Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г. Вологде

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ

 

 

Россия и страны СНГ

 

 

Дисциплина: Геополитика

  Студента 5 курса 2 группы Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»           
    Преподаватель: к.ф.н., доцент   Оценка_____________________ Подпись____________________

Вологда

2009

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы 5
          1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств 5
          1.2. Политика России в отношениях со странами СНГ 9
Глава 2. Россия и страны СНГ: новая ситуация и необходимость адекватного стратегического реагирования 16
          2.1. Отношения России со странами СНГ на примере грузино-абхазского конфликта 16
          2 .2. Оценка деятельности России в составе СНГ 24
Глава 3. Россия и СНГ: путь к интеграции 28
          3.1. Стратегическое партнерство с СНГ 28
          3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ 29
Заключение 34
Список использованной литературы 38

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В спокойные времена, когда исторический процесс находится в эволюционной фазе и представляет собой цепь рутинных событий, полтора десятилетия это едва уловимый миг. Однако в декабре 1991 года произошел поистине революционный взрыв, сокрушивший одну из двух мировых держав – Советский Союз. На его месте появились 15 новых независимых стран, 11 из которых объединились в международную организацию – Содружество Независимых Государств (СНГ). Колесо истории, как всегда бывает на переломных этапах, закрутилось в ускоренном темпе. Обстановка в постсоветском мире менялась и продолжает меняться стремительно, порой в течение нескольких месяцев и даже дней.

Без преувеличения можно сказать, что последние 17 лет составляют целую эпоху в общественном развитии народов, живших в едином государстве.

Актуальность темы исследования предопределяется тем, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность.

Ни для кого не секрет, что Россия заинтересована в безопасности своих приграничных территорий. Для этого необходимо, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные государства. К тому же надо обеспечить лидерство России среди этих государств на пространстве СНГ.

И в данной работе мы попытаемся проследить взаимоотношения России со странами-участницами СНГ в период распада СССР и образования СНГ до настоящего времени. Ведь именно пространство СНГ остается зоной реализации жизненно важных интересов и для России, и для ряда новых независимых государств, возникших после распада СССР.

Цель данной работы состоит в анализе взаимоотношений России со странами СНГ и предусматривает выполнение следующих задач: рассмотреть особенности трансформации государственных институтов на постсоветском пространстве, политику России в отношениях со странами СНГ, проанализировать взаимоотношения России со странами СНГ в настоящее время, дать оценку деятельности России в составе СНГ, а также наметить пути для дальнейшей интеграции СНГ.

Объектом исследования являются взаимоотношения России со странами СНГ, предметом  - проблемы во взаимоотношениях между Россией и странами СНГ и возможные пути их решения.

    Теоретической и информационной базой реферата послужили публикации «Россия в глобальной политике», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Международная жизнь», « вXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, ,, Российский экономический журнал», «Социально-гуманитарные знания» и другие.

 

ГЛАВА 1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, конечно же, хотелось бы подвести итог своей работы. Итак, современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. И Россия - активный участник этого процесса, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Мы можем с уверенностью сказать, что Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения себе достойного места в мире.

В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий России удалось по ряду принципиальных направлений укрепить свои позиции на мировой арене.

Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, а также на взаимовыгодном сотрудничестве. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Она доказала, что играет важную роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества.

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны.

Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов.

 

В экономическом плане прилежащие страны – отправная точка для выхода российского бизнеса на мировые рынки, а также форпост и испытательный полигон успешности стратегий российских компаний за рубежом.

В современном мире, где система привычного международного права разрушена, а события развиваются стремительно, нельзя более рассчитывать на лояльность бывших союзных республик, не подкрепляя свои ожидания реальными, а главное, обоюдовыгодными предложениями. Важно преодолеть и психологический «комплекс Советского Союза»[20], перестать воспринимать республики по умолчанию лояльными. Выстраивание новых отношений должно предусматривать искреннюю готовность к серьезным вложениям в экономическую, политическую, социальную системы.

Не следует втягивать постсоветские страны в идеологическую конфронтацию с Западом и тем более принуждать их к поддержке силовых шагов России. Для республик СНГ не будет привлекательным предложение о создании структуры, действия которой в основном направлены на поддержку противостояния с Западом, а участие в ней не предполагает особых выгод, кроме добрых отношений с Кремлем.

Понятно, что задача сохранения постсоветского пространства в условиях ожесточенного давления Запада крайне сложна. Россия пока не располагает широким ассортиментом инструментов воздействия, кроме силовых. Однако такое давление, как видно на примере Грузии и Украины, не повышает кредита доверия, необходимого для успешного развития отношений. Тем более оно не способствует популяризации идеи более углубленного сотрудничества.

На данном этапе все происходящее можно охарактеризовать как реконструктивный период. Подход, основанный на остатках советской структуры, трансформируется в направлении новой, хотя и берущей начало от уже наработанных методов системы взаимодействия. Иными словами, СНГ успешно выполнило свою основную миссию – сохранение постсоветского пространства, насколько это было возможно, в бесконфликтном и полном формате. Данный этап завершен. Сегодня у России появляются реальные возможности преобразовать постсоветское пространство в единую интегрированную площадку нового типа. Главной целью РФ должно стать создание такой модели сотрудничества, при которой республики, не боясь Кремля, стремились бы к сближению, как это происходит сегодня в случае Евросоюза.

Речь идет не только о двусторонних или ограниченных объединениях, но и о так называемом расширенном СНГ[21]. Тут впору сочетать подходы, которые предлагают Белоруссия и Казахстан. Минск как столица Содружества выступает за интеграцию в расширенном составе, которая включает все страны СНГ. Астана поддерживает твердую интеграцию, но в более узком составе с возможностью распространения интеграционных проектов на более широкий круг участников. Очень важно, чтобы новая основа взаимоотношений между республиками гарантировала соблюдение баланса интересов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брайан Д. Тейлор. Политика и Российская армия. Отношения между военными и обществом, 1689-2000. Кембридж: Кембридж юниверсити пресс, 2003. - 355 с.

2. Вигнанский М. Последняя стала первой//Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 23-25.

3. Власов А.В. Конец многовекторности//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С. 41-48.

4. Геополитика: Учебник/Под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 368 с.

5. Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. - № 4. С. 90-94.

6. Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 38-44.

7. Лукьянов Ф. Никогда не говори "никогда"//Россия в глобальной политике. 2009. - 2009. - № 4. С. 43-47.

 

8. Маркедонов С. СНГ минус Грузия //Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 36-39.

9. Ст. Уайт, А. Макаллистер. Россия глазами зарубежных исследователей: Белоруссия, Украина и Россия: Восток или Запад?//Мир России. 2008. - № 4. С. 37-57.

10. Федулова Н. Содружество независимых государств – 15 лет спустя//Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 12. С.

11. Харабуа Р. Геополитические притязания России и США в урегулировании грузино-абхазского конфликта//Россия в глобальной политике. 2008. - № 9. С. 31-45.

12. Шестаков В.В. СНГ: в поисках наиболее эффективных механизмов интеграции//Социально-гуманитарные знания. 2008. - № 1. С. 292-301.

13. Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее//Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 4. С. 58-61.

14. Эркомаишвили Д. Новый шанс на лидерство//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С. 36-38.

15. Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html


[1] Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой.

[2] Геополитика: Учебник/Под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – С. 331.

[3] Шестаков В.В. СНГ: в поисках наиболее эффективных механизмов интеграции//Социально-гуманитарные знания. 2008. - № 1. С. 296.

[4] Геополитика: Учебник/Под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – С. 235.

 

[5] Разоренова М., Дзиндзибадзе К. Абхазский конфликт в периодической печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/42.html

[6] Власов А.В. Конец многовекторности//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С. 45.

 

[7]Власов А.В. Конец многовекторности//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С.46

[8] Вигнанский М. Последняя стала первой//Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С 25.

[9] Харабуа Р. Геополитические притязания России и США в урегулировании грузино-абхазского конфликта//Россия в глобальной политике. 2008. - № 9. С. 31.

[10] Маркедонов С. СНГ минус Грузия //Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 36-36.

[11] Вигнанский М. Последняя стала первой//Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 24.

[12] Лукьянов Ф. Никогда не говори "никогда"//Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 45.

[13] Федулова Н. Содружество независимых государств – 15 лет спустя//Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 12. С. 84.

[14] Брайан Д. Тейлор. Политика и Российская армия. Отношения между военными и обществом, 1689-2000. Кембридж: Кембридж юниверсити пресс, 2003. с. 275.

[15] Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. – № 4. С. 92.   

[16] Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее//Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 4. С. 60

[17] Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы//Мировая экономика и международные отношения. 2009. – № 4. С. 94.   

[18] Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 40.

 

[19] Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 43.

 

[20] Эркомаишвили Д. Новый шанс на лидерство//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С. 37.

[21] 14. Ст. Уайт, А. Макаллистер. Россия глазами зарубежных исследователей: Белоруссия, Украина и Россия: Восток или Запад?//Мир России. 2008. - № 4. С. 41.

 


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г. Вологде

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ

 

 

Россия и страны СНГ

 

 

Дисциплина: Геополитика

  Студента 5 курса 2 группы Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»           
    Преподаватель: к.ф.н., доцент   Оценка_____________________ Подпись____________________

Вологда

2009

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы 5
          1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств 5
          1.2. Политика России в отношениях со странами СНГ 9
Глава 2. Россия и страны СНГ: новая ситуация и необходимость адекватного стратегического реагирования 16
          2.1. Отношения России со странами СНГ на примере грузино-абхазского конфликта 16
          2 .2. Оценка деятельности России в составе СНГ 24
Глава 3. Россия и СНГ: путь к интеграции 28
          3.1. Стратегическое партнерство с СНГ 28
          3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ 29
Заключение 34
Список использованной литературы 38

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В спокойные времена, когда исторический процесс находится в эволюционной фазе и представляет собой цепь рутинных событий, полтора десятилетия это едва уловимый миг. Однако в декабре 1991 года произошел поистине революционный взрыв, сокрушивший одну из двух мировых держав – Советский Союз. На его месте появились 15 новых независимых стран, 11 из которых объединились в международную организацию – Содружество Независимых Государств (СНГ). Колесо истории, как всегда бывает на переломных этапах, закрутилось в ускоренном темпе. Обстановка в постсоветском мире менялась и продолжает меняться стремительно, порой в течение нескольких месяцев и даже дней.

Без преувеличения можно сказать, что последние 17 лет составляют целую эпоху в общественном развитии народов, живших в едином государстве.

Актуальность темы исследования предопределяется тем, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность.

Ни для кого не секрет, что Россия заинтересована в безопасности своих приграничных территорий. Для этого необходимо, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные государства. К тому же надо обеспечить лидерство России среди этих государств на пространстве СНГ.

И в данной работе мы попытаемся проследить взаимоотношения России со странами-участницами СНГ в период распада СССР и образования СНГ до настоящего времени. Ведь именно пространство СНГ остается зоной реализации жизненно важных интересов и для России, и для ряда новых независимых государств, возникших после распада СССР.

Цель данной работы состоит в анализе взаимоотношений России со странами СНГ и предусматривает выполнение следующих задач: рассмотреть особенности трансформации государственных институтов на постсоветском пространстве, политику России в отношениях со странами СНГ, проанализировать взаимоотношения России со странами СНГ в настоящее время, дать оценку деятельности России в составе СНГ, а также наметить пути для дальнейшей интеграции СНГ.

Объектом исследования являются взаимоотношения России со странами СНГ, предметом  - проблемы во взаимоотношениях между Россией и странами СНГ и возможные пути их решения.

    Теоретической и информационной базой реферата послужили публикации «Россия в глобальной политике», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Международная жизнь», « вXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, ,, Российский экономический журнал», «Социально-гуманитарные знания» и другие.

 

ГЛАВА 1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы

 


Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств

 

К началу 80-х годов прошлого столетия стало очевидным, что Советский Союз не выдерживает исторического соревнования с ведущими державами западного мира. Командно-административная система, основанная на внеэкономическом принуждении к труду, доминирующих позициях государственной собственности, централизованном распределении товаров и ресурсов и всеобщей уравниловке, демонстрировала свою неэффективность, вела к застою и деградации. Многолетняя изматывающая гонка вооружений, затратная внешняя политика, направленная на продвижение социализма по всему миру, вели к истощению ресурсов и ускоряли экономическое отставание от развитых капиталистических стран.

Позитивные процессы в развитии советского общества сопровождались многими деструктивными явлениями огромной разрушительной силы, прежде всего всплеском национализма, появлением вооруженных конфликтов на этнической почве. Одновременно происходили развал финансово-денежной системы и потребительского рынка, спад производства и резкое снижение жизненного уровня основной части населения. Неспособность союзного Центра взять ситуацию под контроль, предложить и реализовать эффективную программу реформ и в то же время стремление союзных структур и лично М. Горбачева воспрепятствовать существенному перераспределению властных полномочий в пользу республик усиливали центробежные тенденции. После известных августовских событий 1991 года, когда политические позиции Центра оказались резко подорванными, а его влияние на обстановку в стране стремительно падало, распад Советского Союза был предрешен.

Общим мотивом, побудившим три республики (Россия, Украина и Белоруссия), составляющие ядро единого государства, к роспуску Советского Союза, стало недовольство бездеятельностью союзной власти, которая фактически утратив контроль над обстановкой в стране, тем не менее, связывала руки республиканским руководителям. 

После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия.

Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона[1] либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам, ставшим неотъемлемым фоном постсоветского размежевания на протяжении последнего десятилетия ХХ века, незаконченного до настоящего времени.

Договорную основу Содружества Независимых Государств составляют Устав, принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и так далее), в том числе Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще[2], подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению 21 декабря 1991 года, в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

Из бывших республик СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония. В августе 2005 Туркменистан прекратил постоянное членство и в настоящее время является ассоциированным членом СНГ.

Согласно Уставу СНГ (утвержден главами государств-членов в январе 1993), Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, каждый из которых является самостоятельным и равноправным субъектом международного права.

Цели Содружества:

· осуществление сотрудничества между государствами-членами

в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения;

· создание общего экономического пространства, обеспечение

межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов;

· взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни

народов, обеспечение коллективной безопасности;

· мирное разрешение споров и конфликтов между странами

участниками;

· содействие гражданам государств-членов в свободном

общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

Следует отметить, что государства-преемники, возникшие в связи с разделением СССР, коллективно согласились на обязательность для себя всех договоров и соглашений, подписанных СССР. Статья 12 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР»[3]. Согласно этой теории вся совокупность прав и обязанностей одного государства переходит к другому или некоторым государствам без каких-либо исключений и изменений. Все государства, образовавшие СНГ, утверждали, что равным образом несут обязательства Советского Союза. Все они в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако в дальнейшем члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному.

Итак, Советский Союз перестал существовать. На постсоветском пространстве возникла международно-политическая организация – Содружество Независимых Государств. Начался отсчет нового времени. Отношения России с другими союзными республиками, с ее национальными окраинами впервые за несколько последних столетий стали сферой не внутренней, а внешней политики страны. Этот факт далеко не сразу и далеко не в полной мере был осознан ведущими политическими силами, выступавшими за демонтаж СССР.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.