Tractus rubrospinomuscularis et tractus tectospinomuscularis
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия
Министерства здравоохранения и социального развития
Кафедра анатомии человека
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов
лечебного факультета
По теме «Органы чувств»
Оренбург 2010
УДК 611.842+85
Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар, доцент Е.Д.Луцай
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Органы чувств» под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова и доцента Н.И.Крамара, доцента Е.Д.Луцай - Оренбург, 2010.- 12 с.
Аннотация
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии органов чувств как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к экзамену.
Составители: д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар, доцент Е.Д.Луцай
Рецензенты:
заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,
профессор С.В.Чемезов
профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,
профессор В.И.Ким
Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА
«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Органы чувств» под редакцией поф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010
Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доценты Н.И. Крамар, доцент Е.Д.Луцай
Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии органа зрения и, слуха и равновесия позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении разделов неврологии и оториноларингологии, офтальмологии.
Описание анатомии органов чувств в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями.
Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.
Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.
Тема: «СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНА СЛУХА И
РАВНОВЕСИЯ»
Контрольные вопросы
1. Отделы органа слуха и равновесия.
2. Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка).
3. Среднее ухо (барабанная полость, слуховая труба, слуховые косточки и мышцы).
4. Внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринты).
5. Пути проведения звука.
6. Слуховой проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).
7. Вестибулярный проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).
8. Филогенез органа слуха и равновесия.
9. Онтогенез органа слуха и равновесия, его основные аномалии развития.
Набор препаратов
1. Череп в целом
2. Височная кость
3. Муляж органа слуха и равновесия (разборный)
3. Ствол головного мозга.
4. Сагиттальный разрез головного мозга.
5. Базальные ядра коры больших полушарий.
6. Таблица схемы слухового проводящего пути
Показать
1. На черепе и височной кости:
• наружный слуховой проход;
• внутренний слуховой проход;
• крышу барабанной полости;
• сосцевидный отросток и треугольник Шипо;
• сонный канал;
• яремное отверстие.
2. На разборном муляже органа слуха и равновесия и таблицах:
- элементы строения наружного уха:
а. ушную раковину с ее завитком, противозавитком, козелком,
противокозелком, долькой;
б. наружный слуховой проход с его хрящевой и костной частями;
в. барабанную перепонку;
- элементы строения среднего уха:
а. стенки барабанной полости:
• латеральную (перепончатую);
• верхнюю (покрышечную);
• переднюю (сонную);
• заднюю (сосцевидную);
• медиальную (лабиринтную) с ее преддверным и улитковым
окнами;
• надбарабанный карман;
б. сообщения барабанной полости:
• на задней стенке с пещерой сосцевидного отростка;
• на передней стенке барабанное отверстие слуховой трубы;
в. содержимое барабанной полости:
• слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко);
• соединения слуховых косточек: суставы (наковальне-
молоточковый, аковальне- стременной) и синдесмозы ( между
основанием стремечка о краями преддверного окна, между
молоточком и барабанной перепонкой).
• мышцу стремечка и мышцу, напрягающую барабанную перепонку;
г. слуховую трубу с ее костной и хрящевой частями, барабанным и глоточ
ным отверстиями;
- элементы строения внутреннего уха:
а. структуры костного лабиринта:
• преддверие с его элементы:
- преддверный гребешок;
- эллиптический и сферический карманами,
- сообщения с полукружными каналами;
- сообщение с каналом улитки;
- преддверное окно с основанием стремечка;
- улитковое окно с вторичной барабанной перепонкой;
• полукружные каналы (передний, задний, латеральный) с их
простыми, ампулярными и общей ножками;
• улитку с ее основанием, куполом, стержнем, спиральной пластинкой
и спиральным каналом;
б. части перепончатого лабиринта:
• полукружные протоки (передний, задний и латеральный) и их ампу
лярными гребешками;
• маточку и мешочек с их пятнами;
• маточково-мешочковый проток;
• улитковый проток с его:
- наружной стенкой;
- преддверной стенкой;
- барабанной стенкой и кортиевым органом;
• соединяющий проток;
в. перилимфатическое пространство полукружных каналов, преддверия
и улитки (преддверная и барабанная лестницы, геликотрема);
г. эндолимфатическое пространство
3. На препаратах ствола головного мозга, базальных ядер и полушарий:
• мосто-мозжечковы угол;
• мост;
• треугольник петли перешейка ромбовидного мозга;
• нижние холмики среднего мозга с их ручкой;
• медиальные коленчатые тела;
• заднюю ножку внутренней капсулы.
• верхнюю височную извилину.
Зарисовать и обозначить:
1. Схему костного и перепончатого лабиринтов
2. Схему слухового проводящего пути
3. Схему вестибулярного пути
Записать латинские, греческие и авторские названия:
1. Ухо – auris (лат.), otos (греч.);
2. Преддверная мембрана – membrane vestibularis (лат.), мембрана Рейсснера (авт.);
3. Наружная и внутренняя поверхности верхней височной извилины- извилина Гешля (авт.).
4. Спиральный орган – organum spirale (лат.), кортиев орган (авт.).
Основные аномалии развития органа слуха и равновесия:
• врожденная глухота – последствие глубокого нарушения формирова-
ния внутреннего уха и его связей;
• врожденная тугоухость – следствие неполного рассасывания
эмбриональной соединительной ткани вокруг слуховых косточек;
• расположение ушных раковин на шее, изменения формы ушных
раковин – результат неправильной трансформации материала I и II
жаберных дуг.
Контрольные вопросы по лекционному материалу
1. Значение и функция органа слуха и равновесия.
2. Этапы филогенеза органа слуха и равновесия.
3. Онтогенез органа зрения:
• источники и процесс образования ушной раковины, наружного слухо
вого прохода и барабанной перепонки наружного уха;
• источники и процесс образования слуховой трубы, барабанной
полости, слуховых косточек и слуховых мышц среднего уха;
• источники и процесс формирования перепончатого и костного
лабиринтов внутреннего уха.
Слуховой проводящий путь
Общая характеристика – чувствительный (орган слуха человека воспринимает звуки в диапазоне 15гц – 20000 гц.), сознательный, 3-х нейронный, перекрещенный.
I нейрон – биполярные клетки спирального ганглия. Их дендриты заканчиваются на волосковых сенсорных (нейросенсорных) клетках кортиево органа. Аксоны формируют улитковую часть преддверно-улиткового нерва, в области мостомозжечкового угла они входят в мост, где переключаются на тела II нейронов.
II нейроны – клетки вентрального и дорзального улитковых ядер. Аксоны II нейронов переходят на противоположную сторону с формированием трапециевидного тела (аксоны клеток вентрального улиткового ядра) и мозговых (слуховых) полосок (аксоны клеток дорзального улиткового ядра). После перекреста аксоны II нейронов объединяются в латеральную петлю, проводники которой переключаются на тела III нейронов.
III нейроны – клетки медиального коленчатого тела (подкорковый центр слуха промежуточного мозга). Их аксоны через заднюю ножку внутренней капсулы приходят в кору верхней височной извилины (извилина Гешля) – корковый конец слухового анализатора I сигнальной системы (передний отдел извилины) и корковый конец слухового анализатора устной речи II сигнальной системы (задний отдел извилины).
Часть проводников латеральной петли (бессознательная порция) проходят медиальное коленчатое тело транзитом, проходят в составе ручки нижнего холмика и переключаются на клетки nuclei tecti (подкорковые центры слуха среднего мозга) с целью замыкания дуги «старт-рефлекса» (ориентировочного рефлекса) в ответ на слуховое раздражение.
Слуховой проводящий путь
1- кортиев орган
2- спиральный ганглий
3- улитковая часть преддверно-улиткового нерва
4- вентральной улитковое ялро
5- дорзальное улитковое ядро
6- трапециевидное тело
7- мозговые полоски
8- латеральная петля
9- медиальное коленчатое тело
10.внутренняя капсула
11.слуховой путь
12. кора верхней височной извилины
13.ручка нижнего холмика среднего мозга
14.подкорковый центр слуха среднего мозга
15.tr. tectospinalis
16. спинной мозг
Дата: 2019-12-09, просмотров: 283.