Рекорды мира и РБ на январь 2002 года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

Рекорды мира и РБ на январь 2002 года......................................................................................................... 14

История развития бега............................................................................................................................................... 15

Анализ техники................................................................................................................................................................ 17

Обучение технике бега............................................................................................................................................. 21

Рекорды Мира и РБ по спортивной ходьбе на январь 2002 года............................................. 26

История развития спортивной ходьбы...................................................................................................... 26

Определение и краткая характеристика вида..................................................................................... 27

Анализ техники................................................................................................................................................................ 28

Обучение технике спортивной ходьбы.................................................................................................... 34

Литература............................................................................................................................................................................ 68

 

Рекорды мира и РБ на январь 2002 года

Мира

РБ

Дистанция Кто Результат Кто Результат

Мужчины

800 У. Кипкетер, Дания 1.41,11 А. Макаревич 1.44,84
1500 И. Эль-Герруж, Марокко 3.26,00 А. Ракипов 3.36,16
5000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 12.39,36 А. Федоткин 13.17,66
10000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 26.22,75 А. Федоткин 27.41,9
Марафон К. Ханкоучи, Марокко 2:05.42 В. Котов 2:10.58
3000 с/п Х. Булами, Марокко 7.55,28 А. Воробей 8.25,2

Женщины

800 Я. Кратофилова, Чехослов. 1.53,28 Р. Аглетдинова 1.56,24
1500 Цу Юньсия, КНР 3.50,10 Р. Аглетдинова 3.58,40
5000 Янг Бо, КНР 14.28,09 А. Турова 15.23,84
10000 Ван Дзунься, КНР 29.31,78 Е. Хроменкова 31.42,02
Марафон К. Ндереба, Кения 2:18.47 Н. Биктагирова 2:26.26

История развития бега

Классическим в беге на средние дистанции является бег на 800 и 1500 м. Кроме этих дистанций в программу соревнований включают дистанции 600, 1000 и 2000 метров.

В программу Олимпийских игр бег на 800 и 1500 м у мужчин включили в 1896 году. Женщины начали соревноваться на 800 м в 1928 году – VIII ОИ, но до 1960 года он был исключен. На XVII ОИ в Риме его восстановили и чемпионкой стала Л. Лысенко (СССР) – 2.04,3. Белорусска Н. Духнова на Олимпиаде в Сиднее в 2000 году была четвертой в забеге – 2.03,20. У мужчин в беге на 800 м Н. Киров в 1980 году на XXII ОИ занял 3 место с результатом 1.46,0. В 1992 году в Барселоне выступал А. Макаревич. Он в полуфинале показал результат 1.46,69 и в финал не попал. П. Пелепягин в 2000 году в Сиднее занял 24 место (7-е место в полуфинале) с результатом 1.50,37.

Дистанцию 1500 м в программу ОИ у мужчин включили в 1896 году. Три белорусских бегуна выступали на Олимпийских играх. На XVI ОИ в 1956 году Е. Соколов в забеге показал 3.49,2 и занял 6-е место, в 1968 году в Мехико М.Желобовский с результатом 3.59,0 занял 11 место в полуфинале и А. Ракипов в Барселоне в 1992 году в финале занял 12-е место с результатом 3.44,66. Женщины впервые начали соревноваться на 1500 м на ОИ в 1972 году и первой олимпийской чемпионкой стала Л. Брагина (СССР) с результатом 4.01,4. Белорусские бегуньи выступили на этой дистанции на ОИ в 1996 году – Н.Духнова была 14.

Бег на 5000 и 10000 м является классическим у мужчин и женщин. У мужчин в программу ОИ был включен в 1900 году на II играх. Только А.Федоткин выступал на XXII ОИ в 1980 году и занял 8-е место в финале с результатом 13.24,01. На дистанции 5000 м женщины впервые начали соревноваться в 1996 году, а 10000 м включили в 1988 году и первой олимпийской чемпионкой стала О.Бондаренко с результатом 31.05,21.

На марафонской дистанции мужчины соревнуются с 1896 года. А.Гоцкий в 1976 году на XXI ОИ выступал на этой дистанции и с результатом 2:15.34 занял 9 место. В.Котов в 1980 году на XXII ОИ занял 4-е место – 2:12.05. У женщин марафон в программу включили в 1984 году. Белорусская бегунья Н.Биктагирова в 1992 году в Барселоне была дисквалифицирована. В 1996 году Н.Мазовка заняла 24-е место, Н.Галушко – 50, Н.Биктагирова – сошла.

Также у мужчин в программу ОИ включена дистанция 3000 м с препятствиями (с 1900 года). М. Салтыков в 1952 году в Хельсинки на XV ОИ занял 7-е место – 8.56,2.

 

Определение и краткая характеристика

Бег на средние дистанции относится к зоне субмаксимальной мощности работы. Один из показателей, характеризующих эту зону, является кислородный долг, который нарастает к концу дистанции в соревновательном беге и составляет 20–25 л. Значительно возрастает в крови количество молочной кислоты (270-200 мг %). Как правило, на финишном отрезке дистанции наблюдается максимальное потребление кислорода. В беге на средние дистанции бегун стремится к быстрому достижению соревновательной скорости, поддерживание ее в процессе бега по дистанции и созданию предпосылок для увеличения скорости (или сохранение ее) на длительном отрезке.

Бегуны на средние и длинные дистанции должны обладать способностью преодолевать трудности и выдержать на протяжении второй половины дистанции высокие концентрации продуктов энергетического обмена в виде молочной кислоты и сдвигов рН.

Спортивный результат обеспечивается сочетанием функциональных возможностей организма и устойчивой техникой бега. Техника движений должна быть эффективной, рациональной и сочетаться с тактикой бега.

 

 

Анализ техники

Технику бега условно можно разделить на стартовое ускорение, бег по дистанции, финиш и остановку после бега. В основе современной техники бега лежит стремление добиться более быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движения.

Бег на средние и длинные дистанции несколько отличается от бега на короткие дистанции меньшей длиной шага, более прямым положением туловища, менее высоким подъемом колена маховой ноги, нерезким выпрямлением толчковой ноги, работой рук и более глубоким и ритмичным дыханием. Главным показателем техники бега является мощность усилий и экономичность движения. Первый показатель связан со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, второй – с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности движения превышает значение мощности работы, что выражается в уменьшении длинны и частоты шагов. Квалифицированные бегуны имеют большую относительную длину шага и частоту шагов, обусловленные меньшим подъемом ОЦМТ и временем полета.

Старт и стартовое ускорение в беге на средние и длинные дистанции применяется высокий старт. По команде «На старт!» бегун становится перед стартовой линией так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на пол шага назад, туловище подано вперед, ноги согнуты, положение должно быть устойчивым и удобным. Затем бегун еще больше сгибает ноги и наклоняет туловище вперед, но и в этом положении он должен чувствовать хорошую опору и сохранять устойчивость. Руки занимают беговое положение: вперед выводится рука, противоположная выставленной ноге. Взгляд бегуна направлен несколько вперед на дорожку.

После выстрела или команды «Марш!» спортсмен начинает бег, стремясь занять место у бровки. Со старта он бежит в наклонном положении с ускорением и, постепенно выпрямляясь, переходит к более равномерному бегу по дистанции.

Бег по дистанции выполняется маховым шагом, с относительно постоянной длинной и частотой шагов. Длинна и частота шагов зависят от индивидуальных особенностей бегуна, его роста, длинны ног и т.д.

Хорошая техника бега на дистанции характеризуется следующими основными чертами: туловище слегка наклонено вперед (не превышает 4-5°), плечи немного развернуты, в пояснице наблюдается небольшой естественный прогиб, обеспечивающий выведение таза вперед, голова держится прямо, подбородок опущен, мышцы лица и шеи не напряжены. Такое положение головы и туловища способствует снятию излишнего напряжения мышц, улучшает их работу.

Работа ног. Главный элемент в беге – момент заднего толчка, так как от мощности усилия при отталкивании зависит скорость бега. Отталкивание должно быть направлено только вперед и строго согласованно с наклоном туловища. Наряду с крупными мышцами бедра, голени и стопы при отталкивании включаются в работу мелкие мышцы стопы и пальцев, обеспечивая полное выпрямление ноги. Активному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед-вверх, причем заключительный мах отталкивания совпадает с окончанием махового движения. В этом положении толчковая нога полностью выпрямлена и ее бедру параллельна свободная голень маховой ноги. Эффективное отталкивание характеризуется выпрямлением ноги во всех суставах. Угол отталкивания равен примерно 50-55°. При правильном отталкивании таз подан вперед. У лучших бегунов на средние дистанции высота подъема бедра маховой ноги доходит почти до горизонтали, у бегунов на длинные и сверх длинные дистанции этот подъем ниже.

Благодаря отталкиванию и маху тело переходит в полет, используемый бегуном для относительного отдыха. Нага, заканчивая толчок, расслабляется, голень под действием инерционных сил несколько «захлестывается» вверх. Большая скорость движения бедра вперед и умение расслаблять мышцы в момент маха влияют на величину угла сгибания маховой ноги в коленном суставе: у разных бегунов она колеблется в пределах 25-50°. Нога, сгибаясь в коленном суставе, тянется за бедром вперед. В момент активного сведения бедер, когда нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, голень ее несколько выносится вперед, и приземление происходит на переднюю часть стопы. Это позволяет бегуну по инерции быстро пройти момент вертикали, при котором нога, находящаяся сзади, продолжает двигаться вперед и голень еще больше прижимается к бедру. Такое складывание маховой ноги в момент вертикали способствует некоторому отдыху бегуна и быстрому выносу ноги вперед-вверх при очередном отталкивании.

На дорожку ногу ставят слегка согнутой в колене, что уменьшает тормозящее движение в момент ее постановки и способствует более равномерному и плавному бегу. Стопы ног при беге следует ставить с небольшим поворотом носка внутрь.

Длинна шага бегунов на средние дистанции равна 180-200 см, бегунов на длинные дистанции – 160-200 см, марафонцев – 140-180 см.

Повышение скорости бега за счет увеличения длины шага ограничено, так как слишком длинный шаг требует очень больших затрат сил. Кроме того, длинна шага в основном зависит от индивидуальных данных спортсмена. Поэтому скорость бега повышается за счет увеличения частоты шагов при сохранении их длины. Тем шагов на 800 м и 1500 м составляет 190-200 шаг/мин., в беге на длинные и сверхдлинные дистанции на 10-20 шаг/мин. меньше. темп зависит от общего времени опорного периода, которое увеличивается со 120 мс в начале дистанции до 135 мс в конце.

Работа рук. Движения рук ритмично сочетаются с движениями ног. Руки, поддерживая равновесие, способствуют уменьшению или увеличению темпа. Во время бега руки у бегуна должны быть согнуты в локтевых суставах примерно под прямым углом (чем больше дистанция, тем больше руки сгибаются), кисти свободно сжаты в кулак. Движения рук мягкие и плавные, направлены к подбородку и назад – в сторону. При движении назад кисти рук не выходят за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем выше темп, тем быстрее и шире движения рук.

При беге по повороту спортсмен наклоняет туловище немного влево, в сторону поворота, правой рукой совершает более размашистые движения, правую ногу ставит с разворотом стопы внутрь.

При беге по дистанции надо следить за сохранением свободных, ритмичных движений. Частота и глубина дыхания находится в тесной связи с темпом бега; как правило, увеличению темпа бега соответствует увеличение частоты дыхания.

Финиш и остановка после бега. Финишное ускорение, т.е. бег на последнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища. После пересечения линии финиша бегун не останавливается резко, а переходит на медленный бег и затем на ходьбу, чтобы постепенно привести организм в относительно спокойное состояние.

 

Обучение технике бега

    В соревновательном беге на выносливость наряду с функциональной подготовленностью особое значение в настоящее время придается уровню технического мастерства спортсмена. Для успешного совершенствования техники бега тренеру и спортсмену недостаточно только представлять себе внешнюю форму движений: необходимо подкреплять это представление знанием количественных и качественных характеристик, т.е. кинематическими и динамическими показателями.

    Знание особенностей двигательной структуры бега и ее изменений под воздействием утомления, определяющих специальную работоспособность бегуна, может служить научной основой для выбора средств, применяемых в учебно-тренировочных занятиях с целью более эффективной технической подготовки бегунов.

    Прежде чем преступить к обучению бегу, преподаватель-тренер должен ясно представить тот эталон техники, которому он собирается научить детей или подростков. Вначале обучения бегу сопровождается исправлением грубых ошибок учеников в движениях ног и рук, зависящих от положения головы и туловища (как правило ученики, стремясь бежать быстро, делают много таких ошибок). Начиная бег с равномерным ускорением и постепенно наращивая скорость до максимальной, они могут ставить ногу на грунт с носка, но при попытке ускорить бег будут ставить ее с пятки, потому что слабость мышц ног не позволит им правильно пробежать даже 30-ти метровую дистанцию.

    Обучение бегу рекомендуется начинать с пробегания дистанции в спокойном темпе (повторные пробежки под контролем преподавателя).

    Специальные беговые упражнения применяют в обучении на более позднем этапе (в возрасте 11-12 лет) в целях исправления тех или иных ошибок.

    Когда дети научатся бегать быстро и, что особенно важно, быстро набирать скорость в начале дистанции, можно переходить к обучению высокому старту.

    Существует определенная последовательность в изучении техники бега, одинаковая для всех возрастов. Разница лишь в средствах для их решения.

    Задача 1. создать представление о технике бега в целом.

    Средства.

1. Объяснение основных моментов бега на стадионе (направление бега, длинна дорожек, скорость бега).

2. Показ бега на отрезках 100, 200, 400 м преподавателем или квалифицированным бегуном. Демонстрация и разбор кинограмм и плакатов по технике бега.

3. выполнение занимающимся пробежек на отрезках 50-100 м.

Методические указания. Преподаватель в процессе бега выявляет индивидуальные особенности занимающихся и одновременно указывает и исправляет наиболее грубые ошибки.

Задача 2. Обучение бегу по прямой с равномерной и переменной скоростью.

Средства.

1. Повторные пробегания 30-40-метровых отрезков с ускорением (необходимо следить за плавным наращиванием скорости).

2. При повторном беге с ускорениями занимающиеся должны пытаться удержать набранную скорость, но если появится напряжение, уменьшить ее.

3. Для освоения навыка переключения с медленного бега на быстрый во время выполнения ускорения применяются рывки по команде.

4. Завершает изучение техники бега по дистанции быстрый бег с ускорением на 30-40 м с включением «свободного хода».

Методические указания. При обучении преподаватель должен помнить основные требования к технике бега: прямолинейность направления, полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги, захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали, свободная и энергичная работа рук, прямое положение туловища и головы, быстрая и мягкая постановка на грунт с передней части. В процессе обучения следует обратить внимание на правильность выполнения этих основных элементов.

В таблице приведены наиболее распространенные на этом этапе ошибки начинающих бегунов и специальные упражнения для их исправления.

 

Их исправления

Ошибки Упражнения для исправления ошибок Методические указания
1. Не прямолинейность бега Бег по узкой дорожке – «тропинке» шириной 20-25 см; бег по одной линии.  
2. Недостаточное выпря-мление толчковой ноги. Бег с прыжками Рекомендуется прово-дить в форме игры
3. Недостаточно высокое поднимание бедра Бег с высоким подни-манием бедра по дорожке, на которой через 80-100 м расположены набив-ные мячи или другие предметы (необхо-димость их преодо-левать заставляет занимающихся быстро и высоко поднимать бедро).   Упражнение лучше выполнять как сорев-нование на двух парал-лельных дорожках; необходимо следить, чтобы спортсмены не приседали на опорной ноге и не откидывали туловище назад.  
4. Недостаточное «складывание» маховой ноги в коленном суставе в момент вертикали Повторный бег с активным «захлесты-ванием» голени назад  
5. «Неподвижность» плечевого пояса (т.е. недостаточное «скру-чивание» оси плеч и оси таза Бег с положением руки за спиной или на пояснице (такое поло-жение заставляет выводить плечо вперед в такт движениям таза и наг)  

Задача 3. обучить технике бега по повороту.

Средства.

1. Пробежка по повороту на дорожке стадиона.

2. Пробежки по кругу различного радиуса.

3. Пробежки по повороту с выходом на прямую.

4. Пробежки с входом с прямой в поворот.

5. Переключения и свободный ход.

Методические указания. При выполнении этих пробежек необходимо обратить внимание занимающихся на наклон в сторону поворота и на то, чтобы дальняя от поворота рука работала шире и больше в сторону (как бы поперек). Стопу следует поворачивать носком в сторону поворота, причем нужно больше поворачивать внутрь дальнюю от поворота ногу. При выбегании на прямую после поворота следует обратить внимание на свободный, размашистый бег («свободный ход») при сохранении набранной скорости.

Овладев свободным и правильным бегом по дистанции (по прямой и повороту), следует перейти к изучению техники старта.

Задача 4. Обучить технике высокого старта.

Средства.

1. Демонстрация бега с высокого старта.

2. Изучение стартовых положений, выполнение команд «На старт!», «Марш!» и стартового ускорения.

3. Высокий старт, выполняемый одним легкоатлетом на прямой и повороте.

4. Высокий старт, выполняемый группой на прямой повороте.

5. Пробегание в наклоне с ускорением.

Методические указания. Изучение стартовых положений следует проводить всей группой занимающихся сразу, обращая внимание на положение, в котором находятся спортсмены по команде «На старт!». Легкоатлеты должны стоять устойчиво и начинать и начинать бег из удобно положения. Для этого паузы между командами можно специально удлинять. Первые старты не следует выполнять в полную силу. Для создания представления о беге и наклоне можно предложить ученикам бег стоя на месте в упоре у барьера или стены, на расстоянии 1.5-2 шагов от опоры. Для более эмоционального проведения занятий во время обучения технике желательно применять эстафетный бег.

Анализ техники

 

    Безупречное и надежное владение техникой спортивной ходьбы – решающая предпосылка для высоких результатов. Прежде чем ходок полностью сможет сконцентрироваться на достижении высоких результатов, он должен посвятить много места школе техники, так как позже здесь ляжет граница результатов, которую спортсмен сможет превысить несмотря на лучшую физическую подготовку.

    Если преждевременно начнешь темповую работу, то вкрадываются ошибки, которые потом тяжелей, а во многих случаях нельзя будет устранить.

    Хотя спортивная ходьба научно отличается от ходьбы повседневной жизни, они имеют одинаковые исходные признаки. Свою особую технику получили благодаря усилению темпа и установили поздней спортивные правила.

    Несмотря на высокий темп ходьбы, шаг скорохода должен быть достаточно длинным. Однако чрезмерное увеличение длинны шага приводит к излишней трате энергии, ухудшению техники и, естественно, к снижению спортивного результата.

    Чтобы ознакомиться с техникой спортивной ходьбы, достаточно рассмотреть один цикл движений. В спортивной ходьбе чередуются одноопорные и двух опорные положения. Рассматривать технику спортивной ходьбы удобнее с одноопорного положения скорохода в момент вертикали, когда ОЦМТ находится точно над опорной ногой. В этом положении опорная нога выпрямлена. Другая нога (маховая) в согнутом положении выносится бедром вперед и несколько вверх. Одновременно с продвижением ОЦМ тела вперед опорная нога переходит из вертикального положения в наклонное, оставаясь по-прежнему выпрямленной.

    В момент, когда стопа, отталкиваясь, еще касается грунта носком, другая нога, заканчивая выпрямление в коленном суставе, становится пяткой на грунт. Соприкосновение с грунтом начинается внешней стопой пятки. Сотые доли секунды скороход находится в двухопорном положении – эта фаза перехода опоры с одной ноги на другую. Продолжительность двойной опоры составляет 0,055 – 0,005 с (Л.Л. Головина, Л.Г. Кучин, В.С. Фафель, А.Л. Фруктов, 1962). Время двойной опоры зависит от скорости передвижения. При увеличении скорости ходьбы продолжительность двойной опоры уменьшается. В следующее мгновение скороход переходит в одноопорное положение на ногу, выставленную вперед.

    После отталкивания стопой от грунта голень этой ноги немного поднимается вверх под действием инерционно-реактивных сил, возникающих в результате перемещения скорохода вперед, отталкивание стопой и движение бедра вперед. При этом четырехглавая мышца бедра, разгибающая голень, расслаблена. Используя это движение ноги, скороход быстро выносит ее вперед (теперь она маховая). Стопа маховой ноги не поднимается высоко от земли. Продолжая движение вперед, нога выводится бедром вверх одновременно с начинающимся разгибанием в коленном суставе. Достигнув необходимой высоты, бедро маховой ноги опускается вниз, голень движется вперед, и к моменту соприкосновения с дорожкой нога полностью выпрямляется. Закончив движение, маховая нога становится опорной. Движение маховой ноги с момента снятия ее с земли и до постановки на землю (период одиночной опоры) состоит из двух фаз: в первой фазе – задний шаг начинается моментом, когда нога теряет соприкосновение с землей, и заканчивается моментом вертикали, во второй – передний шаг начинается в вертикали и заканчивается в тот момент, когда нога вновь касается земли.

    В спортивной ходьбе нога в момент касания пяткой грунта (впереди) до момента вертикали находится не в согнутом, а в выпрямленном положении и сгибается лишь перед тем, как отделиться от опоры. В момент приземления нога имеет небольшое сгибание(172-179°). Для спортивной ходьбы характерны специфические ярко выраженные движения таза. Наиболее важны для скорохода движения таза вокруг вертикальной оси. Хорошо заметны также движения вокруг переднезадней (сагиттальной оси); таз несколько провисает относительно тазобедренного сустава опорной ноги.

От хорошей подвижности таза зависит значительное расслабление и форма шагов ходока. Надо добиваться, чтобы ходок ставил свои ноги почти прямолинейно друг перед другом.

Положение верхней части туловища прямое или незначительно наклонено вперед. Преувеличение положения может легко побуждать к бегу и иметь в результате дисквалификацию. Отклонение туловища назад неправильное и признак слаборазвитой мускулатуры живота и спины. Существует опасность потерять необходимый контакт с землей.

Наблюдая за движением скорохода сверху, можно заметить «скручивание» туловища в результате поворота плечевого пояса и таза в противоположных направлениях. Такие движения, выполняемые при участии рук, уравновешивают движения ног и таза. Они уменьшают степень отклонения ОЦМТ от прямолинейного продвижения и повышают мышечные усилия за счет предварительного растягивания мышц и увеличения амплитуды их сокращения.

Руки поддерживают со своим ритмом частоту шагов. Как правило они сгибаются тем больше, чем сильнее темп, причем также играет роль индивидуальные особенности способа передвижения. Работа рук должна помогать передвижению корпуса благодаря отталкивания ноги. Это возможно только при одновременной работе плечевого пояса, который исполняет противоположные тазу движения. Как оказывается положительное влияние на длину шагов.

Во время ходьбы руки движутся в согнутом положении, причем величина сгибания изменяется. В момент вертикали руки согнуты меньше. А при движении вперед или назад больше. Движения рук направлены вперед-внутрь (примерно до средней плоскости тела) и назад – несколько наружу; кисти не напряжены.

Для достижения высокой скорости и экономичности ходьбы большое значение имеет прямолинейность поступательного движения тела скорохода. О степени прямолинейности поступательного движения стоит судить по траектории ОЦМТ. При правильной спортивной ходьбе кривая вертикальных колебаний ОЦМТ выше всего перед двухопорным положением, однако в целом траектория ОЦМТ скорохода приближается к прямой линии.

В момент вертикали снижение ОЦМТ достигается провисание таза относительно тазобедренного сустава, опорной ноги. В этот момент линия, соединяющая тазобедренные, наклонена, а колено маховой ноги значительно ниже колена опорной. Это движение не должно быть доминирующим, поскольку оно увеличивает волнообразность пути ОЦМТ. При переходе в двухопорное положение поднимание бедра маховой ноги и последующие отталкивание стопой опорной ноги повышает высоту ОЦМТ.

При спортивной ходьбе необходимо избегать боковых отклонений ОЦМТ от прямолинейного пути. Отклонения возникают из-за того, что опора при ходьбе переменно располагается по сторонам относительно средней линии продвижения. Развертывание стоп наружу и постановка их по двум параллельным линиям увеличивает размах боковых колебаний. Поэтому скороходы стремятся ставить стопы внутренним краем вплотную к прямой линии или на прямую линию, если ее начертить на земле. Лишь в отдельных случаях (в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена) стопы ставятся слегка развернутыми. Движения таза и плечевого пояса вокруг вертикальной оси и движения в боковой плоскости способствуют увеличению амплитуды работы мышц, лучшему их расслаблению и повышению экономичности работы. В спортивной ходьбе основной механизм действия, посылающего скорохода вперед, несколько иной, чем в обычной ходьбе. Движения скорохода вперед из положения вертикали начинается при активном сокращении мышц задней стороны бедра, главным образом сгибателей, проходящих через два сустава.

Отталкиванию от опоры в начале шага способствует движение маховой ноги вперед. Вынесение ее за вертикаль вызывает некоторое перемещение ОЦМТ вперед, что повышает эффективность действия мышц опорной ноги. Наибольшую роль играет ускоренное маятникообразное движение маховой ноги, способствующее усилению отталкивания опорной ноги от грунта.

С переходом из одноопорного положения в двухопорное завершается переход на носок. При этом стопа заметно сгибается, отталкиваясь от грунта, переход из двухопорной фазы в положение вертикали совершается по инерции, при активном участии мышц задней поверхности бедра. При спортивной ходьбе активно работают почти все мышцы тела, и больше всего мышцы ног. Очень важно чтобы напрягались и сокращались только те мышцы, которые действительно должны работать в данный момент, остальные мышцы необходимо расслаблять. Без этого нельзя экономно и правильно выполнять движения. Движения скорохода облегчаются и тем, что в одноопорной фазе ходьбы выпрямленное положение опорной ноги не требует большого напряжения четырехглавой мышцы бедра. Согнутое же положение опорной ноги заставляет проявлять большие мышечные усилия.

Значение расслабления мышц возрастает в связи с большой частотой шагов. Несмотря на довольно высокий темп, движения в спортивной ходьбе не должны быть резкими, напряженными. Скороход, владеющий современной техникой, выполняет движения легко и естественно.

В спортивной ходьбе скорость в каждом шаге имеет заметные колебания. С момента постановки ноги на землю действует сила реакции опоры, замедляющая движение спортсмена. Это проявляется до момента вертикали.

Если скороход увеличивает скорость передвижения, то при этом увеличивается длина и частота шагов, увеличивается скорость переноса ноги, а также уменьшается время каждого шага, время переноса ноги, время одиночной и двойной опоры.

В связи с тем, что соревнования по ходьбе проводятся в основном на асфальтированных трассах, имеющих различный рельеф, скороходы должны быть в техническом отношении готовы для ходьбы в гору и под уклон. Они должны быстро находить оптимальное положение туловища, изменение угла сгибания рук в локтевых суставах, чтобы варьировать основные компоненты скорости (длина и частота шагов).

При ходьбе в гору целесообразно несколько увеличить наклон туловища вперед и сократить длину шага. В этом случае понизится скорость передвижения. Чтобы скорость оставалась прежняя, необходимо увеличить частоту шагов. Желательно больше согнуть руки в локтевых суставах. Если рассматривать руки как рычаг, то при уменьшении угла сгибания рук «рычаг» уменьшится, а следовательно, создадутся благоприятные условия для увеличения частоты движений.

При ходьбе под уклон с небольшой крутизной шаг может быть несколько больше, чем при ходьбе по ровному участку. Здесь достигается хорошая скорость при относительно небольшой затрате энергии. При ходьбе на крутых склонах главная опасность – переход на бег. В этих случаях скороходы обычно снижают скорость, уменьшая длину шага и отклоняя туловище несколько назад.

Высокое техническое мастерство скорохода определяется именно на участках дистанции, имеющих спуски и пдъемы.

 

 

Литература

1. Казлаускас В.А. Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции. - Вильнюс: Мокслас, 1986. – 92 С.

2. Королев Г.И. О фазе полета // Легкая атлетика. – 1989. - №6. – С. 11-19.

3. Королев Г.И. Техническая подготовка скороходов. – М.: ФиС, 1988.

4. Легкая атлетика. Правила соревнований.–М.:Терра-спорт, 2000. – 128 с.

5. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М.:ФиС, 1989. – С. 255 – 334.

6. Полосков А. Рекорд Валерия Спицына // Легкая атлетика. – 2000. - №7.- С. 26 – 27.

7. Полунин А.И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. – М.: Советский спорт, 1990.- 64 с.

8. Реннель Т.Р. Обучение технике спортивной ходьбы // Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: учебное пособие для институтов физической культуры и факультетов физического воспитания ВУЗов // под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. – Мн.: Вышэйшая школа, 1986.– С. 138-149.

9. Сидоренко В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – М.:ФиС, 1990.

 

 

План:

Рекорды мира и РБ на январь 2002 года......................................................................................................... 14

История развития бега............................................................................................................................................... 15

Анализ техники................................................................................................................................................................ 17

Обучение технике бега............................................................................................................................................. 21

Рекорды Мира и РБ по спортивной ходьбе на январь 2002 года............................................. 26

История развития спортивной ходьбы...................................................................................................... 26

Определение и краткая характеристика вида..................................................................................... 27

Анализ техники................................................................................................................................................................ 28

Обучение технике спортивной ходьбы.................................................................................................... 34

Литература............................................................................................................................................................................ 68

 

Рекорды мира и РБ на январь 2002 года

Мира

РБ

Дистанция Кто Результат Кто Результат

Мужчины

800 У. Кипкетер, Дания 1.41,11 А. Макаревич 1.44,84
1500 И. Эль-Герруж, Марокко 3.26,00 А. Ракипов 3.36,16
5000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 12.39,36 А. Федоткин 13.17,66
10000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 26.22,75 А. Федоткин 27.41,9
Марафон К. Ханкоучи, Марокко 2:05.42 В. Котов 2:10.58
3000 с/п Х. Булами, Марокко 7.55,28 А. Воробей 8.25,2

Женщины

800 Я. Кратофилова, Чехослов. 1.53,28 Р. Аглетдинова 1.56,24
1500 Цу Юньсия, КНР 3.50,10 Р. Аглетдинова 3.58,40
5000 Янг Бо, КНР 14.28,09 А. Турова 15.23,84
10000 Ван Дзунься, КНР 29.31,78 Е. Хроменкова 31.42,02
Марафон К. Ндереба, Кения 2:18.47 Н. Биктагирова 2:26.26

История развития бега

Классическим в беге на средние дистанции является бег на 800 и 1500 м. Кроме этих дистанций в программу соревнований включают дистанции 600, 1000 и 2000 метров.

В программу Олимпийских игр бег на 800 и 1500 м у мужчин включили в 1896 году. Женщины начали соревноваться на 800 м в 1928 году – VIII ОИ, но до 1960 года он был исключен. На XVII ОИ в Риме его восстановили и чемпионкой стала Л. Лысенко (СССР) – 2.04,3. Белорусска Н. Духнова на Олимпиаде в Сиднее в 2000 году была четвертой в забеге – 2.03,20. У мужчин в беге на 800 м Н. Киров в 1980 году на XXII ОИ занял 3 место с результатом 1.46,0. В 1992 году в Барселоне выступал А. Макаревич. Он в полуфинале показал результат 1.46,69 и в финал не попал. П. Пелепягин в 2000 году в Сиднее занял 24 место (7-е место в полуфинале) с результатом 1.50,37.

Дистанцию 1500 м в программу ОИ у мужчин включили в 1896 году. Три белорусских бегуна выступали на Олимпийских играх. На XVI ОИ в 1956 году Е. Соколов в забеге показал 3.49,2 и занял 6-е место, в 1968 году в Мехико М.Желобовский с результатом 3.59,0 занял 11 место в полуфинале и А. Ракипов в Барселоне в 1992 году в финале занял 12-е место с результатом 3.44,66. Женщины впервые начали соревноваться на 1500 м на ОИ в 1972 году и первой олимпийской чемпионкой стала Л. Брагина (СССР) с результатом 4.01,4. Белорусские бегуньи выступили на этой дистанции на ОИ в 1996 году – Н.Духнова была 14.

Бег на 5000 и 10000 м является классическим у мужчин и женщин. У мужчин в программу ОИ был включен в 1900 году на II играх. Только А.Федоткин выступал на XXII ОИ в 1980 году и занял 8-е место в финале с результатом 13.24,01. На дистанции 5000 м женщины впервые начали соревноваться в 1996 году, а 10000 м включили в 1988 году и первой олимпийской чемпионкой стала О.Бондаренко с результатом 31.05,21.

На марафонской дистанции мужчины соревнуются с 1896 года. А.Гоцкий в 1976 году на XXI ОИ выступал на этой дистанции и с результатом 2:15.34 занял 9 место. В.Котов в 1980 году на XXII ОИ занял 4-е место – 2:12.05. У женщин марафон в программу включили в 1984 году. Белорусская бегунья Н.Биктагирова в 1992 году в Барселоне была дисквалифицирована. В 1996 году Н.Мазовка заняла 24-е место, Н.Галушко – 50, Н.Биктагирова – сошла.

Также у мужчин в программу ОИ включена дистанция 3000 м с препятствиями (с 1900 года). М. Салтыков в 1952 году в Хельсинки на XV ОИ занял 7-е место – 8.56,2.

 

Определение и краткая характеристика

Бег на средние дистанции относится к зоне субмаксимальной мощности работы. Один из показателей, характеризующих эту зону, является кислородный долг, который нарастает к концу дистанции в соревновательном беге и составляет 20–25 л. Значительно возрастает в крови количество молочной кислоты (270-200 мг %). Как правило, на финишном отрезке дистанции наблюдается максимальное потребление кислорода. В беге на средние дистанции бегун стремится к быстрому достижению соревновательной скорости, поддерживание ее в процессе бега по дистанции и созданию предпосылок для увеличения скорости (или сохранение ее) на длительном отрезке.

Бегуны на средние и длинные дистанции должны обладать способностью преодолевать трудности и выдержать на протяжении второй половины дистанции высокие концентрации продуктов энергетического обмена в виде молочной кислоты и сдвигов рН.

Спортивный результат обеспечивается сочетанием функциональных возможностей организма и устойчивой техникой бега. Техника движений должна быть эффективной, рациональной и сочетаться с тактикой бега.

 

 

Анализ техники

Технику бега условно можно разделить на стартовое ускорение, бег по дистанции, финиш и остановку после бега. В основе современной техники бега лежит стремление добиться более быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движения.

Бег на средние и длинные дистанции несколько отличается от бега на короткие дистанции меньшей длиной шага, более прямым положением туловища, менее высоким подъемом колена маховой ноги, нерезким выпрямлением толчковой ноги, работой рук и более глубоким и ритмичным дыханием. Главным показателем техники бега является мощность усилий и экономичность движения. Первый показатель связан со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, второй – с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности движения превышает значение мощности работы, что выражается в уменьшении длинны и частоты шагов. Квалифицированные бегуны имеют большую относительную длину шага и частоту шагов, обусловленные меньшим подъемом ОЦМТ и временем полета.

Старт и стартовое ускорение в беге на средние и длинные дистанции применяется высокий старт. По команде «На старт!» бегун становится перед стартовой линией так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на пол шага назад, туловище подано вперед, ноги согнуты, положение должно быть устойчивым и удобным. Затем бегун еще больше сгибает ноги и наклоняет туловище вперед, но и в этом положении он должен чувствовать хорошую опору и сохранять устойчивость. Руки занимают беговое положение: вперед выводится рука, противоположная выставленной ноге. Взгляд бегуна направлен несколько вперед на дорожку.

После выстрела или команды «Марш!» спортсмен начинает бег, стремясь занять место у бровки. Со старта он бежит в наклонном положении с ускорением и, постепенно выпрямляясь, переходит к более равномерному бегу по дистанции.

Бег по дистанции выполняется маховым шагом, с относительно постоянной длинной и частотой шагов. Длинна и частота шагов зависят от индивидуальных особенностей бегуна, его роста, длинны ног и т.д.

Хорошая техника бега на дистанции характеризуется следующими основными чертами: туловище слегка наклонено вперед (не превышает 4-5°), плечи немного развернуты, в пояснице наблюдается небольшой естественный прогиб, обеспечивающий выведение таза вперед, голова держится прямо, подбородок опущен, мышцы лица и шеи не напряжены. Такое положение головы и туловища способствует снятию излишнего напряжения мышц, улучшает их работу.

Работа ног. Главный элемент в беге – момент заднего толчка, так как от мощности усилия при отталкивании зависит скорость бега. Отталкивание должно быть направлено только вперед и строго согласованно с наклоном туловища. Наряду с крупными мышцами бедра, голени и стопы при отталкивании включаются в работу мелкие мышцы стопы и пальцев, обеспечивая полное выпрямление ноги. Активному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед-вверх, причем заключительный мах отталкивания совпадает с окончанием махового движения. В этом положении толчковая нога полностью выпрямлена и ее бедру параллельна свободная голень маховой ноги. Эффективное отталкивание характеризуется выпрямлением ноги во всех суставах. Угол отталкивания равен примерно 50-55°. При правильном отталкивании таз подан вперед. У лучших бегунов на средние дистанции высота подъема бедра маховой ноги доходит почти до горизонтали, у бегунов на длинные и сверх длинные дистанции этот подъем ниже.

Благодаря отталкиванию и маху тело переходит в полет, используемый бегуном для относительного отдыха. Нага, заканчивая толчок, расслабляется, голень под действием инерционных сил несколько «захлестывается» вверх. Большая скорость движения бедра вперед и умение расслаблять мышцы в момент маха влияют на величину угла сгибания маховой ноги в коленном суставе: у разных бегунов она колеблется в пределах 25-50°. Нога, сгибаясь в коленном суставе, тянется за бедром вперед. В момент активного сведения бедер, когда нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, голень ее несколько выносится вперед, и приземление происходит на переднюю часть стопы. Это позволяет бегуну по инерции быстро пройти момент вертикали, при котором нога, находящаяся сзади, продолжает двигаться вперед и голень еще больше прижимается к бедру. Такое складывание маховой ноги в момент вертикали способствует некоторому отдыху бегуна и быстрому выносу ноги вперед-вверх при очередном отталкивании.

На дорожку ногу ставят слегка согнутой в колене, что уменьшает тормозящее движение в момент ее постановки и способствует более равномерному и плавному бегу. Стопы ног при беге следует ставить с небольшим поворотом носка внутрь.

Длинна шага бегунов на средние дистанции равна 180-200 см, бегунов на длинные дистанции – 160-200 см, марафонцев – 140-180 см.

Повышение скорости бега за счет увеличения длины шага ограничено, так как слишком длинный шаг требует очень больших затрат сил. Кроме того, длинна шага в основном зависит от индивидуальных данных спортсмена. Поэтому скорость бега повышается за счет увеличения частоты шагов при сохранении их длины. Тем шагов на 800 м и 1500 м составляет 190-200 шаг/мин., в беге на длинные и сверхдлинные дистанции на 10-20 шаг/мин. меньше. темп зависит от общего времени опорного периода, которое увеличивается со 120 мс в начале дистанции до 135 мс в конце.

Работа рук. Движения рук ритмично сочетаются с движениями ног. Руки, поддерживая равновесие, способствуют уменьшению или увеличению темпа. Во время бега руки у бегуна должны быть согнуты в локтевых суставах примерно под прямым углом (чем больше дистанция, тем больше руки сгибаются), кисти свободно сжаты в кулак. Движения рук мягкие и плавные, направлены к подбородку и назад – в сторону. При движении назад кисти рук не выходят за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем выше темп, тем быстрее и шире движения рук.

При беге по повороту спортсмен наклоняет туловище немного влево, в сторону поворота, правой рукой совершает более размашистые движения, правую ногу ставит с разворотом стопы внутрь.

При беге по дистанции надо следить за сохранением свободных, ритмичных движений. Частота и глубина дыхания находится в тесной связи с темпом бега; как правило, увеличению темпа бега соответствует увеличение частоты дыхания.

Финиш и остановка после бега. Финишное ускорение, т.е. бег на последнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища. После пересечения линии финиша бегун не останавливается резко, а переходит на медленный бег и затем на ходьбу, чтобы постепенно привести организм в относительно спокойное состояние.

 

Обучение технике бега

    В соревновательном беге на выносливость наряду с функциональной подготовленностью особое значение в настоящее время придается уровню технического мастерства спортсмена. Для успешного совершенствования техники бега тренеру и спортсмену недостаточно только представлять себе внешнюю форму движений: необходимо подкреплять это представление знанием количественных и качественных характеристик, т.е. кинематическими и динамическими показателями.

    Знание особенностей двигательной структуры бега и ее изменений под воздействием утомления, определяющих специальную работоспособность бегуна, может служить научной основой для выбора средств, применяемых в учебно-тренировочных занятиях с целью более эффективной технической подготовки бегунов.

    Прежде чем преступить к обучению бегу, преподаватель-тренер должен ясно представить тот эталон техники, которому он собирается научить детей или подростков. Вначале обучения бегу сопровождается исправлением грубых ошибок учеников в движениях ног и рук, зависящих от положения головы и туловища (как правило ученики, стремясь бежать быстро, делают много таких ошибок). Начиная бег с равномерным ускорением и постепенно наращивая скорость до максимальной, они могут ставить ногу на грунт с носка, но при попытке ускорить бег будут ставить ее с пятки, потому что слабость мышц ног не позволит им правильно пробежать даже 30-ти метровую дистанцию.

    Обучение бегу рекомендуется начинать с пробегания дистанции в спокойном темпе (повторные пробежки под контролем преподавателя).

    Специальные беговые упражнения применяют в обучении на более позднем этапе (в возрасте 11-12 лет) в целях исправления тех или иных ошибок.

    Когда дети научатся бегать быстро и, что особенно важно, быстро набирать скорость в начале дистанции, можно переходить к обучению высокому старту.

    Существует определенная последовательность в изучении техники бега, одинаковая для всех возрастов. Разница лишь в средствах для их решения.

    Задача 1. создать представление о технике бега в целом.

    Средства.

1. Объяснение основных моментов бега на стадионе (направление бега, длинна дорожек, скорость бега).

2. Показ бега на отрезках 100, 200, 400 м преподавателем или квалифицированным бегуном. Демонстрация и разбор кинограмм и плакатов по технике бега.

3. выполнение занимающимся пробежек на отрезках 50-100 м.

Методические указания. Преподаватель в процессе бега выявляет индивидуальные особенности занимающихся и одновременно указывает и исправляет наиболее грубые ошибки.

Задача 2. Обучение бегу по прямой с равномерной и переменной скоростью.

Средства.

1. Повторные пробегания 30-40-метровых отрезков с ускорением (необходимо следить за плавным наращиванием скорости).

2. При повторном беге с ускорениями занимающиеся должны пытаться удержать набранную скорость, но если появится напряжение, уменьшить ее.

3. Для освоения навыка переключения с медленного бега на быстрый во время выполнения ускорения применяются рывки по команде.

4. Завершает изучение техники бега по дистанции быстрый бег с ускорением на 30-40 м с включением «свободного хода».

Методические указания. При обучении преподаватель должен помнить основные требования к технике бега: прямолинейность направления, полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги, захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали, свободная и энергичная работа рук, прямое положение туловища и головы, быстрая и мягкая постановка на грунт с передней части. В процессе обучения следует обратить внимание на правильность выполнения этих основных элементов.

В таблице приведены наиболее распространенные на этом этапе ошибки начинающих бегунов и специальные упражнения для их исправления.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 196.