Кредитование малого бизнеса: сущность, виды, принципы, правовой аспект
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Кредитование малого бизнеса: ………………………………………..………... 4

1.1. Понятие кредитования малого бизнеса…………………………………….. ...4

1.2. Условия кредитования малого бизнеса……………………………………......6

1.3. Кредитование малого бизнеса в России ………………………………….. ...16

2. Анализ кредитования малого бизнеса………………………………………….21

2.1. Анализ рисков кредитования малого бизнеса……………………………….22

2.2. Проблемы кредитования малого бизнеса…………………………………….25

3. Перспективы, тенденции развития кредитования малого бизнеса в России...30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………………………...35

Введение

В работе дается характеристика сущности кредитования малого бизнеса в России, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы – кредитование малого бизнеса в России, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

В связи с этим можно выделить круг задач, необходимых для раскрытия данной темы.

1. Сущность, виды, условия и правовой аспект кредитования малого бизнеса в России;

2. Анализ кредитования малого бизнеса , его специфика, проблемы и пути их решения на сегодняшний день;

3. Перспективы и тенденции развития кредитования малого бизнеса в России на современном этапе.

Кредитование малого бизнеса: сущность, виды, принципы, правовой аспект

Сравнительная характеристика уровня развития

Перечень документов для юридических лиц

По прилагаемой банком форме заполняется:

· Кредитная заявка (по прилагаемой форме);

· Анкета заемщика (по прилагаемой форме);

Дополнительные документы:

· Копии договоров с поставщиками и покупателями;

· Копии договоров на деятельность, под которую запрашивается;

· Копии договоров аренды помещений, земель, площадей;

· Перечень имущества, предлагаемого в залог и копии документов, подтверждающих право собственности на это имущество;

· Детальный бизнес план и технико-экономическое обоснование окупаемости инвестиционного проекта, под который берется кредит для бизнеса

· Другие документы по требованию банка

Перечень документов для индивидуальных предпринимателей

Юридические документы:

· Копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

· Копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

· Копии паспортов индивидуального предпринимателя, его поручителей;

· Копия паспорта супруги (супруга)

Бухгалтерские документы ИП:

· Книга учетов доходов и расходов;

· Копии деклараций о доходах за последние отчетные даты;

· Отчеты о кредиторской, дебиторской задолженности на текущую дату;

· Отчеты о займах, кредитах, краткосрочных, долгосрочных финансовых вложений;

· Справки о наличии расчетных, ссудных счетов в других банках;

· Справки о наличии кредитов и займов в обслуживающих банках;

· Справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (за подписью клиента);

· Копии договоров с поставщиками и покупателями;

· Копии договоров на деятельность, под которую запрашивается;

· Копии договоров аренды помещений, земель, площадей;

· Перечень имущества, предлагаемого в залог и копии документов, подтверждающих право собственности на это имущество;

· Детальный бизнес план и технико-экономическое обоснование окупаемости инвестиционного проекта, под который берется кредит для бизнеса

· Другие документы по требованию банка

Перечень документов, предоставляемых для кредитования малого бизнеса, очень широк. Это связано с тем, что банку необходимо произвести анализ и оценку платежеспособности малого бизнеса и тем самым свести к нулю возможные кредитные риски. Замедленное развитие единого стандарта анализа и оценки малого бизнеса только лишь усложняет процедуры кредитования бизнеса, приводит к появлению излишнего объема необходимой для получения кредита документации. Таким образом, получается, что у всех банков свой перечень необходимых документов, свои индивидуальные требования к представителям малого бизнеса. Каждый банк имеет свое понятие, что такое малый бизнес.

Однако в последние годы система выдачи кредитов несколько стандартизировалась, появились единые требования к документам, похожие кредитные программы: бизнес-экспресс, бизнес-рост, кредит на развитие бизнеса и т.д. Итак, обозначим единые критерии, используемые банками при оценке финансового состояния малого бизнеса:

Официальный статус заемщика

Рассматривается легальность бизнеса, официальная регистрация. На этом этапе банк собирает юридическую документацию с целью получения первичной информации: учредительные документы, свидетельства о регистрации, постановке на учет в налоговом органе и т.д. По этим данным можно произвести и оценить репутацию предприятия, его положение на рынке, степень ответственности. Даже на этом этапе можно отказать клиенту в получении кредита, например, в случае если срок его деятельности с момента регистрации не превышает 6 месяцев.

Залоговое обеспечение

Предоставление залога стало одним из обязательных условий кредитования малого бизнеса. Поэтому перечень необходимых документов предусматривает список имущества компании, предлагаемого в залог и копии документов, подтверждающих право на это имущество. Банку важно знать наличие и ликвидность имущества предлагаемого в качестве залогового обеспечения.

5. Условия на рынке кредитуемой деятельности предприятия
После предоставления необходимой финансовой, бухгалтерской документации банку нужно оценить условия состояния рынка, на котором выступает заемщик. Банк оценивает степень возникновения различных рисков и анализирует варианты поведения кредитуемой компании. Нередко для этих целей предприятие, чтобы получить кредит для бизнеса, готовит детальный бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта.

Как вы успели заметить, перечень документов, предоставляемых для кредитования малого бизнеса, очень широк. Это связано с тем, что банку необходимо произвести анализ и оценку платежеспособности малого бизнеса и тем самым свести к нулю возможные кредитные риски. Замедленное развитие единого стандарта анализа и оценки малого бизнеса только лишь усложняет процедуры кредитования бизнеса, приводит к появлению излишнего объема необходимой для получения кредита документации. Таким образом, получается, что у всех банков свой перечень необходимых документов, свои индивидуальные требования к представителям малого бизнеса. Каждый банк имеет свое понятие, что такое малый бизнес.

 

Проблемы кредитования малого бизнеса

Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем.

Как показывают исследования, в начале своей деятельности наиболее серьезными проблемами для субъектов МП являются высокая налоговая нагрузка и нестабильность налогового законодательства, а также нехватка собственных финансовых средств для развития (см. табл. 1). Чуть менее остро перед ними стоят проблемы высоких арендных ставок на помещения и трудности с получением банковского кредита.

Таблица 1

Наиболее значимые проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкивались в начале своей деятельности

 

Проблема Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли» Процент опрошенных, ответивших «не влияли» и «слабо влияли»
1. Нестабильность налогового законодательства 51,4 25
2. Высокая налоговая нагрузка 50,8 22,8
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития 47,8 26,5
4. Высокие ставки арендной платы 33,6 45,5
5. Трудности с получением банковского кредита 32,9 51

 

Практически для всех МП, осуществляющих свою деятельность в розничной торговле и сфере оказания услуг, актуальна проблема доступа к помещениям на этапе образования. Также следует отметить, что субъекты малого бизнеса, предоставляющие бизнес-услуги, испытывают трудности в момент открытия с поиском квалифицированных специалистов и реализацией своих услуг, а МП бытового обслуживания населения - ощущают нехватку необходимого оборудования.

Далее представляется целесообразным посмотреть, с какими проблемами сталкиваются предприниматели в ходе хозяйственной деятельности в настоящее время (см. табл. 2). Так, наиболее серьезными проблемами для субъектов МП в ходе их деятельности являются нестабильность налогового законодательства, высокая налоговая нагрузка, высокие ставки арендной платы, нехватка собственных финансовых средств для развития, проблемы со сбытом товаров (работ, услуг) и невозможность взять банковский кредит.

Сравнивая две таблицы, нетрудно заметить, что в целом набор проблем остается неизменным, только при осуществлении деятельности предпринимателей уже в большей мере начинает занимать проблема реализации своей продукции. В связи с этим можно констатировать, что основные проблемы, с которыми предприниматели сталкивались при организации своего бизнеса, так и не разрешились за последние 3-5 лет, а только усугубились.

Таблица 2

Наиболее значимые проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкиваются в ходе своей деятельности

Проблема Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли» Процент опрошенных, ответивших «не влияли» и «слабо влияли»
1. Нестабильность налогового законодательства 52,4 24,1
2. Высокая налоговая нагрузка 51,3 22,9
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития 46,2 32,3
4. Высокие ставки арендной платы 34,6 47,5
5. Трудности с получением банковского кредита 29,8 55,2
6. Проблемы со сбытом товаров и услуг 25,3 51

 

Отмеченные наиболее остро стоящие перед представителями малого бизнеса проблемы налогового бремени, высокой налоговой нагрузки, недостатка собственных финансовых средств для развития производства и трудности с получением кредита не оригинальны - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись представителями малого бизнеса в ходе многочисленных исследований по проблемам развития малого предпринимательства.

Как известно, на долю субъектов малого и среднего бизнеса приходится немалая часть ВВП в экономике развитых стран. В России наблюдается все еще крайне небольшой удельный вес малых предприятий в общем объеме, как производства товаров, так и в сфере услуг. Соответственно, от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, а значит поддерживать предпринимателей сегодня жизненно необходимо. В тоже время, уже достаточно давно остается актуальным вопрос кредитования субъектов малого бизнеса, или их простого доступа к финансовым ресурсам банковской системы.

Данная проблема остается на повестке дня, несмотря на то, что в последние несколько лет на рынке кредитования малого бизнеса произошли существенные сдвиги. Целевые программы по кредитному обслуживанию предпринимателей в массовом порядке стали появляться в отечественных банках всего несколько лет назад, причем эти шаги достаточно быстро привели к заметным положительным результатам. В ряде банков показатели объемов кредитования предпринимателей после введения в действие таких программ выросли в несколько раз, и вдохновленные таки успехом финансисты собираются уже в ближайшем будущем привлечь еще больше заемщиков.

Первые специальные программы, ориентированные на кредитование малого бизнеса появились в России только примерно в 1998 году. Начиная с этого момента число банков, оказывающих услуги по кредитованию небольшого частного бизнеса, постоянно росло. То обстоятельство, что малым предприятиям хронически не хватает оборотных средств, стало поводом для вполне серьезного делового интереса банкиров по отношению к предпринимателям. Для бизнесменов же, в свою очередь, наиболее насущным вопросом по-прежнему остается стоимость такого кредитования. Ведь даже средний показатель процентных ставок по таким кредитам все еще остается высоким, что существенно уменьшает спрос со стороны пусть даже и заинтересованных заемщиков.

И все же банкиры надеются расширить клиентскую базу данных кредитных продуктов и в таких непростых условиях. Причем, привлекать новых заемщиков банки планируют вовсе не за счет снижения стоимости кредитов, а в результате внедрения упрощенных схем кредитования и упрощения процедур получения таких займов. Такие кредитные продукты действуют на финансовом рынке уже сегодня, и представлены всевозможными овердрафтами, беззалоговыми экспресс - кредитами, малыми кредитами и различными разновидностями проектного финансирования.

При работе по таким схемам, после предоставления заемщиком в банк необходимых документов, претендующее на кредит предприятие оценивает специальный кредитный эксперт. Во время визита этого специалиста заемщику будет необходимо раскрыть интересующие кредитного эксперта финансовые данные о хозяйственной деятельности предприятия, а также сообщить о других «нюансах» своего бизнеса. То есть, не исключено что предпринимателю придется поделиться с банком информацией, которая до недавнего момента никому не разглашалась под предлогом «коммерческой тайны».

Наиболее часто, по наблюдениям финансистов, кредитование малого бизнеса используется сегодня предпринимателями для пополнения оборотных средств, покупки оборудования, недвижимости или приобретения автомобилей. Залогом в таких случаях обычно служит личная собственность заемщика, либо приобретаемые им имущественные активы. При выдаче кредита на срок до трех лет банками практикуются узкоспециализированные программы, рассчитанные на заемщиков определенной сферы деятельности. Такие кредитные продукты формируются специально, например – для ювелиров, аграриев, либо предпринимателей, ведущих бизнес в сфере транспорта, или розничной торговли. Конкуренция среди банков рынке бизнес - кредитования постоянно растет, однако, по мнению экспертов, уменьшение стоимости таких кредитов в ближайшее время вряд ли произойдет, причем – невзирая на предпринимаемые государством попытки удешевить кредиты для малого бизнеса за счет применения специальных программ.

Одним из наиболее неоднозначных вопросов кредитования малого бизнеса является проблема создания нового бизнеса или развитие start up проектов. Именно новый бизнес чаще всего нуждается в финансовой подпитке, поскольку сразу же на начальном этапе создания предприятия необходимы средства на аренду помещений, покупки оборудования, зарплату работникам и т.д. А в отличие от уже налаженного бизнеса, только вновь создаваемое предприятие не начинает сразу же на следующий день приносит значительный доход. Даже у развитого бизнеса часто возникают проблемы с предоставлением залогового обеспечения, правильной бухгалтерской и финансовой отчетностью и т. д. Поэтому одним из первых условий кредитования малого бизнеса является регистрация предприятия и ведение его бизнеса не менее 6 месяцев с момента регистрации. Банки полагают, что кредитование малого бизнеса на стадии его создания сопряжено со значительными рисками и, как правило, не кредитуют «стартовый» бизнес.

Есть варианты, когда банки выдают кредиты на создание нового бизнеса, но уже при наличии существующего и развитого малого бизнеса. Т. е. новый бизнес в этом случае будет являться просто одним из направлений уже существующего бизнеса. Предприниматель вероятнее всего сможет предоставить залоговое обеспечение в виде оборудования, транспорта или товара. В таком случае банк сможет произвести анализ бизнеса и оценку платежеспособности своего клиента. Даже если вновь создаваемый проект не получит своего развития, ранее созданный бизнес поможет ему рассчитываться по кредиту.

Собинбанк с 2008 года предложил своим клиентам новую услугу – кредит на открытие франшизного бизнеса. Однако и здесь у начинающего предпринимателя могут возникнуть трудности в виде отсутствия залогового обеспечения или поручителей.

Таким образом, молодому предпринимателю чаще всего приходится самостоятельно искать инвесторов, спонсоров для открытия своего дела. Как вариант, можно взять кредит на потребительские нужды, если позволит высокая официальная зарплата. Можно также продать собственное жилье, автомобиль и на эти деньги попробовать начать свой бизнес. Однако все эти варианты довольно сомнительны и более рискованны, по сравнению с кредитованием малого бизнеса.

Итак, выделим основные проблемы кредитования нового бизнеса:

· создаваемый бизнес – зона повышенных кредитных рисков для банка;

· отсутствие стабильного дохода, т.е. невозможность произвести анализ и оценку бизнеса, оценить платежеспособность заемщика;

· отсутствие залогового обеспечения и поручителей;

· процентные ставки под start up проекты будут выше на 1-2 %;

· недостаточно развития методология оценки банковских рисков;

· отсутствие четких банковских механизмов анализа бизнес проектов.

Как вы видите причины, препятствующие развитию startup-проектов, довольно существенно отражают проблемы кредитования малого бизнеса в целом. Прослеживается недостаточное развитие механизмов и единых стандартов оценки эффективности бизнеса со стороны банков. Однако необходимо отметить, что startup-проекты – огромная незанятая ниша на рынке банковских услуг. И следующим направлением деятельности банков станет именно кредитование вновь создаваемого бизнеса.

В настоящее время во многих городах созданы различные Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, в т. ч. и государственные. Именно они могли бы взять на себя роль катализатора развития startup-проектов, выступая в качестве поручителей перспективных начинающих предпринимателей. При государственной поддержке данные фонды могли бы выступить гарантом при кредитовании вновь создаваемого бизнеса. Это помогло бы ускорить развитие механизмов поддержки кредитования молодых компаний и стало бы существенным толчком развития малого бизнеса.

Чтобы более глубоко разобраться в проблемах кредитования малого бизнеса, рассмотрим и проанализируем основные причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса.

Это одно из условных требований, предъявляемых к заемщикам. В различных банках сроки могут быть варьироваться – от 3 месяцев (для предприятий торговли) до 3 лет. Именно по этой причине сложно получить кредит на открытие бизнеса или для так называемых « startup » проектов.

Большинство отказов происходит по причине отсутствия ликвидного залога. Существует прямая зависимость между получением кредита и видом залогового обеспечения. Банки предпочитают видеть в качестве залога недвижимое имущество, новый автотранспорт, оборудование, другой ликвидный товар. Существуют беззалоговые программы кредитования для бизнеса, однако данные кредиты имеют ограничения по сумме кредита (300-600 тыс.руб.) и предусматривают обязательное наличие поручителей.

Многие программы кредитования наряду с предоставлением залогового обеспечения предусматривают поручительство. Однако малый бизнес не только для банков представляет зону повышенного риска. Именно по этой причине и сложно найти поручителя – не каждый согласится подвергнуть даже минимальному риску свой собственный малый бизнес.

Часто индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться услугами банковского кредитования по причине низких официальных доходов. Это явление возникает по двум причинам: низкая рентабельность бизнеса, либо отсутствие официальных подтвержденных доходов. Не секрет ведь для многих, что некоторые предприятия используют «серые» схемы, не всегда отражают все свои поступления на расчетных счетах, искусственно занижая свои доходы и уходя тем самым от уплаты налогов.

Эта причина частично вытекает из предыдущей. Не все предприятия готовы «выйти из тени» и полностью показать свои реальные доходы. Во-первых, они увеличат тем самым свое налоговое бремя, во-вторых, уступят конкурентам в части рентабельности бизнеса, ведь те могут продолжить работать по своим старым «серым» схемам. А низкая эффективность бизнеса, показанная в бухгалтерских, финансовых документах, послужит отказом в получении кредита для бизнеса.

Немалая часть представителей малого бизнеса, в основном торговли, не могут предоставить всех необходимых документов вследствие недостаточной финансовой грамотности и некачественного ведения отчетности. Некоторые предприниматели не могут составить грамотный бизнес план, технико-экономическое обоснование проекта, тем самым имеют слабое представление о том, как грамотно использовать полученные в кредит денежные средства.

 




Развитие кредитных бюро.

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Заключение

 

Кредитование малого бизнеса – сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры.

1. Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса.

Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.

Развитие кредитных бюро.

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Список использованной литературы

1. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка по итогам 2008 г. Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию. М., 2009.

2. Достаточно одной бумажки. Почему банки не жалеют средств на автоматизацию отбора заемщиков // Smart Money. 2008. N 2.

3. Ибадова Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса // Банковское дело. 2008. N 1.

4. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы. Интервью с А.Г. Аксаковым // Банковское кредитование. 2008. N 1.

5. Условия и факторы развития малого предпринимательства в России. Отчет по результатам всероссийского исследования "ОПОРЫ РОССИИ". ВЦИОМ. М., 2006.

6. www.opera.ru - сайт общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ".

7. www.rcsme.ru - сайт Ресурсного центра малого предпринимательства.

8. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 2007 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2008. С.513-517.

9. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2006. 367 с.

10. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2008. 417 с.

11. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2008. №1.

12. Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 2008. №9.

13. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика, 2005. – 212 c.

14. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2006. 478 с.

15. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.

16. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 2007. 257 с.

17. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №1. 78 с.

18. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2002, стр.3

19. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2008. №7.

20. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 2006, стр. 18.

21. Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 2007.

22. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2007. №7.

23. Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 2007. №5-6.

24. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 2008. № 1.

25. Олег Кузнецов //Банковское обозрение. 2004. №2.

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Кредитование малого бизнеса: ………………………………………..………... 4

1.1. Понятие кредитования малого бизнеса…………………………………….. ...4

1.2. Условия кредитования малого бизнеса……………………………………......6

1.3. Кредитование малого бизнеса в России ………………………………….. ...16

2. Анализ кредитования малого бизнеса………………………………………….21

2.1. Анализ рисков кредитования малого бизнеса……………………………….22

2.2. Проблемы кредитования малого бизнеса…………………………………….25

3. Перспективы, тенденции развития кредитования малого бизнеса в России...30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………………………...35

Введение

В работе дается характеристика сущности кредитования малого бизнеса в России, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы – кредитование малого бизнеса в России, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

В связи с этим можно выделить круг задач, необходимых для раскрытия данной темы.

1. Сущность, виды, условия и правовой аспект кредитования малого бизнеса в России;

2. Анализ кредитования малого бизнеса , его специфика, проблемы и пути их решения на сегодняшний день;

3. Перспективы и тенденции развития кредитования малого бизнеса в России на современном этапе.

Кредитование малого бизнеса: сущность, виды, принципы, правовой аспект

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.