3.1 План практического занятия
3.1.1 Мировоззренческие основы драматургического творчества
П.Корнеля.
3.1.2 Конфликт страсти и холодного расчета в трагедии «Медея».
Способы разрешения конфликта в трагедии.
3.1.3 Рационалистический характер психологического самоанализа в трагикомедии «Сид». Проблема художественного метода произведения.
3.1.4 Идейно-художественный анализ трагедии «Гораций»:
а) Новая патриотическая героика в трагедии «Гораций»;
б) Своеобразие конфликта и способов его разрешения;
в) Окончательное утверждение канонического типа классической трагедии в «Горации».
3.1.5 Барочный характер поздних трагедий П.Корнеля («Родогуна», «Ираклий»).
Для более объективного понимания драматургического наследия П.Корнеля рекомендуется исследование мировоззренческой позиции французского драматурга. Философские основы мировоззрения П.Корнеля, получившие отражение в его творчестве, связаны с идеями неостоицизма в обоих его вариантах – светском, почерпнутом из учения римских философов-стоиков (Сенека), и духовном – католической концепции свободной воли, которую разрабатывали в своих учениях иезуиты.
Идейно-художественный анализ первого опыта Корнеля в трагическом жанре («Медея» (1635), написанная на основе одноименной трагедии Сенеки). В древний мифологический сюжет Корнель вложил современное содержание – столкновение страстного чувства оскорбленной и покинутой женщины с холодным расчетом холодного честолюбца. В обобщенной, вневременной оболочке античного мифа отчетливо проступают черты современной психологии, актуальных нравственных проблем.
Идейно-художественный анализ трагикомедии «Сид» (1637), открывшей новую эру в истории французского театра и драматургии. В трагедии французский драматург впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма – борьбу долга и чувства, которая стала средоточием драматургического интереса.
Исследование основного драматического узла трагикомедии – страстного любовного чувства героев (Родриго и Химены) и законов родовой чести. Обеспечение острого напряженного драматизма трагикомедии острым психологическим конфликтом. Предполагается работа с текстом (привести примеры из текста, подтверждающие острую внутреннюю борьбу в душе каждого из героев).
Исследование основного композиционного приема, выражающего борьбу в душе героя (антитеза). (Примеры из текста произведения).
Симметричный характер нравственного конфликта трагикомедии, решаемого в духе морально-философской концепции «свободной воли» (торжество разумного долга над «неразумной страстью»). Внешнее следование героев этому принципу. При этом следует учитывать, что если бы Корнель ограничился внешним поведением, «Сид» вряд ли стал бы той эпохальной пьесой, которая на два века определила тип и характер французской трагедии. Художественная правда ставит под сомнение отвлеченную моральную схему. Для Корнеля долг родовой чести не способен уравновесить силу живого чувства двух любящих. Долг этот не является безусловно «разумным» началом – ведь источником конфликта послужило не противоборство двух равноправных высоких идей, а всего лишь оскорбленное тщеславие графа Гормаса, обойденного монаршей милостью. Акт индивидуального своеволия, зависть честолюбца приводит к трагическому столкновению и разрушает счастье молодой четы.
Следует учитывать, что Корнель не мог признать абсолютную ценность этого индивидуалистически понимаемого долга и свести содержание пьесы к стоическому отречению героев от любви. Психологическое, идейное и сюжетное разрешение конфликта Корнель находит, вводя в пьесу истинно высокое сверхличное начало, высший долг, перед которым вынуждены склониться и любовь, и родовая честь. Поворот в судьбах героев определяется патриотическим подвигом Родриго, геройски сразившегося с войском мавров и спасшего свою страну.
Этот мотив вводит в пьесу истинную нравственную меру вещей и одновременно служит толчком к благополучной развязке: национальный герой поставлен над обычными правовыми нормами, над обычным судом и наказанием. Химена вынуждена отказаться от мести за отца, подчиниться воле короля и согласиться стать женой спасителя отечества.
Исследование проблемы художественного метода в трагикомедии (критика произведения Французской Академией с точки зрения классицистических нормативов).
Перенесение морально-философского конфликта между страстью и долгом в иную плоскость в трагедии «Гораций»: стоическое отречение отличного чувства совершается во имя высокой государственной идеи. Долг приобретает сверхличное значение. Слава и величие родины, государства образуют новую патриотическую героику, которая в «Сиде» еще только намечалась как вторая тема пьесы.
Источник драматического конфликта – политическое соперничество двух городов – Рима и Альбы – Лонги, жители которых издавна связаны родственными и брачными узами.
Исследование характерного для драматической техники Корнеля приема контрастного противопоставления двух позиций, которые реализуются не в поступках героев, а в их словах. Если в «Сиде» Родриго и Химена, оказавшись в одинаковой ситуации, вели себя одинаково и обосновывали принятое решение одними и теми же доводами, то в «Горации», при одинаково принятом решении, оценка героями и самой ситуации, и своего поведения оказывается принципиально разной: противоположное отношение к решению Горация и Куриация. Трагические последствия принятого решения.
Риторический эффект «пророчества» крушения Римской империи под натиском внешних и внутренних врагов. Смысл пророчества, возвращающий к основной трагической дилемме пьесы: суровое подавление всего человеческого, которое было источником мощи поднимающегося молодого государства, станет когда-нибудь источником его падения и гибели.
Трагический аспект решения центральной проблемы пьесы – взаимоотношения личности и государства (конечное торжество стоического самоотречения и утверждение гражданственной идеи не снимает этого трагизма).
Окончательное утверждение канонического типа классической трагедии в «Горации» (сведение внешнего действия к минимуму; правило трех единств; симметрическая расстановка действующих лиц, соответствующая их родственным взаимоотношениям и происхождению (римляне-албанцы); прием антитезы;).
Перелом в творчестве Корнеля – барочный характер поздних трагедий французского драматурга («вторая манера» Корнеля). Соблюдая внешне правила классицистской поэтики (обращение к античному материалу и высоким героям, сохранение трех единств), Корнель фактически взрывает их изнутри. Из обширного арсенала событий и героев древней истории он выбирает наименее известные, которые легче поддаются преобразованию и переосмыслению. Его привлекают усложненные сюжеты с запутанными исходными драматическими ситуациями, требующими обстоятельного объяснения во вступительных монологах. Тем самым формальное единство времени вступает в противоречие с реальным сюжетным наполнением пьесы (экспозиция, вынесенная за рамки сценического действия, непропорционально разрастается за счет рассказа о давно прошедших событиях). Слово постепенно становится главным выразительным и изобразительным средством, вытесняя внешнее действие («Родогуна» (1644), «Ираклия» (1647).
Сюжетные ситуации и повороты в судьбе героев поздних трагедий Корнеля определяются не обобщенно типическими, «разумными», а исключительными, иррациональными обстоятельствами, игрой случая – подменой детей, вырастающих под чужим именем в семье врага и узурпатора престола («Ираклий»), соперничеством близнецов, права которых решаются скрытой от всех тайной первородства («Родогуна»). Корнель обращается к династическим п5ереворотам, мотивам узурпации власти, жестокой и противоестественной вражды близких родственников. Сравнить с классицистскими трагедиями (сильные люди нравственно господствовали над обстоятельствами, пусть даже ценою жизни и счастья в классицистской трагедии; в барочной трагедии они становятся игрушкой неведомых слепых сил, в том числе и собственных, ослепляющих их страстей). Герои Корнеля по-прежнему сохраняют силу воли и «величие души», но эта воля и величие служат не общему благу, не высокой нравственной цели, а честолюбивым устремлениям, жажде власти, мести, оборачиваются аморализмом. Перемещение центра драматического напряжения с внутренней душевной борьбы героев на борьбу внешнюю. Психологическое напряжение уступает место напряжению сюжетного развития.
Литература
1 Корнель П. Пьесы. – М. : Художественная литература, 1961. – Т. 1. – 356 с. – Т. 2. – 254 с.
2 Корнель П. Театр/ Сост., ст. и коммент. А.Д.Михайлова. – М. :
Художественная литература, 1984. – Т. 1. – 258 с. – Т. 2. – 236 с.
3 Театр французского классицизма/ Вступ. ст. Антуана Алана. –
М. : Классика плюс, 2001. – С. 33 – 66.
4 Сигал Н.А. Пьер Корнель. 1606 – 1684. – Л.; М. : Наука, 1957. – 300 с.
5 Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу 17 века. – М. : Просвещение, 1999. – С. 60 – 72.
6 Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М. : Классика плюс, 1998. – С. 53-69.
7 История французской литературы. – М., Л. : Просвещение,
1946. – Т. 1. – С. 72 - 86.
8 Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. – М. : Наука, 1968. – 256 с.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 341.