Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек как высшее существо, включенное в природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, личность исследуют различные отрасли науки, в том числе и социология.

Социология, рассматривая социальные характеристики человека и дистанцируясь от его биологической природы, вместе с тем не претендует на раскрытие всех его социальных граней. Фокусируясь на личностной стороне человека, социология оставляет более чем достаточно пространства для философии, психологии, педагогики, религиоведения и других наук. Социологов интересует в человеке личность, а не антропологические параметры и даже не исторические корни. В своем приближении к личности социология идет в союзе с социальной философией и социальной психологией, не теряя при этом собственного угла видения.

В самой структуре социологической науки социология личности конституирована как специальная теория, предметом изучения и анализа которой является человек в его социальном формировании, становлении и развитии. Это означает, что в русле данной теории личность понимается как человеческий индиви-  дуум, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую совокупность социально значимых качеств, знаний и социального опыта, «как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности»[1].

Человек — часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, т. е. существом биологическим и социальным одновременно. Человек вышел из животного мира и никогда не освободится от свойств, присущих его представителям. Его тело, кровь, органы принадлежат природе. Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Каждый представитель животного мира может осуществлять работу, монотонный одноплановый труд. Однако лишь в общении между людьми труд влечет за собой формирование новых, человеческих качеств, языка, способности мыслить, вступать в общение и пр. У каждого человека, как и у любого из животных, есть инстинкт самосохранения, но он может его преодолевать под воздействием общественной необходимости. Благодаря мышлению человек не только приспосабливается, как животное, к природным условиям, а преобразует окружающий мир, создает «вторую природу». Значит, в человеке биологические и социальные начала органически связаны между собой, что позволяет сказать: человек есть существо биосоциальное, но собственно человеком он становится только в обществе. Мышление, сознание, речь, творчество, научное познание, искусство и вера - все, что отличает человека от животного мира, зарождается в обществе и только под воздействием его передается каждому конкретному человеку.

Однако человек не только формируется под воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют для него неодинаковое значение. Общество, будучи наиболее широким образованием, является для него изначально заданной величиной воздействия, различные социальные общности представляют собой относительно переменные величины. Например, производственный, учебный, воинский коллектив и т. п. выступает уже переменной величиной; неформальная группа, круг общения, т.е. малая промежуточная общность, символизируют величины, устойчивость которых весьма относительна, и, наконец, семья как малая (первичная) общность предстает восстанавливаемой величиной (родительская семья — своя семья). Во всех этих вза­имосвязях человек - не только продукт социальных отношений, но и в известном смысле их творец. И в этом качестве он видоизменяет всю систему общественных отношений. Кроме того человека отличает способность осмыслить происходящие с ним изменения в пространстве и времени (историческая рефлексия). Таким образом, личность - выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. Существует различные концепции понимания личности:

1. Ролевая теория описывает социальное поведение понятием «статус» и «роль». Представители: Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Шибутани, Я. Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Личность характеризуется усвоенными и выполняемыми ею социальными функциями, образцами поведения – ролями, которые обусловлены социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Статус человека оказывает большее влияние на его социальное поведение, чем на личные качества. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся наиболее существенной характеристикой его личности. В своей полной совокупности социальные роли, выполняемые людьми, представляют общество в целом, господствующие в нем отношения.

Освоение социальных ролей происходит в процессах межличностного взаимодействия. Одним из важных стимулов к устойчивому выполнению, «игранию» ролей выступают «ролевые ожидания» - ожидания поведения, соответствующего статусу индивида. Ролевые ожидания обусловлены статусами участников взаимодействия и внешней средой – сложившейся культурой, регулирующей социальные взаимодействия. Различные роли, исполняемые человеком, могут оказаться совместимыми, так и несовместимыми. Во втором случае неизбежен так называемый «ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является. Для человека ролевой конфликт создает стрессовую ситуацию.    

 2. Психоаналитическая ориентация в социологии – направление, включающее в себя социально-философские и социологические идеи и концепции Фрейда, фрейдистов неофрейдистов (А. Адлер, К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.), конкретные социологические исследования, основанные на принципах психоанализа. Начиная с 20-х гг. XX в. психоаналитическая социология заняла заметное место в социологии, особенно в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, культуры, войны, лидерства, общественного мнения; в социальной психологии. Основная проблема во всех концепциях – конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников психоаналитической социологии, цивилизация, социальные, моральные нормы, запреты, санкции, искажая, подавляя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию нервозов и т. п.  Вместе с тем социальные нормы являются необходимым условием выживания общества. Для разрешения этой ситуации существует психоаналитическая терапия.

А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежит чувство неполноценности, требующее компенсации. Комплекс неполноценности может привести к уходу человека от трудностей, пассивности, а может, к лидерству как способу компенсации.

К. Хорни развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Преграды экономического, правового, этнического характера, возникающие перед человеком при стремлении к цели, усиливают у большинства людей чувство тревоги, вызывают стремление к безопасности. Поиск путей выхода из этого конфликта порождает, согласно Хорни, формирование трех типов личности. В зависимости от отношения к окружающим людям они делятся на: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества типы.

Г. С. Салливан рассматривал личность как совокупность социальных масок, отрицая ее индивидуальность. Духовный мир большинства людей заполнен иллюзорными престижными ценностями, и личность формируется под их воздействием. Число типов личности у каждого человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.  

 3. Интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие). В центре внимания – процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Г. Блумер. Поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие – это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействия личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности.

Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми. Таким образом, мир наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Акцентировали внимание на коммуникативных формах – информационных процессах, языке, средствах связи и т.п. Точка зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму.  

4. Теория «зеркального “я”» - одна из первых концепций личности, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Представители: Дж. Мид, Ч. Х. Кули.

Социальное «я» человека сводится к тому, каким признают данного человека окружающие. Обязательным условием существования социального «я» является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Сознательные действия всегда социальны: человек соотносит свои действия с теми представлениями о его «я», которые складываются у других людей. Другие люди – это «зеркала», в которых формируется образ «я» человека. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение) или унижение. «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Кули исходит из признания изначального единства личности и общества.  Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра звучанию отдельных инструментов. Личность понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли.

5. Необихевиоризм (от англ. behavior – поведение). Распостранен в американской социологии. Представители: Э. Толмен, К. Халл и др. Поведение человека описывается совокупностью реакций на те или иные стимулы внешней среды. Меняя стимулы, можно получить определенные реакции. Таким образом, поведение человека в значительной степени управляемо. Не проводят качественного различия между поведением человека и животных, считая, что социология и психология должны изучать поведение, доступное для непосредственного наблюдения, а не сознание. Поэтому основными методами исследования, с точки зрения бихевиористов, является наблюдение и эксперимент.

6. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание личности как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:

- определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;

- выяснению принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;

- изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности;

- исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности. Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

 

Социализация личности

Личность — продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений. Это происходит посредством социализации, под которой в социологии понимается "процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих дан­ному обществу, социальной общности, группе"[2].

Первоначальное воздействие на человека происходит в первичных малых группах в процессе воспитания, общения, обучения, а также под влиянием широкого круга факторов (искусст­ва, средств массовой информации, среди которых наибольшие влияние оказывают, несомненно, телевидение, аудио-, видеопродукция и др.). Надо отметить и социально-педагогическое воздействие среды (экономической и политической, социологической, экологической, культурной, этнологической, религиозной).

Истоки современных теорий социализации восходят к Г. Тарду, который описал этот процесс как социальное взаимодействие. П. Сорокин понимал социализацию как процесс освоения социального пространства, усвоения требований общества и социальных общностей[3]. По Н. Дж. Смелзеру, социализация — это прохождение путей приобретения опыта и личностных установок (аттитьюдов), подходящих их социальным ролям[4]. В учебном издании «Социология» понятие «социализация» раскрывается как процесс интеграции личности в общество, в различные типы со­циальных общностей (группу, институт, организацию) посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты[5].

Социализация по своему предназначению решает две цели:

1. способствовать взаимодействию личностей между собой посредством исполнения социальных ролей;

2. обеспечивать сохранения общества путем передачи новым членам (поколениям) соответствующих убеждений и образцов поведения.

Это значит, что социализация объективно необходима, а субъективно многовариантна и трудна. В содержании социализации выделяются две фазы: социальная адаптация личности и ее социальная интериоризация. Первая означает приспособление личности к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятель­ности общества. Социальная адаптация связана преимущественно с внешними сторонами социализации личности и является ее относительно пассивной формой. Вторая фаза - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социальная интериоризация предполагает вбирание, пропускание через себя норм, ценностей и требований, их «переплавку», выработку собственных установок и осуществление действий в соответствии с ними, т. е. эта фаза связана с внутрен­ними сторонами социализации личности и является ее более ак­тивной формой. Другими словами, социализация личности — это не только результат объективного внешнего воздействия, но и следствие ее внутренней детерминации.

За длительное время существования общества многообразно повторяющаяся социализация людей не могла не выработать достаточно эффективные механизмы. Они бывают относительно простыми, довольно сложными и направленными на изменение существующих отношений, структур и систем. Так, к простым механизмам социализации личности относится ее взаимодействие с другими личностями по принципу «зеркала» (как бы видеть себя отражающимся в восприятии других и вносить соответству­ющие коррективы). К следующей группе механизмов относится усвоение личностью принятых в данной социальной общности знаков, понимание «ожиданий» и требований других индивидов к своей социальной роли.

Социализация личности непосредственно связана с обога­щением содержания и исполнения старых и освоением новых со­циальных ролей. Социальная роль — это функция или модель поведения, объективно заданная индивидууму в системе обще­ственных и межличностных отношений. Часть этих ролей явля­ются предписанными по естеству, т, е. предопределяемыми при­родой (возрастом, полом - например, роль ребенка или мамы в семье), другие являются социально-предписанными, т. е. следствием принадлежности к той или иной социальной, этнической или религиозной группе; третьи - достигаются личными усилиями.

Возможно подразделение социальных ролей на конвенцио­нальные (стандартизированные и безличные, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимых от того, кто эти роли исполняет) и на межличностные, в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных обязанностей участников взаимодействия, их чувств, ценностей, установок и предпочте­ний. Если первые роли воспроизводятся индивидом нередко ме­ханически, то вторые - требуют активного волевого участия, социального выбора и целенаправленной деятельности, предпо­лагают возможность и право отвечать за свои действия.

Качество исполнения социальных ролей, ролевой набор (си­стема ролей, исполняемых личностью) предопределяют позиции ее в обществе - социальный статус.

Социальная роль - одна из важнейших сторон взаимодей­ствия человека с обществом. Ее обычно рассматривают в двух аспектах - ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает отношения тождества, но всегда суще­ствует тенденция к его достижению, которая выступает как оп­ределенный элемент социального развития, включенный в об­щую систему взаимодействия личности и общества. В норматив­ной структуре социальной роли принято различать 4 элемента:

- описание типа поведения, соответствующего данной роли;

- предписания, требования, связанные с данным поведением;

- оценку выполнения предписанной роли;

- санкции (социальный контроль) - социальные последствия действия в рамках требований социальной роли. Сами санкции бывают позитивного и негативного характера.

Когда поведение человека соответствует ролевым ожидани­ям, он получает социальные поощрения (такие, как деньги или уважение).

Ни одна роль, формальная или неформальная, не является застывшим образцом поведения. Скорее, поведение - это результат свойственного данной личности способа интерпретации ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологи подчеркивают гибкую связь между поведе­нием человека и ролевыми ожиданиями.

Когда человек сталкивается с требованиями двух или более несовместимых ролей, возникшая ситуация называется ролевым конфликтом. Противоречивые требования, предъявляемые чело­веку одной и той же ролью, могут вызвать ролевую напряжен­ность.

Социальные роли носят универсальный характер. Нет лич­ности вне их исполнения. Но личность может реализовывать свои ожидания и добиться искомых ролей, научиться их выполнять должным образом, создать гармоническую совокупность соци­альных ролей. Вместе с тем необходимо учитывать, что они все­гда будут исполняться в системе социальных ролей, соприка­саться с ролями других людей, что будет требовать от личности их умелой корректировки. Из вышесказанного следует, что лич­ность — это человек, который не играет данную ему роль, а всерьез исполняет ту социальную роль (роли) - реформатора, ученого, художника, защитника, учителя, отца, матери и т. д., которую сознательно возлагает на себя и понимает как свое пред­назначение.

Развитая, зрелая личность воспринимается как одно из ог­ромных достижений человеческой цивилизации, культуры, мо­рали. Такая личность не может не содержать в себе высокого нравственного начала, не следовать его наставлениям.

 

Типология личности

Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей, и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

Типы личности:

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.