Луцай - Оренбург, 2010.- 12 с.

     

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии органов чувств как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к экзамену.

    Составители:  д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар, доцент Е.Д.Луцай

Рецензенты:

заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                         С.В.Чемезов

профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор                                                                                    В.И.Ким

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА

 

«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Органы чувств» под редакцией поф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010

 Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доценты Н.И. Крамар,                                    доцент Е.Д.Луцай     

    Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии органа зрения и, слуха и равновесия позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении разделов неврологии и оториноларингологии, офтальмологии.

    Описание анатомии органов чувств в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями.

    Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.

Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.

 

 

Тема: «СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНА СЛУХА И

         РАВНОВЕСИЯ»

 

Контрольные вопросы

1. Отделы органа слуха и равновесия.

2. Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка).

3. Среднее ухо (барабанная полость, слуховая труба, слуховые косточки и мышцы).

4. Внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринты).

5. Пути проведения звука.

6. Слуховой проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).

7. Вестибулярный проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).

8. Филогенез органа слуха и равновесия.

9. Онтогенез органа слуха и равновесия, его основные аномалии развития.

 

Набор препаратов

1. Череп в целом

2. Височная кость

3. Муляж органа слуха и равновесия (разборный)

3. Ствол головного мозга.

4. Сагиттальный разрез головного мозга.

5. Базальные ядра коры больших полушарий.

6. Таблица схемы слухового проводящего пути

 

Показать

1. На черепе и височной кости:

• наружный слуховой проход;

• внутренний слуховой проход;

• крышу барабанной полости;

• сосцевидный отросток и треугольник Шипо;

• сонный канал;

• яремное отверстие.

 

2. На разборном муляже органа слуха и равновесия и таблицах:

       - элементы строения наружного уха:    

а. ушную раковину с ее завитком, противозавитком, козелком,

   противокозелком, долькой;

б. наружный слуховой проход с его хрящевой и костной частями;

в. барабанную перепонку;

       - элементы строения среднего уха:

а. стенки барабанной полости:

         • латеральную (перепончатую);

         • верхнюю (покрышечную);

         • переднюю (сонную);

         • заднюю (сосцевидную);

         • медиальную (лабиринтную) с ее преддверным и улитковым

           окнами;

         • надбарабанный карман;

б. сообщения барабанной полости:

        • на задней стенке с пещерой сосцевидного отростка;

        • на передней стенке барабанное отверстие слуховой трубы;

в. содержимое барабанной полости:

        • слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко);

        • соединения слуховых косточек: суставы (наковальне-

          молоточковый, аковальне- стременной) и синдесмозы ( между

          основанием стремечка о краями преддверного окна, между

          молоточком и барабанной перепонкой).

        • мышцу стремечка и мышцу, напрягающую барабанную перепонку;

г. слуховую трубу с ее костной и хрящевой частями, барабанным и глоточ

   ным отверстиями;

               - элементы строения внутреннего уха:

а. структуры костного лабиринта:

        • преддверие с его элементы:

              - преддверный гребешок;

              - эллиптический и сферический карманами,

              - сообщения с полукружными каналами;

              - сообщение с каналом улитки;

              - преддверное окно с основанием стремечка;

              - улитковое окно с вторичной барабанной перепонкой;

        • полукружные каналы (передний, задний, латеральный) с их

          простыми, ампулярными и общей ножками;    

        • улитку с ее основанием, куполом, стержнем, спиральной пластинкой

          и спиральным каналом;

   б. части перепончатого лабиринта:

        • полукружные протоки (передний, задний и латеральный) и их ампу

           лярными гребешками;

        • маточку и мешочек с их пятнами;

        • маточково-мешочковый проток;

        • улитковый проток с его:

              - наружной стенкой;

              - преддверной стенкой;

              - барабанной стенкой и кортиевым органом;

        • соединяющий проток;

    в. перилимфатическое пространство полукружных каналов, преддверия

        и  улитки (преддверная и барабанная лестницы, геликотрема);

    г. эндолимфатическое пространство

 

3. На препаратах ствола головного мозга, базальных ядер и полушарий:

        • мосто-мозжечковы угол;

        • мост;

        • треугольник петли перешейка ромбовидного мозга;

        • нижние холмики среднего мозга с их ручкой;

        • медиальные коленчатые тела;

        • заднюю ножку внутренней капсулы.

        • верхнюю височную извилину.

 

Зарисовать и обозначить:

1. Схему костного и перепончатого лабиринтов

2. Схему слухового проводящего пути

3. Схему вестибулярного пути

 

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Ухо – auris (лат.), otos (греч.);

2. Преддверная мембрана – membrane vestibularis (лат.), мембрана Рейсснера (авт.);

3. Наружная и внутренняя поверхности верхней височной извилины- извилина Гешля (авт.).

4. Спиральный орган – organum spirale (лат.), кортиев орган (авт.).

 

         Основные аномалии развития органа слуха и равновесия:

       • врожденная глухота – последствие глубокого нарушения формирова-

          ния внутреннего уха и его связей;

       • врожденная тугоухость – следствие неполного рассасывания

          эмбриональной соединительной ткани вокруг слуховых косточек;

       • расположение ушных раковин на шее, изменения формы ушных 

          раковин – результат неправильной трансформации материала I и II

          жаберных дуг.

Контрольные вопросы по лекционному материалу

1. Значение и функция органа слуха и равновесия.

2. Этапы филогенеза органа слуха и равновесия.

3. Онтогенез органа зрения:

• источники и процесс образования ушной раковины, наружного слухо

вого прохода и барабанной перепонки наружного уха;

• источники и процесс образования слуховой трубы, барабанной

полости, слуховых косточек и слуховых мышц среднего уха;

• источники и процесс формирования перепончатого и костного   

лабиринтов внутреннего уха.

 

Слуховой проводящий путь

Общая характеристика – чувствительный (орган слуха человека воспринимает звуки в диапазоне 15гц – 20000 гц.), сознательный, 3-х нейронный, перекрещенный.

I нейрон – биполярные клетки спирального ганглия. Их дендриты заканчиваются на волосковых сенсорных (нейросенсорных) клетках кортиево органа. Аксоны формируют улитковую часть преддверно-улиткового нерва, в области мостомозжечкового угла они входят в мост, где переключаются на тела II нейронов.

II нейроны – клетки вентрального и дорзального улитковых ядер. Аксоны II нейронов переходят на противоположную сторону с формированием трапециевидного тела (аксоны клеток вентрального улиткового ядра) и мозговых (слуховых) полосок (аксоны клеток дорзального улиткового ядра). После перекреста аксоны II нейронов объединяются в латеральную петлю, проводники которой переключаются на тела III нейронов.

III нейроны – клетки медиального коленчатого тела (подкорковый центр слуха промежуточного мозга). Их аксоны через заднюю ножку внутренней капсулы приходят в кору верхней височной извилины (извилина Гешля) – корковый конец слухового анализатора I сигнальной системы (передний отдел извилины) и корковый конец слухового анализатора устной речи II сигнальной системы (задний отдел извилины).        

 Часть проводников латеральной петли (бессознательная порция) проходят медиальное коленчатое тело транзитом, проходят в составе ручки нижнего холмика и переключаются на клетки nuclei tecti (подкорковые центры слуха среднего мозга) с целью замыкания дуги «старт-рефлекса» (ориентировочного рефлекса) в ответ на слуховое раздражение.

 

Слуховой проводящий путь

1- кортиев орган

2- спиральный ганглий

3- улитковая часть преддверно-улиткового нерва

4- вентральной улитковое ялро

5- дорзальное улитковое ядро

6- трапециевидное тело

7- мозговые полоски

8- латеральная петля

9- медиальное коленчатое тело

10.внутренняя капсула

11.слуховой путь

12. кора верхней височной извилины

13.ручка нижнего холмика среднего мозга

14.подкорковый центр слуха среднего мозга

15.tr. tectospinalis

16. спинной мозг

Дата: 2019-12-09, просмотров: 246.