Глава 3. Разработка маркетинговых стратегий деятельности фирмы на потребительском рынке Санкт – Петербурга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Маркетинговая стратегия позволяет компании направить свои (всегда ограниченные) ресурсы и усилия на ещё большее увеличение продаж и усиление конкурентного преимущества.

    Маркетинговая стратегия – это понимание ваших клиентов и их желаний. Именно способность выполнить все пожелание клиента лучше и быстрее, чем это сделают конкуренты, является залогом успешных продаж и долгосрочных отношений с клиентами. Однако запросы клиентов и сам рынок постоянно меняются. Ваша маркетинговая стратегия должна всегда учитывать эти изменения.

    Маркетинговые стратегии деятельности фирмы подразделяются на:

1. товарные

2. ценовые

3. сбытовые

4. коммуникационные.

Товарная стратегия

     Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Стратегические решения по товару являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии предприятия.

     Товарная стратегия – это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

     Отсутствие товарной стратегии ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или приходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

     Напротив, хорошо продуманная товарная стратегия не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

     Для эффективной реализации товарной стратегии и организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товара, специфика его стадий, особенности перехода от одной стадии к другой, что оказывает существенное влияние на объемы продаж и уровень прибыли предприятия. Понятие жизненного цикла применимо к классу товара (телефон), типу товара (радиотелефон), к конкретной марке товара (радиотелефон конкретной фирмы).

Оно также справедливо и по отношению к таким явлениям, как стиль (одежда, мебель) и мода.

Задачи разработки товарной стратегии:

· удовлетворение запросов потребителей;

· оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;

· оптимизация финансовых результатов фирмы;

· завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующих товаров и диверсификации сфер деятельности.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач, связанных с:

· оптимизацией структуры предлагаемых товаров вообще, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла;

· разработкой и внедрением на рынок новых товаров;

· обеспечением качества и конкурентоспособности товара;

· принятием решений, связанных с рыночной атрибутикой товаров.

     В условиях насыщения рынка и обострения конкуренции центральной задачей товарной стратегии является создание новых товаров. Товар представляет собой предмет множества предпринимательских решений. Он создается, при поддержке различных инструментов маркетинга вводится на рынок, при необходимости модифицируется и при экономической целесообразности снимается с производства и продажи. Хотя на первый взгляд может сложиться впечатление, что новые товары нежелательны для производства, так как они в краткосрочном плане ухудшают его экономические показатели, увеличивают издержки, нарушают стабильность организации производства, не позволяют полностью использовать ресурсы существующих товаров. Вместе с тем логика современного рынка такова, что именно способность создавать новые товары отличает процветающее предприятие и является признаком фирмы, ориентированной на маркетинг.

    Товар обладает двумя основными свойствами:

1. способность удовлетворять ту или иную потребность

2. способность к обмену

    Пельмени как товар по замыслу представляют собой выгоду от покупки как продукт быстрого приготовления.

При выводе товара на рынок необходимо учесть следующее:

1. разработать новую упаковку товара;

2. разработать технологию приготовления пельменей;

3. сформировать ассортиментную политику;

4. разработать марочную политику;

5. произвести позиционирование товара или марки.

     При разработке технологии приготовления пельменей, необходимо учитывать что покупатель желает получить качественный продукт.

     Упаковка должна быть яркой и красочной, для того чтобы помогать продавать товар.

     Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их потребительских характеристик, либо в силу того, что они продаются одним и тем же группам клиентов, либо через одни и те же типы торговых предприятий, либо в рамках одного и того же диапазона цен.

     Товарный ассортимент характеризуется:

1. широтой - количество ассортиментных групп;

2. глубиной - количество позиций в каждой ассортиментной группе;

3. насыщенностью - общее число, составляющее группу отдельных товаров;

4. сопоставимостью - степень близости различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требованиям к организации производства, каналам распределения или каким-либо иным показателям;

новизной - количество новых товаров по отношению к общему числу товаров, входящих в товарную номенклатуру;

5. полнотой - количество товаров, находящихся в продаже в торговой предприятии по отношению к общему числу товаров, входящих в товарную номенклатуру.

     В предприятии ассортимент пельменей целесообразно сформировать сбалансированный. Он должен быть в различном диапазоне цен, для различных групп населения Санкт-Петербурга по возрасту и социальному положению. Необходимо представить наиболее употребляемые марки пельменей, такие как «снежная страна», «равиоли», «колпинские», «малышок», «домашние» и др.

     Товарный знак - марка или её часть обеспеченная правовой защитой.

     Марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товара или услуги одного продавца и дифференциацией их от товаров и услуг конкурентов.

     Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров.

Упаковка пельменей должна содержать следующую обязательную информацию:

· Состав

· Пищевая ценность и энергетическая ценность продукта в 100 гр (белки, жиры, углеводы, калорийность)

· Наименование и товарный знак предприятия - изготовителя

· Местонахождение предприятия - изготовителя

· Масс нетто

· Температура хранения

· Дата изготовления

· Срок годности

· Название продукта

· Штрих код

· Свойства продукта

· Торговая марка

· Номер технических условий

Фирма может добиться успеха на рынке только тогда, когда лучше своих фирм-конкурентов будет удовлетворять потребности целевых покупателей.

 

 

Коммуникационная стратегия

Маркетинг предполагает не только решение относительно пассивной задачи детального, тщательного и всестороннего изучения требований конечного потребителя к товару и адаптацию к ним выпускаемой про­дукции, но и задачи по формированию спроса и стимулированию сбыта в целях увеличения объемов продаж, повышения эффективности и при­быльности предпринимательской деятельности. Именно этому призван служить последний (по счету, а не по значимости) элемент комплекса маркетинга — система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) или комплекс маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации занимают особое место в системе про­изводственно-сбытовой деятельности предприятия, так как представляют собой наиболее активную часть всего комплекса маркетинга.

Для наиболее эффективного воздействия на потребителей и обеспе­чения устойчивой работы фирмы в рамках общей маркетинговой страте­гии разрабатывают соответствующую коммуникационную стратегию. Она реализуется благодаря использованию отдельных элементов:

· Реклама;

· Личная продажа;

· Пропаганда;

· Стимулирование сбыта.

Реклама — это любая оплаченная форма обезличенного представле­ния и продвижения товаров, услуг, идей и (или) предприятий.

Личная продажа предполагает непосредственный контакт между про­давцом и одним или несколькими покупателями с целью предоставления товара и совершения продажи.

Кратковременные побудительные меры поощрения покупки товара составляют содержание стимулирования сбыта.

Пропаганда. Под пропагандой чаще всего понимают распростране­ние о товаре и (или) предприятии коммерчески важных сведений с целью создания благоприятного общественного мнения о самом товаре и (или) его производителе.

    Процесс разработки коммуникационной стратегии в общем виде пред­ставляет ряд последовательных этапов:

- Определение задач

- Выбор стратегии

- Определение структуры комплекса коммуникаций

- Разработка бюджета

- Анализ результатов

Общая цель коммуникационной стратегии — стимулирование спро­са, т.е. увеличение или сохранение спроса на прежнем уровне в слу­чае его падения.

Определение задач коммуникационной стратегии направлено на вы­работку конкретных путей достижения поставленных целей. При этом необходимо в полной мере учитывать выработанные практикой маркетинга рекомендации. Они, главным образом, предполагают необходимость учета при разработке задач коммуникационной стратегии двух факторов:

* стадий жизненного цикла товаров;

* готовности потребителя к восприятию товара и элементов про­движения.

Исходя из этого основные задачи продвижения, в первую очередь, должны соответствовать временным периодам, играющим важную роль в жизни самого товара, т.е. стадиям его жизненного цикла.

 

 

Ценовая стратегия

Цена, единственный элемент традиционного маркетинга, обеспечивающий фирме реальный доход. Рыночная цена не является независимой переменной, её значение зависит от значения других элементов маркетинга, а так же от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики. Обычно другие элементы маркетинга также изменяются (например, при увеличении дифференциации продукции с целью максимально поднять цену или, как минимум, разницу между ценой и себестоимостью).

Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объёме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей, путём оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Следовательно, при разработке ценовой стратегии предприятие ООО «» должно определить для себя её главные цели - доведение до максимума выручки, цены, объёмов реализации продукции или конкурентоспособности, обеспечение определенной рентабельности. Структура ценовой стратегии состоит из стратегии ценообразования и стратегии управления ценами.

Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, её полезности, значимости и покупательной способности Потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию - заменитель.

Стратегия управления ценами есть, комплекс мер по поддержанию условных цен при фактическом их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке. На каждом типе рынков с учетом задач, стоящих перед предприятием и складывающейся конъюнктуры, ценообразованием могут быть решены следующие задачи:
обеспечение плановой нормы прибыли, обеспечение заданного объёма продаж, завоевание престижа, полное использование производственных мощностей за счёт "не пикового" ценообразования, стадии внедрения нового вида продукции.

В фирме цены на пельмени колеблются от 50 рублей и более 150 рублей за одну упаковку в зависимости от веса пельменей и товарной марки. Предприятие ООО «» назначает лишь наценку на товар, а саму цену определяют производители.

Предприятие  применяет стратегию рыночных цен, так как цены конкурирующих товаров между собой отличаются не намного.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.

    Данная работа является самостоятельно спланированным и проведенным маркетинговым исследованием.

    В ходе проведения работы я изучила большое количество теоретического материала, в том числе и дополнительного, связанного с маркетинговыми исследованиями и в целом с маркетинговой деятельностью предприятий и организаций. Выполняя работу, я попыталась максимально использовать полученные теоретические знания.

    В курсовой работе был исследован рынок пельменей Санкт – Петербурга, а так же определен комплекс маркетинга применительно к рынку пельменей.

    Рынок пельменей является самым крупным сегментом рынка мясных полуфабрикатов. Сейчас, когда мы заходим в магазин, нам достаточно трудно сделать выбор пельменей: на холодильных прилавках представлено от 30 до 40 видов этой продукции различных производителей.

    В ходе работы был проведен анализ основных факторов маркетинговой макросреды и микросреды, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.

Из практической части видно, что сегмент пельменей разделился между несколькими наиболее сильными конкурентами:

- «снежная страна» (30%)

- «равиоли» (16,7%)

- «колпинские» (14%)

- «малышок» (13,3%)

- «домашние» (12,7%)

Потребительские предпочтения относительно пельменей разделились.    Наиболее предпочтительными для потребителей являются:

1. пельмени из мяса молодых бычков, 500гр, 50-100руб

2. пельмени из мяса молодых бычков, 500гр, 100-150руб

3. пельмени из мяса говядина + свинина, 1кг, 50-100руб

4. пельмени из мяса молодых бычков, 1кг, 50-100руб

5. пельмени из мяса говядина + свинина, 500гр, 50-100руб

6. пельмени из мяса говядина + свинина, 500гр, 100-150руб

7. пельмени из мяса говядина + свинина, 1кг, 100-150руб

    На рынке появляются новые товарные марки, но потребителя уже ничем не удивишь. Необходимо изменять состав пельменей.

    Решающими факторами при выборе пельменей являются состав и цена. 

    В курсовой работе было проведено планирование и сбор первичной маркетинговой информации, предварительный анализ результатов опроса, сегментирование рынка, выбор целевых сегментов рынка, позиционирование покупательских предпочтений, позиционирование товаров конкурентов, создание сводной схемы позиционирования товаров фирмы ООО «» и товаров конкурентов, разработка маркетинговых стратегий деятельности фирмы.

    Прогнозируя ситуацию на рынке пельменей можно предположить дальнейший рост количества марок и их ассортиментных позиций, где конкуренция будет увеличиваться преимущественно на высоком ценовом сегменте, а успешными могут считаться наиболее качественные и приемлемые по цене продукты, производимые, соответственно на специальных машинах.

 

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ с изменениями на 1 августа 2007 г.

2. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.:Финста-тинформ. 2000.

3. Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Акаде-мия; Мастерство, 2002.

4. Аакер Д. Маркетинговые исследования.- М.:«Питер», 2003

5. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка- СПб.:Питер, 2004

6. Басовский Л. Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2001. .

7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование :информация , анализ , прогноз – М Финансы и статистика , 2003.

8. Блэкуэл Р. Поведение потребителей. 9-е международное издание. – М, 2003.

9. Божук С. Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. СПб: Вектор, 2005

10. Галицкий Е. Б. Методы маркетинговых исследований, М., 2004.

11. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.:Дело, 2002.

12. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. - М.: «Финпресс», 2000.

13. Дайн А. и др. Маркетинг. М.:Экономика, 2003.

14. Зыбин О. С. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Поведение покупателей и маркетинговые исследования», СПб, 2001

15. Зыбин О. С. Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Поведение покупателей и маркетинговые исследования», СПб, 2006.

16. Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991

17. Коротков А. В. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

18. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я.- М.: ЭКМОС, 2001

19. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ., М,: Прогресс, 2001.

20. Меньщикова О. Н. В помощь руководителям опросов и интервьюерам. М.: Фонд «Общественное мнение», 2002.

21. Хруцкий В. Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 2001.

22. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 1990

23. Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Санкт-Петербургские ведомости 4 февраля 2008 г.

24. Шевченко М.Г. : Маркетинг в России и зарубежном №5 2005г

25. www.erudition.ru / Экономика, предпринимательство

26. www.marketing.ru

27. www.allbusiness.ru

28. www.top-manager.ru

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.