Макросреда: общие социальные условия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рисунок 1 - Личность как объект социальных отношений

 

На рисунке 1 в детальном виде показана связь «общие соци­альные условия — личность как объект». Эта схема дана в моногра­фии российского социолога В. А. Ядова «Социологические исследова­ния: методология, программа, методы». Общие социальные усло­вия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Социальная структура общества — это основа со­циальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества.

Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обусловливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных, классов и социальных слоев общества,

Важным компонентом макросреды являются социальные ин­ституты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологи­ческими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические соци­альные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к опреде­ленной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и со­держанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, эт­нической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в ка­честве определенной системы научных понятий, отражающих неко­торые существенные свойства нормативных требований, предъяв­ляемых социальными общностями их членам.

 

Личность

Освоение (интерпретация) социальных предписаний

(ролей) и на этой основе творческое преобразование

действительности, включая внеролевое поведение

Мотивы избирательного деятельно- предметного отношения к окружающему миру, социальной действительности Система предрасположений (диспозиций) к восприятию действительности определенным образом и готовности действовать целенаправ-  ленно, что обусловлено прошлым опытом (ценностные ориентации и социальные установки)  

Динамическая система потребностей, общая направленность интересов,

связанная с общественным положением и социальным окружением личности

Психофизические свойства индивида Общие и специфические социальные условия, т.е. макро- и микросреда условий жизни  

 

 

Рисунок 2 - Личность как субъект социальных отношений

 

Большое значение в марксистской социологии придается ис­следованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определен­ных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 2 развернуто содержа­ние системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через соци­альный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя опреде­ленные социально обусловленные интересы. При этом на основе ди­намической системы потребностей и предшествующего опыта субъ­ект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, инте­ресов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Начинателями этой теории были американские социологи Т. Званецкии и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологиским поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концеп­цию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных си­туациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом об­щих социальных условий и отвечая наиболее важным потребнос­тям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воз­действуют на низшие диспозиции.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.