Перспективы, тенденции развития кредитования малого бизнеса в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Кредитование малого бизнеса в России имеет хорошие перспективы в связи с большим спросом представителей бизнеса на кредитные продукты. Банки же имеют все возможности для удовлетворения финансовых потребностей предпринимателей. В настоящее время эти потребности удовлетворены на 30-40 %, и банки не упустят возможности увеличения своего дохода от результатов кредитования бизнеса. Увеличивающиеся год от года объемы кредитования только подтверждают эту тенденцию.

В течение следующих лет (2008-2010 гг.) можно спрогнозировать вероятное снижение процентных ставок по займам, увеличение сроков кредитование, упрощения процедуры оформление кредитов, а в целом - кредитование малого бизнеса станет более доступно широкому кругу предпринимателей. Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом представляемых банками услуг. Поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции. В России в настоящее время действуют большое количество банков, в т.ч. и региональных, которые специализируются именно на услугах предоставления кредитов, в т.ч. и для бизнеса.

Кредитование малого бизнеса в настоящее время характеризуется следующими основными тенденциями, определяющими дальнейшие перспективы развития банковских услуг для бизнеса:

1. малый бизнес проявляет значительный интерес к продуктам банковского кредитованию;

2. увеличение количества банков, предлагающих кредиты для бизнеса;

3. как следствие двух предыдущих пунктов, снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитование;

4. стандартизация процесса кредитования (разработка единых требований, перечня документации и т.д.);

5. улучшение банковского сервиса и упрощение процедуры получения кредита для бизнеса;

6. увеличение предлагаемых кредитных продуктов для открытия и развития бизнеса.

Конкуренция среди банков идет даже не в части предоставления заниженных процентных ставок, а в качестве предоставления удобного сервиса. Банки стараются обеспечить максимально лучший комфорт при обслуживании – расширяют филиалы банков, офисы продаж, ставят Интернет-киоски и т.д. В перспективе процентные ставки должны снизиться и стабилизироваться на некоторой отметке, а хорошее качество и упрощенная процедура получения кредита станут неким стандартом. Эксперты полагают, что данный процесс произойдет не сразу (не будет иметь взрывного характера), а поэтапно.

Еще одной характерной особенностью развития банковского кредитования в России станет появление и значительное увеличение количества банков, ориентированных на представителей бизнеса предлагающих кредиты для бизнеса.. Как пример, можно привести успешно развивающийся банк кредитования малого и среднего бизнеса – КМБ-Банк, кредитный портфель которого составляет более 140 млн.долларов. Кредиты малому бизнесу этого банка составляет 80% активов банка.

В настоящее время, если смотреть правде в глаза, прогнозы на текущий год в сфере кредитования предприятий малого и среднего бизнеса неутешительны. Организациям такого калибра и так тяжело приходится: кризис застал их врасплох, финансирование от государства получат только крупные предприятия, а от вопросов конкуренции и выживания никуда не убежишь. Субъектам малого бизнеса предстоит пройти тот же путь оптимизации издержек, что и среднему и крупному бизнесу, только вот возможностей у них для этого значительно меньше. Но у такого рода организаций есть и плюсы: малый бизнес более чувствителен к изменению рыночной конъюнктуры.

Эта форма предпринимательства по сути своей более инновационная и гибкая, и в этом залог ее выживаемости и успеха. По мнению Чаба Зентаи, руководителя блока «Малый и средний бизнес» «Альфа-Банка», в течение 2009 года не ожидается полного сокращения программ кредитования малого и среднего бизнеса, однако число игроков на этом рынке, несомненно, уменьшится. Кредитование будет производиться избирательно. Преимущество получат клиенты, у которых есть положительная кредитная история в обслуживающем банке, с прозрачным, устойчивым бизнесом и с ликвидным залогом. «Ставки будут расти, – убежден эксперт. – Увеличится доля кредитов, выданных под поручительства фондов поддержки малого бизнеса». В связи с такой оценкой интересно провести исследования рынка среди различных игроков кредитования малых предприятий и выяснить, как же в текущем году будет выглядеть «идеальный кредит» для такого рода организаций – ну, или хотя бы «среднестатистическая норма».

По мнению пресс-службы банка «Сосьете Женераль Восток», идеальных «кредитов» для малых предприятий нет, но есть тот самый «среднестатистический», который можно описать так: 5 млн рублей на 36 месяцев со ставкой 21% годовых. В БТА-Банке, как и во многих других финансово-кредитных организациях, с начала кризиса значительно ужесточили требования для субъектов – малых предприятий. В качестве антикризисной меры для выживания банка было принято решение приостановить займовые программы, направленные на инвестиционные цели (приобретение нового оборудования, недвижимости и т. п.) и ограничиться предоставлением кредитов на пополнение оборотных средств, уменьшив сроки кредитования и ужесточив требования к залоговому обеспечению.

Другими словами, подобное развитие событий в кредитно-финансовой организации можно считать сегодня типичным для всего банковского сектора России. «Все это происходит в соответствии с требованиями времени – никто не знает, что будет происходить в ближайшие год-полтора. Как можно говорить о предоставлении долгосрочных кредитов? – удивляется Алексей Попов, исполнительный директор ООО «БТА Банк». – Когда неопределенность высока, высоки и риски, и в такой ситуации лучше не идти на сделку, чем жить по принципу "ввяжемся в бой, а там посмотрим"».

Подобная логика характерна для большинства российских кредитно-финансовых организаций. В результате принятых мер текущая средняя сумма кредита для малого бизнеса в БТА-Банке составляет 5,7 млн рублей, средний срок – 12 месяцев, ставка – выше 23%. Обеспечение – преимущественно основные средства и недвижимость. Беззалоговых кредитов в этом банке в данный момент нет. Типичный случай для наших дней. Разумеется, у каждого банка свое понимание структуры кредитного портфеля, но, как правило, все стремятся диверсифицировать бизнес.

«Сейчас проще всего получить кредит предпринимателям, работающим в отраслях, которые кризис пока не очень серьезно затронул, и у которых есть потребность в финансировании на уровне 1-2 среднемесячных выручек, – отмечает Александр Кононов, директор управления развития продуктов малого и среднего бизнеса ОТП Банка. – При этом их деятельность должна приносить прибыль, и они должны быть в состоянии предоставить залог (недвижимость, ликвидное оборудование, автотранспорт)». Согласно данным Екатерины Писаревой, начальника отдела развития малого и среднего бизнеса Собинбанка, средняя сумма кредита в ее финансовой организации составляет около 3 млн рублей. Малый бизнес обычно предпочитает брать кредиты на максимально возможный срок – до 3 лет, но, как показывает практика, часто досрочно погашает его. Цифры, которые приводят брокерские конторы, более циничны и откровенны. «Идеальный клиент, то есть такой клиент-предприниматель, который с высокой долей вероятности получит кредит, сегодня выглядит следующим образом: сумма кредита – 350 000 рублей, срок – 24 месяца, ставка – 27% годовых», – говорит Виктор Афонин, директор департамента маркетинга ООО «Фосборн Хоум».

Несмотря на достаточно узкий ассортимент займовых программ для бизнеса, спрос на такие кредиты остается стабильным. По оценкам аналитиков банка «Сосьете Женераль Восток», около 20% предпринимателей нуждаются в банковских займах на развитие или диверсификацию бизнеса. Другими словами, от кредитования малого бизнеса ни банкам, ни рынку, если мы хотим процветания нашей страны, все равно никуда не уйти. Вопрос только в том, как дорого нужно будет платить за «удобные деньги».

 

Заключение

 

Кредитование малого бизнеса – сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры.

1. Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса.

Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 196.